Киприда

Абсолютное большинство наших сограждан, едущих каждый год на Кипр, делает это, чтобы отдохнуть. Они уверены, что если на этот остров и стоит за чем-то ехать, то лишь для этого - для отдыха.

Между тем, не слишком преувеличивая и говоря официальным языком, Кипр можно назвать сегодня не только одной из крупнейших российских здравниц - как-никак туда каждый год едут тысячи и тысячи

наших сограждан, но и одним из главных импортеров нашей рабочей силы. Свыше 3 тысяч человек - а это около 40 процентов всех, кто отправился в прошлом году на заработки из России за рубеж, - уехали не куда-нибудь, а на Кипр.

Одна из этих тысяч - Аня Веселова.

В начале туристического сезона 1995 года Аня - в то время она постоянного места службы не имела, но перед этим работала и страховым агентом, и официанткой в ресторане большого отеля, и дежурной по этажу - поехала работать в город Айя-Напа. И, можно сказать, работает там до сих пор.

Оформление

В Москве меня ничто особенно не держало, и возможностью поехать за рубеж я воспользовалась весьма решительно. Пошла в фирму, дававшую объявление о том, что можно устроиться работать в гостиничный бизнес на Кипре, они забрали мои документы - заявление, копию трудовой книжки, отзывы с последнего места работы (я работала в гостинице "Олимпик-Пента") - и передали все это на Кипр. А в Москве в это время готовилась очередная туристическая выставка, на которую, как известно, съезжаются деятели турбизнеса со всего мира. Тут-то мой будущий менеджер меня и увидел.

Причины

Почему киприоты берут на работу иностранцев вообще и русских в частности - и даже, как выясняется, приезжают в Россию специально, чтобы их выбрать? Понятно, если бы речь шла о каких-то уникальных профессиях или о специалистах высокого класса, а то - официантки, горничные, барменши...

Ситуация на кипрском рынке труда сегодня несколько парадоксальна. С одной стороны - безработица, которая, если судить по официальным данным, очень похожа на нашу, российскую - опять же в официальном обличье этого явления. Есть и структурное сходство: и у них, и у нас доля регистрируемых безработных колеблется в зоне трех процентов, и у нас, и у них труднее всего найти работу по специальности молодым специалистам с высшим образованием.

А с другой стороны, несмотря на безработицу, в легкой промышленности, строительстве, сфере обслуживания и в сельском хозяйстве никто работать особо не рвется - и тут налицо острая нехватка рабочей силы. Трудиться в этих сферах, особенно на рабочих должностях и в качестве рядовых сотрудников, считается непрестижным.

Так что увеличение числа занятых - на Кипре дело государственное. Проблему пытались решить, конечно, и за счет "внутренних" ресурсов - и сверхурочные рабочим и пенсионерам, которые заняты физическим трудом, платили, и льготы по налогообложению доходов тех, кто работает сверхурочно, вводили. Но без помощи со стороны все равно им не обойтись.

Особенно в швейной и обувной промышленности, за счет которых обеспечивается 32 процента экспортного производства. А также в туриндустрии, которую нельзя не развивать хотя бы потому, что она является одним из основных источников валютных поступлений в бюджет страны.

Осознав все это, несколько лет назад кабинет министров страны выделил работодателям, работающим в этих "дефицитных" отраслях, годовую квоту на ввоз в страну иностранной рабочей силы в количестве 1.500 человек. Причем эта квота была распределена между нуждающимися в рабочих руках не поровну. Больше всего - 600 человек - досталось гостиничному бизнесу, на втором месте - строительство (500 человек), а на третьем - швейное и обувное производство.

Профсоюз

Профсоюзы, стремясь защитить местного работника, конечно, возражали и пытались противостоять. Но валюта для страны - важнее, даже если дело происходит на Кипре. Кроме того, очень скоро профсоюзы смогли утешиться тем, что всей квоты целиком - в полторы тысячи гастарбайтеров - работодатели все равно не выбирали, а приглашали от силы 600-700 человек в год.

Но профсоюз - все же не враг иностранному работнику. Интересная вещь: профсоюз, активно препятствующий тому, что в страну едут сотни иностранцев, отнимающие рабочие места у киприотов, - в то же время делает все, чтобы тех иностранцев, которые уже приехали, защитить.

Во-первых, в контракте с иностранным работником работодатель должен до мелочей указать все, что связано с условиями труда: продолжительность рабочего дня, рабочей недели и отпуска - если он положен, кто и как будет платить за жилье, где и за чей счет гостевой работник будет питаться, кто оплатит ему медицинскую помощь и за чей счет будет приобретен билет домой.

Кроме того, профсоюзы требуют, чтобы работодатель соблюдал решения Международной организации труда и платил гостю-работнику столько же, сколько за аналогичную работу получал бы исконный житель. Естественно, это требование никто не соблюдает. У местных зарплаты как минимум в два раза выше, чем у гастарбайтеров.

Условия

Если в России трудовая книжка - как документ, подтверждающий стаж и квалификацию работника - теряет свой авторитет, а с переходом на новый порядок начисления пенсии - исходя из индивидуального коэффициента - того гляди, и вовсе отомрет, то при устройстве на работу за рубеж она просто необходима - а как иначе проверить, правду ли вы говорите, что работали действительно тем-то, там-то и в течение такого-то времени?

После проверки всех моих документов и после нескольких собеседований - в том числе по английскому, мне сказали, что я могу собираться - пятизвездочный отель "Голден Кост" готов предоставить мне работу в течение ближайшего летнего сезона.

Защита

Одной из забот моего генерального менеджера, о которой я узнала намного позже, было именно мое "утверждение" профсоюзом. Однако после этого профсоюз фактически берет иностранного работника под свое покровительство. Если ваш работодатель решит вдруг, что вы больше ему не нужны, или сочтет, что у вас слишком большая зарплата, или вы покажетесь ему слишком развязной и он захочет занести ваши данные в "черный список" скомпрометировавших себя гастарбайтеров, которым не место на славной кипрской земле, - вам не надо с ним спорить, просить о пощаде и что-то доказывать. Достаточно обратиться в профсоюз. В большинстве случаев - если, конечно, к вам и вправду просто придираются и вы не совершили чего-нибудь из ряда вон, - вынесенный вердикт вас полностью оправдает, и вам еще могут помочь найти другого - "хорошего" работодателя.

С помощью профсоюза решается также и вопрос о приезде к вам в гости мужа (жены), детей или родителей - пусть и на короткий срок.

Встреча

То, что мой работодатель будет меня ценить, я поняла уже в аэропорту.

Я ехала на Кипр, чтобы принимать заказы, носить подносы с едой и обслуживать клиентов в соответствии с квалификационными требованиями той должности, на которую меня поставят.

Мой будущий начальник - заместитель генерального менеджера - встретил меня в аэропорту. Паспортный контроль я проходила отдельно от огромной толпы туристов, по отдельному коридору - для тех, кто приехал по делу.

Меня отвезли в отель, потом показали квартиру и дали два дня на адаптацию и осмотр местности. Того, у кого есть водительские права или он в принципе умеет водить машину, поселяют подальше от отеля и показывают, где по льготной цене можно взять в аренду автомобиль.

А для того, чтобы ездить на работу на мотоцикле, никаких документов, в общем не требуют: заводи и поезжай. Так большинство гастарбайтеров и поступает. Но я на этом виде транспорта представляю себя довольно слабо, поэтому меня поселили в двух шагах от гостиницы.

Квартира была хорошая: гостиная, спальная, кухня - хотя и на двоих. Мы жили с одной девушкой-румынкой, которая тоже работала официанткой.

Меню

Рабочий день 9 часов, плюс один час "брейка" - перерыв на обед или ужин в зависимости от смены. Предусмотрены также "кофейные перерывы". Смен - две: с 8 утра до полудня, а потом приходишь в шесть-полседьмого вечера - и до 10-11. Это не шведский стол, а обслуживание за столиками, официанты работают с меню - между баром, кухней, клиентом и кассиром.

Днем, где-то между часом дня и пятью вечера, можно загорать и купаться. Если в некоторых южных странах - в Арабских Эмиратах, например, от приезжего персонала требуют интересной бледности и отдельно оговаривают в контракте, чтобы девушка не загорала - по крайней мере, лицом и руками, то на Кипре таких ограничений нет.

Вечером - шведский стол или работа с меню, а может быть, и "а ля карт": клиент может заказать что-то особое или деликатесы, которые в тот день в обычном меню не предусмотрены.

Согласно правилам "Голден Кост", все вновь прибывшие иностранцы, где бы они ни работали - в ресторане ли, на кухне, на этаже или в ресепшн - на первом этапе своей деятельности получают одинаковую зарплату: 300 фунтов в месяц, это 600 долларов. С каждым следующим годом работы зарплата повышается на 50 фунтов. Плюс еда и оплачиваемая квартира.

Мы питались в том же ресторане, где и работали. Трижды в день для персонала здесь готовилось специальное меню.

Проблемы

Прошлым летом на Кипре отдыхающих было намного меньше, чем обычно. Заполненность нашего отеля не превышала 30 процентов. Естественно, полный штат работодателю держать было ни к чему, сокращения были неизбежными, и между гастарбайтерами и местными работниками не могло не возникнуть ревности и конфликтов: а почему меня сократили, а его нет?

Впрочем, работодатели расторгали контракты как с местными, так и с приезжими, не видя, кажется, между нами особой разницы. Однако в случае, если работодатель решал вопрос с увольнением в пользу иностранного работника, могла возникнуть стихийная забастовка местных: "А чем эти приезжие лучше, чем мы, коренные киприоты? Почему они занимают наши рабочие места?".

Отношения

Отношение к русским работникам на Кипре столь же двойственно, как ситуация с гастарбайтерами вообще. Работодатели охотно и в массовых количествах берут иностранцев не только потому, что им можно меньше платить.

Во-первых, иностранный персонал - это престижно. Во-вторых, русский персонал, извините за нескромность, нравится постояльцам.

В-третьих, присутствие в штате представителя той или иной страны привлекает в отель его соотечественников-туристов.

Наши отдыхающие в иностранных языках по-прежнему не очень сильны, и когда рядом вдруг оказывается человек, который доброжелательно - это профессиональное - все объяснит, расскажет и предупредит, как себя вести, чтобы не попасть впросак и избежать сложных ситуаций, - это всегда приятно. Вернувшись в Россию, наш турист расскажет, что на Кипре он жил в таком-то отеле, где есть русский персонал, - и к нам могут потянуться новые клиенты. Контингент отдыхающих на Кипре в принципе постоянен. Люди из года в год едут в одно и то же место, в один и тот же отель и даже просят поселить их в том же номере. Пока, правда, россиян среди них не слишком много, но ведь и я работала в "Голден Кост" всего два сезона.

Схема

Мировая практика обслуживания клиентов в ресторане знает два стиля работы официантки: "девушка-автомат" и "старая знакомая".

Девушку-автомат предпочитают деловые люди в разгаре рабочего дня (или не менее рабочего вечера), когда за столиками обсуждаются важные, порой строго конфиденциальные вопросы. В задачи официантки входит побыстрее принять заказ и понезаметнее его принести, всем своим видом показывая, что она не только не вслушивается в разговор за столиком, но и забудет лица клиентов, как только они покинут ресторан. Такой я старалась быть у нас в Москве, в "Олимпик-Пента".

Из "Голден Кост" за такое поведение меня бы уволили в первый же вечер. Когда люди на отдыхе, автоматизм и отстраненность ни к чему.

Трудно сказать, какая манера поведения требует большего профессионализма. В "Олимпик-Пента" официант работает непосредственно с клиентом, осуществляя связь с кухней и баром через компьютер, в строго определенное время принимая поднос с едой и напитками, чтобы отнести его на столик.

Физический и моральный предел такой работы - 5-6 столиков по 4-6 человек за каждым. После трех-четырех часов беготни между ними, баром, компьютером, кухней и кассой официантка либо "срывается", либо в буквальном смысле падает с ног.

На курорте все иначе. Обедающие и ужинающие в зале ресторана, сами того не зная, оказываются разбитыми на "станции". Так называют "группу" из 15-20 столов, которую обслуживает бригада, состоящая из хедвейтера (главный официант, как правило, киприот) и двух помощниц. Хедвейтер ходит между столиками, принимает заказы и выслушивает пожелания, а помощницы (одной из них я и оказалась) осуществляют непосредственную связь с кухней и баром. Преимущество этой системы в том, что в любых конфликтах и чрезвычайных ситуациях разбирается "главный". Он же отвечает за все перед метрдотелем, критика и недовольство которого до "простых" официанток доходят уже опосредованно - в смягченном виде.

Щадящий режим

Существует великое множество застольных анекдотов, специально нацеленных на то, чтобы отбить аппетит. Но никакой "волос в супе" не сравнится с тем брезгливым отношением к ресторану, которое возникло бы у посетителя, доведись ему узнать всю подноготную взаимоотношений между теми, кто его обслуживает.

Громоздкая иерархическая лестница, сложнейшие внутренние "разборки" между владельцами и управляющими, управляющими и менеджерами, менеджерами и официантами - принято считать, что без этого не обойтись. Так оно и есть. Но на Кипре в приличных ресторанах работает правило: обслуживающий персонал младшего звена из иностранцев в "разборки" не посвящают. Более того, почти в любой конфликтной ситуации официантки-иностранки остаются вне подозрений.

Как просветила меня моя подруга-румынка, позиция руководства отеля такова. Да, производственные конфликты с участием гастарбайтеров неизбежны. Но так как иностранцы составляют около 40 процентов штата "Голден Кост", принципиальный разбор каждого конфликтного случая с выяснением, кто прав, кто виноват - между людьми разных национальностей, априори разговаривающих на разных языках - как в прямом, так и в переносоном смысле слова, - привел бы к постоянным дрязгам среди персонала и сказался бы на его работе губительно. К тому же это не осталось бы незамеченным и постояльцами.

- В следующий раз я попрошу вас быть внимательней, - вот что в большинстве конфликтных случаев слышит от главного менеджера официантка-иностранка. - Благодарю вас, можете идти...

А когда вы выйдете из комнаты, менеджер и старший официант начнут выяснять все по-настоящему - по-гречески и, может быть, весьма эмоционально. Но вас это уже не касается. Главный менеджер причиной конфликта предпочтет признать дурной характер отдыхающего (конечно, не ставя его об этом своем выводе в известность), чем некорректность или лень официантки. В результате клиент по-прежнему всегда прав, но его правота не отражается на судьбе младшего обслуживающего персонала.

Аналогичная картина возникает и в случае конфликта старшего официанта с подчиненными девушками. Знакомая по десяткам романов и фильмов ситуация, когда в отместку за холодность и неуступчивость начинаются придирки и притеснения, в деловой жизни современного кипрского отеля решается просто: метрдотель показывает хедвейтеру инструкцию о должностных обязанностях его подчиненной и напоминает, что сверх этого она не обязана делать в буквальном смысле НИЧЕГО.

Если же личные обиды или счеты начинают мешать работе или влиять на качество и скорость обслуживания, наказание обрушивается с точностью самонаводящейся ракеты на непосредственного виновника этой ситуации - кем бы он ни был.

Интернационал

Среди гастарбайтеров из разных стран существует некоторое разделение сфер влияния - не в мафиозном плане, а чисто в профессиональном. Да и попадают сюда из разных стран по-разному.

Скандинавы - норвежки, шведки, финки - приезжают на два-три месяца отдохнуть (там у них опять начала расти женская безработица) - и попутно решают подработать. Их берут очень охотно, так как они свободно владеют двумя основными на Кипре туристскими языками - английским и немецким, а кроме того, обладают экзотической для данной местности внешностью. На Кипре сравнительно недорогие напитки, и скандинавок чаще можно встретить за стойкой бара (с той, служебной, естественно, стороны) в клубах, не слишком дорогих ресторанах и молодежных центрах. Однако долго в одном и том же месте они не задерживаются. Они приехали отдыхать и, даже работая, не забывают об этом.

Англичанки, немки и голландки по той же схеме оказываются в ресторанах посолиднее.

Болгарки, румынки, польки и русские могут работать как непосредственно с клиентом - в зале ресторана или в ресепшн, так и "в тени" - горничными, на кухне, уборщицами.

Турчанкам - даже приезжим - из-за сложных проблем на Кипре с турками - доверяют лишь грязную и тяжелую работу, а также позволяют нелегально работать где-нибудь в деревне на ферме.

А однажды в наш отель заехала на микроавтобусе молодая пара профессиональных путешественников из Южной Африки. Они решили несколько разнообразить свое многомесячное путешествие на автомобиле с юга Африки на север Европы и остановились у нас на несколько месяцев поработать чем-то вроде нашего массовика-затейника. Для того, чтобы их деятельность по развлечению туристов проистекала в рамках закона, они специально потратили два дня, чтобы оформить свою "рабочую паузу" по всем правилам.

Деньги

К деньгам тоже все относятся по-разному. Шведы как зарабатывают, так и тратят. Румыны собирают некоторую сумму, отвозят ее домой, потом возвращаются за новыми заработками.

Что касается русских, то эти 300-350 фунтов на фоне полного пансиона и бесплатного жилья - по нашим меркам вполне прилично. Можно кое-что и накопить.

Нелегалы

Нелегальное трудоустройство не является прерогативой россиян. Вся описанная выше скандинавская работа проходит на сугубо нелегальных началах.

Любят так делать и представители других стран, тем более что к этому на Кипре все давно привыкли.

Однако недавно ситуация в корне изменилась. И если еще совсем недавно, когда обнаруживали нелегального гастарбайтера, страдал лишь он сам (его могли оштрафовать, посадить в тюрьму и выслать из страны), то теперь уголовной ответственности подлежит и сам работодатель - его тоже могут посадить. Сначала никто в это не верил, но потом посадили одного, другого, третьего киприота - и желающих попользоваться нелегальной рабочей силой стало намного меньше.

Сюжет

Итак, с одной стороны русских на Кипре на работу берут довольно охотно. Но с другой - относятся к ним с некоторой настороженностью. Не надо делать вид, что наши девушки этого не заслужили.

Одна молодая, весьма энергичная и весьма привлекательная жительница Одессы нелегально устроилась на Кипре на работу в небольшом поселке, вдали от туристских маршрутов и местных достопримечательностей. Единственными завсегдатаями бара, в котором она совмещала должности официантки, прислуги, кухарки и фаворитки хозяина, были местные рыбаки и фермеры - народ темпераментный и разнообразием женской красоты, в общем, не избалованный.

Одесситка почувствовала себя настоящей Венерой и... очень быстро испортила репутацию не только себе, но и заведению. Под давлением женской половины поселка владелец бара вынужден был отказаться от ее услуг, Венера вскипела, наговорила лишнего, хозяин - тоже... Итогом объяснений стало его ультимативное требование покинуть не только его заведение, но и Кипр вообще. В течение 48 часов.

Как провела девушка эти два дня, точно не известно. По одной версии, она пыталась раздобыть денег на билет и сам билет, по другой - искала заступничества у своих недавних друзей-матросов. Но - без видимого результата.

На исходе вторых суток ситуация начала напоминать последнюю серию приключенческой мелодрамы.

Разъяренный хозяин силой втаскивает девушку в машину с намерением отвезти в аэропорт и там сдать на руки полиции или миграционным властям. Девушка выпрыгивает через другую дверцу, бежит, вскакивает в такси (этот вид транспорта оказывается в нужном месте в нужную минуту не только в кино), и на стокилометровом участке дороги до ближайшего райцентра разворачивается погоня, которую выигрывает более опытный водитель - шофер такси, вполне вероятно, раззадоренный невероятностью сюжета и взволнованной хорошенькой пассажиркой.

Такси мчится в офис профсоюзов - единственное на всем Кипре место, способное дать "политическое убежище" беглянке-иностранке-нелегалке.

В офисе она в буквальном смысле падает к ногам местного профсоюзного босса и на чудовищном английском умоляет о спасении. Пять минут спустя в офис врывается владелец бара, который на чистейшем греческом, отягощенном местными фразеологизмами, со скоростью пятьсот слов в минуту объясняет собравшейся толпе, кто она (одесситка) есть, кем была ее (одесситки) мать, и что он (честный держатель заведения, местный уроженец и уважаемый в своих краях человек) думает о таких, как она (одесситка), девушках, нелегально пробирающихся на его родину с целью личного обогащения, растления местной молодежи и разорения местных питейных заведений.

Однако однозначная, на первый взгляд, ситуация получает неожиданную развязку. Чем больше горячится владелец бара, чем сильнее бьет себя в грудь и решительней рвет на волосатой груди потную гавайку, тем задумчивее становится профсоюзный лидер.

И вот уже девушку "берут на поруки", вопрос о занесении ее в "черный список" передан на рассмотрение суда (дело было, правда, еще до принятия статьи, грозящей самому владельцу бара, взявшему на работу "нелегалку", тюремным заключением), и - одесситка выигрывает! Ее признают незаслуженно оклеветанной, незаконно лишенной части зарплаты и разрешают устроиться на работу в другом городишке, где она - ну точно, как в кино - начинает новую трудовую (и уж на этот раз истинно безупречную) жизнь.

Перспектива

Если счастливый исход этого дела и привлечет на Кипр каких-нибудь новых флибустьерок и авантюристок, официальный путь гораздо спокойнее и, как мне кажется, плодотворнее.

Покидая отель в конце отпуска, каждый постоялец "Голден кост" заполняет карту отзывов, в которой администрация отеля просит поименно указать, как он оценивает работу того или иного служащего (имена и опознавательные знаки каждого из тех, кто работал с клиентами, перечислены в отдельном списке).

Мне удалось собрать неплохую "почту", а одна русская супружеская чета, проживающая, правда, в Англии, даже не поленилась написать благодарственное письмо самому владельцу отеля. В результате я получила приглашение приехать в "Голден Кост" на следующий сезон. Но уже не как младшая официантка, а в качестве организатора культурной программы.

Сейчас я усиленно придумываю свою программу развлечений, которую повезу на Кипр через пару месяцев. Новая должность влечет, естественно, и прибавку к зарплате. Она вырастет на 70 фунтов - это 140 долларов, то есть я буду получать 370 фунтов или 740 долларов.

Уеду я на Кипр в начале лета, а когда сезон кончится, надеюсь поступить - там же, на Кипре - в институт гостиничного бизнеса. Деньги я себе на учебу, кажется, заработала. Учиться - три года, а летом я смогу проходить практику в местных отелях. Если все будет нормально, в начале следующего века у меня будет диплом менеджера и, может быть, - собственная гостиница.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

11.09 S7 Москва - Ларнака от 13 750 руб
11.09 S7 Москва - Пафос от 14 259 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта