Этот завораживающий мир городов

Герберт Уэллс в опубликованных в 1902 году "Ожиданиях" предсказывал, что вскоре понятие "город" станет таким же анахронизмом, как и "дилижанс". Нет, города не исчезнут, но каждый из них перестанет делиться на промышленные и жилые части, на богатые и бедные кварталы. Уэллс полагал, что к концу XX века возникнут огромные и немыслимые по сложности сращения города.

Они будут состоять из десятков и сотен городских сгустков, выполняющих каждый свою функцию и связанных "маятниковыми поездками" населения. Такие грядущие формы расселения Уэллс назвал "городскими областями". Нечто похо-жее уже есть сегодня. Например, сращение городов и поселков Рура в Германии.

В нашем веке, особенно в его второй половине, новые города возникают как грибы, а городское население растет взрывообразно. Последнее слово - не метафора, а термин демографов ООН.

С 1950 по 1995 гг. число горожан в мире увеличилось с 0,7 млрд. человек до 2,4 млрд., а к 2025 году достигнет 5 миллиардов. И уж никак не предвидел великий фантаст, что бы-стрее всего города будут расти в бедных странах. Мощные по-токи вчерашних крестьян буквально захлестывают крупнейшие городские центры третьего мира. Ожидается, что к 2025 году именно в них будут жить 8 из 10 горожан планеты.

Увы, нельзя с уверенностью сказать, в каком из городов Земли население впервые перевалило за миллион человек. Одни ученые полагают, что это мог быть Рим в зените могущества Римской империи (скажем, в эпоху Гая Юлия Цезаря в I веке до н.э.), другие считают, что эта цифра впервые была достигнута много позже, в VIII веке н.э., а первым "миллионером" стал Сиань - столица Поднебесной того времени, третьи утверждают, что страна названа верно, а город и век - нет, и что в дей-ствительности это был Пекин конца XVIII века.

Впрочем, разнобой в оценках численности населения крупнейших городских средоточий мира существует и в наши дни. Причин две - несовершенство статистики во многих стра-нах и бурный рост, начиная с 20-х годов, населения пригоро-дов.

Этот рост происходит по многим причинам, и прежде всего потому, что основная масса людей пересела на автомобиль, а он резко усилил желание жить "на природе". В пригородах и земля дешевле, и местные налоги зачастую ниже. Американцы недаром называют себя "нацией пригородов". Жители пригородов не обязательно ездят на работу в центр. Работа сама переме-щается за город - промышленность, розничная торговля, финан-совые институты, штаб-квартиры корпораций.

По размаху пригородной жизни в США особенно выделяется Лос-Анджелес. Говоря о нем, часто вспоминают определение из-вестного английского писателя Дж. Пристли: "Сто пригородов в поисках города". Другие непочтительно зовут его "городом-окраиной". Впрочем, в американской географии сильно убежде-ние, что Лос-Анджелес - прообраз города будущего.

Крупные города с их неотъемлемыми пригородными зонами в научной литературе получили разные названия: "городские агломерации" - во французской и русской литературе, "конурбации" - в британской, "метрополисы" - в американской и т.д. Не всегда можно сказать, принадлежит ли этот приго-родный поселок - не административно, а фактически - к тому или этому городу. Естественно, поэтому, оценить сколь-нибудь точно величину "перелившихся через границы" городов-исполинов крайне сложно. Но оценки все равно делаются. Вот последние данные (в основном, демографов ООН).

Век назад в мире насчитывалось примерно 10 городов-миллионеров, в 1950 их было около 80, в 1990 - порядка 300, а к 2000-му их число, видимо, превысит 400.

Ну а что же такое МЕГАПОЛИСЫ? Этот термин (от греческого megas - большой и polis - город), по видимому, впервые был употреблен английским автором путевых очерков Т.Хербертом в XVII веке для обозначения столиц. Но в британ-ском словаре географической терминологии, изданном в 1961 году, термин назван устаревшим. Он вовсе не исчез из обычно-го словоупотребления (хотя англоязычные авторы чаще пишут "mega-city"), а главное, так называют особо крупные (в пуб-ликациях ООН - с числом жителей более 10 млн.) городские средоточия мира. В 1890 году первая пятерка мегаполисов вы-глядела так: Лондон - 4,2 (млн. чел), Нью-Йорк - 2,7, Париж - 2,4, Гуанчжоу и Берлин - по 1,6. В 1950 году: Нью-Йорк - 12,4, Лондон - 10,4, Шанхай - 10,3, Рур - 6,9, Токио-Иокогама (двуцентровая городская система) - 6,7.

В 1995 году: Токио-Иокогама - 26,8, Сан-Паулу - 16,4, Нью-Йорк - 16,3, Мехико - 15,6, Бомбей - 15,1.

Ожидается к 2015 году: Токио-Иокогама - 28,7, Бомбей - 27,4, Лагос - 24,4, Шанхай - 23,4 и Джакарта - 21,2.

Широкое хождение получил термин МЕГАЛОПОЛИС, введенный французским географом Жаном Готтманном. Слово происходит от названия древнегреческого города Мегалополя, сложившегося в 4 веке до н.э. в результате слияния 35 населенных пунктов. С течением времени он стал центром Аркадского союза полисов. Его основатель Эпаминонд грезил, что когда-нибудь Мегалополь станет крупнейшим городом на свете. Однако он лишь сравни-тельно недавно стал объектом изучения... археологов.

Мужайся, читатель. Мегалополисами теперь принято называть обширные урбанизированные районы (на карте они имеют вид, как правило, широких и длинных полос), а мегаполисы яв-ляются лишь ядрами этих сверхсложных урбанистических струк-тур.

Самым мощным мегалополисом мира ныне считается "Токайдо", растянувшийся вдоль восточного побережья Японии от Токио до Осаки и Кобе. Его площадь около 70 тысяч кв. км, а население превышает 70 миллионов (более половины жителей Японии). Чуть более "скромные" мегалополисы сформировались на северо-восточном побережье США, в Калифорнии, вдоль Рей-на, в Великобритании.

За последние 20-30 лет жизнь на планете все более ин-тернационализируется, а мегаполисы Запада приобретают черты "мировых" или "глобальных" городов, становятся узлами между-народного взаимодействия, центры управления мировой экономи-кой. Сейчас значение города определяется не столько числен-ностью его населения или промышленного персонала, сколько объемом финансовых ресурсов в его банках, числом транснацио-нальных корпораций, базирующихся в нем. По подсчетам начала 90-х годов в Нью-Йорке было 90 штаб-квартир ТНК, в Токио 88, в Лондоне 63, в Париже 39, в Осаке-Кобе 37.

В 1910 году один из столпов модерна, венский архитектор Отто Вагнер, до того прославившийся своим проектом Арти-буса, идеального города искусств, получил заказ от Колумбий-ского университета (Нью-Йорк) подготовить проект... столицы мира. Что и было выполнено. К счастью, только проект, а не столица. Я говорю "к счастью" не потому, что некоторые ост-рословы уверяют, будто столица мира уже имеется (в современ-ном мире, говорят они, налицо только один настоящий город - Париж, а все прочие - лишь населенные пункты). Есть более тревожные причины. Слово опять имеет Валерий Брюсов:

И как кошмарный сон, виденьем беспощадным, Чудовищем размеренно-громадным, с стеклянным черепом, покрывшим шар земной, Грядущий Город-дом явился предо мной. Приют земных племен, размеченный по числам, Обязан жизнию (машина из машин!) Колесам, блокам, коромыслам, Предвидел я тебя, земли последний сын!" ("Замкнутые")

Слава Богу, до всех этих химер пока еще далеко. В том числе и до столицы мира.

И в заключение - три высказывания из "Каталога городов, достойных посещения" американского путешественника и кинопродюсера Билла Бойда:

О Нью-Йорке: "Багдадом-на-Гудзоне называл его О'Генри, имея в виду, что тот, кто поскитался по его улицам, имел возможность пожить жизнью столь же волшебной в ее неожидан-ных встречах и столкновениях, как у Гарун-аль-Рашида из рас-сказов Шехерезады".

О Париже: "Самый женственный из городов, он открывает свою сокровенную прелесть только бескорыстному созерцателю, приглашает вас к Поискам утраченного времени, включая и ут-раченные иллюзии на этом Празднике бытия и небытия, который всегда с тобой".

О Дели: "Оставайтесь открытыми всякому опыту и приключению, и тогда то, с чем вы встретитесь, действительно будет зависеть, как говорят в Азии, только от уровня вашего пони-мания. ...Что бы с вами не случилось, считайте это своей кармой, следствием причин, исходящих из глубины вашей души, впрочем, в Дели говорят, что у нас не одна душа, так что будьте осторожны".

Новости туризма

Спецпредложения авиакомпаний

21.09 Air France Москва - Турин от 12 061 руб
21.09 SAS Санкт-Петербург - Нью-Йорк от 38 142 руб
21.09 Qatar Москва - Бангкок от 35 500 руб
21.09 CSA Москва - Прага от 7 169 руб
20.09 Alitalia Москва - Амстердам от 16 464 руб
20.09 Emirates Москва - Коломбо от 37 000 руб
20.09 Austrian Москва - Вена от 10 215 руб
18.09 Singapore Airlines Москва - Мельбурн от 73 316 руб
18.09 LOT Москва - Варшава от 10 955 руб
17.09 Россия Москва - Родос от 3 688 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта