Культурно-исторический архитектурный комплекс Аомэнь

15 июля 2005 г. 29-я сессия Комитета мирового наследия одобрила внесение исторических памятников Аомэня под официальным наименованием "Культурно-исторический архитектурный комплекс Аомэнь" в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО.

Госпожа Хэ Лицзуань, начальник Управления культуры правительства Особого административного района (ОАР) Аомэнь, вернулась домой полная гордости и волнения, которые охватили ее и всех земляков от оказанной высокой чести.

Эта мечта наконец-то стала реальностью после шести лет совместных усилий и настойчивой работы многих людей: администрации и простых жителей района, видных специалистов и студентов.

С 1999 года, когда Аомэнь вернулся в лоно Родины, возникла идея внесения города в Список мирового наследия. Ее поддержали и местное правительство, и горожане. С тех пор затрачено 150 миллионов патак (18,8 млн. ам. долларов) на 100 с лишним программ поддержки и сохрания культурных памятников.

Заявка на включение "Культурно-исторического архитектурного комплекса Аомэнь" в Список мирового культурного наследия, при поддержке правительства КНР, была подана в июле 2002 г. В начале 2004 г. исторический городской район Аомэня был определен единственным кандидатом Китая на внесение в Список мирового культурного наследия в 2005 г. В сентябре того же года Аомэнь принял экспедицию специалистов. В феврале 2005 г. исторический архитектурный комплекс Аомэня прошел оценку группы экспертов ЮНЕСКО.

Со дня объявления начала действий по внесению в список мирового наследия широкая общественность, включая школьников и студентов университетеов, а также многочисленных энтузиастов приняла участие во множестве рекламных акций, постоянно проходящих в городе. Как "продукт более чем 400-летнего культурного взаимодействия между западным миром и китайской цивилизацией", Аомэнь - самый выдающийся среди других 42 соискателей 2005 года - стал 31 объектом в Списке мирового культурного наследия.

Всемирное значение культурно-исторического архитектурного комплекса Аомэнь

Культурно-исторический архитектурный комплекс Аомэнь сохраняет ценное наследие 400-летнего культурного обмена между Китаем и европейской цивилизацией. Он является самым масштабным и самым целостным сохранившимся историческим архитектурным комплексом в Китае, представляющим собой уникальное эклектическое сплетение культур Востока и Запада. Это не только важное свидетельство истории распространения христианской религиозной культуры в Китае и на Дальнем Востоке, но и плод взаимного влияния, взаимодополнения религий, традиций, образа жизни многообразных этнических групп на протяжении четырех столетий.

Своеобразное соединение пышного колониального стиля европейской архитектуры, известных городских зданий, свидетельствующих о былом португальском могуществе, с продуманной утонченностью даосских и медитативным спокойствием буддийских монастырей.

"Ватикан Азии", "европейский анклав" в Азии - такие определения, возникшие в истории, имеют основания и сегодня, поскольку внутриполитическая система и экономический строй, базирующийся на законах свободного рынка, 50 лет остаются неизменными, а сформировавшееся интернациональное по своему характеру общество стало основой высокой мировой конкурентоспособности района.

Культурно-исторический архитектурный комплекс Аомэнь ©Жэньминь Жибао
Культурно-исторический архитектурный комплекс Аомэнь ©Жэньминь Жибао
Культурно-исторический архитектурный комплекс Аомэнь ©Жэньминь Жибао

Ворота между востоком и западом

Недостаточно сказать, что возникновение португальской колонии мореплавателей в Аомэне в середине XVI века и ее дальнейшее развитие в международный торговый порт содействовали в последние 5 столетий усилению связей между Востоком и Западом. В сущности это, пожалуй, единственный настолько большой и последовательный пример культурного обмена между двумя основными мировыми цивилизациями.

Появление Аомэня одновременно как ворот на Запад и окна в минский Китай облегчало миру преодоление границ и способствовало началу формирования открытости мышления. В критический момент истории Аомэнь стал первым в Китае западным открытым городом-портом. Это естественным образом дополняло китайскую государственную торговую систему, способствовало росту богатства обеих цивилизаций и явилось поворотным пунктом в истории как Китая, так и Европы. Вплоть до колонизации Сянгана в 1842 году, все три века Аомэнь был уникальным как международный торговый центр, стратегически расположенный в устье Чжуцзян, впадающей в Южно-Китайское море. Используемый как крупнейший транспортный узел морской торговли, город способствовал концентрации огромных финансовых потоков и людских ресурсов, при том довольно высокого образовательного, культурного и профессионального уровня. Люди разных национальностей, принеся свои культурные традиции, знания, технологии и стиль жизни, формировали и развивали этот замечательный историко-экономический прецедент и в конечном итоге обеспечили широкое международное признание Аомэня.

Впервые в Китае

В конце династии Мин и начале династии Цин христианские миссионеры во всем своем многообразии прибывали в Китай через Аомэнь. Такие ордера, как иезуиты, доминиканцы, августинианцы, францисканцы и др. не только принесли в Китай европейскую науку и технику, гуманитарное искусство, но также познакомили Запад с китайскими культурными достижениями.

Священники распространили европейскую концепцию социального устройства и систему образования, первую западную больницу, издали первую иноязычную газету... Аомэнь был первой в Китае и Восточной Азии в целом базой миссии иезуитов, и, естественно, что священники-иезуиты были первыми, кто основал здесь первый западный университет - колледж Св. Павла, в то время крупнейшее учебное заведение на Дальнем Востоке. Провозглашенный в регионе, как европейский университет, учебный план включал тем не менее и китайский язык, восточную культуру, философию и сравнительное религоведение. Таким образом, это учебное заведение являло собой и пример подготовки первых востоковедов.

Среди других достижений христианских миссионеров в Аомэне - создание университетской типографии, издание первого англо-китайского словаря и первый перевод Библии на китайский язык.

Со времен первых португальских поселений до сегодняшнего дня своеобразная дуальная культура Аомэня процветала. Успешное соединение Восток-Запад доказывается историей города, его административной структурой, архитектурой, садами, народными площадями, памятниками, религиозной терпимостью и уникальной кухней - гастрономическая культура соединила традиции очень различных национальных историй и географии.

Это город широкого культурного наследия и непреходящего исторического значения. И внесение Аомэня в Список мирового культурного наследия - это убедительное свидетельство роли этого города в повороте пути Китая к Западному миру.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

01.11 Hainan Airlines Москва - Пекин от 14 825 руб
21.09 Finnair Москва - Пекин от 27 515 руб
21.09 Finnair Москва - Шанхай от 28 311 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта