Монастырь белого облака

Путешественники, прибывающие в Пекин на несколько дней, очень быстро начинают нервничать и обретают "китайский синдром": даже недели не хватит, чтобы полюбоваться неисчислимыми памятниками столицы. Тут и Императорский Дворец, и Храм Неба, и Летний Дворец, и Великая стена и гробницы династии Мин. Но вот завершен осмотр Запретного города, и мы снова выходим на Тяньаньмэнь ("Площадь Небесного Спокойствия"). В 4-х километрах к западу от самой большой в мире площади находится самая крупная в Северном Китае даосская обитель Байюнгуань.

Стою перед входом в монастырь. На воротах цветистой арки 4 вывески: "Издательский отдел журнала "Китайский даосизм"; "Китайская даосская семинария; "Китайская даосская Ассоциация"; "Институт китайской даосской культуры". Рядом будка, откуда машет рукой привратник: входной билет - 10 юаней! (В пересчете - доллар с четвертью). Деньги нужны на реставрацию обители.

После реконструкции, которая потребовала два года напряженного труда (1985-1987) монастырь Байюнгуань (Белое облако) приобрел прежний величественный облик. 30 послушников, облаченных в старинные хитоны и гамаши, прошли обряд посвящения. Храм вновь могут посещать паломники и туристы.

В приемной Китайской даосской Ассоциации, которая размещается в монастыре, две картины. На одной - утренний пейзаж; на другой картине - два человека почтительно приветствуют бородатого мужчину, едущего на корове. Он восседает лицом к нам и настроен благодушно. Ездок этот не кто иной, как Лао Цзы. Его считают основателем даосизма. Это собственно ханьская религия, появившаяся в самом Китае, а не привнесенная извне.

Лао Цзы ("старый ребенок") был современником Конфуция (VI в. до н.э.) Согласно его учению, основой мирового порядка является "дао" - путь. Им следуют небо, звезды, планеты, Земля, неживые предметы и одушевленные существа. Движение по этому пути неизменно. Никто и ничто не может уклониться от дао. Все несчастья в жизни людей происходят от попыток противиться его предначертаниям.. Поэтому задача человека - посчтичь свое индивидуальное дао, а обязанность правителя - повести свой народ по правильному курсу. Поскольку дао в некотором смысле оказалось синонимом законов природы, последователи даосизма много сделали в области разработки натурфилософских идей.

В своем этическом учении даосизм выступал против ритуалов и искусственной конфуцианской иерархии в обществе. В сфере общественной жизни даосская доктрина выдвинула принцип "увэй" (недеяние), что означало отказ человека от всякой деятельности, "невмешательство в жизнь, которая развивается как бы сама собою". То есть "увэй" - это не бездействие, а образ жизни, не нарушающий гармонию окружающего мира.

Даосизм предписывает своим последователям делать огромное число упражнений, целью которых является "воспитание духа" и обретение долголетия. Этот комплекс требует поддержания диеты и отказа от мирских желаний. Из учения и практики даосизма исходит гимнастика "ци гун", которую практикуют миллионы китайцев.

...С обложки журнала "Чжунго дао-цзяо" ("Китайский даосизм") на посетителей смотрит седобородый старец в пышном головном уборе и с ритуальным жезлом в руках. А насельник обители цзюйши (священнослужитель), беседующий с гостями, одет более скромно. Штаны заправлены в белые чулки; волосы связаны узлом сзади и стянуты повязкой с пряжкой. Живой даос собственной персоной. Перед глазами встают персонажи произведений Пу Сунлина: лисы-оборотни, седобородые кудесники-даосы. С одним из их связано и нынешнее название монастыря - Байюнгуань - "Монастырь Белого Облака".

Откуда оно взялось? Ведь белое облако вроде бы не фигурирует среди даосских символов. Но обратимся к историческим хроникам. В 1224 году в храме этого монастыря, первоначально называвшегося "Тянь чан", поселился известный даос Цю Чан чунь Совершенный, спустившийся с Дасюэшань ("Большая снежная гора"). Когда старец скончался, он был похоронен в монастыре. Император Ши-цзун в середине ХУ1 века как-то посетил место погребения Цю Чан чуня. Был ясный день. И тут внезапно поднялся белый туман. "Сколь силен его, Цю Чан чуня, дух!" - подивился император. И предписал впредь именовать эту обитель "Монастырем Белого облака".

На территории монастыря несколько храмов; наиболее ранний - Yuan Chen - был воздвигнут в 1190 году. В период династии Тан (618-907) и Сун (960-1279) даосизм официально признавался государственной религией. В силу своего стремления постичь законы природы даосизм сделался теоретической основой математики, астрономии, медицины, геологии, а священнослужители этой религиозной системы стали носителями обширных знаний в области медицины.. Изобретатель пороха Сунь Сы-мяо был настоятелем даосского храма в перид правления династии Тан. По оценкам ученых, из 27 выдающихся ученых древнего Китая 25 были даосами или находились под влиянием даосизма.

В обители Белого облака наиболее интересен двухэтажный храм, построенный в 1428 году. Внизу - святилище "4-х небесных императоров", наверху - во всем величии скульптурная триада - главные божества даосского пантеона. В центре - Юань Ши (Yanshi), слева - Линь Бао (Lingbao), справа - Дао Дэ (Daode). Последний держит даосскую эмблему: круг пересекает изогнутая спираль. Это олицетворение двух начал, дающих жизнь: "инь" (женского начала) и "янь" (мужского начала).

Храм строился в непростое для даосизма время. После падения династии Сун (1279 г.) даосизм раскололся на две секты.Одна из них под названием "Цюань жен-дао" обосновалась в храме "Белого облака" в Пекине, а другая - "Жен идао" - в храме "Тигра и дракона" в провинции Янцзы. Первое направление, получившее широкое распространение на территории Северного Китая, делало акцент на индивидуальном совершенствовании, пользовалось более упрощенной процедурой посвящения, но предписывало строгие законы и правила монастырской жизни. Те, кто выбрал удел даоши, даосского монаха, подчиняют свою жизнь строгим правилам: носят одинаковую одежду, не женятся, живут при монастыре, не едят мяса.

Вторая секта, обосновавшаяся на юге Китая, уделяла большое внимание заклинаниям, молитвам, благочестию, справляла пышные религиознгые праздники. В отличие от "Цюань жен-дао" монахи "Жен идао" могли жениться, жить в своих домах и представляли собой на деле мирян, исповедующих даосизм.

Несмотря на то, что это учение долгое время господствовало в духовной и общественной сферах Китая, оно стало приходить в упадок с периода правления димнастии Цин (1644-1911 гг), так как стоявшая у власти манчжурская вершушка исповедовала ламаизм, а даосизм как религия коренных китайцев - ханьцев была подвергнута дискриминации. И, тем не менее, одна из правительниц династии Цин - вдовствовавшая императрица Цы Си (конец Х1Х - начало ХХ в.) подарила монастырю красные покровы, что свисают с потолка в зале "Сань цин гэ" - Храма высших божеств.

Во главе даосского пантеона стоит божество Юйхуан Шанди. Далее следуют его многочисленные собратья - небесный патриарх всего сущего Юаньши Пиянь, хранитель небесных сокровищ Тянь Чжун, яшмовый император Юй. Вокруг них группируются их вассалы - боги звезд, Луны, дождя, грома, снега, гор, лошадей, коров.

Неприметный служка в сером одеянии притулился сбоку от своего рода алтаря.. В его ведении - "второстепенные" божества; паломников здесь немного, и привратник коротает время за чтением газеты. А у главных алтарей поток молящихся не иссякает. Один за другим они становятся на колени, опускаясь на мягкую подушечку. Затем следуют три поклона, и после каждого цзюйши ударяет деревянной палочкой по большой железной чаше. Неотъемлемая часть убранства даосских храмов - колокола и барабаны. В даосских монастырях утром ударяют в колокол, а вечером - в барабан. (А в буддийских храмах и утром, и вечером ударяют только в колокол).

Всекитайская ассоциация даосов была учреждена в 1957 году. Помимо управления сугубо религиозными делами и исследованием древних рукописей, эта организация содержит даосскую семинарию в монастыре Большого Белого облака и ведет обучение нескольких десятков послушников. Даосская семинария была открыта в 1990 г., сменив одногодичные курсы. Обучение в семинарии длится два года. Согласно официальной китайсукой статистике, в стране насчитывается 1,5 тысяч даосских храмов и монастырей, более 25 тысяч даосских монахов и монахинь. Около 20 млн жителей Китая считают себя приверженцами даосизма.

Даже если эти цифры завышены, несомненно одно - философский трактат Лао Цзы "Даодэцзин" в нынешнем Китае более популярен, чем цитатники Мао. Ведь по словам писателя Лу Синя, "даосизм - основа Китая".

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

22.08 China Eastern Москва - Пекин от 32 176 руб
17.08 Air China Москва - Шанхай от 11 680 руб
17.07 Finnair Москва - Пекин от 27 621 руб
17.07 Finnair Москва - Шанхай от 28 311 руб
10.07 China Southern Москва - Гуанчжоу от 21 435 руб
10.07 China Southern Москва - Шанхай от 27 165 руб
10.07 China Southern Москва - Пекин от 27 165 руб
30.06 Emirates Москва - Пекин от 42 402 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта