← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Реверанс парижскому автобусу

Первая во Франции железная дорога соединила в 1832 году промышленные центры Лион и Сен-Этьен. 26 августа 1835 года, на два с небольшим года раньше петербуржцев, гудок паровоза услышали парижане: первый поезд отправился в столичное предместье Сен-Жермен, любимую до строительства в середине семнадцатого века Версаля загородную резиденцию королей Франции. Интересно отметить, что и первую российскую железную дорогу проложили между столицей и летней резиденцией императоров - Царским Селом; днем ее открытия стало 30 октября (11 ноября) 1837 года.

В сегодняшнем Париже шесть вокзалов: в правобережной части - Сен-Лазарский, Северный, Восточный и Лионский; через Сену от последнего - Аустерлицкий (Бородинского в Париже почему-то нет); к югу от центра города - Монпарнасский. В свое время вокзалов было больше, но, например, в бывшем Орлеанском в 1986 году открылся музей французского искусства II-й половины XIX-XX веков - знаменитый д'Орсэ. На месте вокзала Бастилия (он же Венсенский) к 200-летию Великой Французской революции (14 июля 1989 года) было возведено новое здание Оперы. Из действующих вокзалов лишь для Монпарнасского построили современное здание; прочим - по 100-150 лет. Лионский - открытый к Всемирной Парижской выставке 1900 года - напоминает наш Витебский: высокая башня, роскошные интерьеры в стиле модерн, фешенебельный ресторан "Голубой поезд", стены и потолки которого украшены видами местностей, куда уходят с Лионского вокзала составы. Перед вокзалом Сен-Лазар стоят две башни: одна сложена из бронзовых чемоданов, другая - из уличных часов.

19 июля 1900 года, в дни работы все той же Всемирной выставки, первые пассажиры спустились в парижское метро - четвертое по старшинству в мире после лондонского, нью- йоркского и будапештского и, в отличие от них, с первого же дня работающее на электрической, а не на паровой, тяге. Линия 1 протянулась через весь Париж от Ворот Майо до Венсеннских; позднее ее продлили на запад в квартал Дефанс, так называемый "парижский Манхеттен". Линия 2, огибающая центр Парижа с севера, частично проходит поверху, на эстакадах. Сегодня в Париже 13 линий метрополитена с 366 станциями, причем линии 3, 7, 10 и 13 имеют ответвления. Прибавим к этому четыре линии RER - скоростной электрички, подземной в черте Парижа и выходящей на поверхность за его пределами! Давайте мысленно представим себе развороченную Сенную площадь, где который уже год не могут достроить первый в Петербурге тройной пересадочный узел! А в Париже, к примеру, под площадью Республики пересекаются пять линий метро; под площадью Нации и у Гранд-Опера - по четыре линии метро и одной - RER; у Северного вокзала - три линии метро и две - RER; под площадью Шатле - аж семь линий - четыре метро и три RER! И - никакой толкотни! Дело тут не столько в относительно меньшем, чем, скажем, в Петербурге, пассажиропотоке, сколько в том, что между совмещенными станциями устроены длиннющие просторные подземные переходы, иногда - с горизонтальным эскалатором: ты стоишь - тебя везут! Собственно говоря, земля под Парижем ископана вся; почти у каждой достопримечательности есть "своя" станция метро или RER: "Лувр", "Елисейские поля", "Эйфелева башня", "Площадь Согласия", "Тюильри", "Дом Инвалидов", в крипте собора которого погребен Наполеон; "Сите" - остров на Сене, на котором находится Собор Парижской Богоматери; "Площадь Шарля де Голля - Этуаль" со знаменитой Триумфальной аркой; "Бастилия" (говорят, в тоннеле сохранились камни фундамента разрушенной еще в конце XVIII века крепости-тюрьмы).

А что же наземный транспорт? В 1889 году парижскую конку, медленно катившуюся по рельсам еще с начала 1860-х годов, сменил электрический трамвай, работавший без проводов, на аккумуляторе. Станция зарядки аккумуляторов была устроена на площади Бастилии; оттуда трамваи шли по Большим бульварам; у триумфальных ворот Сен-Дени, воздвигнутых в 1672 году Людвиком Четырнадцатым в честь побед в Голландии и Фландрии, поворачивали на Страсбургский бульвар и делали кольцо у Восточного вокзала. Вагоны, иногда сцепленные в тандем, были двухэтажными. Проезд внутри стоил 15 сантимов, на "империале" - 10. В 1892 году, одновременно с открытием в Киеве первой трамвайной линии в России, в Париже пошли трамваи с привычными нам токоприемниками. Этот вид транспорта просуществовал до 1938 года; сейчас действует только трасса в Сен-Дени - северном предместье Парижа, известное благодаря расположенной в нем Усыпальнице королей Франции. Троллейбусные же линии, просуществовав некоторое время на окраинах города, были затем демонтированы.

Со старых фотоснимков смотрят на нас кучера и пассажиры знаменитого парижского омнибуса. Вот он - громоздкий экипаж с маленькими передними и большими задними колесами в пять окон с каждой стороны, запряженный двумя или тремя лошадьми.

В 1906 году, т. е. на год раньше открытия автобусного движения в Петербурге, на улицы Парижа выходит первый автобус, к 1913 году полностью вытеснивший омнибус. Первый автобусный маршрут пролегал от Ворот Нейи по Елисейским полям, через площадь Конкорд с установленным в 1836 году египетским обелиском из Луксора и восемью женскими статуями, символизирующими восемь французских городов; по улице Риволи вдоль Тюильрийского сада и Лувра до городской ратуши. Ну а автобус в современном Париже имеет 55 маршрутов; самый "младший" - 20-й, самый "большой" - 96-й.

Вот он подкатывает к остановке, большой бело-зеленый автобус марки "Рено" (машины старой модели еще изящно "приседают" на задних рессорах, притормаживая). Через заднюю и среднюю двери пассажиры выходят, через переднюю - входят, здороваясь с водителем и показывая ему проездной билет или пробивая талон в автоматическом компостере, висящем за кабиной. Шофер непременно ответит вам "мерси, мсье (или мадам)", повторяя свое "мерси", наверное, десять тысяч раз на дню. В салоне под крышей - щит со схемой маршрута и всеми остановками (на каждой автобусной остановке укреплены такие же подробные схемы проходящих здесь маршрутов). В некоторых автобусах установлены мониторы: пока вы едете, вам дадут краткую информацию о проезжаемых достопримечательностях, курсе валют, погоде на завтра и т. д. Автобус тронулся, и сразу же один из пассажиров нажимает красную кнопку, которых в салоне несколько. В кабине водителя загорается табло; это значит, что среди пассажиров есть желающие выйти на следующей остановке...

Милый, милый парижский автобус! Прими сердечную благодарность от экскурсоводов и туристов Петербурга! Уютный, быстроходный, почти всегда непереполненный, ты незаменим для тех, кто хочет полюбоваться красотами твоего города! В самом деле, дорогие дамы и господа, зачем, передвигаясь по Парижу (кстати, и по Петербургу тоже!), забираться под землю?! Вот некоторые из автобусных маршрутов, проехать которыми должен каждый, посетивший Париж:

N 27: по бульвару Сен-Мишель через Латинский квартал выходит к Сене, пересекает ее, останавливаясь на левом берегу - у основанного по завещанию кардинала Мазарини Института Франции, на правом - на маленькой площади между Лувром и аркой Карусель (еще один памятник, сооруженный тщеславным Наполеоном); далее по широкому проспекту Оперы мчится к великому творению Шарля Гарнье.

N 29 привезет вас от Лионского вокзала через площадь Бастилии в старинный аристократический квартал Марэ - мимо Центра Помпиду, церкви Сен-Эсташ, в которой крестили Мольера, Ришелье и маркизу де Помпадур и отпевали Лафонтена и Мирабо; мимо круглой в плане площади Побед.

Автобусы NN 30 и 31 огибают соответственно с юга и севера Монмартрский холм.

На сам Монмартр можно приехать из центра города автобусами NN 85 - от Люксембурга, 74 - от Ратуши и 67; он делает кольцо на известной в среде любителей острых ощущений площади Пигаль.

N 38 из Латинского квартала въезжает через Сену на остров Сите, останавливаясь между Дворцом Правосудия и Собором Парижской Богоматери; далее через площадь Шатле по Севастопольскому бульвару направляется к Восточному вокзалу.

N 41 от Северного вокзала выходит к Опере, на бульвар Мадлен; по Королевской улице, на которой расположен "Максим" - самый фешенебельный ресторан Парижа, - на площадь Конкорд; с Елисейских полей сворачивает к Сене и пересекает ее по мосту Альма - прямо к Эйфелевой башне.

N 48: от Монпарнасского вокзала идет по улице де Ренн к старой церкви Сен-Жермен де-Пре, по улице Бонапарта, через Сену и Лувр; далее по старинной улице Ришелье мимо дворца Пале-Рояль, мольеровского театра Комеди Франсез и Биржи поднимается к Северному вокзалу.

N 63: по бульвару Сан-Жермен мимо Отеля Клони, в ансамбль которого входят руины древних Римских Терм, следует к музею д'Орсэ, далее - вдоль Сены до моста Альма и - на противоположную сторону к площади Трокадеро; с террасы расположенного на холме Трокадеро над Сеной дворца Шайо открывается изумительный вид на Эйфелеву башню и весь левобережный Париж.

N 65 связывает четыре вокзала - Северный, Восточный, Лионский и Аустерлицкий;

NN 58 и 70 идут через Новый мост;

N 83 - мимо Большого и Малого дворцов, построенных к открытию Всемирной выставки 1900 года.

N 69: от площади Бастилии по улицам Сен-Антуан и Риволи до площади Пирамид с позолоченной статуей Жанны д'Арк; через Королевский мост - на левый берег Сены, к комплексу Дома Инвалидов и Эйфелевой башне.

С другой стороны - из лабиринтов Люксембургского квартала и по бульвару Монпарнас - к Инвалидам, Башне и площади Трокадеро подвозит автобус N 82.

72-й маршрут берет начало от Ратуши, далее путь его пролегает по улице Риволи вдоль Лувра и протяженных аркадных зданий; через площадь Конкорд автобус выходит к Сене и так и идет по ее правобережным набережным до юго- западной окраины города.

И наконец, Елисейские поля - главная магистраль Парижа. К вашим услугам - автобус N 73: отправляясь с площади Дефанс, он проходит по всем Полям, с той же площади Конкорд (Согласия) сворачивает к одноименному мосту через Сену и делает кольцо у музея д'Орсэ...

Автор выражает искреннюю признательность за консультацию Евгению Дмитриевичу Шапилову.

56092

Спецпредложения авиакомпаний

14.04 Gulf Air Москва - Париж от 51 914 руб
05.04 Air Algerie Москва - Париж от 55 049 руб
02.04 FlyOne Armenia Москва - Париж от 32 193 руб
02.04 Royal Air Maroc Москва - Париж от 47 159 руб
02.04 Pegasus Airlines Москва - Париж от 35 205 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах