Рацио и эмоцио финского ренессанса

В Финляндии период архитектуры с 1895 по 1915 год традиционно обозначают термином jugend/"югенд". Немецкое название стиля "модерн" финны выбрали не случайно – в это время спроектировано и построено немало зданий в бельгийско-немецком духе. Однако граждане Суоми не преминули выделить свою, оригинальную мелодию в замысловатой симфонии "югенда", и назвали ее национальным романтизмом…

Сглаженные углы; плавные переходы от стен к потолку; непрерывность волнистых линий, очерчивающих переплеты окон, порталы, стулья, светильники; фриз с ветвями и лианами; обои с цветочным орнаментом... Нижняя панель остекленного шкафа расписана в манере, характерной для прерафаэлитов. Сочетание различных фактур и материалов, наличие самых разнообразных видов инкрустаций из стекла, керамики и металла… Все в лад, все в унисон. Функциональность предметов, связь с природными формами, одухотворенность, органичность выстроенного пространства... Гостиная, в которую мы попали, – типичный пример европейского интерьера конца XIX – начала XX века – времени, более всего известного как "модерн". (Хотя, надо признать, у столь яркого, стремительно распространившегося по городам и весям Старого Света явления было немало и других наименований: "сецессион", "ар нуво", "югендстиль".) Новый век, новые формы, новые технологии и материалы… Чем интенсивнее процессы урбанизации, тем сильнее протест человеческого естества, в особенности естества художника, истосковавшегося по красоте природного мира. "Модерн" стал для творцов одним из видов романтического протеста против всего рутинного. Архаический культ камня, растений, животных, ностальгическая любовь к природе – все это воплощается в архитектуре. На смену механической комбинации деталей в зодчество снова приходит цельный образ. Архитекторы отказываются от привычной ордерной формы. Создаваемые ими странные, сказочные здания удивляют необычайными идеями и силуэтами. Новый стиль призван обновить все художественное оформление буржуазного быта.

В Финляндии период архитектуры с 1895 по 1915 год традиционно обозначают термином jugend/"югенд". Немецкое название стиля "модерн" финны выбрали не случайно – в это время спроектировано и построено немало зданий в бельгийско-немецком духе. Однако граждане Суоми не преминули выделить свою, оригинальную мелодию в замысловатой симфонии "югенда", и назвали ее национальным романтизмом…

Постройки этого направления формировали (и формируют до сих пор) исключительно комфортную среду обитания. Ведущие национальные романтики от архитектуры – зодчие Элиель Сааринен, Ларс Сонк, Армас Линдгрен, Герман Гезеллиус, Карл Гран, Кнут Васашерна и другие – открыли выразительность неровной, шершавой поверхности, облицованной гранитом или горшечным камнем, разнообразие и пластическое богатство разнофактурных сочетаний естественных и искусственных, традиционных и новых материалов. Было создано архитектурное бюро "Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен", спроектировано множество зданий, ставших национальной гордостью Финляндии. Хельсинки в начале XX века украсили Национальный музей, Национальный театр, Скандинавский банк, Дом врачей, железнодорожный вокзал. Мощная кладка и грубо отесанные блоки вызывают ассоциации с северными скалами, воскрешают в памяти древние кельтские предания о "злых камнях", привнося в обыденную городскую среду ностальгическую ноту. Здание телефонной станции и кафедральный собор в Тампере, созданные Ларсом Сонком, считаются шедеврами направления "югенд".

Национальный музей Финляндии (Хельсинки, Мусеокату, 1 – Маннерхейминтие, 34).

В конкурсе на создание здания музея первую премию получил проект бюро "Гезеллиус–Линдгрен–Сааринен". Проект под названием "Карл XII" соединил в себе черты финских средневековых церквей, замковой европейской архитектуры и шведского барокко. Эффект соединения стилей разных эпох вполне подходит и к размерам, и к назначению этого огромного здания, служащего для размещения экспозиций по археологии, истории и этнографии Финляндии. Строительство музея велось с 1905 по1910 год, а открыли его лишь после создания экспозиций – в 1916-м.

Собор Св. Иоанна (Тампере).

В конкурсе на строительство новой Евангелической церкви в городе Тампере участвовали 23 архитектора. Первым был Ларс Сонк с проектом "Этернитас" (aeternitas (лат.) – вечность). Победу гарантировали представленная живописность силуэта и продуманность плана: скамьи для прихожан располагались так, чтобы с любого места можно было видеть и слышать священника; две массивные колонны не заслоняли алтарь – от них лучами шли диагональные проходы. Строительство началось в апреле 1902 года. Гранит везли из Мессякюля и Куру на баржах, а самые большие глыбы весом 10–15 тонн – на лошадях из Пинсиё. Стены возводились из грубоколотого гранита, порталы, ступени и цоколь – из пиленого; отполированы были только некоторые детали алтаря, в частности перила. Для кровли заказывалась специальная плитка.

Изнутри церковь украшена фресками и картинами художника Хуго Симберга на тему Апокалипсиса. Автор алтарной фрески "Воскресение" и витража в алтарном окне – живописец Магнус Энкель.

Строительство, продолжавшееся немногим более пяти лет, было завершено весной 1907 года. В 1924-м церковь Св. Иоанна стала собором.

"Дом врачей" (Хельсинки, Фабианинкату, 17 – Похьонен Макасииникату, 6).

Поначалу здание возводилось как жилищный кооператив для врачей – отсюда и название. "Необычный", "причудливый" – каких только эпитетов не употребляли современники Сааринена, Линдгрена и Гезеллиуса – архитекторов, спроектировавших и построивших этот дом в 1900–1901 годах. Башня – "странная", окна – "своеобразные", "удивительно-обширные" плоскости гладких стен... В верхней части углового эркера, если приглядеться, явно видится лицо – с окошечками-глазами, нависшими над ними "бровями" и носом-пилоном посередине, ниже – раскрытый рот полуциркульного окна. Дом и сейчас будоражит воображение… То, что это строение для своего времени – шаг вперед, подтверждает изучение плана. Архитекторы стремятся отказаться от типичной для доходного дома коридорной системы. Путем сдвига продольных несущих стен, замены части дверей на открытые проемы достигается относительная свобода планировки и текучесть внутреннего пространства. Много внимания уделено комфорту.

Бертель Юнг – коллега и современник авторов проекта – писал, что они исключили из своей терминологии понятие "квартира" и вместо него использовали слово "дом", а словосочетание "создание фасадов" заменили выражением "рождение уютной атмосферы".

Железнодорожный вокзал Хельсинки.

Короткое путешествие в мир финской архитектуры мне бы хотелось завершить у стен детища Элиеля Сааринена – хельсинкского вокзала – здания, в котором переплетены черты уходящего и грядущего стилей. Гибридом романтизма с рационализмом называют построенный в 1914 году вокзал некоторые историки архитектуры. Именно здесь прошла в начале XX века незримая граница между романтическим и рациональным в финской архитектуре, и строение стало в некотором смысле символом уходящего национального романтизма. Проявление этого стиля в петербургской архитектуре знаменитый Сергей Дягилев называл Северным возрождением.

В 20-е годы прошлого века в Финляндии вновь стали преобладать идеалы классицизма и более рациональное стилевое мышление (монументальным воплощением этого архитектурного стиля является здание парламента, спроектированное И.С.Сиреном), а с конца 20-х начал бурно развиваться функционализм. Всемирно известным представителем этого течения считается Алвар Аалто, открывший новую страницу в истории финского зодчества.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта