Что теперь любят китайцы

Подъем китайской экономики непосредственно отразился на содержимом так называемой потребительской корзины.

Когда Китай лишь приступал к политике реформ и открытости, мечтой каждого китайца были велосипед, швейная машинка и наручные часы, то есть то, что местные журналисты окрестили "покупками стоюаневого уровня". Прошло каких-то десять лет, и в начале 90-х годов символами зажиточности стали цветной телевизор, стиральная машина и холодильник. Покупки, без которых не мыслила свою жизнь семья нормально работающих и зарабатывающих китайцев, перешли на уровень в тысячу юаней. Но и эта высота оказалась отнюдь не запредельной. Уже к концу 90-х годов новыми устремлениями жителей Поднебесной стали компьютер, сотовый телефон и кондиционер. Однако обладание этими вещами порадует в современном Китае лишь людей со средними доходами, китайские же нувориши главным показателем своего благосостояния уже года три считают загородный дом и машину представительского класса.

Чтобы подметить новые веяния в предпочтениях китайцев XXI века, вовсе не обязательно проводить сложные социологические опросы -- достаточно просто взглянуть со стороны на образ жизни современных жителей Срединного государства. Например, на обед гуляющего школьника зовут теперь не привычным ранее окриком из окна, а с помощью посланий по сотовому телефону. На сегодняшний день Китай является самым крупным в мире рынком мобильной связи. В стране насчитывается 180 миллионов пользователей сотовой сети, а в самом ближайшем будущем эта цифра, по оценкам, перешагнет рубеж 200 миллионов.

Так же стремительно растет и число пользователей Интернета. Если в самом начале 90-х годов подавляющая часть населения понятия не имела, что такое Интернет и "с чем его едят", то сегодня Интернет-кафе -- самое любимое место досуга и важнейший источник информации для китайской молодежи. По оценкам специалистов, количество пользователей мировой электронной сети достигло в Китае 60 миллионов человек. А дальнейшее пополнение рядов китайских "интернетчиков" позволит КНР в скором будущем перещеголять Японию и стать вторым в мире рынком, предоставляющим интернет-услуги.

Выросло за минувшее десятилетие и число обладателей бытовой техники. В 2002 году на каждую сотню городских жителей приходилось 117 телевизоров, 91 стиральная машина, 87 холодильников и 32 кондиционера.

Прогресс, хотя и не столь яркий, заметен в жизни жителей деревни. В село пришли цветное телевидение и мотоцикл. До 1993 года производство черно-белых телевизоров занимало лидирующие позиции и в несколько раз превосходило производство цветных. В настоящее время более 95 процентов продажи приходится на цветные телевизоры. В наиболее "продвинутых" деревенских семьях широкое распространение получила система VCD. "Надоели телепрограммы, я включаю ви-си-ди", -- можно нередко услышать даже от крестьянина. Сегодня на сотню деревенских жителей приходится 39 цветных телевизоров, 25 стиральных машин и 11 холодильников.

Как показывают многие социологические опросы, с каждым годом среди китайцев растет степень удовлетворенности жизнью. Если в 1999 году люди с "высокой степенью довольства собственной жизнью" составляли 52,8 процента от общего числа респондентов, то в 2001 году таких набралось уже 63,4 процента. Сами китайцы считают это результатом успешного развития китайской экономики. Однако с ростом доходов возрастает и придирчивость современных потребителей. Если раньше пределом мечтаний был обычный 16-дюймовый цветной телевизор, то теперь к списку требований прибавились огромный размер (вплоть до домашнего кинотеатра) и плоский экран, не излучающий вредные для человека волны. Телевизор стал не просто средством информации, а деталью интерьера.

Что касается сотового телефона, то и он давно уже перестал быть просто средством связи. Сейчас в его "обязанности" входит возможность посылать звуковые сообщения и рисунки, фотографирование и даже связь с Интернетом.

Выходят постепенно из моды и обычные компьютеры, все большее количество китайцев переходит на ноутбуки. Идет постепенный отказ от простых фотоаппаратов, предпочтение отдается лишь цифровой технике. Касается это и таких пунктов бытовой техники, как стиральная машина и холодильник, -- с полуавтоматов китайцы давно перешли на полностью автоматические стиральные машины, а холодильники за счет встроенных мини-компьютеров отображают состояние продуктов, хранящихся в их "недрах".

Интересно и изменение в сознании современных китайских потребителей. Когда-то давно, лет эдак 20 назад, китайцы жили по принципу "что имеет сосед, то и мне любо". К такой психологии прибавлялся и крайне скудный выбор. Поэтому вся страна слегка походила на инкубатор -- все носили одинаковую одежду и покупали одинаковые вещи. Максимальное отличие, существовавшее два десятилетия назад, заключалось в цвете и размере, а про дизайн и модели никто даже не задумывался. Сейчас любая вещь -- от туфлей до машины -- призвана подчеркивать индивидуальность обладателя и, следовательно, быть непохожей на другие. Китайцы перестали оглядываться друг на друга и обратились к покупке тех вещей, которые отвечают именно их личным вкусам и пристрастиям. Из 10 подростков на вопрос "Если бы у вас были лишние деньги, на что бы вы их потратили?" 3 человека ответили "ноутбук", двое захотели новый сотовый телефон, еще двое предпочли бы потратить деньги на плеер МП3, один из опрошенных захотел цифровой фотоаппарат, другой -- систему DVD, а последний -- оборудование для скалолазания.

Заметный сдвиг произошел и во взглядах китайцев на одежду. В 80-х годах одежда рассматривалась главным образом как средство не мерзнуть в холодные дни, в начале 90-х китайцы кинулись слепо подражать моде, одеваясь в "хиты сезона" без учета особенностей собственной фигуры, возраста и положения. XXI век -- время, когда одежда стала служить средством подчеркнуть свой социальный статус и свою неповторимость. В китайских городах появились мировые марки: "Гуччи", "Пьер Карден", "Ив Сен Лоран", "Кристиан Диор", "Шанель" были встречены китайскими модницами с восторгом, поскольку качество, символизируемое именем фирмы, стало в конце 90-х годов главным соображением, которым китайцы руководствуются отныне при покупке одежды и обуви. Другое дело, что многие китайские "гуччи" -- подделка, но, с другой стороны, качество фальшивой продукции тоже растет!

Огромные средства стали тратиться на оплату различных услуг. Проведенный недавно в 31 городе КНР опрос показал, что 34 процента населения за 2001 год больше всего денег вложили в образование детей, в том числе и в обучение за границей. 13 процентов предпочли потратиться главным образом на путешествия как по Китаю, так и за рубежом. Все большее значение начинает уделяться в Китае здоровому образу жизни. Следствие этого -- бешеная популярность экологически чистых продуктов, дорогих медицинских центров и спортклубов. Наиболее зажиточные люди все чаще обращают свои взоры в сторону таких "благородных" и недешевых видов спорта, как гольф, боулинг и конный спорт.

Стремительный рост личных доходов населения, возможный благодаря успехам китайской экономики, заставил большинство китайцев по праву возгордиться своей страной. 85 процентов опрошенных согласились с тем, что международный статус Китая повысился, и связали это главным образом со вступлением КНР в ВТО и выбором Пекина в качестве столицы Олимпийских Игр 2008 года.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта