← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Семь чудес света — версия вторая

Магия цифр продолжает завораживать человечество и в третьем тысячелетии новой эры. Седьмой день седьмого месяца седьмого года подарил жителям планеты Земля новый список «Семи чудес света». Его огласили в столице Португалии — городе, стоящем на семи холмах — на прошедшем там в этот день «трех счастливых семерок» финале всемирного конкурса. В голосовании по телефону и Интернету, по уверениям организаторов, приняли участие сто миллионов человек. Впрочем, проверить точность этой цифры сложно, так что остается просто поверить на слово. В конце концов, цифра хоть и подозрительно круглая, зато красивая...

Итак, новыми чудесами света признаны: Великая Китайская стена, вырубленный в скале иорданский комплекс Петра, гигантская статуя Христа в бразильском Рио-де-Жанейро, развалины города древних инков Мачу-Пикчу в Перу, пирамида древних майя Чичен-Ица на мексиканском полуострове Юкатан, римский Колизей и индийский Тадж-Махал.

Интересно, что за исключением истуканов острова Пасхи в число победителей вошли все соискатели высокого звания, представлявшие Латинскую Америку. Об этом обстоятельстве мы еще поговорим. А пока отметим, что за бортом остались такие заметные памятники архитектуры, как греческий Акрополь, испанская Альгамбра, Московский Кремль, стамбульский храм Святой Софии. Не повезло и современным монументам. Лишь бразильский Христос, возведенный в 1930 годы, сумел пробиться в семерку (все та же Латинская Америка). А вот подаренную американцам французами статую Свободы, здание сиднейской оперы и парижскую Эйфелеву башню постигла неудача.

Новый список, избранный из двух десятков финальных претендентов, радикально отличается от старого, появившегося на свет 2200 лет назад благодаря стараниям Филона Византийского. В нем не осталось ни одного из древних чудес. Они погибли все за исключением египетских пирамид, которые удостоились от организаторов конкурса статуса «почетного чуда света». Пирамиды, конечно, это заслужили, устояв под натиском природы и людского варварства и доказав верность древней поговорки: «Все боится времени, но время боится пирамид». Иного статуса, кроме почетного, они и не могли получить: египетские власти объявили, что участие в конкурсе, мероприятии «чисто рекламном», не представляет для страны интереса, так как пирамиды и без того не обделены вниманием туристов. Тем самым Каир фактически снял памятник из числа 21 финалиста. Назревавший скандал организаторам был нужен меньше всего.

Финал конкурса стал одним из заметных событий нынешнего года. В его ходе десятки тысяч зрителей, собравшихся на крупнейшем португальском стадионе «Луж», смогли не только узнать названия чудес света, но и поразвлечься. Организатор мероприятия — созданная специально по этому случаю частная компания «Нью7Уандерс» (New7Wonders — «Новые7Чудес») во главе со швейцарским режиссером и искателем приключений Бернардом Вебером подготовила участникам торжества спектакль с музыкой, танцами и визуальными эффектами.

Зрителей, правда, было гораздо меньше, чем предполагалось. Стадион, принадлежащий футбольному клубу «Бенфика», после проведенных подготовительных работ мог вместить 40 тысяч человек, но, судя по многочисленным пустотам, легко заметным из-за красного цвета пластиковых кресел, их было значительно меньше. По оценкам, около 30 тысяч. Некоторые трибуны производили впечатление полупустых. Причина, наверное, в немалой цене билетов — от 55 до 165 евро.

На первый взгляд двухчасовое шоу, транслировавшееся более чем на полторы сотни стран, было вполне на уровне. В нем выступили испанский тенор Хосе Каррерас, испанский ансамбль фламенко Хоакина Кортеса, американская испаноязычная поп-звезда Дженнифер Лопес, итальянский певец Алессандро Сафина, крупнейшие португальские исполнители песен в стиле фаду Мариза, Карлуш ду Карму, Камане, Дулсе Понтеш. Вели церемонию также люди, знакомые широкой публике: британский актер Бен Кингсли и американская оскароносица Хиллари Свонк. Огласить результаты им помогали американский астронавт Нейл Армстронг, бывший генеральный директор ЮНЕСКО испанец Федерико Майор, португальский футболист Криштиану Роналду, бразильский футбольный тренер Фелипе Сколари и другие известные миру лица. Также зажигали зрителей, на которых обрушились 200 тысяч ватт звука и 500 тысяч ватт света, сотни танцоров, хористов, акробатов. Увенчал вечер мощный фейерверк.

Однако, несмотря на масштабность и видимость всемирности, очевидно, что география выступавших была поразительно узкой, ограниченной в основном испано- и португалоязычными государствами. Да и выступления порой носили характер несколько странный. Хоакин Кортес, например, получивший всемирное признание как танцор, не сделал ни единого па, ограничившись отбиванием ритма ладонями на барабане как рядовой участник своей группы. Что касается певцов, то они прибегали к частичному использованию фонограммы, порой очень заметному из-за сильного расхождения мимики и звука. Но, по крайней мере, это способствовало улучшению качества звучания и избавляло от неожиданностей. Каррерас ведь уже немолод, а Лопес, получившая за десятиминутное выступление полтора миллиона евро, совершала столько энергичных движений, что впору было потерять не только дыхание, но и микрофон.

В общем и целом получился португало-испанский междусобойчик с участием португалоязычных бразильцев и латинских братьев итальянцев. В дружное сообщество затесались китайцы, индусы и иорданцы, но без них было бы как-то уж совсем непонятно. Дело в том, что в Иордании и Индии победа стала едва ли не национальной идеей. Индусы подключили к кампании звезд Болливуда, а иорданцы, раскручивая конкурс, прибегли к авторитету монарха и даже избрали Мисс Петра. Ну а население Китая настолько огромно, что удивляться не приходится. К тому же китайцы приложили к популяризации конкурса некоторые усилия, решив, что будет несправедливо, если в новую версию древняя Великая стена не попадет.

В США и Европе, напротив, к мероприятию отнеслись с прохладцей. Результат известен — одно римское чудо на двоих. Но, несмотря на латиноамериканский перекос списка, он представительнее, чем древний прототип. Если во времена Филона Византийского для осмотра всех семи чудес достаточно было объехать Средиземноморье, то теперь придется путешествовать от азиатского востока до американского запада.

Не осталась обделенной и страна-хозяйка. До начала основного финала всемирного конкурса на том же стадионе «Луж» состоялся финал национальный. На нем были объявлены итоги голосования по семи португальским чудесам.

В основной финал ни один португальский архитектурный шедевр не пробился, и организаторы решили исправить несправедливость. Португалия, страна древней культуры и оригинальных традиций, безусловно заслужила участие в конкурсе, хотя бы в утешительном. Таковой и состоялся параллельно с основным. Предварительный отбор сделали португальские эксперты. Сначала из 793 памятников национального значения были отобраны 77, а затем группа архитекторов, археологов, историков, политиков, художников, журналистов и прочих общественно значимых фигур после жарких обсуждений оставила в списке 21 монумент. В последние месяцы передвижная выставка, посвященная памятникам, объехала всю Португалию, побывав везде, где находились местные претенденты.

В великолепную португальскую семерку вошли признанные архитектурные жемчужины страны: символ Лиссабона — Вифлеемская башня, от которой отправлялись в дальние странствия каравеллы знаменитых мореплавателей, расположенный поблизости от нее монастырь Иеронимитов, замок в городе Гимараэньш, колыбели португальского государства и ее первой столице, гигантский монастырь в Баталье, где Португалия в ХIV веке нанесла решающее поражение испанской армии и отстояла независимость, сохранившийся старинный город-замок Обидуш, впечатляющий монастырь в Алкобасе и, наконец, королевский дворец-сказка Пена, построенный в ХIХ веке в Синтре в причудливом и чисто португальском стиле мануэлину. Семь португальских чудес стали прологом к основному финалу и, как и основное событие, удостоились присутствия президента республики Анибала Каваку Силвы, премьер-министра Жозе Сократеша и едва ли не полного состава правительства. Для Португалии мероприятие стало прекрасным поводом напомнить человечеству о богатом культурном наследии и неплохом туристическом потенциале, который незаслуженно прозябает в густой тени, отбрасываемой большим испанским соседом.

Зрителям участие политиков вряд ли добавило радости. Во всяком случае, если судить по дружному освистыванию, которому подверглся премьер-министр. Такую же реакцию, кстати, вызвало у португальцев и представление американской статуи Свободы, хотя все остальные финалисты были встречены благожелательно.

Для организаторов присутствие официальных лиц стало вожделенной поддержкой, ведь конкурс, наряду с интересом, породил и критику. Хотя компания «Нью7Уандерс» сделала все, чтобы заставить общественность поверить в высокий официальный статус мероприятия, а также объявила, что половина доходов от трансляции будет перечислена на восстановление в Афганистане гигантских статуй Будды, разрушенных талибами в 2001 году, ее действия убедили далеко не всех. Так, Организация объединенных наций по вопросам науки, образования и культуры (ЮНЕСКО) сочла необходимым категорически отмежеваться от конкурса.

«Список семи новых чудес — это плод частной инициативы, который никоим образом не сможет внести значительный и длительный вклад в сохранение избранных памятников», — подчеркивалось в заявлении этой специализированной организации ООН, которую Бернард Вебер всячески склонял к патронажу своего детища.

Недоволен оказался и Ватикан. Католическая церковь выразила возмущение тем, что в список из 21 финалиста не попали такие христианские шедевры, как Сикстинская капелла или барселонский собор Святого семейства.

Острую критику вызвала и организация голосования. Скептики справедливо доказывали, что опрос по Интернету и телефону ни по одной научно обоснованной методике не считается серьезным способом выявления общественного мнения, так как не в состоянии дать реальную картину. Да и остались еще на Земле страны, где оба способа общения пока не стали всеобщим достоянием. В этих условиях малийский город Тимбукту и камбоджийский храм Ангкор-Ват были изначально обречены.

Тем не менее нельзя не признать, что Веберу удалось заинтересовать землян сочетанием занятной идеи и символической даты ее осуществления. Времени и усилий это, конечно, заняло немало. Как рассказал швейцарец, впервые он задумался над конкурсом еще в конце прошлого века, путешествуя по пустыне и снимая для канадского телевидения телефильм о Сент-Экзюпери. Но лишь в прошлом году проект стал обретать реальные очертания, а с 1 января нынешнего началось главное — голосование. В последние месяцы изменения в рейтинг претендентов вносить перестали. «Нью7Уандерс» объяснила это тем, что из-за «огромного числа голосующих» не успевает это делать. Такая неизвестность оказалась кстати, поддержав интригу. Действо получилось разыгранным по всем правилам рекламной кампании.

Как бы то ни было, сочетание привлекательной идеи, настойчивости и широкой рекламы дало результат. Финал конкурса действительно стал событием международного значения, а предприимчивый швейцарец лелеет новые планы.

Теперь он хочет избрать «Семь чудес природы». Желающие уже могут подавать заявки через Интернет. А финал... Он, конечно же, не обойдется без магии чисел. И хотя «три семерки» уже не вернуть даже ловкому Веберу, в запасе у организаторов чудесных конкурсов есть «три восьмерки» — восьмое августа восьмого года. Право, грех не воспользоваться.

Город, выдолбленный из скал

Дмитрий Зеленин
Бейрут

После лиссабонского объявления всю ночь и весь день в Аммане и у развалин столицы Набатейского царства проходили бурные манифестации. Обаятельная королева Иордании Рания лично направилась в Лиссабон, чтобы присутствовать на историческом для маленькой ближневосточной страны событии.

Открытием Петры человечество обязано швейцарскому путешественнику Иоганну Людвигу Буркгардту. Он первым спустился по бедуинской тропе в 1812 году к высеченному в розово-красных скалах таинственному городу набатейцев. Попасть к развалинам дворцов и зданий можно только одной дорогой — по узкому туннелю, пробитому ручьями сквозь скалы. Здесь не раз 100—200 воинов Петры с успехом отражали нашествия завоевателей.

Петра, по преданию, строилась около 500 лет, ее древние архитекторы методично выдалбливали дворцы и жилища в скалистой породе. Сюда стекались золото, пряности, ладан, шелк со всего Востока. Петра располагалась рядом с перекрестком путей между Средиземным и Красным морями. По ним двигались караваны из Египта, Сирии, Месопотамии. Набатейцы не гнушались промышлять и грабежом.

«Визитной карточкой» города и по сей день является здание казначейства, к нему прямиком выводит тропа сквозь бурые скалы. Фасад сокровищницы, вырезанной целиком из гигантского монолита, сохранился почти нетронутым. Далее следуют дворцы вельмож, храмы, усыпальницы. Скалы расступаются перед амфитеатром. Он также целиком, включая сиденья для 3 тысяч зрителей, высечен из монолита высотой 90 метров.

Пирамида из Чичен-Ица

Николай Паска, Максим Бабошкин
Мехико

Президент Мексики Фелипе Кальдерон поздравил соотечественников с включением в новый список «Семи чудес света» пирамиды Кукулькана в археологической зоне Чичен-Ица (штат Юкатан). Результаты всемирного опроса «свидетельствуют о безмерном богатстве мексиканской культуры, корни которой уходят в глубокое прошлое», сказал он. Пирамиде Кукулькана «все еще есть, что показать», поскольку она раскопана не полностью, заявил директор археологической зоны Эдуардо Перес де Эредия.

Грандиозная конструкция, также известная, как «Эль-Кастильо», или «Замок», по мнению мексиканских историков, была храмом, где почитали божество Кукулькана — «Пернатого змея». Высота этой пирамиды составляет 27,5 метра, длина каждой из сторон ее основания — 55 метров. Четыре лестницы, соответствующие сторонам света, позволяют подняться на вершину ритуального строения. Другими важными постройками Чичен-Ицы, находящейся, кстати, не на государственной, а на частной земле, являются «Храм воинов», «Храм тысячи колонн», так называемая «Обсерватория» и «Священный сенот». Это карстовый колодец, на дне которого были обнаружены жертвоприношения из драгоценных металлов, камней и дерева, а также человеческие останки.

Чичен-Ица была основана во второй половине VIII века. К Х веку город подчиняет себе большую часть Юкатана. Царство майя-ица становится самым могущественным государством в мезоамериканском регионе. Ежегодно Чичен-Ицу, в 1988 году признанную ЮНЕСКО достоянием человечества, посещают около 1,2 миллионов человек.

Голосуй за Христа. Он — чудо!

Илья Дмитрячев
Рио-де-Жанейро

«Статуя Христа-Искупителя всегда была чудом для Рио-де-Жанейро и Бразилии. Теперь она станет еще и одним чудом света. Поздравляю, Рио! Поздравляю, Бразилия!» — заявил ее президент Луис Инасиу Лула да Силва.

На 700-метровую гору Корковадо ежегодно взбираются около миллиона человек, чтобы посмотреть на Рио-де-Жанейро с высоты птичьего полета. После того как «Христос» был назван одним из семи новых самых значительных творений рук человека, число туристов, посещающих Рио, должно увеличиться на 20 процентов, уверены в компании «Брадеско Сегурос». Она стала одним из спонсоров кампании под названием «Голосуй за Христа. Он — чудо». Этот слоган можно было увидеть на страницах газет, рекламных щитах, на борту самолетов и в ресторанных меню. В результате монумент, еще два месяца назад не входивший в число десяти лидеров, стал одним из победителей конкурса.

Первый камень монумента был заложен 4 апреля 1922 года — в год столетия независимости от Португалии. Работы же по сооружению статуи начались в 1926 году и продлились 5 лет.

До сих пор не утихают споры, кто же является его автором. По одной версии, им нужно считать французского скульптора Поля Ландовски, сделавшего в Париже из гипса голову и руки Христа, которые по частям были переправлены в Южную Америку. По другой, истинные авторы — бразильские архитекторы Эйтор да Силва Коста и Эйтор Леви. Однако туристам до этого нет никакого дела. Главное — встать напротив величественной статуи, пошире развести руки и широко улыбнуться.

Национальный символ Китая

Строительство самого грандиозного фортификационного сооружения на Земле — Великой Китайской стены началось в 3 веке до н.э. вместе с появлением империи в Поднебесной. Возводилась она для защиты страны от набегов кочевников с Севера. Сюда на необжитые земли были согнаны сотни тысяч крестьян, безжалостно оторванных от земли и семей. Стерегли их почти столь же многочисленные войска.

Возведение «первой очереди» величественного сооружения заняло около 7 лет. На строительстве погибли около двух миллионов человек, чьи тела были зарыты в основание земляного вала, облицованного серым обожженным кирпичом. Последние крупные работы проводились при династии Мин (1368 — 1644), правители которой были одержимы идеей государственного величия. Тогда приблизительная протяженность Стены с ответвлениями составила 6,5 тысячи километров. Основной ее участок повторяет силуэт гор и в воображении китайцев напоминает летящего дракона, что способствовало превращению этого сооружения в национальный символ.

Памятник вечной любви

Тадж-Махал едва ли не самая известная достопримечательность Индии. Каждый год более трех миллионов туристов со всего света устремляются в Агру, чтобы увидеть прекрасный беломраморный мавзолей — чудо, вдохновленное любовью. Его в XVII веке построил император Шах Джахан («Правитель мира») в память о красавице-жене, которая за 18 лет счастливой совместной жизни подарила супругу 14 детей и скончалась при очередных родах. 17 лет по велению безутешного вдовца возводилась легендарная усыпальница.

Еще пять ушло на строительство окружающих зданий и разбивку роскошного сада. Здесь трудились 22 тысячи рабочих. Более тысячи слонов доставляли сюда белоснежный мрамор, яшму, нефрит и горный хрусталь, бирюзу, белые сапфиры, сердолик. Подобно тончайшему шитью, украсили стены мавзолея изысканные мозаики. «Пускай великолепье бриллиантов, жемчугов, рубинов вдруг растворится как волшебное сиянье радуги. Но пусть одна лишь эта слезинка — Тадж-Махал — блистает безупречно на щеке времени», — писал Рабиндранат Тагор.

Крепость инков хранит свои тайны

Александр Трушин
Мачу-Пикчу

Развалины древнего города перуанских инков Мачу-Пикчу находятся в небольшой седловине между двумя остроконечными вершинами Мачу-Пикчу («Старая гора») и Уайна-Пикчу («Молодая гора»). Первоначально инки представляли собой небольшую индейскую общину, но со временем они создали одну из крупных мировых цивилизаций. Апогей их царствования пришелся на XV век, до прихода испанских конкистадоров. А город-крепость Мачу-Пикчу процветал в XIV — XV веках.

Там вместе с последними инками умерла великая цивилизация. Испанские конкистадоры уничтожили практически все города и селения индейцев, но Мачу-Пикчу им обнаружить не удалось.

Удачливее был американский археолог Ирам Бингхем, который после шестилетних настойчивых поисков обнаружил крепость в 1911 году.

...На вершине скалы передо мной открываются многочисленные каменные здания. Некоторые воздвигнуты из огромных необработанных каменных глыб, другие сложены из камней обточенных, правильной геометрической формы, что характерно для эпохи «империи инков». Самое величественное сооружение — «Дворец инков». Рядом — «Храм трех окон» и «Храм Солнца» с полукруглой башней. Под ним — пещера, служившая усыпальницей знатных инков.

Много тайн открыла Мачу-Пикчу, но осталась неразгаданной одна, самая главная — почему инки покинули хорошо защищенную и надежную крепость.

На руинах Колизея

Древнее пророчество гласит: «Пока стоит Колизей, стоит Рим. А пока стоит Рим, стоит мир». Колизей, величественные руины которого впечатляют и сегодня, считается символом Рима и его многовековой истории. Самый большой и красивый стадион античного Рима был заложен в 72 году н.э. императором из династии Флавиев Веспасианом, через 8 лет достроен его сыном — императором Титом и потому изначально назывался амфитеатром Флавиев.

Нынешнее название появилось в VII веке — возможно, из-за колоссальных размеров: периметр этого четырехэтажного сооружения в форме эллипса — 527 метров, поднималось оно на 57-метровую высоту и вмещало более 50 тысяч зрителей. Многое повидал Колизей за свою почти 2000-летнюю историю. В X веке он использовался как хлев для скота, пасшегося на развалинах Форума и Капитолия. Потом был пристанищем разбойников. В XVI—XVIII веках Папы Римские пытались приспособить его под прядильную фабрику. В 1720 году вспомнили, что на арене Колизея гибли первые христиане, и здание провозгласили святыней.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

17.03 Аэрофлот Москва - Санья от 15 729 руб
11.03 S7 Новосибирск - Шанхай от 18 780 руб
04.03 Россия Москва - Пекин от 23 692 руб
04.03 ИрАэро Иркутск - Харбин от 13 555 руб
20.02 S7 Москва - Шанхай от 37 231 руб
10.02 China Southern Москва - Гуанчжоу от 37 379 руб
07.02 S7 Владивосток - Шанхай от 24 730 руб
02.02 Уральские авиалинии Екатеринбург - Пекин от 43 343 руб
17.12 Аэрофлот Иркутск - Пекин от 13 340 руб
17.12 Аэрофлот Владивосток - Пекин от 5 204 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах