Из Китая в Индию на рафте

Собираясь в это путешествие, мы исходили из того, что все реки текут сверху вниз. И если Китай наверху, а Индия внизу, значит, вполне можно пересечь территорию находящегося между ними Непала по горным рекам. Зажатое между двумя гигантами – Китаем и Индией, маленькое королевство Непал обладает уникальной географией: от субтропических низменностей – тераев, примыкающих к территории Индии, до высочайших в мире заснеженных горных массивов, уходящих в китайский Тибет. Эти два по лярных пояса помимо дорог соединяются бесконеч ными извилистыми серпантинами рек. Вот мы и решили сделать то, что до нас никому просто не приходило в голову: добраться по горным рекам Непала из Китая в Индию, а затем проплыть на деревянных лод- ках по непальским джунглям.

Адреналин

Рафтинг – это сплав по реке на специальной резиновой лодке повышенной устойчивости и прочности, которая и называется рафт. В последние годы этот вид спорта стал необычайно популярен на всех континентах и во всех странах, где есть более или менее быстрые реки. Сплав на рафтах по рекам, которые медленно и плавно несут свои воды, теряет всякий смысл.

Еще в Китае, в древнем буддистском городе Лхасе мы определили нашу задачу: спуск на рафте с подножия Гималаев по непредсказуемой и бурной реке Дутх-Коси, которая впадает в Сан-Коси. Добравшись до дельты этой реки, мы переезжаем по суше на запад к берегам Трисули и потом уже только по воде проходим последовательно реки Марсиянди, Нараяни и Кали-Гандаки, несущие свои воды до самых индийских границ. Как мы все это организовали, находясь в высокогорном Тибете, лучше не рассказывать. Сообщу лишь, что на это ушло три дня и около 300 долларов за телефонные переговоры с турфирмами в Катманду.

Пересечение в горах китайско-непальской границы поздним вечером далось не без труда. Кажется, до нас здесь иностранцев никто и в глаза не видел: здоровенные китайские пограничники держали предъявленные им паспорта вверх ногами и, прихлебывая из бутылок пиво, разглядывали наши диковинные лица и обшарпанный арендованный джип. Зато с непальскими пограничниками проблем не было: мы их так и не нашли и отправились дальше без въездных виз.

На живописном берегу Дутх-Коси нас уже ждал лагерь: стояли пустые рафты и палатки, возле них копошились щуплые маленькие гурунги. Идеально сложенные, с гибкими мускулами, стройные мужчины внешне напоминали под ростков. Гурунги – одна из народностей Непала, они испокон веков работают в самых сложных условиях, будь то горы или бурные реки. Лучших спасателей и инструкторов нет. При этом они отличные психологи. Сначала нас пугали рассказами о погибших на Дутх-Коси туристах (что, впрочем, чистая правда – гибнут ежегодно), а наутро повели лодку самым легким путем, обходя все выступающие из воды камни и пороги. Но, поняв, что мы рафтингисты с опытом, они с удовольствием стали нам подыгрывать. При подходе к порогу гурунг давал команду Forward! – чтобы на опасном месте никто не бездействовал, увеличивая риск выпасть из лодки. А на выходе из бурлящего порога он командовал Stop! и даже предлагал сухую сигарету, которую чудесным образом выуживал из своего насквозь мокрого резинового костюма. Другой гурунг сопровождал нас на маленьком маневренном каяке. Это спасатель-страховщик. Именно он выуживал нас, когда, упав в воду, мы теряли самообладание. А пока все было спокойно и до следующего порога далеко, спасатель демонстрировал нам свое мастерство. Например, показал веслом куда-то вверх, а когда мы, не найдя там ничего интересного, снова посмотрели на спасателя, оказалось, что его уже нет, – лишь днище перевернутого каяка и прыгающая по волнам бейсболка. Через пару минут гурунг вернул лодку в прежнее положение и, не глядя на нас, унесся вперед.

Есть шесть уровней сложности сплава. На первом уровне вы, преодолевая легкие пороги, большую часть пути покачиваетесь на легкой волне. На пятом уровне при малейшей ошибке на прохождении порога вас просто вышвыривает из лодки, и вы летите, кувыркаясь в воздухе. И только оказавшись под водой, лихорадочно пытаетесь понять, где поверхность, чтобы вдохнуть хоть немного воздуха. Что бывает на шестом уровне – могу себе только представить, самому попробовать не довелось. Один момент нужно усвоить сразу: на любом уровне сложности вы вернетесь на берег мокрым до нитки. Иначе не бывает.

Познавая пятый уровень по ходу сплава, мы потеряли чувство реальности. Первый рафтинг – это как первая любовь: человек открывает для себя неизведанную область бытия. Восторг, который испытывает рафтингист, преодолевая бурный и опасный порог, вполне сопоставим с экстатическим состоянием влюбленного. И когда очередной порог пройден, от предвкушения того, что впере- ди еще один, сладко ноет в груди.

В состоянии постоянной борьбы за собственную жизнь мы пробыли почти сутки, пройдя две горные реки всего с двумя остановками – на обед и ночлег. Только когда экстрим закончился, все обратили внимание на окружающую природу: мы плыли по живописнейшей реке Трисули. С воды открывался потрясающий вид на зеленые холмы, красноватые горы, маленькие деревеньки и мелькающую сквозь деревья автомобильную трассу.

Обычный для рафтинга заход длится пять-шесть часов. За это время можно проплыть до 120 кило метров. Все зависит от скорости течения и сложности маршрута. Был случай, когда на Сан-Коси наша лодка перевернулась и спасатели собирали нас на протяжении нескольких километров вниз по реке.

В этом необычном путешествии я понял одну важную вещь: нельзя спорить с гурунгами во время сплава. Они очень самолюбивы. Я как-то имел неосторожность посоветовать проводнику, с какой стороны лучше подойти к порогу. Гурунг обиженно замолчал, а перед самым порогом сделал легкое движение веслом. Лодка резко качнулась, и я вылетел из лодки, потеряв разом и весло, и защитный шлем, и кроссовки. Когда минут через десять меня втащили обратно, поверьте – мне было уже не до советов. В легких была вода, в висках стучала кровь, руки дрожали, разбитые о камни колени обильно кровоточили, а перед глазами плыло розовое марево, сквозь которое я с трудом различал скромную улыбку нашего красивого и по-мальчишески худого гурунга.

Изобретение "бублика"

Непал – страна муссонов. Чем больше дождей, тем больше воды в реках. Когда воды мало, сплавляться на рафте невозможно, не дадут лежащие на дне камни. Когда воды много, все камни оказываются под водой и уровень сложности падает. Для серьезных мужчин нужна средняя вода (читай – опасная), которая, как правило, бывает в октябре или в апреле.

Между Трисули и Марсиянди мы встретили сибирских энтузиастов из Кемерово, которые продемонстрировали нам свой новаторский подход к рафтингу. Этим любителям острых ощущений надоело переворачиваться вместе с лодкой на крутых горных порогах, и они создали принципиально новую конструкцию рафта. Я видел ее в действии – это что-то потрясающее! Внешне она напоминает две шины от гигантского грузовика, скрепленные между собой палками. Это нелепое с виду сооружение не переворачивается вверх дном ни при каких условиях. Его сбрасывают в воду с крутого горного склона, и оно встает в нужное положение, как детская игрушка-неваляшка. Сибиряки назвали свое изобретение "бублик". Управляется оно тремя рафтингистами. "Бублик" может обернуться в воде вокруг своей оси на 360 градусов, может встать на попа, может даже вытряхнуть седоков, но, благодаря специальным подвескам, неминуемо вернется в горизонтальное положение. При хорошем вестибулярном аппарате и физической подготовке рафтингиста его безопасность в "бублике" гарантирована. Конструкция этого плавсредства обеспечивает легкую сборку, поэтому его доставка из Сибири в Непал не потребовала больших усилий. Наши сибиряки покорили на своем "бублике" считавшиеся ранее непроходимыми пороги на непальских реках Карнали и Арун, сплавляться по которым мы не решились. Надо было видеть изумленные лица гурунгов и рафтингистов из других стран, когда "бублик" с надписью "Россия" на борту, совершив двойной пируэт с поворотом на 180 градусов, скрылся на бурном пороге в облаке водяных брызг, а потом, как ни в чем не бывало, появился на поверхности воды. В этот момент за державу было не обидно.

Умиротворение

В конце путешествия нас ждали читванские джунгли, в которых когда-то охотились британские и индийские аристократы. Король Георг V и его сын, наследный принц Эдуард, однажды за 11 дней сафари убили 39 тигров и 18 носорогов. Сейчас охота запрещена: за убийство слона, тигра или носорога – смертная казнь. Интересно, что такое же наказание полагается и за охоту на снежного человека.

Из-за тропической жары и влажности в джунгли лучше отправляться налегке: любой лишний предмет уже через полчаса станет тяжелой обузой. Но мучения окупаются удовольствием от общения с природой. Воздух напоен пряными ароматами растений и неведомыми для европейца звуками дикой природы. Приходят на память романтические рассказы Киплинга об обитателях джунглей, которые живут по своим незыблемым и справедливым законам. Через несколько часов уже трудно представить, что где-то существует цивилизация с ее загазованными и людными улицами, суетой и спешкой.

В четырехчасовой прогулке по джунглям нас сопровождал двухсоткилограммовый детеныш носорога. Браконьеры недавно убили его мать, а он был эвакуирован из джунглей в культурную часть заповедника и стал практически ручным. Носорожик с радостным хрюканьем брал из рук бананы и бутерброды, замирал в тихом восторге, когда его поливали прохладной водой.

Завершили мы наше путешествие опять на воде – в узких и длинных деревянных лодках. Они опускаются под тяжестью пассажиров так, что их бортики становятся вровень с водой. С медленно плы вущей по тихой реке лодки хорошо видны яр- кие птицы, сидящие на ветвях прибрежных кус тов в ожидании добычи. Птица с длинным и тонким клювом – kingfisher (королевский рыболов) – неподвижно сидит на берегу, потом резко бросается на воду и взмывает уже с рыбкой в клюве. Над рекой порхают невиданной красоты бабочки. Кажется, любая из них может украсить коллекцию энтомолога, но это не так. В непальских джунглях действительно есть несколько видов очень редких и дорогостоящих бабочек, но они, как нам объяснили в Читванском музее, внешне весьма неприметны, и неискушенный турист просто не обратит на них внимания.

Из реки, высунув на поверхность только нос и глаза, поглядывают на людей крокодилы. То, что это не аллигаторы, а гарьялы, которые питаются рыбой, не очень успокаивает – зубы у них длинные и острые. В воздухе стоит влажное марево. Хочется опустить руку за борт лодки, чтобы на мгновение ощутить прохладу воды. Но проводник предостерегает: проплывающий мимо крокодил может цапнуть за руку просто из любопытства.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

17.08 Air China Москва - Шанхай от 11 680 руб
17.07 Finnair Москва - Пекин от 27 621 руб
17.07 Finnair Москва - Шанхай от 28 311 руб
10.07 China Southern Москва - Гуанчжоу от 21 435 руб
10.07 China Southern Москва - Шанхай от 27 165 руб
10.07 China Southern Москва - Пекин от 27 165 руб
30.06 Emirates Москва - Пекин от 42 402 руб
26.06 China Eastern Москва - Далянь от 29 339 руб
26.06 China Eastern Москва - Пекин от 29 645 руб
21.06 Hainan Airlines Москва - Пекин от 11 725 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта