← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

В Бангладеш не только вода

История Бангладеш, появившейся на политической карте 30 лет назад, сродни триллеру. Заговоры, военные перевороты... Из четырех президентов трое были убиты. А еще -- беспросветная нищета и стихийные бедствия. Но что самое удивительное, бангладешцы не унывают, трудятся, словно муравьи, живут надеждами.

"О моей родине во всем мире, да и у вас, в новой России, вспоминают, лишь когда на нее обрушивается очередное наводнение. Уверяю, в Бангладеш -- не только вода. Есть и суша с древним и интересным народом". С этим напутствием бангладешский консул в Дели протянул мне паспорт с визой.

...В каменной ограде одного из домов в Дакке, столице Бангладеш, выложен мозаичный портрет. В доме жил Бангабандху -- Большой друг. Так местные жители называют Муджибура Рахмана, первого премьера независимой Бангладеш. Сохранился кабинет, где 26 марта 1971 года Рахман набросал короткую декларацию, призывая соотечественников изгнать пакистанскую солдатню с бангладешской земли.

"Отец независимости" успел передать эту бумагу доверенным лицам за несколько минут до того, как пакистанцы арестовали его и увезли в Исламабад, чтобы предать закрытому суду военного трибунала. В тот же день пакистанские войска под командованием генерала Тикка Хана, прозванного позднее Мясником, устроили резню по всей Бангладеш. Но обращение Рахмана уже на следующий день зачитал по радио из студии в портовом городе Читтагонг майор Зияур Рахман... В декабре 1971 года пакистанский оккупационный корпус был вынужден убраться восвояси.

В январе 1972 года под давлением международного общественного мнения Муджибур Рахман был освобожден из тюрьмы и вернулся на родину. Но судьба политика была трагичной.

В доме-музее есть лестница, на которой Муджибур Рахман был убит. Рядом фотография с распростертым на ступеньках телом первого премьера. Под ней надпись: "Здесь вы можете пролить слезы!"

Объявив программными целями национальные интересы, секуляризм, социализм и демократию, Муджибур Рахман -- как и многие другие выросшие в те годы в огне антиколониального движения азиатские лидеры -- встал на путь создания режима личной власти. Переделанная под Большого друга конституция, однопартийная система, экономический кризис, чрезвычайное положение, преследования оппонентов... В августе 1975 года группа молодых офицеров ночью ворвалась в дом Рахмана и вырезала семью премьера.

Его дочь Хасина Вазед, нынешний премьер-министр, по счастливой случайности отсутствовала. Она была за рубежом.

15 лет у власти находились военные. А народ тем временем нищал и нищал. Именно тогда ООН отнесла Бангладеш к разряду наименее развитых государств. Годовой доход на душу населения -- 150 долларов, половина населения -- за чертой бедности, треть -- в условиях крайней нищеты. Генри Киссинджер, будучи госсекретарем США, произнес облетевшую весь мир фразу: "Бангладеш -- это дно общемировой помойки". Клеймо осталось надолго. Бангладешцы помнят это и, как сказал мне Джамиль Ахсан, директор Института международных и стратегических исследований Бангладеш, "никогда не простят этих слов американцу".

В кабинете директора института (он в чине генерал-майора) висит доска с позолоченными именами предшественников. Что не имя, то "генерал" (хотя после выборов 1991 года офицеры отошли от политики и занялись сугубо военным делом). Спрашиваю: "Почему? Что генералы лучше гражданских разбираются в геополитике?" Объяснение Джамиля Ахсана -- институт, мол, создан совместными усилиями министерств обороны и иностранных дел -- не убедило. Уже на выходе из института один из его сотрудников с глазу на глаз пояснил, что "военные, уйдя, казалось бы, внешне из политики, остались рядом с ней в готовности вернуться в чрезвычайной ситуации".

-- Она возможна?

-- Даже очень.

-- В связи с чем?

-- С политической борьбой, стихийными бедствиями... Бедность остается проблемой "номер один". Голодными массами легко манипулировать. Нищету, помноженную на разор от наводнений, можно использовать как гремучую смесь.

В подтверждение этого откровения как раз в те предпраздничные дни, когда я прибыл в Дакку, по столице прокатились массовые митинги "за" и "против" правительства, возглавляемого Хасиной Вазед. Еще перед отъездом из Дели индийские коллеги меня предупреждали, что Бангладеш -- страна "харталов", т.е. всеобщих забастовок. Избранный в 1996 году парламент парализован. Ведомый Националистической партией оппозиционный блок бойкотирует его сессии с первого дня формирования. Возглавляет партию Бегум Халеда Зия Рахман или -- как ее бангладешцы кратко именуют -- Бегум Зия. Некоторые острословы даже говорят о стране так: "Это кухня с двумя хозяйками. Какой там может быть порядок! Одни склоки".

Бегум Зия была премьер-министром после выборов 1991 года. Оппозиционный фронт, руководимый тогда Народной лигой во главе с Хасиной Вазед, постоянными забастовками вынудил ее правительство подать в отставку и провести досрочные выборы. Сейчас все повторяется. Только дамы поменялись ролями. Бегум Зия настаивает на немедленном уходе кабинета в отставку и внеочередных выборах. Метод борьбы тот же -- забастовки. Обвинения те же -- некомпетентность, коррупция, политические репрессии.

Население Бангладеш -- 130 миллионов. Площадь -- 144 тысячи квадратных километров. То есть на каждом квадрате живет около 900 человек. Просто муравейник! А Дакка и подавно. "Огни большого города" манят провинциалов. В столицу ежедневно вливаются новые тысячи бегущих от безработицы и нужды крестьян, в основном молодых. В городе им есть только одно применение -- брать велосипед и развозить пассажиров за сущие гроши. Треть выручки, разумеется, отбирает хозяин коляски. Велосипед -- кстати, китайского производства -- кормит двух рикш-сменщиков. У каждого семья 5--8 человек.

Весь велобизнес в руках мафии и профсоюзов, граница между которыми, если и есть, то призрачная. Город поделен на "зоны влияния". Довезут до конца "зоны" -- слезай, нанимай другого. На чужую территорию заезжать никто не будет. Отнимут велосипед и разобьют, а самого рикшу покалечат. Случается, убивают. Никто не считал, сколько велорикш в городе. Но они всюду. Возят людей, кирпичи, трубы, холодильники... Для автомашин оставляют одну полосу проезжей части. Поворачивают где угодно и всегда неожиданно. Светофоры, которых по пальцам пересчитать, им не указ. Гуди не гуди -- ноль внимания. Одно время специально для рикш отвели крайнюю правую полосу, огородили ее небольшим бордюром. Но рикши ею не пользуются. А улицы стали еще уже. Сидеть в Дакке за рулем -- надо иметь нервы толще морского каната, реакцию, как у игрока в пинг-понг, да и луженую глотку, чтобы отпускать через приспущенное окно "комплименты" в адрес велорикш.

Из-за митинга оппозиции в одном из центральных парков столицы пришлось искать объездные пути. При нормальном-то режиме ездить сплошная мука. А тут еще улицы перегорожены, полиция заворачивает. Думали попасть к коммунистам засветло, а подъехали к штаб-квартире компартии в темноте. Само место отыскали не сразу. Какой-то уличный торговец подсказал куда идти. Попали в настоящее подполье. Здание еще строится, и Манзурул Ахсан Хан, глава ЦК Компартии Бангладеш, принимал нас в подвале среди строительного мусора. Массивный мужчина на фоне огромной фанерной красной звезды с серпом и молотом впечатлял. На стене слева от него -- большая фотография молодого Фиделя Кастро в военной форме и с автоматом, справа на полках -- полное собрание сочинений Ким Ир Сена. Сказал, что "подарок".

Не знаю, искренне или нет, но излучал оптимизм. Правда, сколько членов партии, так и не сообщил. Подчеркнул, что у "коммунизма в Бангладеш есть будущее". Очень сокрушался по поводу развала СССР и краха КПСС. В советские годы регулярно ездил в Советский Союз. То на курсы, то на лечение, то на отдых. Детей возил. Там же выучил. Года два назад отправлял в Москву своего генерального секретаря. Тот встречался с Зюгановым и Ампиловым. О результатах встреч -- ни слова. В этом умолчании слышится глубокое разочарование и чувствуется обида. В парламенте компартия не представлена. Но влиянием в нищих массах еще пользуется. Равно как и ненавистью врагов. 20 января во время коммунистического митинга в Дакке возле президиума взорвалась бомба. Шесть человек погибли. Сам Манзулур Ахсан Хан не пострадал.

Ностальгические чувства к бывшему Советскому Союзу испытывают, впрочем, не только левые. На всех уровнях -- от водителя такси до премьер-министра -- пришлось услышать об "особом отношении" Бангладеш к России как преемнице СССР. В декабре 1972 года Советский Союз был первым из постоянных членов Совета Безопасности ООН, кто признал суверенитет Бангладеш. Мы первыми оказали помощь молодому государству -- расчистили порт в Читтагонге от мин, подарили боевые самолеты, поставили трактора, дали студентам стипендии. В столичной ассоциации выпускников советских и российских вузов ныне числятся две тысячи уже немолодых бангладешцев.

...Поехал в Сиддирганч на строительство электростанции -- там тоже встретил местных специалистов с нашими дипломами. Они -- хорошая прослойка между российским "Технопромэкспортом", который ведет стройку, и бангладешским департаментом развития энергетики. Стороны подписали соглашение в 1995 году. Через пять лет три энергоблока станции должны выйти на проектную мощность.

Наш главный строитель Олег Титов признался, что, перед тем как забрать жену в Бангладеш в 1993 году, показал ей видеопленку о Дакке и стране. Она расплакалась. Что и говорить, условия далеки даже от наших, российских. Стройку обнесли колючей проволокой и поставили вооруженную охрану. Со стройплощадки уносили все, что можно унести. Взрывались и гранаты. Пришлось нашим людям находить "общий язык" с местными, скажем, "вожаками". В детали они, разумеется, не вдаются. Но показали десяток домов, каждый на 10 квартир, которые строят вместе со станцией и которые, после того как их освободят наши специалисты, будут проданы местным жителям.

Изобретательности наших спецов, впрочем, пришлось удивляться во всем. Мужики живут пока без жен и -- даже не поверил поначалу -- сами пекут хлеб в духовках, квасят капусту на закуску, устроили себе мини-телестудию и ловят почти все российские программы. Делают поистине большое дело: электричество для Бангладеш -- первое необходимое условие ее дальнейшего развития.

Теперь о военном сотрудничестве. История у него долгая и началась с подарка. В 72-м году мы передали бангладешцам транспортный Ан-42. Его модель среди прочих стоит в кабинете командующего ВВС вице-маршала Джамала Уддина Ахмеда. "Мы очень довольны результатами партнерства и ничуть не сомневаемся в его продолжении", -- сказал он мне, показывая на остальные модели. Если быть точным, на модель истребителя МиГ-29.

Из кабинета командующего едем на расположенную неподалеку базу Курмитола, где 22 марта в состав ВВС страны влились шесть многоцелевых истребителей МиГ-29 и две спарки -- учебно-боевые МиГ-29УБ.

Между Москвой и Даккой действует межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве от февраля 1999 года. Все оборонные контракты идут в его развитие. С российской самолетостроительной корпорацией "МиГ" соглашение для бангладешцев выгодно: отсроченный платеж, присутствие российской технической бригады на период гарантийного срока, обучение бангладешских пилотов как в России, так и на их родине. Кстати, все дружно и многократно заостряли внимание на том, что Бангладеш при всей своей бедности всегда в срок погашала свою задолженность.

В Курмитола трудятся наши техники во главе с Евгением Першиным и инструкторы, которыми руководит заслуженный летчик-испытатель России Александр Пелех. Александр в ответ на вопрос "Как живется?" лукаво и добродушно смеется, молчит и выводит из ангара на бетон под стоящее в зените солнце. Жар сверху, жар от нагретого полотна снизу, жар от работающих двигателей. Только тут говорит: "Здесь присловье "работай -- мерзни" никак не удается реализовать". Местные летчики, замечает, "и физически хороши, и на голову понятливы". Из них 10 человек -- с предварительным налетом в 600 часов -- прошли обучение в России и сейчас передают навыки коллегам.

...Приближался день отъезда, а из канцелярии премьер-министра все не было ответа на просьбу устроить интервью с главой правительства. Обещали сделать "все возможное" и Шарджил Хассан, только что назначенный послом в Москву карьерный дипломат, представитель древнего рода даккских набобов, и бизнесмен Нур Али, тесно связанный с Россией. Вопросы были переданы мной в канцелярию премьера еще из Дели по факсу. Мне ответили: "Ждите звонка".

Позвонили под вечер. Попросили приехать в официальную резиденцию. "Возможно, мадам премьер-министр найдет минуту". Через ворота пропустили после тщательного досмотра. Охраной командовал огромный мужик в исламском балахоне до пят и с белой бородой-лопатой. В контраст с фигурой лицо его излучало добродушие. Но внутрь диктофона он заглянул. Нас провели в комнату ожидания, где выделялся большой портрет Муджибура Рахмана, выпускающего из рук голубей. Минут через 10--15 сказали, что "мадам устала", что было у нее сегодня "три митинга", что, "может быть, она примет завтра". В утешение дали хорошего яблочного сока. Стройный офицер проводил до выхода.

Завтра был день отъезда. И день открытия сессии парламента. Сотрудникам канцелярии -- низкий поклон. Они провели меня в здание парламента, в парламентскую приемную премьер-министра и все-таки улучили минуту. Когда Хасина Вазед зашла в кабинет в перерыве сессии, меня представили. С предварительным условием "одна минута, ни одного вопроса, только общие светские слова" и обещанием, что в ходе встречи передаст письменные ответы.

Но получилось больше. Премьер-министр сама повела беседу, вернее монолог. Говорила о своей "главной задаче -- утверждении в стране демократии, обеспечении прав человека, экономического прогресса". Отметила "особые чувства симпатии, которые бангладешский народ питает к России". Остановилась кратко на экономических достижениях своего правительства за четыре с половиной года. Говорила приветливо, спокойно, уверенно. На лице отличный макияж. Одета в сари из великолепной ткани. Уже потом мне сказали, что Хасина Вазед "самая образованная женщина" Бангладеш за всю историю страны. Как и было обещано, премьер-министр вручила письменные ответы пресс-секретарю, а тот передал мне. Можно было спешить к компьютеру и передавать интервью в Москву.

Приведу здесь из него только те слова, что касаются отношений между нашими странами. Премьер-министр особо остановилась на "визитах на самом высоком политическом уровне". По ее убеждению, они "внесут весомый вклад в дальнейшее укрепление дружественных связей". Дело в том, что Хасина Вазед в этом году пригласила президента Владимира Путина посетить Дакку с официальным визитом. Российский лидер со своей стороны направил ей приглашение нанести визит в Москву.

Был советский период активного и многостороннего сотрудничества двух стран, было время отката назад, обусловленного протестом мусульманской Бангладеш против участия СССР в афганских делах. Были годы застоя, когда шла перестройка, разваливался Советский Союз, рождалась новая Россия. Сейчас наметилось оживление. Но контактов между сторонами на высшем уровне не было после 1974 года, после поездки Муджибура Рахмана в Москву. В Дакке их хотят и добиваются. "Правительства двух стран приняли решение согласовать ряд соглашений о сотрудничестве в области торговли, культуры и образования, здравоохранения и по консульским вопросам. Проектами соглашений они уже обменялись", -- сообщила в интервью Хасина Вазед.

В последние несколько лет ежегодный экономический рост составлял 5 процентов. Впервые с момента завоевания независимости страна полностью обеспечивает себя рисом. Есть достаточные запасы зерна, чтобы выдержать даже сильные наводнения. Так это было при разгуле водной стихии два года назад. Пострадавшие семьи получали рис в достаточном для выживания количестве и бесплатно.

В Дакке почти через каждые пять-шесть зданий -- стройка. В районе Гюльшан, где расположено большинство иностранных посольств, строят особняки богатые люди. С резными дверьми из ценных пород дерева, ультрамодной мебелью из Сингапура, цветными витражами из Италии. Фирма "Корона индастриз", которая с советских еще времен импортирует трактора и недавно подписала новый контракт на владимирские Т-25А2, выстроила крыло специально под центр компьютерных программных разработок. В центре столицы довелось принять участие в открытии нового отеля, хозяин которого в молодые годы торговал на улице картинками художников-любителей. Видел громаду 5-звездочного отеля в паутине бамбуковых лесов. Не уступает "Шератону" в Сингапуре или Гонконге.

30 лет в истории ставшей независимой страны -- это только вступление в пору зрелости. "Мы намерены отпраздновать золотой юбилей нашей независимости в 2021 году как экономически крепкая и процветающая страна", -- подчеркнула Хасина Вазед. Хочется верить, что так и будет. Но верно и другое. Бангладеш, расположенная в дельтах нескольких рек, -- одна из первых жертв всемирного потопа, который маячит угрозой в результате глобального потепления климата. К 2030 году, по прогнозу ООН, в стране под водой может оказаться площадь, на которой ныне проживают 24 миллиона человек.

Но тысячу раз прав был дипломат, выдавая мне в Дели визу: "Уверяю, у нас не только вода".

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

21.03 Gulf Air Москва - Дакка от 85 891 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах