Красота настоящего

Едва ли не самым влиятельным на художественной сцене Франции XX века стало течение "живописцев реальности", вдохновителем которого стал Анри Кадьу. Этот художник, ставший едва ли не самым известным французским живописцем, родился в семье бедного служащего. Правда, сама атмосфера Парижа вдохновила мальчика на первые экскурсы в искусство, тем более что многие соседи Анри работали в полиграфии. Поэтому родители, видя интерес мальчика к рисунку и живописи, отдали его учиться в полиграфический техникум Эколь Этьен, где он изучал литографию. Однако кончина отца заставила Анри оставить учебу и пойти учеником в гравировальную мастерскую. Но настоящее художественное образование Анри Кадьу получил в Лувре.

В этом всемирно известном музее молодой Анри работал рисовальщиком-литографом. Богатейшая коллекция Лувра, отражающая абсолютно все этапы развития изобразительного искусства, стала для Анри источником вдохновения, а непосредственным указателем собственного пути послужила выставка 1934 года "Живопись реальности XVII века". На ней многие узнали, что под панцирем господствовавшего тогда классицизма существовало целое течение, представленное в первую очередь творчеством братьев Ленен и Жоржа де ла Тура. Эти художники, вкупе с Шарденом и Вермеером, и убедили Анри Кадьу отказаться от следования всякого рода "измам", ставшим уже новым академизмом самого худшего толка. Выбор был сделан в пользу искусства, говорящего уму и сердцу и требующего от художника в первую очередь таланта, а не стремления к эпатажу.

Пик творчества Анри Кадьу пришелся на послевоенные годы. Авторитет его стал почти непререкаемым, но в отличие от многих, мэтр не стал почивать на лаврах, а продолжал активно работать, доказывая в каждом новом произведении свое художественное кредо. Наиболее ясно и определенно творческую миссию художников - "живописцев реальности", охарактеризовал видный французский критик и теоретик искусства Рене Межан: "Их [художников] темперамент, правдивый и близкий чувственному восприятию мира, не находил никакого удовлетворения в шаблонах новой традиции. Вообще говоря, им нечему было учиться у запоздалых носителей этой новой традиции, чья техника может служить только бесстыдному желанию нравиться посредственностям.

Кадьу стремится к тому, чтобы восстановить все эмоции, испытанные им в присутствии своего предмета. Для того, кто глубоко чувствует натуру, вовсе не безразлично, что это дерево - груша, и вокруг нее растет чертополох. Пейзажи Кадьу - это портреты деревьев, трав, рек и неба, а не внешние опоры для неизменного состояния души и шаткой достоверности". Творчество Кадьу - демократично по своей натуре. Начиная с самых ранних работ, художник стремится поставить акцент на честности отражения реальности, поэтому многие его жанровые работы весьма близки к фильмам эпохи итальянского неореализма (Висконти, Витторио де Сика и др.). Обшарпанные стены, убогие комнатки, в которых ютятся персонажи ранних картин Кадьу - все это правда жизни, передаваемая мастерски, без боязни уподобиться бесстрастному фотообъективу. С одной из самых известных картин Кадьу "Шестой этаж" связан забавный и вместе с тем много говорящий эпизод. Но прежде надо объяснить следующее: в Париже долго не разрешали строить здания выше пяти этажей, то есть шестой этаж - это чердак! На полотне изображена бедная женщина в потрепанном халате, выходящая из туалета. Во время выставки журналист Пьер Галони подслушал разговор трех цветочниц у картины: "Вот мой шестой этаж, а вот и я выхожу из туалета!" Это ли не показатель абсолютной честности художника? При всем этом Кадьу - вовсе не обличитель "пороков общества", как это могло бы показаться на первый взгляд. Совсем наоборот: художник все более тяготеет к жанру пейзажа и натюрморта, отражая через призму художественного восприятия красоту и гармонию окружающего мира, в чем можно убедиться, взглянув на иллюстрацию в заголовке статьи. Убеждения Кадьу разделяют многие художники во всем мире, убедившиеся в бесплодности новейших течений. Но самыми верными соратниками художника стали такие мастера изобразительного искусства, как французы Клод Ивель, Пьер Жилу, Надин Лепренс, немцы Лизелотта Хекман и Вернер Шрамм, бельгиец Иос Альбер. Расскажем о некоторых из них. Клодель тоже происходит из бедной семьи. В отличие от Кадьу, у Ивеля не было такой школы, как Лувр, тем не менее талант этого художника столь ярок и выразителен, что его работы технически не вызывают абсолютно никаких нареканий у многочисленных критиков - столь совершенна его живописная техника и естественны композиции. Работы Клода Ивеля отличает острое чувство сопереживания, глубокой симпатии к героям своих картин, в большинстве своем представляющих небогатые слои населения. Это студенты, рабочие, мелкие служащие, не добившиеся высокого положения в обществе, но не утратившие самого главного - тепла человеческих чувств. Пейзажи Ивеля интимны в лучшем смысле слова: неухоженный парижский дворик в интерпретации художника приобретает все ту же теплую ауру человеческой симпатии. Течение "живописцев реальности" стало в мировом художественном процессе ХХ века заметным явлением, противопоставившим бесплодию модернистских и абстракционистских "толкучек" непреходящую ценность человеческой цивилиации - гуманизм. Лучше всего об этом сказал сам Анри Кадьу: "Если нашей цивилизации суждено исчезнуть, художники реальности будут последними, выразившими остатки красоты умирающего мира на доступном пониманию и всеобщем языке".

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

13.09 LOT Москва - Париж от 12 495 руб
13.08 Aigle Azur Москва - Париж от 10 789 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта