Обычаи и традиции Американского Самоа

Самоанцы, как и все полинезийцы, в значительной степени сохраняют свою древнюю культуру, крайне привязанную к традициям и очень сложному набору социальных условностей - иерархии, системе особых знаков внимания и обычаев, которые регулируют всю их социальную, религиозную и политическую жизнь. Правительство обеих частей архипелага, как Независимого Самоа, так и Американского, регулярно выпускает официальный список кодексов поведения для своих граждан, в составлении которого активное участие принимают старейшины и племенные вожди.

Самоанская культура базируется на "фаа-матаи" - сложном понятии, подразумевающем власть племенных или общинных лидеров "матаи" (вождь, старейшина), управляющих как "аига", или "аинга" (семейство, клан), так и всей общиной. Все ресурсы в пределах общины распределяются на основании потребностей и понятия о справедливости, а социальное положение всех членов общины и семей абсолютно одинаково. При этом "матаи" представляет общину на деревенском совете, отправляет правосудие и следит за должным проведением обрядов, соблюдением обычаев, а также ведет летопись рода, генеалогию семейств (этому здесь уделяется огромное значение) и направляет образовательную деятельность.

Выделяют две категории "матаи": "алии" - непосредственно руководители района, деревни или семейства (к этой категории относятся и "тулафале" - спикеры вождя, его, если так можно выразиться, пресс-секретари) и "аумага" - руководители отдельных семей или сектора работ (изначально слово "аумага" значило "воин", в наши же дни это обычно просто назначенные для выполнения каких-то общественно-значимых работ лица, хотя функция охраны деревни по-прежнему лежит именно на них). Несколько особняком стоит должность "таупоу", или "таупо", которую обычно занимает какая-то уважаемая женщина, часто - дочь или жена "матаи". В их "должностные инструкции" входит присмотр за чистотой и гигиеной, воспитание детей общины, обязательное приготовление "кавы" и обеспечение всего сложного церемониала, сопровождающего потребление этого напитка. В пределах отдельного семейства эта роль обычно поручается самой старшей женщине в роду, при этом зачастую она получает определенную власть над своими родными братьями, независимо от их возраста и положения. Отдельно выделяется должность "пуленуу" - некое подобие деревенского старосты или мэра.

Община или группа общин (обычно это отдельная деревня) под управлением одного "матаи" обычно занимают какую-то естественную географическую область и образуют район - "иланд", управляемый советом вождей. Эта иерархия идеально подходит для местных условий, в которых каждый имеет свое место и функцию, причем взаимоотношения со всеми людьми как в самой деревне, так и в гораздо больших масштабах, заранее установлены и определены. Очень необычно отношение к нарушившим местные законы - на иностранца налагается штраф (обычно в денежном выражении или просто продуктами питания), местный же житель после определенного общественного порицания будет выполнять всю ту же работу, что и ранее, только в большем объеме, передавая образовавшийся в результате работ избыток на нужды общины, то есть, ввиду общего равенства, опять же на свои собственные.

Традиционная и основная ячейка самоанского общества - семейная община ("аига", или "аинга"), включающая многочисленных родственников всех поколений (порой до 40-50 человек). Каждая семейная община избирает главу, который представляет её на деревенских собраниях, причем, чем больше сама семья, тем больше авторитета у её "матаи". Это приводит к появлению вполне обычного в этих местах здорового соперничества между "аига". Традиционно все члены семейства обрабатывают какой-то надел земли, выделенный им общиной, а так как размер надела зависит от числа членов клана, то и уровень достатка обычно напрямую зависит от этого показателя. При этом всячески поощряется работа некоторых членов семьи за пределами общины (обычно в столице или на других архипелагах), поэтому неудивительно, что в наши дни больше самоанцев живет за пределами страны, чем на самих островах, однако пересылаемые ими на родину деньги идут на увеличение авторитета именно их семьи.

Понятия "секретность" или "частная жизнь" здесь практически отсутствуют. Все свои работы члены общины делают сообща, праздники также отмечаются всей деревней. Даже традиционный самоанский дом "фале" не имеет стен, закрывая от воздействия плохой погоды лишь соломенной или пальмовой крышей и несколькими несущими столбами.

Самоанцы очень религиозные люди и тонко сочетают догмы христианства с традиционным для островов "фаа-самоана" ("самоанский путь", "образ жизни") и наоборот. При этом древние верования продолжают сосуществовать бок о бок с христианством, особенно ярко прослеживаясь в традиционных обычаях и ритуалах. При этом в набожности местных жителей сомневаться не приходится - центральным событием недели обычно является воскресная служба (выходной день, любые мероприятия в это время запрещены), авторитет священников абсолютен, а все церковные праздники отмечаются с должным размахом и пиететом. Центральный ориентир в каждой местной деревне - церковь, однако чаще всего бок о бок с ней стоит общинный дом "фале-фоно", в котором "матаи" встречаются для обсуждения текущих вопросов (тут следует учесть, что "фале-фоно" всегда играли роль молельного места, где отправлялись традиционные для островов культы духов предков или сил природы, не утеряли этого своего значения они и сейчас). Поэтому многие ученые говорят об особом "самоанском христианстве", которое может показаться довольно необычным для любого выходца из европейских стран.

Как и на всех островах Полинезии, в самоанской культуре огромную роль играют танцы, хоровое пение и просто музыка. Местные жители очень музыкальны, что и неудивительно - на протяжении многих веков именно оформленные в песни и танцы легенды служили им основным учебником истории, мореплавания и даже генеалогии. Наиболее распространен традиционный театрализованный танец "фиафиа", служивший изначально чисто деревенским музыкальным представлением, рассказывающим о том или ином событии или явлении. Европейские мореплаватели, впервые высадившиеся на эти острова, отмечали несколько сотен разновидностей такого танца, к исполнению которого привлекались обычно все жители общины. В наши дни эта традиция постепенно отмирает, но связанные с ней старые песни и напевы по-прежнему крайне популярны. Также очень характерен женский танец "шива", или "сива", в жестах и позах рассказывающий различные импровизированные истории, а также танец "са-са", исполняемый под аккомпанемент деревянных барабанов.

Важное значение для местных жителей имеет татуаж, унаследованный с эпохи заселения островов Тихого океана, когда рисунок и характер наносимой на кожу татуировки рассказывал о доблести и заслугах его носителя. В 12-13 лет каждый самоанский мальчик первый раз переступает порог "туфуга" (своеобразный тату-салон, так же называется и сам обряд инициализации, занимающий иногда до месяца) и получает свой первый рисунок от талии до колена. Процесс невероятно болезненный (для нанесения краски, к примеру, традиционно используются зубы акулы, хотя в последнее время широко применяется современная аппаратура). Татуировки должны рассказать о силе сердца мужчины и его духовности, о его делах и свершениях, хотя в настоящее время все больше и больше их делается просто "для красоты".

В повседневной жизни широко используется полинезийский язык, в бизнесе и торговле общепринят английский.

Отношение местных жителей к туристам очень дружелюбное. В характерный комплекс местного этикета входит почти японское нежелание отказывать гостю или боязнь расстроить его своим отказом. Поэтому нередки ситуации полного непонимания, так как местный житель запросто может дать тот совет, который, как он считает, не расстроит туриста, а вовсе не тот, который соответствует действительности.

При посещении местных общин необходимо соблюдать некоторые нормы приличия. Следует избегать передвижения по деревне в час вечерней молитвы "са" (обычно между 18.00 и 19.00, сама молитва обычно длится 10-20 минут, и часто её начало и конец отмечаются звонком, тремя ударами гонга или звуком горна из раковины). Воскресенье - день мира и тишины, когда местные жители посещают церковь или собираются все вместе у домашнего очага (часто в роли такового ввиду его явного отсутствия выступает земляная печь "уму"), поэтому в этот период рекомендуется вести себя спокойно и избегать громких звуков или сборищ. Если гость входит в деревню в период молитвы, самым разумным будет остановиться и подождать её окончания - в ответ на такое уважение к местным традициям островитяне не преминут в дальнейшем пригласить гостя на различные семейные или общественные церемонии (на следующую молитву, например, или на "аву" - церемонию кавы).

При входе в общинный дом следует обязательно снимать обувь. Гости никогда не должны стоять в то время, когда старейшины сидят, при этом ступни (подошвы) не должны быть обращены в сторону присутствующих (наиболее приемлемо положение, напоминающее "позу лотоса"). Вообще вести разговоры стоя не принято (это считается признаком торопливости и несерьезности сказанного), любая более-менее серьезная беседа должна проходить под крышей дома и в спокойной обстановке (иногда при этом даже не подают никаких угощений, что не должно считаться признаком неуважения к гостю, так как считается, что принятие пищи просто может отвлечь от серьезной беседы). Также не рекомендуется есть на ходу, особенно при проходе через населенный пункт. За столом в знак уважения к предкам и покровителям данной общины или семейства следует пролить несколько капель напитка (кавы, например) на землю или циновку в доме, затем поднять чашу и сказать "мануиа", или "мануэа" (произносится с заметным растягиванием гласных звуков - "ма-нуу-ээ-а"). Сразу осушать чашу не следует, поскольку многие церемониальные случаи (а как их отличить от обычного застолья без знания местных тонкостей?) требуют передать её соседу.

Согласно полинезийской традиции, подарки должны быть обязательно отдарены, поэтому в отношении различных сувениров нужно соблюдать крайнюю осторожность - вполне возможно, что небольшой презент местному жителю потребует от него в соответствии с местным этикетом ответной реакции. И в то же время при отъезде (то есть в случае, когда ответный подарок сделать невозможно уже в силу физического отсутствия дарителя) можно оставить "на память" любое доказательство своей признательности - "меа-алофа" (буквально - "вещь любви") в виде различной мануфактуры, галантереи, бижутерии, сигарет или спиртных напитков. Ни в коем нельзя давать деньги детям, даже если они о том просят.

При фотографировании местных жителей всегда следует предварительно спрашивать разрешения.

Отношение к одежде, как и на других островах региона, довольно оригинальное. С одной стороны, очень ценится следование традициям и обычаям, в то время как в повседневной жизни островитяне одеваются вполне демократично (впрочем, местные климатические условия больше подходят именно для устоявшихся веками юбок из растительного волокна). Традиционная женская одежда - "пулетаси", представляющая собой нечто среднее между юбкой и туникой, а также "лавалава" (саронг) и "парео". Мужчины носят юбки из растительного волокна (или просто из листьев) или вполне европейские шорты и футболки (хотя к шортам в целом отношение явно неодобрительное, особенно для женщин). В официальных случаях полагается иметь строгую вечернюю одежду (впрочем, вполне хватит легких брюк или длинной юбки и строгой рубашки с рукавом средней длины), а вечерами нелишним будет легкий свитер. Облегающая одежда также не рекомендуется, особенно в пределах населенных пунктов.

Также очень негативное отношение к бикини - ношение "минимизированных купальников" разрешается только на территории частных пляжей. Купальные костюмы за пределами пляжей недопустимы, нудизм и топлесс также вызывают заметное неодобрение (во многих местах попросту запрещены). Женщинам рекомендуется носить легкое платье, а не шорты или брюки, особенно если они идут в церковь или в местный дом.

В настоящее время традиционный образ жизни заметно сдает свои позиции под напором современной цивилизации, и многие сложные местные обычаи постепенно отходят на второй план. Однако в любой сомнительной ситуации следует тщательно расспрашивать хозяина дома или любого члена общины об общепринятых нормах. Самоанцы довольно спокойно относятся к незначительным нарушениям их традиций и всегда с радостью готовы помочь в разрешении противоречий, однако пренебрегать их радушием не стоит.

Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)
Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта