Христиане в Египте

Наконец-то коптам воздали должное

Институт арабского мира в Париже регулярно устраивает выставки, посвященные культурам стран Ближнего Востока и Магриба.

На этот раз здесь рассказывали о христианском мире коптов. Под этим именем подразумевают христиан не только Египта, но и соседней Эфиопии. Как ни странно, но посвященная им выставка, объединяющая коллекции столь многих стран, проводилась впервые. Копты, составляющие по разным оценкам от 10 до 20 процентов египетского населения (наиболее реальной считается цифра в 10 - 12 млн. человек, среди известных коптов - бывший генсек ООН Бутрос Бутрос Гали), одними из первых приняли христианство: в их храме в Александрии хранится часть мощей Марка, который прибыл сюда около 47 - 48 года и был замучен позднее римлянами за распространение христианства.

Александрия в начале нашей эры была одним из центров Средиземноморья, местом, где встречались египетская и греческая, римская и еврейская культуры. Благодаря деятельности возникших здесь первых христианских поселений город оказался среди пяти первых христианских столиц - вместе с Иерусалимом, Антиохией, Римом и Константинополем. Считается, что именно александрийская школа богословия (Климент, Ориген, Кирилл) пыталась привить христианству философский язык. Сегодня вблизи Александрии расположены четыре самых известных монастыря Египта, куда в праздничные дни стекаются и верующие, и ценители искусства. Как раз копты подарили христианскому миру монашество - оно возникло здесь уже в III в. С другой стороны, вблизи Файюма нашли древнейший фрагмент Библии - так называемый "риланский", размером с почтовую марку и датированный примерно 135 годом.

Свое летосчисление копты ведут от 284 года, начала "эры мучеников", когда на престоле Римской империи воцарился преследовавший христиан Диоклетиан. На последующие столетия приходится расцвет коптской культуры. Ведь какое-то время христианство оставалось официальной религией в Египте, но даже спустя более века после арабского завоевания страны в 639 - 641 годах положение коптов оставалось относительно благополучным: насильственного отказа от христианства никто от них не требовал. Коптский язык использовался и в официальных документах. Но уже при Аббасидах (750 - 1258) жизнь коптов становится более тяжелой. Хотя они и продолжают занимать ответственные посты, дискриминационные законы, принимаемые после 850 года, усложняют их положение, но не настолько, чтобы копты исчезли окончательно.

Хотя путешественники XVI и XVII веков неоднократно писали об удивительном христианском меньшинстве посреди мусульманской страны, изучение коптской культуры насчитывает около полутора веков. Достаточно сказать, что, когда в 1858 году Огюст Марьетт основал в Каире Службу египетских древностей, Египет римлян и коптов вовсе не находился в сфере его интересов. Зато его сотрудники, Альбер Гайе (Gayet) и Жан Кледа, провели много лет в неустанных поисках и раскопках. Результаты их трудов поделены между парижскими и каирскими собраниями. Приятно, что еще одно вошедшее в историю археологии имя связано с Россией: Владимир фон Бок немало поспособствовал нынешним коптским богатствам Эрмитажа и ГМИИ имени А.С. Пушкина.

В Париже выставили привычные для музейных залов вещи: ткани и саркофаги, иконы и рукописи, скульптуры и детские игрушки. Большинство представленных работ происходит из музея коптского искусства в Каире. Впрочем, и собрания других городов также участвовали в выставке - от Гейдельберга до Лиона.

Едва ли не самое интересное в коптском искусстве - ткани. Ткали в основном гобеленовой техникой. Среди излюбленных мотивов - подвиги Геракла и история Иосифа. Почему такое странное, казалось бы, сочетание?

Коптская культура - это удивительный сплав египетских, греческих и христианских мифов. Один из крупнейших исследователей коптских древностей, Александр Каковкин, утверждает, что копты воспринимали языческие божества и героев христианскими персонажами: "Так, Иустин Философ, или Мученик (ум. ок. 165), в мифах о Дионисе, Геракле, Асклепии видел искаженные библейские пророчества о Спасителе. Особенно много общего Иустин находил между Христом и Иосифом".

Такая уникальная выставка неизбежно проходила при полных залах, даже в рабочие дни. Причем дважды по ходу осмотра публика могла присесть: видеофильм о современной жизни коптов показывали посреди экспозиции, фильм исторический - уже перед выходом.

После Парижа выставка переехала в музей Ephebe во французском Кап д'Агде. А в ноябре в Институте арабского мира откроется выставка, посвященная культуре Андалузии.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта