Сказочное слово "сольды"

В январе туристов, а особенно туристок со всего мира манят в Париж не только красоты этого города, но и не менее приятные сюрпризы зимних распродаж. Для самих французов сольды - так они здесь называются - стали своеобразным национальным видом спорта. В период скидок испытанные сольдовые бойцы рвутся в магазины, покупают что ни попадя и чем дешевле, тем больше. Призывы "Все должно исчезнуть!", "Скидки 50 процентов!", "Потрясающие цены!" и даже "Полная ликвидация" действуют магически, воспринимаются как сигнал к всеобщей атаке, а магазинная суета напоминает азартную игру. Всегда есть шанс купить что-то, о чем потом можно будет с гордостью говорить: "От Диора, а досталось-то всего за..."

Распродается все: от аксессуаров именитых фирм до расхожего ширпотреба, от текстиля и белья до часов, бижутерии и товаров для дома. 60 процентов предметов одежды французы покупают именно в период дешевых распродаж. По заявлению директоров крупнейших универмагов Парижа, ежедневный товарооборот, особенно в первые три дня "сольдов", увеличивается в три-четыре и более раз и составляет миллионы евро.

Настоящая истерия охватывает даже улицы Парижа, что требует особой осторожности за рулем. Парижане, а особенно парижанки и без того считают, что правила дорожного движения писаны не для них, а в дни сольда они с полной уверенностью в своей правоте идут под колеса вашего автомобиля на красный свет, озабоченно что-то высматривая при этом в витрине магазина на противоположной стороне улицы и оживленно обсуждая шопинг с подругой по мобильному телефону. Бесполезно качать права и давить на клаксон, следует проявлять солидарность и сотрудничество, то есть улыбаться и пропускать всех. Сольды есть сольды.

Сезон сольдов длится от одного до полутора месяцев, однако самым значимым бывает первый день. Чаще это 10 января. Торговые центры, как правило, открываются в 7 часов утра и наплыв покупателей особенно велик. Крупнейшие и самые дорогие парижские супермаркеты, такие, как "Галери Лафайет", могут пригласить на торжественное открытие распродаж известного актера или топ-модель.

Этот день никто не объявляет выходным, но многие парижане и во время работы ухитряются "проверить" несколько магазинов, а вечером - продолжить шопинг. Местная публика, особенно ее прекрасная половина, еще накануне начинает "неровно дышать" и готовиться к решающему броску на заранее выбранную жертву.

В позапрошлом веке великий писатель Эмиль Золя назвал "Дамским счастьем" открытый тогда на перекрестке бульвара Распай и Севрской улицы один из фешенебельных магазинов. Мне частенько доводилось туда заглядывать в первые дни сольдов. Он и сейчас готов "одарить счастьем" своих посетительниц, но за весьма приличные деньги, хотя называется почему-то - "Бон марше", что означает в переводе "Дешево", или "Хорошая сделка", то есть недорогая покупка.

Зрелище в роскошных залах "Дамского счастья" в дни сольдов слегка пугает: его залы кишат народом в разгар рабочего дня. В толпе щупающих, меряющих и перебирающих вещи покупателей встречаются и молодые мамы с грудными детьми, и дамы весьма преклонного возраста. В кассы выстраиваются очереди, у многих в руках по нескольку пакетов с покупками. В примерочные попасть почти невозможно, поэтому француженки, не смущаясь, стягивают с себя все, что можно, и примеряют вещи прямо в зале.

Персонал магазина, хоть порой и валится с ног от усталости, всячески старается облегчить "муки" покупателей. Продавцы приветливы и вежливы, регулируют пропускную способность примерочных. Они безропотно по нескольку раз в день складывают товары по фасонам, цветам и размерам, но буквально через несколько минут очередная "волна" покупателей превращает все в бесформенную кучу.

Но только неопытный новичок может подумать, что во время распродаж царит всеобщий хаос. На самом деле во Франции установлены строгие правила, которые призваны превратить сольды в продажу действительно качественных товаров по сниженной цене. Нижняя граница скидки официально местными властями не контролируется, однако с 1996 года ужесточены меры для исключения обмана покупателей. Так, наводя порядок в сезонных распродажах, правительство Франции установило большие штрафы - от 3 до 15 тысяч евро - за продажу тех товаров, что подлежат ликвидации, за распродажу запасов, оставшихся с прошлых лет, за продажу с лотков на улицах и за продажу товаров без ярлыков.

Порой, правда, создается впечатление, что закон о распродажах то ли отменили, то ли пересмотрели. Проверки показывают, что определенный процент товаров продается с разного рода нарушениями: иногда покупателей обманывала реклама, иногда - качество товара. Учащаются и ошибки при считывании штрих-кодов кассовыми аппаратами. Согласно последней публикации специализированного ежеквартального журнала "Конкуренция и потребление", уровень таких ошибок на "сольдируемые" товары превысил 7 процентов. Правда, как выяснило Генеральное управление по проблемам конкуренции, потребления и подделки товаров, проведя в прошлом году проверку по 28 тысячам наименований в 50 крупных универмагах, в большинстве случаев имели место действительно ошибки, а не злой умысел. Из общего числа ошибок при считывании шрих-кодов 957 были сделаны в ущерб клиентам и 935 - в ущерб магазинам.

К рапродажам коммерсанты тщательно готовятся и, собственно, по их результатам подводят итоги года. С нынешними зимними сольдами они связывают надежду, что будет преодолена наметившаяся минувшей осенью неприятная тенденция, когда ускоренными темпами снижалась продажа текстильных изделий. Более того, они рассчитывают, что поднимется наконец интерес и к зимним вещам. Дело в том, что необычайно теплые осень и начало зимы в Европе поставили на грань катастрофы тех, кто специализируется на продаже зимней одежды. Но это, можно сказать, трудности сезонного характера. А вот импорт дешевой одежды из стран Азии, прежде всего Китая, сбивающий общий уровень цен, никаким северным ветром не остановишь. Сейчас в парижском магазине можно встретить любой китайский товар - от сковородки до пылесоса, телевизора или норковой шубы.

Автору этих строк, например, три года назад не удалось найти обыкновенного, то есть кассетного, диктофона "некитайского" производства в таком городе, как Париж. С одной стороны это объясняется тем, что кассетные диктофоны ушли в прошлое и на смену им пришла цифровая аппаратура. Но и здесь китайский цифровой диктофон оказался в три раза дешевле японского и в два раза - малазийского.

Но вернемся к рапродажам. Хотя я и написал, что распродается все, на самом деле это не совсем так. Например, по просьбе знакомого "нового русского", который решил подарить себе к дню рождения часы как у Джеймса Бонда, поинтересовался в фирменном магазине "Омега", вблизи Вандомской площади, на предмет возможных скидок в период сольда. "Неть, неть, у нас цкидок не бивает", - примерно с таким акцентом, мило улыбаясь, мне ответила на французском продавщица-японка (и здесь сказывается глобализация, продавщицы в Париже, как и покупатели, - со всего света).

Скидок почти не бывает в дорогих ювелирных магазинах, где цены подчиняются своим законам. Но их не бывает, например, и в магазинах бытовой и электротехники "Дарти", сеть которых действуют практически во всех крупных городах страны. Там продавцы всегда уверенно отвечают: "Дешевле, чем у нас, вы никогда и нигде не купите".

В этом году новшеством обещают стать ночные распродажи, позволяющие покупателям до рассвета выбирать нужные товары. Решение о ночных сольдах принято Торгово-промышленной палатой Парижа по согласованию с "отцами города".

"Ночь больших распродаж" намечена на 18 января. Большинство крупнейших торговых центров и магазинов Парижа уже с радостью и трепетом откликнулись на новые инициативы в рамках "большой ночи". Она покажет реальные возможности не только кошельков парижан и туристов, но и возможности торговой сети города, которому в последние годы все чаще приходится конкурировать на этом поприще с Лондоном. А возможности впечатляющие: это 60 тысяч магазинов, универмагов и бутиков, не говоря уж о головных магазинах крупнейших домов моды.

Власти города намерены сделать эту "Ночь" столь же известной во всем мире, как и традиционные фестивали "Белые ночи Парижа" или "День музыки". Не случайно поэтому рождественская и новогодняя иллюминация будут действовать и в период распродаж, чтобы создавать праздничное настроение.

Казалось бы, трудно чем-либо удивить покупателей, но парижские дизайнеры неистощимы на выдумку. В период сольдов витрина того же "Галери Лафайет" стала настоящим произведением искусства, особенно в вечернее время, когда включается иллюминация. А на Елисейских полях магазин "Селио" поступил весьма экстравагантно: в его витринах выставлены на всеобщее обозрение мужчины всех возрастов и комплекций в... одном исподнем, то есть в трусах, причем красных. Так и хочется добавить - "революционных", как говорилось в известном фильме про "красные революционные штаны".

Цель этой акции вполне благонравная - помочь дамам в покупке не столько этого деликатного предмета туалета для своих любимых, сколько брюк, свитеров и других предметов одежды. Подобрать нужный цвет, а главное - размер. Именно поэтому в витрине магазина представлены не писаные красавцы, а 13 манекенов разного возраста и комплекции. Принцип простой: клиентка выбирает среди "шопенбойз", как их называют, - подходящего ей по фактуре, и он примеряет предназначенный для мужа, друга или родственника предмет гардероба. "Не надо эмоций, мы - отнюдь не специалисты по стриптизу, у нас другая пластика, - предупреждает 35-летний Ромен Мартен, основатель группы "Шопенбойз", сам работающий по отделу 44-го размера. - Идея создать такую группу родилась у меня, когда моя невеста подарила мне рубашку не моего размера. Тогда я понял, как огорчаются женщины, когда купленные ими в подарок любимым вещи не годятся".

Покупательницам нравится, и они уже говорят, что неплохо было бы ввести такую практику во всех крупных магазинах. 20-летняя Виктория, выбирая рождественский подарок для своего жениха, пояснила, что "размеры меняются от одной марки к другой и удобно иметь под рукой мужчину для примерки".

Если понадобится, шопенбойз из команды Мартена могут дать объяснения на английском, испанском и некоторых других языках - ведь Елисейские поля в распродажные дни становятся многоязыким Вавилоном.

Кстати, в магазинах "города-светоча" все чаще слышится и русская речь. Это неудивительно. Наши соотечественники активно откликаются на призыв рекламы шоп-туров "Москва—Париж" по вполне доступным ценам, особенно в январские и июльские дни, то есть во время зимних и летних сольдов. Шоп-туры подразумевают предоставление скидок в ряде магазинов, размещение туристов в зонах рядом с крупнейшими магазинами, получение всей необходимой информации о распродажах. Это весьма удобно, но почему-то именно в эти дни уже второй год подряд у россиян возникают трудности с приездом во Францию: то французские консульские службы задерживают или отказывают в визах россиянам, то начинаются забастовки в аэропортах...

"Мне не нужна вечная игла для примуса, я не собираюсь жить вечно", - говорил классик. Но со скидкой в 50 процентов, наверняка, и он бы ее купил, тем более в Париже и тем более в каком-нибудь шикарном бутике.

Но все-таки не следует излишне обольщаться и рассчитывать на то, что удастся купить гору фирменных вещей по дешевке. Это по силам только большим "специалистам", которые умеют оказаться в нужный момент в нужном магазине, когда на некоторых товарах, как правило, последних из серии, появляются сказочные ценники. Этот момент длится не больше часа, а то и нескольких минут.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

18.04 Austrian Москва - Париж от 17 872 руб
26.03 KLM Москва - Париж от 11 266 руб
15.03 Lufthansa Москва - Марсель от 15 213 руб
15.03 Lufthansa Москва - Лион от 15 471 руб
15.03 Lufthansa Москва - Ницца от 18 012 руб
15.03 Lufthansa Москва - Париж от 18 341 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта