Непутевые заметки.

(по-моему такое название - плагиат, но оно точно отражает содержание описанного далее)

Уж и не знаю, интересно ли кому-нибудь будет все это читать, но мне, несомненно, было чрезвычайно интересно писать это, в который раз переживая все то, что здесь написано. Итак, во время отпуска мне посчастливилось попасть в столицу Европы - Брюссель. Мой батя работает там в посольстве и вот сделал вызов.

Я понимал, что предстоит чрезвычайно интересное путешествие, но того, что было на самом деле, мое совковое воображение не могло изобразить.

Полет проходил на нашем ИЛ-86, что явилось предисловием к той массе впечатлений, полученных далее. Летели высоко и над густой облач- ностью, потому обозревать окрестности пришлось только непосредственно перед посадкой. У них самолеты заходят на посадку резко, не так как у нас - пугая всех окружающих длительными полетами на низкой высоте. Как только мы вынырнули из облаков, первое что предстало нашим взорам была огромная - яруса в четыре - дорожная развязка. Может это прозвучит ба- нально, но развязка - это действительно грандиозное зрелище. Непонят- ное хитросплетение идущих во все стороны эстакад с парой-тройкой отхо- дящих от всего этого дорог. Такое впечатление, что кто-то намотал со- вершенно непонятным образом полоски бумаги. Небольшой кусочек города, увиденный за короткое время снижения скорее напоминал нашу деревню, чем большой город - маленькие домики, окруженные садиками, узенькие улочки и полное отсутствие всякого движения.

Путь от аэропорта до посольства довольно длинный, но на фольксва- гене, который нас вез, он показался очень недолгим. Учитывая, что на иномарке мне приходилось до этого ездить лишь на собственной свадьбе, что было 3 года назад, эта поездка "с ветерком" тоже была продолжением того интересного вступления.

То ли от небольшой усталости, но ли от непривычки к большому объ- ему новых впечатлений, практически не чуствовалось, что находишься в другой стране - разве что в другом, более красивом городе.

Наше посольство в Брюсселе - зрелище достойное. Огромная террито- рия, вся в зелени, довольно большой пруд с лебедями и огромными карпа- ми, которых наши уже пробовали ловить, но на вкус они оказались непри- ятными, что их и спасло.

Прилетели туда мы в субботу, а в понедельник, отойдя от последствий радушной встречи, отправились в город. Пешком. Но оказа- лось, что так передвигаться по городу у них не принято. Причем до та- кой степени, что тротуары вдоль дорог сделаны настолько узкими, что идти по ним вдвоем просто невозможно. Так и растянулись мы в цепочку - жена, мой брат и я. Нужно сказать, что наше посольство находится в од- ном из самых престижных и дорогих районов города. Домики там только частные, но зато что это за домики... Двух-трех этажные особнячки сов- ременной архитектуры с огромными окнами и обязательным подземным гара- жом, въезд в который настолько крутой, что кажется на Жигулях оттуда просто не вылезешь (экономят землю - она там очень дорогая). Прилегаю- щая к домам территория не огорожена забором, но вокруг насажен густой кустарник, который и является границей территории. Эти кустарники ре- гулярно и весьма тщательно подстригаются. Причем настолько ровно, что каждый раз задаешься вопросом - как же можно так ровно стричь, и рука не дрогнет. Все оказалось просто. Кустарники стригут в трезвом виде специальными машинами, похожими на травокосилки, с двигающимися друг относительно друга лезвиями. Эту косилку можно расположить горизон- тально или вертикально. Колесики, которые к ним приделаны, катятся по асфальту, который и является той направляющей. Короче, процесс стрижки удобен и даже интересен, а результат можно увидеть возле каждого дома. Внутри территории обычно расположен тщательно подстриженный газон и может еще какие-то насаждения (не яблони, конечно), но это все, что открыто взору. Самое интересное скрыто за домом. Там может быть не- большая детская площадка, бассейн, да мало ли что еще. Правда туда наш человек не вхож.

Ворота или любые другие заграждения весьма редки, то есть можно свободно войти на территорию и даже в дом, ни кто и ни что мешать не будет. Но дело в том, что это не принято! И так обычно никто не дела- ет. Не стали пытаться и мы. Впрочем, как потом мы заметили, на многих домах висят блоки системы безопасности, а кое-где даже установлены ка- меры, тщательно замаскированные в гуще кустарника. Но там это пожалуй лишь роскошь, а не необходимость.

Улицы действительно очень узкие - по ряду туда и обратно. А так как по обе стороны дороги стоят машины (что еще больше сужает троту- ар), ездить по ним можно только на легковых машинах - грузовики и ав- тобусы проезжают с трудом. Впрочем, в этом районе грузовики вовсе не ездят. Присутствие машин на дороге говорит о том, что в доме не одна, и, скорее всего, даже не две машины, а более. И несмотря не это, вид- но, что деньги экономят даже здесь - вторая-третья машина обычно очень маленькая - городской вариант. Кстати, таких малышей теперь выпускают почти все известные европейские автофирмы. Многих моделей в Москве я и вовсе не видел, и особый восторг у всех нас вызывал маленький лупогла- зый Renault. Впрочем машины там все выглядят привлекательно - они всегда чистые, кроме того, в этом районе ни кто ни позволит себе роскоши иметь старую или чуть битую машину.

Дороги покрыты гладким асфальтом, который кажется чрезвычайно шер- шавым, что должно обеспечивать высокое сцепление. Впечатление, что можно разогнаться. Но не тут то было - через довольно короткие проме- жутки на дороге сделаны выступы, проехав через которые на высокой ско- рости очень легко остаться без колес. Каждый такой выступ обозначен специальным знаком. Ездят, как понятно, все, но впечатление, что за рулем всегда женщины. Привыкнув с настороженностью относиться к этому явлению в Москве, там я тоже поначалу дергался, завидев даму за рулем, но оказалось, что это вполне безопасно. Там пешеход всегда имеет преи- мущество. То есть, если ты переходишь дорогу и видишь мчащуюся машину, можешь спокойно идти дальше - она все равно остановится. Причем води- тель не вылезет к тебе с проклятиями, а просто с милой улыбкой подож- дет, пока ты перейдешь. Ох, как быстро привыкаешь к хорошему!

Выйдя из этого района мы попали в обычный город. Улицы там доволь- но широкие, часто можно встретить трамваи, да и народу пешего поболь- ше. Дома и здесь не отличаются высотой - максимум 4 этажа. Но это уже не частные домики. Интересная деталь, дома строят впритык друг к другу (вообще без промежутка), причем архитектура соседних частей обычно от- личается очень сильно. Но, тем не менее, огромные, ничем не закрытые окна позволяют обозревать большущие, часто сквозные комнаты. Это и есть обычные городские квартиры. Они расположены не как у нас - на од- ном этаже, а занимают весь стояк дома - снизу доверху. Обычно в нижнем этаже расположено не жилье, а какой-нибудь магазинчик или ресторанчик. И такая разноликая гряда домов часто тянется по всей улице.

По мере приближения к центру, количество и разнообразие различных заведений увеличивается. Красиво отделанные витрины и вывески бе- зусловно привлекают внимание. Так и подмывает зайти внутрь, что мы и делали, подходя к очередной двери. Внутри народу обычно мало, и потому продавец всегда имеет возможность поздороваться с тобой и спросить, что интересует. Но вот беда - на французском языке. А ни я, ни жена, ни брат в этом деле не шурупим. Однако после нашей фразы "Sorry, we speak English" все проблемы отпадают. Удивительно, но почти в любом магазинчике продавец худо-бедно, но может объясниться по-английски. А многие столь красноречивы, что наши весьма скудные школьно-инсти- тутские познания не позволяют нам в полной мере понять их. Но зато по-русски не говорит ни кто. Поэтому ходя по улицам и разговаривая мы чуствовали себя настоящими иностранцами.

Позволю себе совершить небольшое отступление. Бельгия - страна двух языков - так уж сложилось исторически. Эти языки - французский и фламандский. Брюссель находится в области, где основной язык фла- мандский, но в самом городе практически все говорят по-французски. Од- нако, чтобы не выделять один из языков в столице, все названия, дорож- ные указатели, словом вся текстовая информация написана на двух язы- ках. Интересно, что франко-язычные и фламандские белькийцы не очень хорошо друг к другу относятся. Я сам наблюдал сцену, когда в один из магазинчиков зашел человек и спросил что-то у продавца по-фламандски. А тот стал отвечать ему на французском, хотя я уверен, что фламандский он знал хорошо. Там вообще нормально знать 2-3 языка, причем знать хо- рошо, чтобы иметь возможность полноценно общаться. Все более-менее об- разованные люди обязательно знают кроме французского и фламандского еще английский и немецкий. Степень владения, конечно, различная, но факт интересный. Любопытно, что полицейские тоже являются образованны- ми людьми (не в пример нашим), и всегда легко отвечают на вопросы, за- данные на английском. Когда я шутки ради обратился к полицейскому по-немецки, он тоже не испытывал особых затруднений. Еще раз прошу прощение за отступления и возвращаюсь к прерванной теме.

Интерьер магазинов обычно средненький, без вычурности, впрочем и ассортимент не поражает. Хорошую вещь найти необычайно сложно. Все ка- кое-то неприглядное, дешевое (на вид, но вовсе не по цене). Есть, правда, дорогие магазины, но это фирма, и с нашими скромными возмож- ностями туда просто незачем соваться. Да что там говорить, если ка- кой-то галстук стоит столько, сколько в среднем получает работник на- шего посольства за месяц! Меня такие дела совершенно не прикалывают.

Хотелось бы еще несколько слов сказать про организацию дорожного движения. Ближе к центру появляется много улиц, покрытых брусчаткой. Рельеф местности, на которой расположен Брюссель очень холмистый и по- тому постоянные подъемы и спуски создают дополнительные сложности для движения. Но зато дороги столь тщательно размечены и так обильно осна- щены различными указателями, что это значительно облегчает ориентиро- вание. Маленькая деталь - светофоры расположены на фоне черной пласти- ны, на манер наших железнодорожных, поэтому в независимости от распо- ложения солнца зажженный свет всегда хорошо виден. Иногда на не очень бойких пешеходных переходах установлены светофоры с красным, желтым и желтым мигающим огнями. При этом на столбе имеется кнопочка, которую нужно нажать, чтобы перейти через дорогу - здесь вряд ли просто так уступят - движение интенсивное и скоростное. И удивительно, что кно- почку эту нажимают только когда хотят перейти через дорогу, а не вся- кий раз, проходя мимо столба. Для трамваев иногда отделено место для движения, а иногда пути расположены рядом с обычной дорогой. Но на пу- ти обычно не выезжают, хотя это и не запрещено. Уж и не знаю как это сделано, но трамваи у них не грохочут. Выясняя этот вопрос мы с братом тщательно разглядывали рельсы, но не обнаружили ни одного стыка. Так ведь не бывает?! Еще одна интересная особенность ихних правил - у них всегда действует правило помехи справа. То есть, если ты едешь по ули- це, то должен пропускать всех, кто выезжает на нее справо от тебя, из какой-бы дырки он не вылез. И самое удивительное, что все так и дела- ют. Естественно, на больших улицах установлены знаки приоритета, но на маленьких все именно так.

Возвращаясь к магазинам, хотелось бы отметить их техническую осна- щенность. Особенно поражают ей супермаркеты, но это отдельный разго- вор. Но даже в самой небольшой одежной лавке такая система. На каждой вещи прикреплен особый, даже не знаю как его назвать, брелок, что ли. Он прокалывает ткань и с обратной стороны заканчивается шляпкой. Когда мне сказали, что снять его невозможно, я сначала усмехнулся, мол с на- шей-то смекалкой, но брелок, видимо, выдумали тоже наши, поэтому действительно его не снимешь. А нужен он для того, чтобы выходя из ма- газина ты не прихватил неоплаченную вещь. Дело в том, что во всех ве- щевых магазинах система самообслуживания, и ни кто при этом строгим голосом не требует сдать свои сумки в камеру хранения. А при выходе установлена калитка на манер аэропортовской, но не такого угрожающего вида, которая запищит, если попытаешься пронести через нее что-нибудь с этим самым брелоком. Если же ты решил что-то купить, они снимают этот брелок каким-то хитрым аппаратом, принцип действия которого я не понял. Просто был брелок и нету его. Часто в магазинах установлены ка- меры, которые позволяют обозревать все его закоулки. Кассы там обыч- ные, но часто соединены с компьютером, на котором отображается все, что ты купил. Интересно, что на выходе стоит не мордоворот с дубиной и в хаки, а милая девушка, которая улыбнувшись попрощается с тобой. Ну так просто принято!

Обилие ресторанчиков и кафе просто поражает. Большинство из них имеют почти одинаковый ассортимент - пиво и всякие мелочи к нему (раз- ве что воблы нету). В такие заведения обычно приходят чтобы поболтать. Взяв кружку пива сидят с ней чуть ли не по пол-дня. Но всякие бабуль- ки-дедульки со своими маленькими собачками видимо находят в этом то, что им нужно. Ассортимент пива довольно широкий. Обычно пиво разливное (в бочках) или бутылочное. Баночное не пользуются популярностью и про- дается разве что в автоматах на улице. Надо сказать, что этот июль-на- чало августа в Брюсселе были такими же жаркими как и в Москве, поэтому заведения такого рода никогда не пустовали. Вообще пиво пьют все, осо- бой популярностью пользуются местные Stella Artois и Jupiler. И не да- ром. Это действительно неплохие, легкие и приятные напитки. В Москве я этого пива ни разу не видел, да что там в Москве, если даже в соседней Голландии Stella Artois днем с огнем не сыщешь. Между прочим, после пива не возбраняется садиться за руль. Наши этим обстоятельством поль- зуются охотно, а наш известный корреспондент Кипрас Мажейка, который часто появлялся в нашем посольском баре, регулярно принимал кружеч- ку-другую, прежде чем отчалить домой на машине, видимо считая это вполне нормальным явлением. Но несмотря на поголовное пристрастие к пиву, пьяных на улицах совсем нет. Конечно, сильно с пива не набе- решься, но это смотря с какого. Один лишь раз мы видели пьяного бомжа, но и то, на него можно было смотреть - какой-то он не по-нашему пьяный был, не совсем пьяный, что-ли. А бомжей и попрошаек там хватает. На улицах рядом с центром они стоят возле крупных магазинов со стаканом из МакДональдса в руке (туда, в этот стакан, предполагается класть деньги).

Кроме ресторанчиков с пивом есть много других заведений. Часто встречается McDonalds и его более дешевый собрат Quick. У них это действительно закусочные, куда заходят все кто хочет. Больших очередей там не бывает, и место в зале или на улице найти легко. Ассортимент тот же что и у нас, только еще всегда бывает пиво. Мы заметили, что напитки и коктейли (там их называют милкшейк) имеют какой-то привкус и слегка отличаются в худшую сторону от наших. Да и картошку (фриты) у них делают хуже чем у нас. Хоть в чем-то мы их обскакали. Впрочем, о вкусах не спорят. Кроме того, у них большим спросом пользуются в этих закусочных различные салаты, чего у нас я не встречал (вроде бы). В Quick'е есть интересная приманка: если возьмешь 4 ихних Giant Menu (туда входит бутерброд, типа двойного гамбургера, пакетик фритов и стакан Sprite), то получишь компакт диск с текущей лучшей десяткой хитпарада. Мы эту возможность использовали, и представляете, что обна- ружили на этом диске при прослушивании - никогда не поверите! - перед одной из песен записана реклама на русском языке одной из наших торго- во-закупочных фирм (сейчас не помню какой)! Диск изготовлен и записан во Франции по австралийской лицензии, и совершенно не понятно, как ту- да попала наша реклама, и тем более не понятно, на что расчитывали на- ши рекламодатели, записывая рекламу не диск, который поедет в страну, где никто не говорит по-русски?! Но музыка хорошая.

Кроме закусочных есть ресторанчики с особым ассортиментом и весьма кусачими ценами. Туда мы ходили только поглазеть, но услужливые офици- анты (гарсоны) настойчиво предлагали нам столик и меню. И неудивитель- но, ведь посетителей там почти нет. Местные туда не ходят и в основном они расчитаны на богатых туристов и своих бизнесменов. Мы были ту- ристами, но к сожалению, далеко не богатыми. Оформление таких рестора- нов просто поражает. Если в нем подают рыбные блюда, то прямо на улице перед входом установлен огромный наклонный стол, где выложены на льду всяческие рыбы, ракушки и прочая морская живность (естественно уже не живая, но в отличном состоянии). Перед входом же установлена небольшая доска, на манер нашей школьной, где мелом написан ассортимент и цены. Сначала подумай, а потом заходи. А внутри... Это надо видеть, ибо тут я бессилен - клавиатура не позволяет донести ту атмосферу, что царит там.

Но самое большое впечатление от ихних супермаркетов. Для того что- бы нашему человеку первый раз войти туда, нужно заранее морально под- готовиться. Этим можно заняться в Московских т.н. супермаркетах, этих примитивных подобиях настоящего ихнего чуда. Прежде всего, еще до вхо- да внутрь обращаешь внимание, насколько хорошо продумано все вокруг. Обязательно есть огромная стоянка, куда можно поставить свою машину (по магазинам у них ездят только на машинах). Рядом с нашим посольст- вом находится один такой супермаркет, который называется Delhaize. Пе- ред ним расположена небольшая стоянка, но основная часть машин парку- ется на крыше, куда организован удобный въезд и приезжает из магазина огромный лифт (не таскать же все покупки по лестнице). Входная дверь распахивается автоматически и ты оказываешься внутри. Обилие товара поражает! Его там не просто много, а слишком много. Описывать ассорти- мент нет смысла, так как есть все. Многие наивно считают, что у нас тоже уже все есть, так вот вовсе нет! Наше все и ихнее ВСЕ - значи- тельно дальше друг от друга чем небо и земля. Огромные полки, застав- ленные товаром, тянутся так далеко, что глядя из одного конца в дру- гой, с трудом разбираешь, где они заканчиваются. Можно составить впе- чатление о масштабах этого магазина. При этом в нем продаются только продукты питания, но есть супермаркеты в которых наряду с продуктами есть и одежда, и техника, и книги, и все что душе угодно. Размеры та- ких магазинов еще больше и этажей там не один. Естественно, во всех этих магазинах организовано самообслуживание. Перед входом стоят те- лежки просто невероятных размеров, скрепленные между собой цепочками. Если тебе нужна тележка, ты вставляешь в замок монету в 20 бельгийских франков (это примерно 60 центов) и цепочка расцепляется. После выхода из магазина эта тележка оставляется в том же масте, при этом конец це- пи со специальным ключом от стоящей впереди тележки вставляется в за- мок твоей и монета выскакивает. Считается, что это должно способство- вать тому, что тележки всегда будут оказываться в исходном месте. И обычно так и делается. Наши, правда, поступают проще - везут все по- купки в посольство прямо в тележке - благо недалеко. А если совсем лень ее обратно возвращать (хотя и недалеко), то в посольстве есть специальный ключ, который наши уже отпилили от ихних тележек. При по- мощи этого ключа монетка извлекается, а вот тележка остается в посольстве. Их там уже понакопилось. Обидно, право, за державу.

Кроме тележек в супермаркетах много разных других прибамбасиков, типа камер и автоматических дверей, но самое интересное - во фрукто- во-овощном отделе и в кассе. Фрукты-овощи, конечно, есть любые. Причем как фасованные, так и россыпью. Ну с фасованными все просто, взял упа- ковочку да и положил в корзину, а с рассыпными поступают так: отрывают от специального мотка полиэтиленовую сумку-пакет, накладывают в нее, скажем, помидоры и потом кладут все это на специальные весы. Далее на этих весах нажимают кнопочку, на которой нарисовано то, что ты взвеши- ваешь (помидоры, например) и из этих весов выезжает липкая этикетка, на которую нанесен штриховой код с ценой и идентификатором товара. Эту этикетку нужно приклеить на пакет с помидорами. Все.

Всяческие напитки (кстати, ни разу не видел там Пепси!?) обычно продаются в 2-х литровых пластиковых бутылках (как у нас) в упаковках по 4-6 бутылок. Меньше почему-то не берут. Да и вообще все упаковано по нескольку штук вместе, причем часто применяется система "подарка", то есть если покупаешь упаковку с 4-мя бутылками воды, платишь за три, а четвертая идет бесплатно, в подарок. При этом на упаковке написано: 3+1 Gratis! Доходит до абсурда, когда какой-нибудь спрей в герметичном флаконе несет на себе гордую надпись 400+50 Ml Gratis. То есть, поку- паешь 450 мл по цене 400 мл (попробуй в таком пузырьке купить 400 мл!)

Пропутешествовав между рядами около часа (меньше вряд ли получится) подкатываешь с полной тележкой к кассам. Касс много и обычно все работают. Над кассой висит некоторое подобие светофора, где на- писано, занята касса или свободна. Издалека можно определить куда луч- ше подойти, чтобы долго не ждать. Подходя к кассе начинаешь выклады- вать свои покупки из тележки на конвейер. Твои покупки от покупок пре- дыдущего и следующего покупателей отделяются специальным разграничите- лем, который тоже ставится на конвейер. Когда подходит твоя очередь, кассирша начинает перебирать все твои покупки, проводя их штриховым кодом около считывающего окна. Устройство распознает код на расстоянии около 10-15 см и вне зависимости от его расположения перед окном. Од- новременно касса автоматически выбивает чек с наименованием товара и ценой. Твои покупки кассирша перекладывает на выходной конвейер, отку- да ты их можешь забрать, положив в полиэтиленовые пакеты, которые даст она же в неограниченном количестве, и на которых изображена символика магазина. Словом, все для человека. В нормальном варианте, эти пакеты опять складываются в тележку и отвозятся на стоянку к машине. Но наши прут их вручную.

Интересно наблюдать, как какая-нибудь бабулька с трясущимися руками и ногами подвозит тележку к какому-нибудь Alfa-Romeo и выложив по- купки в багажник и возвратив тележку, поправляет очки и сев за руль, покидает стоянку, скрипнув на прощанье проворачивающимися на месте ко- лесами. Вообще бабульки там - это особая статья. Такое впечатление, что жить там люди начинают выходя на пенсию. На самом деле, молодежь и люди среднего возраста одеваются более чем невзрачно. Редко когда уви- дишь девушку со следами макияжа на лице или хотя-бы аккуратно при- чесанную - ну ей Богу, до предела невзрачно выглядят. А в такой одеж- де, как можно встретить там у нас ходят разве что бомжи. Чуствуется, что люди экономят на всем. Зато выйдя на пенсию все, сэкономленное за жизнь тратится со звоном. Пожилые люди одеваются почти шикарно, на женщинах штукатурка самых дорогих фирм, а прически просто поражают - когда в таком возрасте за всем этим следить. Но государство дает для всего этого возможность, которая и используется. Почти все пожилые лю- ди ездят на машинах, причем частенько на весьма представительских мо- делях, они имеют возможность посещать растораны, различные клубы и все что угодно, в результате чего все эти заведения именно ими и заполне- ны. Одним словом, люди ЖИВУТ!

Таким раздольем жизни могут еще похвастать дети. Действительно, там удалось полностью воплотить в жизнь наш пламенный лозунг - "Все лучшее - детям". Для детей там сделано все. Даже при самой незначи- тельной забегаловке в муниципальном парке организована детская площад- ка, где малыши могут повозиться под присмотром (не бесплатном, конеч- но) специальных наблюдателей, которыми обычно являются подрабатывающие студенты, пока взрослые проводят время в разговорах за кружкой пива. А их луна-парки - это что-то. Помнится в детстве мне нравилось ходить в наш парк Горького, но любой ихний луна-парк не идет с ним ни в какое сравнение. Впрочем об этом так много сказано в наших средствах массо- вой информации, что просто нет смысла повторяться. Там здорово! Впро- чем, для проведения досуга и взрослым есть что выбирать. Различные му- зеи, клубы, те же луна-парки, бассейны (справка туда не нужна) да и просто парки. Но особо хотелось бы отметить комплекс под названием Bru Park, куда входят знаменитая мини-европа, не менее знаменитый атомиум, а так же замечательный бассейн с аттракционами и кинозал просмотра са- мых свежих фильмов. Правда все это довольно дорогое удовольствие (би- лет на посещение мини-европы, атомиума и бассейна стоит 750 франков - примерно 23.5$. Но удовольствие стоит того! Единственное разочарование - атомиум. Внутри настолько поганый музейчик, что он портит все впе- чатление от увиденной панорамы города. Правда высота не идет ни в ка- кое сравнение с нашей останкинской башней, но так как город невысокий, то виден он весь. Зато мини-европа - поистине замечательное зрелище. Дорожки на территории проложены так, чтобы можно было обойти все соо- ружения практически со всех сторон. Маршрут пролегает через разные "государства", о чем можно судить по специальным информационным таб- личкам, расположенным на "границе". Там же можно нажать кнопочку, что- бы послушать гимн этой страны. Вся экспозиция постоянно подновляется, так например уже можно увидеть сцены разрушения Берлинской стены и мо- дель тоннеля под Ла-Маншем. А вот России там нету вовсе. Да это и ясно - чистыми европейцами нас никогда не считали.

Бассейн, входящий в комплекс (называется он Oceadium) тоже, безусловно, заслуживает большого внимания. Билет действует на 4 часа посещения (за это время там не успеешь соскучиться). Время твоего вхо- да записывается на входной карточке штриховым кодом. Эту же карточку нужно вставлять в замок камеры хранения вещей. При выходе ее же необ- ходимо опустить в автомат, который определит, не просрочено ли время. Если нет, то все нормально, а если да, то плати штраф 200 франков (6 баксов). Чтобы не бояться просрочить, можно взять билет на весь день. Это будет дешевле, чем платить штраф. Что же там делать целый день, спросите вы? О, есть чего. Кроме обычного плавательного бассейна там есть много различных увеселительных мероприятий, которые не дают ску- чать. Наибольшей популярностью пользуются трубы. Забравшись на высоту метров в 20 ты садишься в большую трубу (около 1.5 м в диаметре), внутри которой течет вода и поехал. На своем протяжении она имеет несколько поворотов, где тебя изрядно окатывает водой. Наслаждение - значительно выше среднего. Кроме того, есть горки, тоже с водой, съез- жая с которой падаешь в воду с высоты 1.2 м. Есть круговорот - органи- зованное сильное течение воды между двумя стенками. Устоять против те- чения невозможно. Каждые пол-часа или 15 минут (в зависимости от вре- мени суток) в большом бассейне идет волна. Почти как в море. На плав- ном выходе из бассейна волны заворачиваются небольшими гребешками, где резвится счастливая малышня. Кроме того есть несколько фонтанов и ван- ны с "бульбашками". Словом, скучать не приходится. Неизменный атрибут - закусочная (с пивом, конечно), присутствует и здесь. А весь интерьер так здорово оформлен живой зеленью, что поглядывая на часы, с сожале- нием отмечаешь, как времени остается все меньше и меньше.

Не имея возможности перемещаться как принято у них - на машине, нам частенько приходилось пользоваться общественным транспортом. Из этого дела у них работают автобусы, трамваи и метро. Троллейбусов нет вовсе - чего-то они им не приглянулись. Проезд оплачивается следующим образом. В магазинах или у специальных распространителей покупается специальная карточка с магнитным слоем на 10 поездок. Стоит она 305 франков (около 9.5 долларов) и действует на всех видах транспорта. Для того, чтобы оплатить проезд, эту карточку, после входа в салон нужно опустить в специальное считывающее устройство. Она уплывает вовнутрь, где с нее считывается количество оставшихся поездок и на оборотной стороне печатается строка, где записана дата, время, регистрационный номер автобуса (или трамвая, метро). После этого можно ехать в течении часа. При этом можно пересаживаться на любой другой маршрут или вид транспорта. По истечении часа необходимо осуществить доплату. Штрафы просто страшные 8000 франков (почти 250 долларов) - десять раз подума- ешь прежде чем не платить. При нас забрали одного негра-халявщика. Кисло ему, видно, будет. Между прочим забирали тихо и вежливо, а тот так же спокойно отвечал на все их вопросы, которых много задавали, за- полняя какую-то бумагу. В общественном транспорте ездят самые разные люди, но большинство все-таки негров, латиноамериканцев и других наци- ональных меньшинств. Никакого разграничения мест в салоне нет. Запол- ненность примерно на 50-80 процентов (имеются в виду сидячие места). Один лишь раз ехали мы в наполненном (по их меркам) трамвае, где стоя- ло человек 10! Это много. Между прочим, бывает, что трамвай заезжает в метро и у них имеется общая подземная станция пересадки. И как-то у них не ощущается час пик - народу в транспорте столько же, сколько и в обычное время. Видимо все работающие ездят на машинах. Интервалы дви- жения транспорта довольно большие - минут 15-20. На каждой остановке висит расписание, согласно которому, причем минута в минуту, подъезжа- ет автобус или трамвай. И еще об оплате. Если нет необходимости поку- пать карточку на 10 поездок, можно взять прямо у водителя на одну, правда стоить она будет уже 50 франков! Кроме того, существуют карточ- ки на целый день поездок (если их предполагается делать много) стои- мостью 120 франков (чуть меньше 4$). Но зато можно целый день колесить по городу. Удобно и, видимо, выгодно.

В салоне нет горизонтальных поручней сверху, по-поводу чего мы с братом долго плевались, стоя в трамвае. Но зато на каждом вертикальном столбе расположена кнопочка, которую нужно нажать, если на следующей остановке имеешь желание сойти. Если не нажать, а на остановке не бу- дет народу, водитель не остановится на ней. Меня поразила мощность та- мошних автобусов (фирма Vanttool) - разгоняются они просто умопомрачи- тельно. Как уже говорилось, Брюссель - город не ровный, изобилующий частыми и порой довольно крутыми подъемами, на которые наш несчастный ЛиАЗик наверно не в жисть бы не взобрался. А те прут, да еще с хорошим запасом. Автоматическая коробка передач делает их разгон непрерывным и ровным. Порой просто поражаешься, как умудряется водитель на такой высокой сторости так лихо маневрировать по ихним узким улочкам. В го- родском транспорте багаж не возят - максимум дамская сумочка, и потому на нас здорово косились, когда мы вплюхались в автобус с огромной ко- робкой с синтезатором, купленным в центре. Короче, ездить у них можно и на общественном транспорте.

Кстати, карточки у них применяются не только в транспорте. Для того, чтобы позвонить по обычному городскому уличному телефону тоже не- обходима специальная карточка. Стоит она 200 франков и позволяет об- щаться по телефону в пределах города 20 минут. Но так как любой улич- ный телефон имеет выход на междугородную и международную линию, время разговора может быть уменьшено за счет повышения стоимости. Мы, напри- мер, довольно часто звонили в Москву. Делается это обычно вечером, так как вечером стоимость разговора дешевле. Но даже вечером 20-минутная карточка при звонке в Москву выходит примерно минут за 7-8. Да что там телефон! Когда я слегка приболел (акклиматизация, видимо), то в мест- ном госпитале, где врач меня только осмотрел и дал рекомендации по ле- чению, на меня завели в компьютере дело, а на руки выдали пластиковую карточку, на которой выбиты все мои данные. В руках приятно держать. Ну а банковские кредитные карточки у них вообще чуть ли не основной вид расчетов.

Нам повезло, так как удалось организовать поездку в Голландию. Там перемещение из страны в страну дело простое и недолгое. Сел в машину и через 1.5 - 2.5 часа ты уже в другой стране. Нам с этим сложнее. Наши загран паспорта с визами дают возможность кроме Бельгии посетить еще Голландию и Люксембург, которые, как известно, составляют объединение, называемое Бенилюкс. А местные могут поехать в Германию, Францию, Анг- лию - это то что рядом, а так же в Испанию, Италию, словом в любую страну Европы без какого бы то ни было дополнительного оформления. Но мы постарались использовать хоть ту небольшую возможность, которая доступна нам.

Граница между Бельгией и Голландией представляет собой участок дороги, на котором скорость снижена до 60 км/ч. Непосредственно на гра- нице установлена стойка со светофорами, которые обычно не работают. Да и нет там никого, кто мог бы тебя проверить. Говорят, так же легко уе- хать в соседние Германию и Францию. Но нам туда нельзя! Проезжая по территории Голландии убеждаешься, что это действително житница Европы - фермерские хозяйства тянутся одно за другим. Довольно большие стада гигантских по нашим меркам коров пасутся на огромных лугах. Дере- венская идиллия. Вдали стоит большой дом (обычно каменный) с различны- ми надворными постройками, но внимательно разглядеть все это невозмож- но - средняя скорость движения по шоссе около 130 км/ч, поэтому все пролетает достаточно быстро. Там, в Голландии, мы остановились в горо- де Гааге - втором по величине городе после столицы. Это приморский портовый городок, где вся культурная жизнь проходит на побережье. Но оно же притягивает к себе и разного уголовного элемента, поэтому вече- ром там бывает небезопасно. Меня поразила грязь на улицах. Хотя вся- ческие потуги благоустроить город хорошо видны - очень много цветов - это ни в коей мере не ослабляет впечатление об оставляющей желать мно- го лучшего чистоте. Движение там значительно менее дисциплинированное чем в Брюсселе, и переходя улицу испытываешь вполне московские ощуще- ния. А голландские дальнобойщики вообще славятся в Европе как самые большие дорожные хулиганы. К нам они, правда, пока не суются.

Засилье велосипедов ощущается везде. Вдоль всех дорог в городе сделаны специальные велосипедные дорожки со своими перекрестками и светофорами. Велосипедист имеет преимущество и перед машиной и перед пешеходом, поэтому, что бы ни случилось, он почти всегда прав. Может так они борятся за чистоту воздуха, поощряя самый экологически чистый вид транспорта? Велосипед в Голландии кроме средства передвижения яв- ляется еще предметом возможной кражи, что совершается очень часто. Но тем не менее поощрительное отношение к велосипеду заметно даже по то- му, что рядом с супермаркетами, наряду с автомобильной стоянкой почти всегда есть и велосипедная, оборудованная так, чтобы оставленный ве- лосипед можно было пристегнуть к неподвижным сооружениям стоянки.

Называя между собой в шутку деньги гульденами, мы вдруг попали в страну, где этот самый гульден является основной денежной единицей. Конечно, по-началу у нас их не было, приехали мы туда с долларами, а когда хватились менять, оказалось что банки уже закрыты (они не тешат себя длительным оставанием на работе - дома есть дела, да и культурный отдых можно провести, благо море рядом.) С содроганием сердца запихали мы заветную 10-долларовую бумажку в разменный автомат, установленный прямо на улице. Проглотив ее, он сообщил, что это 10 долларов и даст он нам за них 14 гульденов (всего), тогда как обычный курс примерно 1.7 -1.85 гульденов за доллар. Но и за то спасибо - очень уже хотелось кушать, что мы и не замедлили сделать. Цены там значительно выше чем в Брюсселе, поэтому после не очень плотного ужина мы вновь остались без денег. Но на следующий день мы это положение поправили и уверенно мог- ли продолжать наши похождения.

Местный язык - гремучая смесь английского, немецкого и французско- го языков не оставлял ни какой надежды на возможность общения. Но ока- залось, что вторым языком там является английский, и потому мы практи- чески не испытывали проблем с общением. Заблудившись, легко находили дорогу, так как услужливые горожане охотно объясняли нам нашу ошибку.

Наиболее сильное впечатление - мини-голландия - парк наподобие ми- ни-европы в Брюсселе - который называется Madurodam. Тут не стали разбрасываться на импортные здания, а сделали хорошие макеты своих на- иболее известных сооружений. Общее ощущение от Madurodam'а значительно более сильное чем от мини-Европы. Какой-то он более законченный, более продуманный, что ли. Модель поезда там ездит вокруг всего комплекса, и полный объезд занимает у него несколько минут. Экспозиция более ин- тересная и несколько качественнее выполненная. Короче, классно!

Обратный путь из Голландии, конечно, шел по одному из ихних заме- чательных шоссе. Не имея возможности сравнивать с немецкими автобанами или американскими хайвеями, ихние дороги по-сравнению с нашими шоссе выглядят весьма недурственно. Покрытие не блещет, но тем не менее оно достаточно ровное, без всяких волн и без ремонтных заплаток, на кото- рых машину кидает из стороны в сторону (о выбоинах нет и речи). Но са- мое главное тут даже не покрытие, а оборудование дорог. Здесь действи- тельно сделано все, чтобы обеспечить безопасность движения. На шоссе нет ни каких перекрестков - все отклонения от основного направления организованы с помощью эстакад и дорожных развязок. А это сильная вещь! Перед развязкой на довольно приличном расстоянии установлены указатели направлений. Так вот, перестроение из ряда в ряд у них прак- тикуется только перед такими развязками, а обычное движение идет прак- тически строго по рядам, что создает дополнительные предпосылки для безопасной езды. При подъезде к началу развязки обязательно присутствуют полосы торможения. Хотя особо тормозить и не приходится - почти на всех развязках радиус поворота выбран таким, что его можно пройти на скорости 90-100 км/ч с хорошим запасом. Поэтому развязки представляют из себя очень большие сооружения. Поток транспорта плавно уходит с основной трассы на эстакаду и так же плавно вливается потом на другое направление. Изобилие указателей, казалось бы, не дает воз- можности заблудиться, но все же необходим небольшой навык в ориентиро- вании и некоторое знание местности. Один раз, когда мы ехали на посольском автобусе в один из луна-парков, то из-за ремонта дороги пришлось свернуть со знакомого маршрута и мы заблудились. Ни карта, ни объяснения остановленных водителей не помогли нам найти цель нашей по- ездки. Лишь когда мы встретили полицейский патруль, наши неприятности закончились - машина полиции (бесплатно) сопровождала нас до самого парка в течение 10-15 километров. Интересно, наша доблестная милиция смогла бы так? А уж как организованы объезды, это просто сказка! Если, к примеру, на крайней полосе ведутся какие-то работы, то задолго до того, как на дороге будут стоять машины, установлена огромная мигающая стрелка, указывающая направление объезда. После нее по разделительной полосе установлены фишечки, наподобие тех, что ставят у нас при ок- раске дорог. Непосредственно возле места проведения работ стоят сиг- нальные столбики с фонариками наверху, которые загораются один за дру- гим, так что выходит бегущая дорожка, показывающая опасную зону. И ин- тересно, что никто не лезет ни в загороженный ряд, ни на обочину, ши- рина которой достаточна для движения большого грузовика - так не поло- жено. Все спокойно стоят в один ряд и медленно продвигаются вперед.

Но несмотря на все эти энергичные меры аварии все же случаются. Но это уже событие, так как на таких скоростях последствия довольно пе- чальные. Одну такую аварию мы видели. Произошла она на встречной по- лосе, как обычно отделенной от нашей полосой кустарника, поэтому не удалось разглядеть, что же случилось, но последствия были видны хоро- шо. Движение перекрыто, вокруг места аварии большое количество поли- цейских машин и машин скорой помощи, а сзади огромнейшая пробка. В просвет кустарника мы увидели как кто-то в этой пробке разложил на ка- поте машины бутербороды и трапезничал - дело то долгое. Не хотел бы я в такую пробку попасть.

Под занавес нам удалось лицезреть еще одно замечательное действо, под названием ковер цветов. Безусловно, нам повезло, так как это собы- тие происходит раз в 2 года, соответственно, в последний раз это было в 1992 году, и вот произошло этим летом. Открылся этот ковер 12 ав- густа и мы в последний день перед отлетом в Москву попали туда. Собы- тие это происходит на центральной площади Брюсселя, которая называется Гранд Пляс. Это не слишком большой клочек покрытой булыжником террито- рии, со всех сторон окруженный старинными зданиями, среди которых и королевский дворец (не надо забывать что Бельгия - королевство с действующей королевой). Так вот, ковер из цветов выкладывается на всю эту площадь. Зрелище грандиозное! Тонны лепестков тюльпанов устилают площадь. Различными цветами выложены красивые узоры и гербы провинций. В середине ковра были сделаны 3 фонтана. Каждый раз ковер отличается от предыдущего и узор ни разу не повторяется. Конечно, на это лучше смотреть с большой высоты, но с королевского балкона, (куда всех жела- ющих пускают за 50 франков) расположенного на 2-м этаже ковер, тоже выглядит впечатляюще. Конечно, это надо видеть. Вокруг ковра располо- жены небольшие ресторанчики, которые в эти дни, вероятно, здорово обо- гатили своих владельцев. Словом, хорошее зрелище в духе развитого ка- питализма.

Прочитал я все это, и понял, что не сумел донести ту необычайную атмосферу уверенности в завтрашнем дне, царящую в этом замечательном городе. Конечно, все это нужно увидеть самому, так как даже самый красноречивый рассказ не позволит представить все это в полном объеме. Как не печально это констатировать, но я понял, что мы отстали от них НАВСЕГДА без каких-либо шансов догнать. И дело не в наполненности ма- газинов или технической оснащенности, это дело наживное, дело в отно- шение людей к жизни, к окружающей их действительности, к своему буду- щему и к друг другу. Мне кажется, что нам это просто недоступно, что какой-то злой рок не дал нам чего-то, чем в полной мере обладают брюссельцы. Жалко и обидно. Возвратившись в Москву и проехав по нашей Шереметьевской дороге, которую я всегда считал неплохой, посмотрев на окружающие пейзажи и дома, ей-Богу, на глазах навернулись слезы. И те- перь мне очень легко понять тех, кто уезжает жить туда, подальше от нашей жестокой действительности, туда, где каждый может просто усесться на газон и всегда ощущать себя человеком.

Прошу простить за несколько несвязное повествование - впечатления всегда сильнее разума, а именно впечатления потянули меня на этот рассказ и именно они кидали меня из стороны в сторону в течение по- вествования.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

30.05 KLM Москва - Брюссель от 13 265 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта