Клеопатра как аргумент

C портретом полуголой дамочки на обложке, вся из себя синяя с золотом да еще серия "Избранницы судьбы" - книга Л.Хьюз-Хэллетт "Клеопатра" ("ТЕРРА - Книжный клуб") читателю хоть с какими-то претензиями не сулит вроде бы ничего. Но как же часто обманчива бывает внешность? Книжка увлекательна, как детектив. Автор, сообщив факты жизни египетской царицы, дошедшие до нас аж из 40-х годов до нашей эры, первым делом исследует побуждения носителей информации. И оказывается, что именно с тех доисторических времен ведет свое начало черный пиар. Двенадцать чемоданов компромата обрушивает на поверженную им и покончившую с собой царицу Египта римский консул Октавий, приемный сын Цезаря, будущий император Октавий Август. Ему было надо - для своего имиджа, как бы ныне сказали - объяснить отношения Клеопатры с Цезарем, а потом с Антонием в выгодном для себя свете. Чтобы римляне не считали, что в этой войне они отстаивали всего лишь интересы одного из политических соперников (т.е. Октавия) против его противника (Антония). Нет, надо было доказать, что воевали с гнусными, порочными чужаками, против "неправильной" (а значит нуждающейся в исправлении) страны. Причем страны-неудачницы (баба на троне). В наши дни сказали бы, что доводы Октавия - насквозь расистские и сексистские. Но сработала версия замечательно.

Октавий ведь был человеком власти, много людей искусства искали его дружбы - например, знаменитый Меценат. Он, как бы мы сказали, "спонсировал" написание Вергилием "Энеиды", где история Клеопатры изложена как нужно. Прослежено в книге Хьюз-Хэллетт и влияние "правительственной" версии на то, что написали потом Лукан, Платон, Плутарх... Между прочим, именно из текста Лукана, где он говорит, что царица была столь обольстительна, что за ночь любви с нею мужчины готовы были умереть, пошла легенда о том, что Клеопатра наутро убивала своих любовников. Мы знаем ее по "Египетским ночам" Пушкина.

Однако ни один пиарщик не знает, как его слово отзовется. Изобразив Клеопатру чудищем сладострастия, а ее роман с Антонием как бешеной силы сексуальную бурю, Октавий ее, можно сказать, сделал бессмертной. Тем более что у царицы был свой вариант событий, и она успела его успешно внедрить, особенно на Востоке. "Последним мудрецом Греции" называет ее почтенный арабский историк. Для коптского епископа VII века она была "просвещеннейшей и мудрейшей из женщин... великой личностью, славной деяниями, отвагой и стойкостью". Сама царица особенно настаивала на своей связи с богами - как Дионисом (ее род был потомком греческого бога, и вообще Клеопатра была гречанкой), так и Изиды (царствуя в Египте, она подчеркивала свои "египетские корни"). Отсюда демонстрация роскоши и вся эта игра со змеями. Историческая же Клеопатра, похоже, не была ни красива - если судить по единственному изображению на монете, ни сладострастна - да, рожала детей от римских военачальников, но то были, прежде всего политические союзы. Вот деловой и прагматичной - да, была.

Но клевета Октавия, переплетаясь с ее собственными трактовками, начисто оттеснили из истории реальную женщину. Ни одна эпоха не могла пройти мимо египтянки, и всякая рисовала свой, нужный именно этой эпохе образ. Уже в XIV веке н.э. целый ряд поэтов и романистов видят в Клеопатре эталон добродетели; ведь она умерла по своей воле сразу же после Антония, то есть из любви к мужчине! А это единственный подвиг, который может очистить женщину от изначально присущей ей скверны. Впрочем, если она умерла, убоявшись плена и бесславия - тоже молодец, честь ведь сберегла. Шекспир, как известно, написал свою историю Клеопатры. А его современник Фульк Гревиль сжег свою рукопись о царице Египта - из страха, что королева Елизавета I усмотрит в ней намек на свои отношения с бывшим фаворитом.

Еще в одной "Клеопатре", написанной Д. Цинтио, сказано: "Сильнее множества армий и вооруженных врагов войну против имперского владычества ведут радости и наслаждения, что выходят за рамки обычных правил". Да, подтверждает уже в XX веке французский философ Ж.Батай, египтянка с Антонием восстали против "мира рабрты": "Истинный эротизм - это государственная измена?"

В иных случаях история грешной царицы должна была подтверждать права и превосходство законных жен. При этом, бывало, и саму Клеопатру пытались защитить: мол, у них с Антонием было двое детей, вообще она была ему жена, а не дама для радости.

Даже картины с изображениями царицы всегда сделаны в угоду духу времени - бывало, что египтянку рисовали пышной блондинкой в платье с фижмами. Под знаком Клеопатры формировались монархии и национализм, отношения полов и эстетические концепции. Она - маска на маскараде и первая декадентка. Само собой, первая женщина-вамп. Ее сделали даже женщиной-милашкой (Б.Шоу). А в наши дни - она символ женской удачливости, раскрепощенности и успеха, Клеопатра-шоу. Сыгравшая в кино самую дорогостоящую по затратам Клеопатру Э. Тейлор и в жизни ее как бы изображает.

Занятно, что всегда образ царицы нес на себе отпечатки противопоставленных характеристик: "Она изображалась как оппонент тому, кто ее интерпретировал". Есть у автора книги, английской исследовательницы Хьюз-Хэллетт, и своя версия. Но "все, что я говорю, - это мои взгляды, выросшие на почве моей культуры".

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта