← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Будапешт без гида

Для тех, кто едет в Будапешт на несколько дней с экскурсией, не обязательно описывать, что такое гора Геллерт, как выглядит Венгерский парламент или каков шопинг на улице Ваци - это входит в обязательную программу любого визита и описывается в каждом путеводителе. Но ведь кроме обязательной развлекательной программы в этом замечательном городе можно столкнуться и с программой дополнительной, которая может вас порадовать, а может и огорчить.

Во многих столицах рядом с общеизвестными туристическими точками обязательно найдутся не менее интересные места, которые почему-то выпали из поля зрения составителей путеводителей и оттого неизвестные визитерам. Все знают про парижский Montmartre и расположенный там Moulin Rouge, но мало кто замечает храм Sacre Ceur, доминирующий над монмартрским холмом. Так и в Будапеште: всем знакомо великолепие парламента, но мало кто видел гигантскую базилику Szt. Istvan, по размерам не уступающую Исаакиевскому собору в Петербурге, - а стоит она в каких-нибудь пяти минутах ходьбы от парламента. Именно поэтому есть смысл поговорить о некоторых приятных местах Будапешта, которые стоит посетить, и о некоторых неприятных ситуациях, которых можно избежать.

Криминал

Будапешт - отнюдь не самый опасный город в мире. И, конечно, глупо гулять по городу, вцепившись в сумку с видеокамерой и озираясь по сторонам, высматривая опасности. Но если вы на время отказались от экскурсионного автобуса и решили прогуляться по городу собственными ногами, то нюансы знать стоит.

Например, есть специфика поведения для русскоговорящих граждан. Она связана с тем, что в этом городе с румынскими и арабскими криминальными группировками перемешались бывшие советские. В уличной преступности каждое из подобных сообществ имеет свои особенности. Скажем, в наиболее "туристских" точках вы всегда встретите арабских менял, которые предлагают курс на несколько пунктов лучше того, чем в конторах. Если у вас совсем туристский вид (группа граждан, увешанных фотоаппаратами и не знающих ни слова по-венгерски), то вероятность быть обманутым при этой операции никак не менее пятидесяти процентов. Кроме того, даже если получаешь всю ожидаемую сумму сполна, то некоторое время остается неясным - примут ли эти деньги где-нибудь?

На обменно-обманном бизнесе зарабатывают и наши люди - с Кавказа, Украины, из России. Вы могли ничего не менять - просто спокойно идете по одной из центральных улиц и беседуете друг с другом по-русски. Неожиданно вам загораживает дорогу человек, представляющийся на русском языке с кавказским акцентом борцом с русской мафией. Он, дескать, видел, что вы только что у уличного менялы поменяли деньги. К слову сказать, это запрещено законом, что облегчает работу жуликам. Вы уверяете его, что поменяли деньги еще три дня назад в банке, о чем имеете соответствующий документ, но он неумолим и просит предъявить кошелек. Или - пройти с ним "в отделение". В растерянности вы даже не обращаете внимания на отсутствие формы у этого борца с мафией и не удивляетесь тому, что он лишь издали помахал каким-то подобием документа. Невольно вы тянетесь за кошельком, открываете его, а дальше дело элементарной техники. После пересчета купюр - неважно, что у вас есть: доллары, марки или форинты - борец их с извинениями возвращает и быстро уходит. Можете не сомневаться - денег у вас стало меньше.

Надо сказать, что официальный курс в аэропорту, на вокзалах и в центральных обменных конторах действительно неудобный. Особенно он плох для обладателей всевозможных трэвэл-чеков. Но если не полениться и побывать на площади Szabadsag ter, где, кстати, находится американское посольство и последний в Венгрии памятник советским воинам-освободителям, то там в банке можно найти курс более привлекательный.

Кстати, что касается обменных операций, то следует знать, что иностранец в Венгрии может поменять практически сколько угодно СКВ на форинты, а вот с обратным обменом возникнут проблемы - он возможен лишь в пределах той суммы, на которую имеются справки об обмене "туда". И если в обменном пункте при обмене, скажем, долларов на форинты вам соответствующей справки не дали - надо об этом напомнить кассиру. Не следует забывать и о том, что в последнее время инфляция там составляет порядка 20 процентов в год, так что копить форинты впрок смысла нет.

Иногда, на два-три дня, город вдруг наводняют румынского вида ребята с уголовной внешностью. Это напоминает набеги кочевников. Бояться их не следует - будапештское ворье избегает насилия. Слишком сильна там власть полиции. Просто в обществе подобных сомнительных личностей надо внимательнее следить за карманами и сумками. Особенно много карманников на "желтой" линии метро, о которой дальше еще пойдет речь по причине ее уникальности.

В Будапеште, опять-таки как и в любом крупном городе мира, вечерняя жизнь всегда имеет некий криминальный оттенок. Здесь вам на глаза обязательно попадется яркий рекламный проспект или путеводитель по ночному городу, нередко с информацией на русском языке. Все указанные там заведения практически безопасны, если не считать угрозы, исходящей от слишком громкой музыки или табачного дыма. А вот предложения ярко раскрашенных девушек в заманчивых туалетах, зазывающих вас вечером на улице Ваци посетить дешевое питейное заведение за углом, могут кончиться совершенно неожиданно. Надежнее воспользоваться телефонным сервисом в области интимных услуг, который там столь же прост, как и в Москве. Номера соответствующих телефонов приводятся в тех же путеводителях, в которых просто пишется massage, escort & more.

Существуют разнообразные ночные клубы: Dolce Vita, Kalligula и так далее. Но не будем увлекаться рекламой.

Транспорт

Если в аэропорту Будапешта вас не встретили - не следует впадать в отчаяние. Во-первых, там весьма недорогое такси и сравнительно небольшие расстояния. Во-вторых, там очень удобный minibus-сервис. Это значит, что примерно за 8 долларов вас довезут в любую точку города на хорошем микроавтобусе. После шереметьевских расценок это кажется фантастикой. Кстати, багажные тележки там бесплатные - надо лишь иметь двадцатифоринтовую монету, чтобы получить ее обратно после того, как тележка будет пристегнута к другим тележкам на паркинге - как в супермаркете.

Такси в Будапеште стоит примерно полдоллара за километр. Чем шикарнее авто, тем оно может быть дороже, но практически у всех машин на лобовом стекле укреплен ценник со стоимостью в форинтах за километр.

Общественный транспорт стоит столько же, сколько в Москве, примерно 30 центов за поездку. Но в метро свои особенности. Будапешт был первым городом, где я увидел метро без турникетов. Их там нет вообще. Пересек красную линию - и ты уже в метро. И не всегда обращаешь внимание на компостер, стоящий здесь же. А зря. За красной линией начинается дикое поле, где свирепствуют контролеры.

Надо сказать, что встречи с контролерами носят, как правило, сезонно-календарный характер - летом контролеров многократно больше, чем зимой, а в конце и начале месяца их заметно больше, чем в середине. "В сезон" они встречаются повсеместно - в вагонах, переходах, на входах-выходах людных станций. В остальное время их или вовсе нет, или двое-трое скучают на платформах нескольких центральных станций. И хватают далеко не всех подряд, а по какому-то внутреннему чувству - может быть, в глаза смотрят? Меня ни разу не останавливали. Правда, я ездил с билетом - точнее, с месячным проездным, который стоит примерно 12 долларов. Дешево и пригодно для всех видов транспорта.

Другая особенность будапештского метро - надо компостировать новый билет при каждой пересадке с линии на линию. Есть там и более дорогие "билеты с пересадкой". Но туристу, чтоб не путаться в этих сложностях, удобнее купить несколько билетов по 60 форинтов и компостировать их повсеместно, а еще лучше - купить проездной на полмесяца или на месяц - если сроки устраивают. Кстати, для этого понадобится фотография.

Метро имеет всего три линии, причем только одна из них самым кончиком заходит в Буду, который стоит на крутых холмах и оттого имеет слабую сеть общественного транспорта. "Синяя" ветка идет вдоль Дуная, "красная" - перпендикулярно к нему, а "желтая" - "музейная" - практически целиком проходит под фешенебельной улицей Andrassy. Уникальность этой линии заключается в том, что она была построена сто лет назад и стала первой линией метро на континенте. Лондонское метро было построено несколько раньше, но это уже не континент.

Если "красная" и "синяя" линии метро отличаются от наших только надписями на венгерском языке - даже вагоны ходят мытищинские, то вагончики "желтой" линии напоминают неглубоко зарытый в землю трамвай - три вагнончика по пятнадцать мест в каждом. И расстояние между станциями метров сто пятьдесят - двести. Один конец линии упирается в центральную площадь Vorosmarty ter, а второй - в городскую зону отдыха Varosliget с музеем, зоопарком, парками, замками, турецкими банями и Площадью героев (Hosok ter).

Говоря о будапештском транспорте, нельзя не упомянуть о гребенчатом трамвае-фуникулере с совершенно непроизносимым венгерским названием, который доставляет жителей холмистой Буды по домам. Его не следует путать с фуникулерчиком, поднимающим туристов от центральной площади Clark Adam ter на полсотни или сотню метров вверх к наиболее старой, крепостной части Буды. Гребенчатый трамвай имеет нижнюю остановку неподалеку от площади Moszkva ter и станции метро с тем же названием. Он интересен тем, что лезет вверх, на холм, цепляясь за стальную гребенку, проложенную между колес по всему пути его следования.

Имея час свободного времени, интересно просто прокатиться на нем вверх-вниз (кстати, для него действительны те же билеты, что и для прочего городского транспорта), а если свободного времени больше, то можно от верхней станции проехать по узкоколейной железной дороге, сидя в доисторических вагончиках, на несколько километров по холмам и лесам западной части Буды.

В выходные дни этот трамвайчик заполняют толпы забрызганных грязью обладателей мощных горных велосипедов на толстых шинах, для которых предусмотрен специальный отсек в одном из вагонов. Поднявшись таким образом вверх, они затем с огромной скоростью проносятся по узким улочкам вниз, пугая солидных автомобилистов и случайных пешеходов. И чем навороченнее их велосипеды и грязнее одежда, тем уважительнее на них смотрят начинающие "чайники", опасливо прижимающие тормоза на крутых поворотах.

Магазины и рестораны

И магазины, и ресторанный сервис в Будапеште приближаются к европейскому. Конечно, снобы и в Париже находят недостатки, но на снобов мы обращать внимания не будем. Магазинов и специализированных бутиков в венгерской столице сколько угодно. И цены в них, позволю себе заметить, за редким исключением, ниже, чем на московских рынках. Наверное, поэтому поезд Будапешт - Москва всегда набит под крышу тюками челноков.

Но мы не пойдем по их следам, а просто составим общее представление о наиболее крупных магазинах. Среди них надо знать торговые центры Duna Plasa, Polus Center и EuroPark, а также несколько меньшие по размеру, но отнюдь не по выбору товаров IKEA и Skala.

Duna Plasa располагается на "синей" линии метро, на станции с малопонятным названием Gyongyosi utca. Достаточно знать, что utca означает "улица". Это большой, трехэтажный торговый центр с огромным (по венгерским масштабам) хозяйственным отделом, где продается "белая" и "черная" бытовая техника, компьютеры, велосипеды, электротехника и многое другое. Плюс к тому масса бутиков наиболее известных международных фирм и торговых марок, большой зал игровых автоматов, каток со льдом круглый год и различными "точками питания" на третьем этаже. Хороших ресторанов там нет, но утолить голод можно всегда.

Polus Center труднее достижим для тех, у кого в Будапеште не оказалось автомобиля. Таким гражданам лучше всего будет доехать по "красной" линии метро до вокзала Келети, а оттуда на специальном автобусе прямо до Polus Center. Это одноэтажный торговый центр на окраине, а в нем тоже есть почти все - большой продуктовый отдел, посуда, хозтовары и многое другое. Бутики и ресторанчики - как говорится, в ассортименте.

EuroPark удобен для того, кто живет близко к нижнему окончанию "синей" ветки метро - он находится на станции Hatar ut. Там есть большой супермаркет с продуктовым отделом (в котором можно купить самое дешевое в городе "мартини" и плюс к тому много других интересных вещей), большой спортивный отдел, а также отдел компьютеров и средств связи. Товары очень неплохие, цены щадящие.

Хозяйственный магазин IKEA интересен своим шведским происхождением. Товары там можно встретить со всего мира, но при том всегда подчеркивается (и небезосновательно), что они имеют шведское качество. Он находится рядом с конечной станцией "красной" линии метро Ors Vezer tere. Дешевым его не назовешь, но после Москвы тамошние цены кажутся вполне приемлемыми.

Магазинов Skala в Будапеште несколько. Один из них находится прямо возле вокзала Нюгати. Окажетесь рядом - загляните.

О рынках говорить не будем - их очень много. Они бывают "летучие" - на один-два дня в неделю - и постоянные. Китайские и бывшие советские, продуктовые и шмоточные. И все они весьма дешевы.

Ну, а ресторанов и всевозможных кафе в Будапеште бездна. Пожалуй, это последнее, что отличает европейские города от наших - от Москвы, например. У нас кормят плохо и дорого, в Европе - хорошо, но дорого, а в Будапеште - хорошо и недорого. Именно поэтому туда охотно приезжают за покупками и на отдых не только румыны и югославы, но также австрийцы, немцы и итальянцы.

Хороши китайские рестораны - в центре они несколько подороже, на окраине подешевле, но везде одинаково вкусно. Отличный обед с пивом или вином обойдется в 5-7 долларов с человека. Шикарный обед в центральном ресторане может стоить 25 долларов, но для этого придется себе ни в чем не отказывать. На улице Ваци могут к недорогому обеду принести бутылку какого-нибудь уникального вина - тогда получится подороже. Но московские цены там все равно недостижимы.

Всякие "макдоналдсы" и забегаловки столовского типа a la китайский ресторан помогут вам сэкономить время, но стоить это будет столько же, сколько обед в среднем ресторане. Лучше уж что-нибудь перехватить у уличных торговцев, если нет сил или времени добраться до нормального заведения.

Чаевые приветствуются, только не стоит давать слишком много - процентов десять от счета будет достаточно. Если же обед на несколько персон, то в качестве чаевых хватит тысячи форинтов. Хотя если вы хотите, чтобы вас запомнили - можно дать больше... или ничего не давать.

Мы лишь бегло обозрели некоторые из будапештских достопримечательностей. А ведь есть еще пещеры прямо в городской черте, где можно, кроме экскурсии, пройти курс бальнеологических процедур. Есть термальные источники на острове Маргит прямо в центре города. Есть отель "Аквинкум" с термальными банями и бассейнами, построенный на месте старейшего поселения людей в тех местах. Рядом с ним - раскопанные руины самого древнего Аквинкума... Есть еще много интересных мест, но для знакомства с ними вам придется отстать от экскурсии и некоторое время пожить в этом замечательном городе. А почему бы и нет? Надо спешить, пока Венгрия не стала полноправным членом Европейского Союза и не прикрыла для россиян возможность безвизового посещения.

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах