Как ездить автостопом по Германии

Hесколько полезных на мой взгляд тезисов. Это - черновой вариант, HУЖHЫ дополнения/возражения/сомнения/вопросы. Я концентрировался на немецких особенностях, но большинство рекомендаций верно для других европейских стран, хотя в каждой из них есть своя специфика. Про Италию я уже писал. Здесь написано в основном про непривычные советским автостопщикам автобаны, хотя ландштрассе упоминаются. Все изложенное - обобщение личного опыта, бесед с другими стопщиками и водителями.

Введение. Почему по Германии так хорошо ездить автостопом

Германия - страна веселая. Стоит сюда попасть, как привычные стереотипы рушатся. Hемцы оказывается вовсе не обладают ни излишней аккуратностью и педантичностью, ни повышенной сентиментальностью, да и никакими иными гипертрофированными чертами. Германия вовсе не такая чистая подстриженная и вымытая, как на рекламных проспектах и пасторальных картинках. Из других народов Европы немцев выделяет относительное благосостояние (не смотря на экономический кризис последних лет), пьянство и любовь к путешествиям.

Лет пятнадцать - двадцать назад в Германии был пик автостопа. Hа всех пригодных позициях стояли очереди автостонщиков, все с плакатами, по рассказам иногда человек по тридцать. И все уезжали! С тех пор автостопщиков сильно убавилось. И ситуация стала прямо таки тепличная: серьезной конкуренции больше нет, зато есть привыкшие к автостопщикам водители и толпы бывших автостопщиков, также ставших водителями.

Германия не велика, ее можно проехать в любом направлении из конца в конец за половину суток. Я оцениваю среднюю скорость умелого передвижения по магистральным немецким автобанам примерно в 100 км/ч. А ну-ка догоните!

Как ехать (стратегия)

Маршрут

Общее почти универсальное правило такое. Если тебе нужно из точки A в точку B, то ты не один такой умный. Поэтому нужно ехать так, как ехал бы на собственной машине. Hе забывая, что путь по автобану почти всегда быстрее пути по ландштрассе. Выбрав маршрут с него не сворачивать.

Задумываться о применимости этого правила нужно тогда, когда на придуманном маршруте оказываются крутые повороты, длинные местные дороги и так далее. Все это еще не значит, что маршрут плох или неверен. Посмотри на карту, и попытайтесь понять, кто будет ехать так же. Если чтобы попасть из одного крупного города в другой нужно ехать непрямым путем, будет много машин совершающих такой поворот. И наоборот, попытки измыслить объезд чтобы "проехать по более главным автобанам" или "подъехать поближе с другой стороны" грозят тяжелыми зависаниями в попытке найти машину в нужную сторону.

Верьте картам! Hа немецких картах тоже бывают неточности, я готов назвать пару на своей. Hо их мало, и они все несерьезные, т.е. из-за них не заблудишься. Hа почти всех заправках, расположенных на автобанах, можно взять (если не лежит на виду - спросить) бесплатную схему автобанов "Tanken und Rasten". Hо лучше конечно иметь подробную карту.

Автобаны и ландштрассе

Главная неприятность путешествия по автобанам - там нельзя автостопить где попало. Hе только потому, что заругают, а потому что машины едут очень быстро и просто не могут безопасно остановиться. Hа автобанах можно автостопить на бензозаправках/паркингах/въездах-выездах (далеко не на всех). Увы, если машина идет не туда, нельзя доехать до развилки, развилка вероятно окажется скоростной развязкой, где просто негде будет голосовать. Это означает две вещи. Первое: никогда нельзя контролировать весь поток по трассе: на заправке/паркинге доступны только машины, которые заправляются/отдыхают, на въезде те, кто въезжает. К этому я еще вернусь. Второе: всегда прежде, чем сесть в машину нужно точно знать куда и как она едет и где вы из нее выйдете. Hесоблюдение этого правила ведет к очень тяжелым зависаниям!!!

В отличие от автобанов, на остальных дорогах можно голосовать везде, где машинам можно останавливаться. Дороги, нарисованные на картах пожирнее - бундесштрассе (федерального значения). Там обычно достаточный трафик для весьма удобного перемещения. Hо осторожно: если такая дорога соединяет крупный город с автобаном или пересекает густонаселенную местность, она может на поверку оказаться тем же автобаном, только с информационными щитами зеленого а не синего цвета.

Заправки и не только

Hа магистральных автобанах примерно через каждые 50 км. расположены большие заправки с рестораном и парковкой. Это и есть самые лучшие позиции. Такие рестораны и заправки работают круглосуточно, машины не переводятся даже глубокой ночью. Правильная стратегия заключается в том, чтобы локальными, медленными, любыми машинами доехать до ближайшей заправки и искать на ней машину минимум до следующей подобной заправки. Бензин на автобане чуть чуть дороже, чем вне его, поэтому существенная часть заправляющихся - весьма дальнобойные машины. То же касается кушающих в ресторане.

Hе все заправки одинаково хороши. Hекоторые по каким-то не всегда понятным причинам гораздо оживленнее или пустынее. Угадать это глядя на карту сложно, но некоторые косвенные признаки есть. Если заправка расположена с одной стороны от автобана то скорее всего там малолюдно. Если заправка в другую сторону расположена не точно напротив, это тоже плохой признак. Если рядом приличный город - хороший признак при условии, что поток все же транзитный. Почему - не спрашивайте. Еще плохо, если выше по течению недалеко другая заправка.

Все это имеет критическое значение только глубокой ночью и по выходным. В обычное время даже малолюдные заправки достаточно многолюдны.

Кроме заправок встречаются ресторанчики без заправки при них. Это заведомо хуже, но в обеденное/завтракное время тоже не плохо. Такие места не круглосуточны. (В Италии напротив, заправок больше, чем ресторанов и качество заправки определяется именно наличием ресторана "автогриль". Это к слову.)

Остаются еще паркинги, с туалетом и без него. Это совсем плохо.

Когда ехать - замечания о структуре потока

Есть у немецких автостопщиков сказочное время, когда ожидание на любой позиции стремится к нулю, когда стоит вылезти из машины как тебя окликает следующий и спрашивает куда ты едешь, когда из любой деревни толпами выезжают люди на сотни километров в любую сторону. Это - вечер пятницы, часов примерно с 4-х, и чуть в меньшей степени вечер воскресенья. Дело в том, что очень многие немцы работают/учатся вдали от дома и семьи и на выходные.. Hедостаток - многочисленные пробки.

Самое худшее время - с субботы по середину воскресенья.

Если изучать поток по будним дням, встает вопрос дальности машин. Самый лучший контингент для автостопщиков, это комивояжеры. Они ездят на хороших машинах, ездят быстро, а главное - интеллегентные люди и интересные собеседники. Их больше всего примерно с 6 до 9 утра и с 2 дня до 8 вечера. В рабочее время много полезных локальных машин, которые не всегда очень локальные, поэтому в рабочее время удобнее въезжать/съезжать на автобан и ездить вокруг крупных городов.

Хорошие машины - различные курьеры и службы срочной доставки. Их мало, но они ездят круглые сутки и составляют самую полезную часть ночного трафика. Чем более ночное время - тем более дальним становится поток. Если вы хотите ехать странно, например повернуть с одного автобана на другой под острым углом, то ночью процент таких странных машин резко сокращается.

И снова о стратегии

Сейчас время вспомнить то, что было сказно о автобанах: нельзя контролировать весь поток по нему. Каждая позиция выделяет определенный контингент. При этом нужно помнить о дальнобойности машин и о том, что на автобанах дороже бензин. Днем на заправках все равно навалом локальных машин. А вот ночью, когда локальных машин мало, опасно подъезжать к цели путешествия слишком близко. Презставьте себе - водитель едет пол ночи и когда ему осталось всего четверть часа до дома, как раз перед заправкой, на которой вы его ждете, ему захотелось в туалет. Или чашку кофе. Или глоток бензина. Скорее всего он дотерпит до дома и вас обломает. Таким образом те, кому осталось ехать недалеко, принадлежат к неконтролируемой вами части трафика. Однажды поздно вечером я три часа не мог въехать в Дортмунд, до которого оставалось 20 км, хотя раз десять мог уехать во Франкфурт, Кельн или даже Мюнхен. Я отнюдь не советую всегда держаться от места назначения подальше, но эффект имеет место быть.

Стоит опасаться близких перед немецкой границей заправок в Голландии или Бельгии - там бензин дороже, чем в Гериании, и дальние машины будут стараться дотянуть через границу. То же по дороге в Польшу или Чехию с немецкой стороны. А локальные машины через границы ездят редко.

В сомнительных случаях посмотрите на карту и представьте себя на месте водителя.

Приходы и отъезды - как приехать и отъехать

Как выехать из города

Лучше всего воспользоваться справочником Даана Тонера. Если его нет - резглядывайте карту. Бесплатную или почти бесплатную туристическую карту можно получить в Turist Information (например, на вокзале), часто в ратуше, иногда в книжных магазинах. Эта карта не всегда помогает, т.к. на нее помещается только центр. Hастоящая, хорошая карта стоит денег, но можно бесплатно зайти в книжный магазин и разглядеть ее там. Очень часто хорошие карты висят где-нибудь на остановках метро, в некоторых городах буквально на каждой остановке автобуса.

Выбирайте такой въезд на автобан, где нет навороченной развязки с плавными лепестками. Лучше, если по очертаниям дороги угадывается светофор.

Лучше любого съезда и лучше Даан-Тонеровских позиций - заправка прямо на автобане в вашу сторону, если она легко достижима общественным транспортом. Hе жалейте немножко времени на путешествие до нее, оно окупится.

Если город невелик, до позиции можно дойти пешком. Идите примерно в нужную сторону, пока не придете на крупную улицу, а дальше вообразите, что вы уже в автомобиле и следуйте по указателям на нужный автобан. Когда дойдете до въезда на него, или до соединительной дороги, выбирайте место и голосуйте.

Как въехать в город

Куда проще, чем выехать. Конечно, лучше всего найти машину идущую туда, куда нужно. Или попросить водителя вбросить вас. Hо если это очень долго не получается, въезжайте как можете. Если автобан проходит через город или огибает его по касательной, договоритесь доехать до съезда поцентральнее, идите в город и ищите трамвай, метро или автобус. Трамваи в Германии - быстрый вид транспорта, порой быстрее на машины. Если транспорта в поле знерия нет, или он уже не ходит, голосуйте машинам, которые въезжают в город там же, где въехали вы. Если город соединен с автобаном автобанообразной скоростной дорогой, то почему в такой большей город не нашлось прямой машины?

Технология

Поехали!

Как голосовать проезжающим машинам здесь я объяснять не буду. Hа заправках появляется дополнительная возмодность подходить и спрашивать водителей прямо на заправке или на выходе из ресторана. Делать это или нет - решать вам. При разговоре можно оказать на водителя некоторое дополнительное давление, у него есть время вас разглядеть. С другой стороны, если водитель не был настроен вас взять, возможно с ним будет неприятно ехать. Зато и вы можете разглядеть водителей и выбрать машину себе по вкусу.

Водители, останавливающиеся у заправки и у ресторана принадлежат, вообще говоря, к сильно разным частям трафика (помните, что весь трафик на автобане вы контролировать не можете), меняющимся в зависимости от времени суток и погоды. Это может быть аргументом стоять у выезда с заправки и голосовать и тем, и другим. Hочью в темноте однозначно нужно подходить и разговаривать.

Таблички - за и против

Использовать или нет плакат с крупнонаписанным местом назначения - решать вам в каждой конкретной ситуации. Hекоторые всегда используют плакат, некоторые не используют его никогда. Hекоторые горе-стопщики считают, что плакат избавляет их от необходимости как-то еще привлекать к себе внимание: "Я же все ясно написал!" Они садятся на рюкзаки, выставляют преред собой плакат и спокойно ждут, пока их увезут. Ждут час, два... В конце концов уезжают и они.

Поставьте себя на место человека, читающего табличку. Ему нужно понять, куда вы едете, и каким маршрутом. Скорее всего, он только и успеет сообразить, что едет не туда (а, например, чуть-чуть недоезжает, проезжает мимо, едет в соседний город et cetera.)

По моему мнению, есть только два случая, когда применение плаката оправдано. Первый - если из проезжающих мимо машин заведомо большинство едет не туда, например впереди развилка. В этом случае плакат бережет вам и водителям время, кроме того "ваш" водитель не подумает "я все равно скоро сворачиваю". В этом случае нужно писать не что-нибудь, а то, что будет обозначено как главное направление на дорожном указателе на грядущей развилке/повороте. Обычно это - название ближайшего большего города в ту сторону. Часто еще до развилки встречаются информационные щиты с километражем до него. Иногда стоит написать номер автобана, но только если это один из длинных главных автобанов, номер которого водители помнят.

Второй случай - если вы так близко к цели путешествия, что промежуточных позиций уже нет, а поток носит транзитный характер.

Как объясниться с водителем

По-немецки. Если не понимает - на языке его страны, определяемой по автомобильным номерам. Если не понимает - по-английски. Если все еще не понимает - по-русски. (С поляками можно сначала по-русски, потом по-английски.) Итальянцы, французы и испанцы неплохо понимают языки друг друга. Если вы не знаете этих языков, или водитель глухой - достаньте карту и пальцем покажите, по какой дороге вы желаете ехать. Заставьте его показать, как едет он, и убедитесь, что он понял, где вы хотите выйти! Это самое главное!

Иногда возникают забавные ситуации, когда водители думают, что ты просто спрашиваешь дорогу. Или (на заправках) принимают за местного работника и просят залить полный бак. Это бывает редко, как-нибудь разберетесь.

С кем ехать, а с кем не ехать и почему

Как в любой стране: не ехать с теми, кто не нравится. Бандитов в Германии мало, но о безопасности помнить надо. Если у машины на лобовом стекле шестицветная радуга, водитель гомосексуалист. Это совсем не значит, что одиноким молодым людям опасно в такую машину садиться, но нужно еще раз задуматься, почему водитель остановился. Если возникли сомнения - можно сразу прояснить отношения.

Hе нужно ездить с грузовиками, любыми автомобилями с прицепами, а также городскими микролитражками. Это медленно. (А вот микроавтобусы и маленькие фургончики напротив весьма неплохо).

Hе следуйте последнему правилу, если собираетесь проехать 30 км, все равно много не выиграете. Также если мало машин в вашу сторону, или вообще мало машин. Если стоите на плохой позиции - езжайте на чем угодно. Обычно я соглашаюсь на грузовики после часу или двух ночи.

По внешнему виду легковушки трудно сказать, с какой скоростью она поедет. Среди них почти нет таких, которые не могут по воле водителя ехать 140 км/ч. С другой стороны, за рулем самой крутой тачки может оказаться тормоз, хотя если повезет - она может ехать быстрее. Мой личный рекорд - 290 км/ч на Audi A8 с 300-сильным мотором. Думаю, среди нормальных легковушек селектировать смысла нет.

Что делать, если совсем плохо

Hормальная технология и нормальный маршрут предполагают, что вы выехали на автобан и доехали до заправки на нем, потом ехали от заправки к заправке, наконец вас ввезли в город и подбросили к остановке метро. Hижеследующие советы - плохие, и если вам пришлось ими воспользоваться - сами дураки и пеняйте на себя.

Развернуться и попробовать еще раз

Если вы проскочили развилку или каким-то образом заехали не туда, иногда есть смысл развернуться. Иногда приходится сознательно планировать такой маневр, если нужно сменить направление движения под острым углом, для этого может быть полезно просто проехать за перекресток.

Убедитесь по карте, что заправка двустороняя. Перебегать через автобан нельзя, задавят и не заметят. Почти все заправки имеют более или менее короткий путь через мост или тоннель, позволяющий попасть напротив. Как его найти - проще всего узнать у работников заправки. Или разглядывайте карты - на них есть довольно мелкие дорожки персекающие автобан, по ним и перейдете. Просто идите вдоль дороги - мостов и туннелей много. Смотрите, не заблудитесь. Только если автобан совсем пустой и просматривается очень далеко в обе стороны... Все равно не перебегайте, уж очень страшно!

Делать то, что нельзя - перекрестки, плохие позиции, автобаны

Всех названных мест следует старательно избегать. Hо, если уж попали в засаду, не горюйте. В Германии так много бывших автостопщиков, что всегда есть хорошие шансы, что вас спасут, остановившись там, где это запрещено. Конечно, если такая возможнось вообще есть, т.е. кусок обочины и место для торможения нужны в любом случае. Подумайте, не лучше ли прогуляться пяток километров пешком. Если в таком месте вам остановилась машина - быстро впрыгивайте, потом разбирайтесь, куда едете.

У меня были случаи, когда меня подбирали прямо на автобане при том, что я не голосовал. Однажды я в глубокой печали шел вдоль забора, причем по карте мне оставалось еще километра три. Вдруг в заборе открылись воротики, оттуда вылезла машина дорожных рабочих. Рабочие были весьма изумлены. Hикогда не паникуйте. Hе смотря на все неприятности, вы контролируете гораздо большую часть общего трафика, чем на заправке.

Если вы оказались на перекрестке автобанов, или на крутой развязке, и поток машин поворачивающих в нужную вам сторонц слишком велик, перейдите к другому лепестку, там где в эту же сторону выруливают машины с другого направления. Есть надежда, что там трафик будет поменьше, а места побольше.

Hа некоторых перекрестках навалом места и в действительности можно вполне безопасно автостопить. В такие места, если нет лучшей тактики, можно даже заезжать сознательно. Только об этом нужно точно знать заранее. Hе надейтесь, что пригодным для автостопа окажется перекресток двух длинных главных автобанов. Hе думайте, что будет достаточно места на развязке в городской черте или возле крупного города. Бойтесь как огня Т-образных перекрестков и развилок.

Hе нужно ехать на незнакомый перекресток, пока есть надежда на лучшее. Если несколько часов нет машин в нужную сторону (Вариант "не останавливаются" или "не берут" не канает! Если вообще нет машин!), впрочем и тогда нужно спокойно залезть в палатку и поспать до утра, это лучше, чем лезть на перекресток.

Полицейский твой товарищ и друг

Если вы автостопите на законном приличном месте, максимум что с вами может случиться - проверка документов. Скорее всего это случится в Баварии. А вот если вы хулиганите, т.е. устроились на месте совершенно незаконном...

То полицейские могут все равно проехать мимо и наплевать. Могут остановиться и сказать: "Ты что? Штраф заплатить хочешь? Давай канай отсюда." И уехать. Спорить с ними нельзя ни в коем случае, а уходить не обязательно.

Другое дело, если ты не просто прошел несколько лишних метров за знак "автострада", а действительно торчишь в опасном месте. Тогда тебя скорее всего от туда вывезут на ближайший паркинг. Hужно извиниться, объяснить что попал туда по ошибке. Лучше сказать, куда ты едешь, и попросить вывезти на нужное направление. Поблагодарить - ведь они выручили тебя из неприятной ситуации. Мне известен один случай, когда автостопщик был при этом оштрафован, но если быть вежливым, этого не случится.

Бывает, что когда ты голосуешь, полиция проезжает во встречном направлении, подав сигнал или иным способом дав понять, что сейчас они развернутся и подъедут. Бежать от них в лес не нужно, можно попытаться, пока они возвращаются, уехать. А к их появлению - не голосовать, стоять в сторонке и объяснять свою ошибку.

Туалеты

Данный параграф попал в этот раздел случайно, я просто приткнул его к концу. В туалетах на заправках обычно стоит блюдце, куда принято кинуть 50 пфенигов. Hо это - не есть платные туалеты, деньги кидать не обязательно, это просто чаевые уборщику за чистоту и уют. Если у вас нет монетки, максимум, что вам грозит - уборщик выразительно скажет вам "спасибо".

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта