← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Древние синагоги Галилеи и Голан

"Б-г всесущий, но человек не в каждом месте может к Нему обратиться"

Рабби Авраам ибн-Эзра

История появления синагог

Можно ли вытравить номер с руки узника концлагеря? - Уверен, что даже если сделать пластическую операцию, то это место будет жечь огнём постоянно, денно и нощно напоминая о трагических событиях прошлого.

У Истории сотни важнейших дат, однако, есть лишь считанные, которые подобны упомянутому варварскому клейму.

Таким стал для евреев 586 г. до н.э., когда от рук вавилонских воинов, во главе с царем Навуходоносором, пал Иерусалим и был разрушен Первый Храм. Храм, который возвел Соломон.

Было стёрто с лица земли место поклонения Вездесущему, однако, отнюдь не вера в Него. Тысячи уведенных в вавилонское изгнание задались вопросом: как быть? - И ответ не заставил себя долго ждать: изобретательный еврейский ум создал "портативное" место для совместного служения Б-гу, названное синагогой, а вместо ритуала богослужения изобрел молитву к Нему обращаемую, ставшую универсальным средством преданности Вс-сущему.

М.Даймонт в своей книге "Евреи, Бог и история" отметил, что "...благодаря синагоге и молитве евреи освободились от необходимости выполнения определённого обряда, в определённом месте при посредстве священнослужителей. Отныне любой еврей мог в любом уголке земли непосредственно обращаться к Б-гу, минуя всяких посредников". Еврейская религия "... стала удобной для транспортировки, эластичной и свободной от внешних нагромождений. Выживание евреев в пленении и рассеянии было гарантировано".

Через 70 лет будет осуществлено строительство Второго Храма. Всё вернется на круги своя, однако, принесенная в Иудею вавилонскими евреями синагога станет существовать отныне наряду с Храмом, совершенно не затмевая его значение, а лишь восполняя недостающее. Так, важнейшей функцией синагоги станут еженедельные чтения Торы, на протяжении года от Рош ха-Шана до Рош ха-Шана, введенные Эзрой и Нехемией. Они будут немало способствовать объединению евреев различных социальных и экономических групп в тесные ячейки - общины, создавая атмосферу уважения к знанию и науке.

С течением времени сформируются три самостоятельные вида деятельности синагоги, в соответствии с которыми эти три функции получат названия:
- Бейт ха-Тфила - Дом молитвы;
- Бейт ха-Мидраш - Дом учения;
- Бейт ха-Кнессет - Дом собрания.

В таком виде синагоги будут существовать вплоть до второго "клейма" в истории еврейского народа - разрушения римлянами Второго Храма в 70 г. н.э.

Сохранилось лишь небольшое число синагог этого периода. В основном, их строительство относится к середине II-ого, началу I-ого веков до н.э. Среди них можно упомянуть, например, синагогу крепости Масада и синагогу города Гамла на Голанах, называемую учеными самой древней из обнаруженных на территории Римской Палестины.

Разрушение Храма и Иерусалима автоматически переместило духовные и религиозные центры иудаизма в провинцию: в Галилею и Голаны, в Иудею и Самарию, в Иудейскую пустыню, в Хеврон, Газу и Негев.

Географические, климатические и экономические условия Галилеи и Голан выгодно отличали их от других районов и поэтому наиболее способствовали росту населения, созданию поселений, а, соответственно, и строительству в каждом из них синагог.

Перемещение в Галилею Санедрина завершило собою процесс централизации: отныне на несколько столетий район становится определяющим в духовной и религиозной жизни евреев. Здесь создаются общественные институты, возводится разветвлённая сеть синагог, концентрируется невиданное доселе число мудрецов, по следам деятельности которых мы проследуем в наших "прогулках".

Синагога

"Краткая еврейская энциклопедия" приводит следующее определение понятия "синагога": "синагога - помещение, служащее местом общественного отправления культа и центром религиозной жизни общины. Галаха содержит предписания относительно плана и расположения здания синагоги, ее оборудования и убранства, использования синагогального помещения и утвари".

А вот еще одно определение, на этот раз из энциклопедического словаря иудаизма "Меир Натив": "синагога - особое место, где собираются евреи для молитвы в молитвенное время". Существовали также Дома Учения - "Батей Мидраш", в которых изучали Тору и совершали молитву. Со временем, эти два учреждения слились в одно. Достоверно предположение, что синагоги появились в вавилонской диаспоре, как места: 1. для молитв и чтения Торы; 2. для утешительных проповедей и обращений к народу. В синагоге видели "малый Храм".

Удовлетворимся определениями взятыми из этих уважаемых авторитетных академических изданий и прокомментируем их.

Во вступлении мы познакомились в общих чертах с историей возникновения синагог и их функций в период Второго Храма. Напомню лишь, что несмотря на то, что на территории Эрец-Исраэль сохранились многие прекрасные образцы древних синагог, предметом нашего изучения являются синагоги найденные на Галилее и Голанах. Их принято называть синагогами "галилейского" или "древнего" типа. Они делятся на три периода: древние, переходного типа и поздние синагоги. Человеку маломальски знающему историю Эрец-Исраэль сразу же становится понятным, что время появления названных синагог приходится на период последовавший после разрушения Второго Храма в I веке н.э. до присутствия в своем пике Византийской империи в VI-ом - VIII-ом веках. Конечно же, всегда, как и во всем, есть исключения: где-то синагога появилась чуть раньше, а где-то разрушилась чуть позже. Но, как правило, "галилейские" синагоги простояли несколько столетий и все вместе, почти разом, скрылись под пылью веков, чтобы восстать, как Феникс, в XX веке, в подтверждение вечного пребывания евреев на Земле обетованной нам Вс-вышним.

Считается, что на Галилее находится около 30 синагог этого типа и более десятка на Голанах. Рассмотрим их особенности.

Синагогальная архитектура

Любое сооружение должно соответствовать тем функциям, для которых оно предназначается. Синагога могла называться "малым Храмом" лишь в духовном смысле, как место отправления ритуалов, но ритуалов принципиально отличных друг от друга. Если в Храме они осуществлялись священнослужителями в Святилище, в то время как их участники оставались снаружи, то в синагоге участие принимали все. Кроме того, женское отделение ("эзрат нашим"), хотя и расположенное отдельно, всё же включилось в качестве неотъемлемой составной части в здание синагоги.

Наилучшей конструкцией для реализации названных функций явился квадратный или прямоугольный в плане молитвенный зал, в котором колонны окружили внутреннее пространство центра, служа опорой галереи второго этажа с расположившейся здесь женской частью. Новое архитектурное решение было отнюдь не случайным, оно подробнейшим образом определялось Галахой, содержавшей предписания от глобальных, касавшихся плана здания в целом, до самых мелких, указывавших на использование утвари.

Размеры площади ранних, как мы назвали их, "древних" синагог, колебались от ста до четырёхста квадратных метров, а соотношение длины и ширины в них было, как правило, 11:10. Здания строились из тёсаного камня, чаще местного, иногда привозного, и располагались на самой высшей точке поселения. Причём, и само здание, как таковое, должно было быть самым высоким, а если по каким-то причинам высоты не хватало, то на крыше устанавливался шест, увеличивавший её до требуемой.

В этом типе синагог должны были присутствовать четыре признака:
- роскошно орнаментированный фасад, направленный на Иерусалим;
- стена, находящаяся напротив входа, должна была быть прямой, без апсиса;
- наличие поперечного ряда колонн;
- пол облицованный каменными плитками.

Богато декорированный фасад был призван отличать особое положение синагоги среди других строений поселения в то время, как скромность внутреннего интерьера должна была не отвлекать прихожан от молитвы. Однако, в византийский период власти наложили запрет на новое строительство синагог. А так как оно всё равно велось в обход существующего положения, то дабы не вызывать раздражения властей и избегать неуместных провокаций - роскошь украшений перебралась с притолок и колонн фасадов на внутренние элементы интерьеров: мозаичные полы, мраморные капители, алтарные перегородки, оконные проёмы.

Но это еще только произойдет в будущем, а в раннем периоде единственными украшениями зала были только капители колонн.

Остатки лестниц, более мелких колонн и решёток перил - говорят о том, что напротив колонн располагались ложи - галереи женской части.

Однако, продолжим описание фасада. У него имелись три двери, так же богато украшенные оригинальными орнаментами. На боковых проемах были вырезаны дверные мезузы. Над центральной дверью располагалось круглое окно, напоминавшее молящимся внутри здания о направлении на Иерусалим и дававшее доступ света в молитвенный зал. Сверху фасад завершался фронтоном, имевшим форму арки. Этот тип стал называться "сирийским фронтоном". Зал имел двенадцать окон. Это число символизировало собой двенадцать колен Израилевых. А вдоль боковых стен здания, на самом верху, на уровне галереи женской части, располагался ряд более мелких окон, назначением которых являлся лишь доступ света.

Как правило, к синагогам примыкал двор, окружённый крытой колоннадой. Здесь, перед входом в молитвенный зал, помыслы и заботы внешнего мира должны были отступить перед встречей с Вс-видящим, а затем послужить местом отдыха между молитвами. Планировка дворов, галерей не являлась, так сказать, типовой и полностью зависела от уровня умений и фантазий строителей, как, впрочем, и оформление, в котором присутствовали наряду с иудейскими - сирийские и греческие молитвы, надписи на арамейском, греческом языках, иврите.

Планировка древних синагог не была достаточно удобной и с середины III-его до начала IV-ого в.в., в период называемый переходным, состоялись попытки внести определённые изменения во внутреннюю планировку зданий. Они не были четко сформулированы, не были разработаны единые подходы к строительству и поэтому синагоги, в каждом конкретном случае, представляют собой самостоятельные типы.

Однако, следует отметить общие элементы, отличные от раннего периода:
- закрылись двери ранее направленные на Иерусалим и на их месте появились апсиды в которых разместился кивот - арон ха-кодэш. Отметим, что ранее он был переносным и находился в пристройке к основному зданию;
- появилась "бима" - возвышение в синагоге, на котором стоит стол или пюпитр для чтения Торы. Отсюда раввин произносил свою проповедь и на ней трубили в шофар по праздникам. Бима расположилась перед кивотом;
- около кивота, ниже уровня пола оборудовалась "гениза" - помещение для архива синагоги, а также для хранения определённых ценностей;
- открылись боковые двери, возросла нагрузка на внутренний двор, в котором появляются дополнительные помещения, выполняющие различные функции;
- вместо каменных плиток пола появляются мозаики. Они еще не имеют каких-либо сюжетов, в некоторых случаях представляют собой лишь геометрические фигуры, однако, это уже был явный шаг вперёд.

Процесс завершился к V веку. Большинство синагог, которые мы посетим в наших "прогулках", относятся к этому позднему периоду.

Здание сформировалось, как базилика с центральной осью от входа к аспису. С одной или нескольких сторон располагался двор, посредине которого был водосборник. Три двери вели из двора в базилику, а где-то сбоку основного здания находилась лестница ведущая на второй этаж, в женскую часть. К синагоге присоединялось значительное число вспомогательных помещений: учебных, складских, жилых, миквот и др.

Принципиально иное место в оформлении синагог получают мозаики. В их сюжетах устанавливаются четыре главные темы: арон ха-кодеш, окружённый иудейской атрибутикой, астрологические знаки, животные и птицы, а также библейские сюжеты (подробные описания смотрите в "прогулках" по синагогам).

В некоторых случаях синагоги стали напоминать греческие храмы. Креллинг Карл X. пишет, что при раскопках в Дура-Европос была открыта синагога поначалу принятая за греческий храм, со стенами покрытыми великолепными цветными рисунками, изображавшими библейские сцены. Конечно, шла борьба за "чистоту нравов" в соблюдении запрета на изображение людей и животных. Но синагога не существовала в вакууме, на неё не могли не распространяться процессы, происходившие в обществе её окружавшем. И поэтому, в открытых мозаиках мы видим то, что мы видим!

Остаётся согласиться с М. Даймонтом в том, что "…синагога была наиболее веротерпимым религиозным учреждением, допускавшим в своих стенах разные точки зрения".

Назначение синагог

К изучаемому нами периоду, синагога стала в полной мере религиозным и духовным центром.

Центральным занятием посетителей синагоги являлось чтение и изучение Торы с несколько позднее присоединившейся к ним молитвой. Молитва стала рассматриваться, как своего рода замена жертвоприношения и термин "авода", относившийся к жертвенному культу, теперь был приложен к молитве. "Всякое селение, насчитывающее хотя бы десятерых из Израиля, должно выделить дом, где будут собираться для молитвы и назовется это место - бейт кнессет".

Во главе синагоги стоял ее "Глава", которому помогал совет старейшин, бывший одновременно и правлением общины. Помощником главы был "Хазан". В период предшествовавший разрушению Второго Храма, его функции были ограничены обеспечением порядка и чистоты помещения. Позднее к ним прибавились организация учёбы, участие в праздничных ритуалах, трубление в шофар. Молитву вслух читал посланец общины (шалиах цибур), место которого всегда находилось перед кивотом. В синагогах всегда соблюдалась субординация: старейшины и уважаемые люди города/поселения садились лицом к народу, у каждого было определено своё персональное место.

Синагога выполняла функцию общинного центра. Здесь состоялось совместное проведение праздников, обрядов бракосочетания, Бар Мицвы, "киддуш". Правление общины организовывало сбор средств на оказание помощи бедным, пожертвования на синагогу. Имена жертвователей вставляли в текст мозаик, вышивали на парохете (занавесе прикрывавшем кивот), вырезали на дверных проёмах и притолоках.

Синагога давала ответ на все разнообразные вопросы, возникавшие в каждодневной жизни еврея, помогала в беде и обеспечивала выход радости.

Надписи в синагогах

Неоценимое значение имеет информация, которую мы получаем из надписей, найденных в синагогах. Большинство их расположено на напольных мозаиках, меньшее количество - на каменных и мраморных табличках, в некоторых случаях - тексты выгравированы на колоннах и дверных притолоках.

Анализ списка мест в которых найдены надписи позволяет их классифицировать на греко-римские города, собственно еврейские города и небольшие еврейские поселения.

В надписях использовались три языка: греческий, арамейский и иврит; по отдельности, в определённых сочетаниях или все вместе. Из этих вариантов можно было сделать выводы о составе населения города или поселения. Ясно, что в римском городе Скитополисе (Бейт - Шеан) использование греческого языка было повсеместным. В то время, как в каком-либо небольшом еврейском селении предпочтение отдавалось арамейскому и ивриту.

В подавляющем большинстве случаев, нам неизвестны даты появления надписей. В редких случаях, на них указывают косвенные сведения: упоминание властителей или известных историкам личностей. Однако, обнаруженное на территории Эрец-Исраэль позволяет установить амплитуду дат: от последних лет второго столетия до н.э. до начала VIII столетия н.э.

Описания древних синагог

Синагога поселения Арбель

Как добраться: по шоссе № 77 в направлении Тверии; на отрезке перекрёстка Голани-Тверия повернуть на местную дорогу № 7717 до указателя "Бейт Кнессет атик" - "древняя синагога". .

В библейские времена поселение Арбель было упомянуто Иехошуа бен-Нуном, когда оно входило в удел колена Нафтали, позднее - Иосифом Флавием. Это подтверждает сам факт существования Арбеля, как такового, и даёт основание полагать, что оно являлось одним из 240 поселений Галилеи, существовавших с периода Второго Храма. Для нас очень важно, что в довольно труднодоступной местности существовало еврейское поселение с добротной синагогой.

Учёные производившие здесь раскопки (англичане в 1875 и немцы в 1905 г.г.), отнесли появление строения ко II-ому - IV-ому векам, но бесспорно, что оно стоит на более ранних фундаментах, относящихся к периоду Второго Храма. Здание было построено из светлого камня и выгодно выделялось на фоне тёмных базальтовых строений поселения. Вместе с тем, местный базальт также был использован в некоторых деталях здания.

Синагога, в отступление от правил, была поставлена не на высшей точке поселения. Очевидно, что выбор места объяснялся рельефом местности. Из-за наклона горы строение было расположено как бы на двух террасах. Центральная ось здания простиралась с Севера на Юг. Наружная длина составляла 20.35 м., а ширина - 18.50 м.

Фасад располагался на Востоке, где находился и центральный вход. Его двери имели высоту 3.55 м. Они хорошо сохранились и радуют туристов украшениями из мелких окружностей. Над притолокой располагалось окно.

Молитвенный зал, имевший размеры 19 х 17.7 м., обладал традиционными тремя рядами колонн, расположенными в виде буквы "П", с угловыми сочленениями сердцевидной формы. Колонны имели капители коринфского ордера различной конфигурации.

Перед южной стеной находилась бима, а вдоль восточной и западной стен были установлены многочисленные скамьи, и только две - с северной. Арон ха-кодеш имел размеры: 1.48 х 1.35 х 1.10 м.

С Востока к синагоге примыкал двор, его окружали другие строения. Имелся второй этаж. Были найдены остатки штукатурки жёлтого цвета, многочисленные остатки подсвечников.

Синагога была разрушена пожаром в середине VIII-ого века.

Для наших "прогулок", довольно скучные слова: "традиционно", "как правило", "как обычно" - очень ценны, т.к. они констатируют со всей очевидностью, что наличие синагог в Галилее являлось будничным, а отнюдь не исключительным явлением.

Турист же, компенсирует эту будничность великолепными пейзажами, открывающейся отсюда панорамой Галилеи.

Местонахождение: восточная часть Нижней Галилеи (подробно смотрите: "как добраться").
Вход: доступ на территорию ничем не ограничен, и туристы могут попасть сюда в любое удобное для себя время.
Дополнительные сведения: рекомендуется побывать также на развалинах поселения и древнем кладбище, расположенных невдалеке.

Синагога поселения Бар'ам

Как добраться: по шоссе № 89 Нагария-Саса до перекрёстка Хирам; далее поворот на шоссе № 899, до указателя Национальный парк "Бар'ам".

Эта синагога - одна из наиболее хорошо сохранившихся синагог периода Мишны и Талмуда.

Уже в период Второго Храма вся Галилея была густо заселена евреями, а к моменту его разрушения, историк Иосиф Флавий насчитывал здесь более 240 различных городов и поселений. Бар'ам считался среди них достаточно богатым, процветающим городом, имевшим достойную для себя синагогу. Само название поселения указывало на основательность, прочность положения проживавших в нём жителей неукоснительно соблюдавших иудейские законы. "Бар" - "сын", "ам" - "народ": "сын народа" - так расшифровывает это имя местная традиция. После тяжёлых ударов, постигших Иудею в связи с разрушением Храма и поражением восстания Бар-Кохбы, население Бар'ама значительно увеличилось за счёт беженцев, превратилось в подлинный духовный и культурный центр иудеев в Эрец - Исраэль.

Таким образом, ко II-III векам н.э. синагога в Бар'аме стала главным общественным учреждением иудейского поселения. Как она выглядела внешне?

Как и десятки других ей подобных, разбросанных по всей Галилее и Голанам, отличаясь лишь большими размерами и роскошью оформления. Её строение может служить классическим образцом синагог этого периода: длинное, вытянутое здание с роскошным фасадом, имевшим три входа и повёрнутым на Юг, в направлении Иерусалима; центральным входом с богато украшенной притолокой, несшей с обеих сторон украшения в виде спиралей. На фризе располагались виноградные лозы, выходившие из амфор и винных кувшинов. Арка под притолокой выполняла двойную функцию: основного источника света, поступавшего вовнутрь синагоги, и перенесения напряжения со стен на дверные опоры. Окна над восточным и западным входами были украшены красивыми растениями. Здесь нет традиционной иудейской символики, но на иудейское происхождение строения со всей очевидностью указывает еврейское имя человека пожертвовавшего средства на строительство синагоги, высеченное на камне восточного окна, и также имя мастера оставившего такую надпись на иврите: "Да будет мир в этом месте и в каждом доме Израиля. Иосе бар-Леви сделал эту притолоку. Да будет благословен труд его. Шалом".

Внешние стены синагоги сложены из больших, гладкообработанных камней. Ряд колонн, расположенных перед входом, предполагают наличие балкона. Другие фрагменты колонн и карнизов могут давать основание для мысли, что у синагоги был второй этаж. Примерно такой, какой мы видим на макете синагоги Кфар Нахума.

Внутренний зал синагоги, имеющий размеры 20 х 15.2 м., сооружён в виде буквы "П". Его поверхность вымощена большими каменными плитами и окружена остатками колонн. По углам они имели в своём рисунке форму сердца, что не несло ровным счётом никакого философского или религиозного подтекста, а лишь являлось одним из эстетических приёмов оформления, типичных для синагог этого периода. К стенам были прислонены каменные скамьи. А вот признаков места, где располагался арон ха-кодеш найдено не было, что выдвигает предположение о размещении его в какой-либо пристройке к основному зданию.

После того, как евреи покинули эти места, синагога надолго погрузилась в небытие, из которого её вывели раскопки проведенные под руководством двух германских исследователей: Коэла и Вейцингера в 1905 году. Сегодня здесь ухоженный Национальный парк.

Местонахождение: восточная часть Верхней Галилеи.
Телефон Национального парка: 972-46-989301.
Часы посещения:
в осенне-зимнее время: с 08:00 до 17:00;
в весенне-летнее время: с 08:00 до 18:00.
Вход: платный.
Дополнительные сведения: оборудованная автомобильная стоянка, киоски, туалет, живописные лужайки со скамьями и столами для еды.

Синагога поселения Бейт-Альфа

Как добраться: по шоссе № 71, связывающему Афулу с Бейт-Шеаном. Перекрёсток ха-Шита. Поворот на местную дорогу № 669, 3.8 км. до киббуца Хэфци-Ба, по указателю: Национальный парк "Бейт - Альфа".

Это поселение не упоминается в каких-либо библейских источниках. Его арабское название Бейт-Ильфа появляется впервые в отчёте германского консула в 1857 году, а ивритское - в путеводителе 1891 года. На этих землях в 1922 году обосновался киббуц, члены которого совершенно случайно обнаружили в 1928 году развалины сооружения, оказавшегося остатками древней синагоги византийского периода. Работы продолжила группа археологов-исследователей, под руководством проф. Э.Л.Сукеника, из Еврейского Университета в Иерусалиме. А более масштабные раскопки обнаружили в 1962 году ряд дополнительных строений.

Синагога представляет собой типичный образец строений подобного назначения, относящийся к византийскому периоду. Многие справочники датируют её постройку VI-ым веком, руководствуясь упоминанием в найденном тексте мозаики имени византийского императора Юстина I, правление которого приходится на 518-527 г.г. Выводы исследователей указывают на то, что мозаики появились на более ранних фундаментах, в процессе более поздней реконструкции здания. Таким образом, с большим процентом уверенности, можно утверждать, что появление первого здания синагоги относится ко второй половине V-ого века.

Оригинальное здание синагоги с размерами 27.7 х 14.2 метров включало в себя двор (атриум 11.9 х 9.65 м.) облицованный мозаикой, зал, галерею, ряд коридоров и дополнительных помещений. Два ряда колонн делили центральный зал на базилику и два прохода (ширина 2.57 м.). Строение в целом, было традиционно направлено на юго-запад, в сторону Иерусалима. На южной стене (толщина стен 0.7 - 0.85 м.) находилась ниша глубиной 2.4 м., выдававшаяся наружу из здания. По всей видимости, здесь располагался арон ха-кодеш. В центре ниши археологи обнаружили небольшую яму покрытую каменными плитами, в которой, несомненно, сохранялся архив (гениза) синагоги. Крыша здания была покрыта черепицей, обломки которой были найдены в центральном зале. Так называемая "эзрат нашим" - "женская часть" - находилась в галерее, над переходами. Многое говорит о том, что у синагоги был второй этаж, если не над всем зданием, то, по крайней мере, над его определёнными частями.

И, наконец, главная достопримечательность синагоги - прекрасно сохранившаяся мозаика. Она требует отдельного подробного описания.

Мозаика была расположена в центре молитвенного зала. Она состоит из трёх частей. В первой, верхней, основным элементом является арон ха-кодеш - шкаф со священными свитками. Над ним "нэр ха-тамид" - "постоянный огонь" - постоянно горевшая свеча (или свечи). А по бокам - две птицы, символизирующие собой присутствие божественных существ, херувимов. Непременные семисвечные меноры; внизу - два льва, символизирующие колено Иуды (Иудеи); этроги, пальмовые ветви, шофары, храмовые принадлежности и шторы (парохет), закрывающие шкаф со свитками Торы.

Средняя, центральная часть мозаики, отдана 12-ти знакам Зодиака. Они расположены вокруг круга, в котором изображён Восход Солнца. В представлении некоторых исследователей - это женский образ, других - бог солнца Гелиос (Гелий). Но, как бы то ни было, этот образ взлетает ввысь на колеснице запряженной четвёркой огнедышащих коней. Это полностью совпадает с одним из греческих мифов, согласно которому Гелиос каждое утро с Востока выезжает на подобной колеснице, а вечером спускается в Океан на Западе. Посему, примем вторую версию и укажем на то, что над каждым знаком Зодиака расположена надпись на иврите, а по углам (над внешней стороной круга) расположены символические изображения четырёх времён года.

И, наконец, третья, нижняя часть мозаики полностью посвящена одному из библейских сюжетов: жертвоприношению Авраамом своего сына Ицхака (Бэрешит 22/1-19). Изложим вкратце события...

К своим ста тридцати семи годам Авраам подошёл, пройдя все мыслимые и немыслимые испытания. Осталось последнее: Бог повелел Аврааму принести в жертву своего любимого сына Ицхака, которому исполнилось к тому часу тридцать семь лет. Для Авраама не существовало варианта обсуждения Божественного предписания, он лишь произнес Ицхаку: "Вс-вышний Сам выберет овцу для жертвы, а если нет, то овцой будешь ты". По трактовке Рамбама, Б-г желал не столько испытать Авраама, сколько создать посредством его примера эталон человеческой любви к Б-гу и преданности человека Б-жьей воле.

Ицхак продемонстрировал высшую степень смирения, отец с помутнившимся взглядом занёс над сыном нож и ... У этой истории счастливый конец: горячие слёзы ангелов, обрушившись с неба, расплавили нож. В жертву был принесен агнец, запутавшийся рогами в ближайших кустах. И да исполнятся слова Вс-вышнего: "Я благословлять буду тебя, ... и благословятся в потомстве твоём все народы земли за то, что ты послушался голоса Моего".

Мастера, изготовившие мозаику (подробнее о них смотри ниже), изобразили всех участников события не особенно углубляясь в библейский текст. Чтобы исключить разночтения они даже написали их имена на иврите. Действительно, может возникнуть вопрос, почему Ицхак изображен ребёнком и почему Ишмаэль и Элиэзер находятся на одном уровне с Авраамом и Ицхаком, в то время, как Авраам не взял их на гору Мориа? Но отнесём это на условность стиля мастеров и расскажем, наконец, немного о них самих…

На этот раз, нам сопутствует счастливый случай, позволяющий узнать имена мастеров из текста таблички, написанного на греческом и арамейском языках. Она располагается прямо под сценой жертвоприношения, имеет размеры 119 х 27.5 см. и буквы размером в 4.5 см. Из текста следует, что мастерами являются некие Марианус и Ханан (его сын). Судя по всему, они жители Бейт-Шеана и в Бейт-Альфа выполняли заказную работу. Они - авторы мозаики синагоги в Бейт-Шеане, очевидно, как и в ряде других мест. Остаётся добавить, что техника изготовления мозаики, использование многообразных выразительных жанровых средств, свободное владение орнаментикой - свидетельствуют о добротности навыков мастеров и следует поблагодарить Его Величество Случай, донесший до нас столь впечатляющий образец оформления синагоги византийского периода.

Местонахождение: киббуц Хэфци-Ба, шоссе № 71 между городами Афула и Бейт-Шеан. Национальный парк.
Телефон: 972-46-532004.
Часы посещения:
в осенне-зимний период: с 08:00 до 17:00;
в весенне-летний период: с 08:00 до 18:00.
Вход: платный.
Дополнительные сведения: оборудованная стоянка, туалет, сувенирный киоск, возможность посещения японского сада на территории киббуца.

Синагога поселения Бейт-Шеан

Как добраться: по шоссе № 71 Афула - Бейт-Шеан, или от шоссе № 90.

Бейт-Шеан не самый, но один из самых древних городов Эрец-Исраэль. Историки считают, что ему порядка семи тысяч лет. Материальным свидетельством этого являются двадцать культурных слоёв вскрытых археологами, первый из которых относится к периоду неолита (V тыс. до н.э.). Его основание здесь, именно в этой точке, объяснялось исключительно важным стратегическим положением: прежде всего Бейт-Шеан - одна из узловых точек Via Maris, торгового пути между Египтом и странами Плодородного Полумесяца; к тому же город, раскинувшийся в цветущей долине того же названия и омываемый речкой Харод, текущей с Гильбоа и впадающей в Иордан, - узловая точка всех внутренних дорожных развязок.

Первыми известными нам хозяевами Бейт-Шеана были египтяне, затем кнаане, филистимляне и только во времена царя Соломона Бейт-Шеан вошёл в состав Объединённого царства, но ненадолго, только на время его правления. И вновь, переходя из рук в руки, он стал иудейским во времена хасмонеев, и только с этого времени можно всерьёз говорить о еврейском присутствии в городе. Итак, оно всё же состоялось! И с разным успехом привело общину, в начале II в. н.э., к периоду экономического подъёма. Условия были настолько благоприятны, что раввины говорили: "Если рай находится на земле Израиля, то Бейт-Шеан - его врата".

Ясно, что достаточно богатая еврейская община города могла себе позволить и соответствующую ей синагогу. Она не стала чем-то исключительным ни в архитектурном ни в духовном плане, более того, она имеет целый ряд признаков свидетельствующих о её самарийском происхождении: апсис направленный на северо-запад, т.е. не на Иерусалим, самарийская (шомронская) надпись на мозаике, но в то же время - она неоспоримое свидетельство именно еврейского присутствия здесь, в Бейт-Шеане, этой цитадели греко-римско-византийского периодов.

Синагога была раскопана археологами в 1962 г. Она находилась вне городской черты того времени, около 200 м. от построенного позднее христианского монастыря Девы Марии. На мозаике синагоги изображены геометрические фигуры, меноры, шофары и другая иудейская атрибутика. Фамилии мастеров - Мариус и Ханан, те с работой которых мы уже познакомились в синагоге Бейт-Альфа.

Местонахождение: город Бейт-Шеан.
Вход: свободный.
Часы посещения: с 08:00 до 16:00.
Дополнительные сведения: рекомендуется посещение городского музея и Национального парка "Бейт-Шеан", где туристы встретят небывалые по объёму раскопки древнего греко-римского города Скитополиса и древнего иудейского теля Бейт-Шеан.

Синагога поселения Бейт-Шеарим

Как добраться: с шоссе № 70 или № 75, в районе перекрёстков ха-Тишби или ха-Шомрим (соответственно), повернуть на местную дорогу № 722, и далее по указателю: Национальный парк "Бейт-Шеарим".

Сегодня трудно себе представить, что синагога в Бейт-Шеарим была некогда не менее богато украшена, чем синагоги, скажем, Бейт-Альфа, Хаммат-Гадер или Хаммат-Тверия; что она тоже имела роскошные притолоки, орнаменты и мозаики. Всё это разрушило Время, покрыла собою пыль веков… И можно было бы проехать мимо этих мест не заезжая в Бейт - Шеарим, если бы не одно обстоятельство: пребывание здесь Санедрина. В эту синагогу ходили его уважаемые члены и сам Глава Санедрина - Иехуда ха-Наси, совершенно выдающаяся личность, заслужившая такой казалось бы скромный, но ёмкий титул "Рабби".

В поселении царило благополучие. Во-первых, оно располагалось на плодородных южных склонах гор Нижней Галилеи, покрытых золотом пшеничных и ячменевых полей, масличными рощами и виноградниками, приносившими большие доходы их владельцам. Кроме того, сюда не доходили торговые пути, в том числе знаменитый VIA MARIS, с их сутолокой и всяческими опасностями; во-вторых, что в сущности вытекало из первого, население было далеко от политических катаклизмов, ограничиваясь поставкой продовольствия в пользу повстанцев. Ну и, наконец, дружба Рабби с римским императором из династии Северов, которая ограждала жизнь населения от всяческих посягательств со стороны римских властей.

Именно здесь, в Бейт-Шеариме, Иехуда ха-Наси завершил труд своей жизни - Мишну, затем переехал в Циппори и, уже навечно, упокоился в Бейт-Шеариме, после чего город стал святым, превратившись в иудейский Некрополь.

Священные гробницы Некрополя - смысл нашего посещения Национального парка. Более 250 обнаруженных эпитафий, надписей, найденных в синагоге и выбитых на саркофагах, дают представление о погребальных обрядах, являвшихся частью культуры иудейской общины.

Синагога Бейт-Шеарим просуществовала недолго, она исчезла вместе с поселением, когда в 352 году римляне его разрушили.

Местонахождение: Нижняя Галилея, Национальный парк граничит с Кирьят-Тивоном, в месте соединения шоссе № 70 и шоссе № 75. Более удобен въезд с местной дороги № 722.
Телефон Национального парка: 972-46-831643.
Часы посещения национального парка:
в весенне-летний период: с 08:00 до 18:00;
в осенне-зимний период: с 08:00 до 17:00.
Развалины древней синагоги находятся вне территории Национального парка и, в связи с этим, доступны для осмотра в любое удобное время.
Вход в Национальный парк: платный.
Дополнительные сведения: приспособленная бесплатная автомобильная стоянка, кафе, магазин сувениров, туалет.

Синагога поселения Гамла

Как добраться: с шоссе № 90 Метула-Эйлат, повернуть на шоссе № 87 на перекрестке Кфар-Нахум, до перекрёстка Иудия. Далее, поворот на шоссе № 92, 3 км. до перекрёстка Маале-Гамла. Поворот на местные дороги № 869 и № 808 до указателя: Национальный парк "Гамла".

Синагога в Гамле является самой ранней синагогой, обнаруженной на сегодняшний день на территории Римской Палестины.

После того, как евреи получили разрешение персидского царя Кира на возвращение в Иудею, начался процесс реэмиграции из вавилонского пленения, заструились ручейки эмигрантов на землю предков. Двигаясь в направлении Иудеи, они пересекали землю Башан. Естественной необходимостью стало осуществление контроля над узловыми точками этого пути. Одной из них, стал неприступный холм, обращенный одной из своих сторон к Галилейскому морю. Так, в середине II века до н.э., появился город Гамла.

Археологические раскопки указывают на его еврейское население, в полной мере соблюдавшее религиозные традиции. Главное подтверждение этому - наличие синагоги с ритуальными миквами. По всей территории здания были обнаружены также остатки множества масляных ламп. В соответствии с религиозными предписаниями они декорированы лишь геометрическим орнаментом, без какого-то бы ни было использования изображений животных и людей. Многие из менор, с остатками копоти и фитилей, были сломаны искусственно, что также указывает на религиозные предписания, обязывавшие разбивать керамические изделия не поддающиеся чистке или повреждённые в её процессе.

Город имел развитую инфраструктуру. При раскопках была обнаружена промышленная зона с хорошо сохранившимися давильными прессами для производства ритуально чистого оливкового масла, использовавшегося в Иерусалимском Храме и экспортировавшегося за границу. Остатки больших жилых строений с цветной штукатуркой, ювелирные украшения, различные монеты свидетельствуют о процветании города.

Очевидно, что он мог бы простоять еще столетия, если бы не римский молох, подавивший Великое еврейское восстание против римлян (66-73 г.г.), получившее название Иудейской войны. Подвиг защитников Гамлы сравним с героической обороной легендарной Масады, в следствие чего историки стали называть Гамлу Северной Масадой. Судите сами, из тысяч её жителей остались в живых лишь две (!) женщины. Ход событий, происшедших здесь, самым подробным образом описал их непосредственный участник, выдающийся иудейский историк Иосиф Флавий в своей книге "Иудейская война" (IV:I:1 и далее), а туристы могут последовательно освежить её в своей памяти, читая цитаты из текста, написанного на столбиках по ходу маршрута от входа до раскопок теля.

Подойдем к ним и начнем осмотр древней синагоги.

Здание, с размерами 16 х 20 метров, вплотную прилегало к городской стене. Более того, его восточная стена фактически являлась западной стеной города. Ось здания была направлена на юго-восток, на Иерусалим, что является характерной особенностью древних синагог. За входом в синагогу с улицы, следовало небольшое помещение 3 х 8.7 метров, из которого люди попадали в зал. Он делился на две части: западную, 7 х 6.5 метров, скорее всего находившуюся под открытым небом, и восточную, 4 х 6 метров, крытую.

Пол зала был мощён хорошо обработанными базальтовыми плитами (местный материал). Из обработанного базальта были сделаны также и скамьи, стоявшие тремя рядами параллельно северной стене. Вдоль стен располагались колонны, причём по углам они имели ту именно сердцевидную форму, с которой мы постоянно встречаемся как в ранних, так и в более поздних синагогах.

Вода поступала в здание от городского акведука, а местный водопровод направлял её в различные места здания, в том числе в микву (ритуальную ванну). К зданию примыкало небольшое строение со скамьями, человек на 25, что указывало на наличие здесь учебного помещения. Это подтверждает тот факт, что в этот период при синагогах производилось устное изучение Торы. Были обнаружены также характерные отдельные входы для мужчин и женщин.

Таким образом, внутреннее устройство здания, назначение помещений, включенных в комплекс синагоги, со всей очевидностью указывают на то, что к I веку н.э. синагога начала выполнять функцию общественного места, духовного центра города, играя ключевую роль в каждодневной жизни его обитателей.

Местонахождение: Голаны, над восточной частью побережья озера Киннерет.
Национальный парк. Телефон: 972-46-963721.
Часы посещения:
в осенне-зимний период: с 08:00 до 17:00;
в весенне-летний период: с 08:00 до 18:00.
Вход: платный.
Дополнительные сведения: оборудованная стоянка, магазин сувениров, кафе, туалет. Есть возможность посетить поселение периода Мишны и Талмуда в археологическом парке города Кацрин.

Синагога поселения Гуш-Халав

Как добраться: по шоссе № 89 от Цфата - в северо-западном направлении, или от Нагарии - в восточном.

Если свернуть с шоссе № 89, в северо-западном направлении, и проехать около 5 км., то немного в стороне от дороги мы найдём то, из-за чего мы сюда приехали: развалины древней синагоги поселения Гуш-Халав. Это название известно ещё из библейских источников. Оно упоминается в первой книге раздела "Ранних пророков", автором которой был Иехошуа бен-Нун. Этимология названия происходит, по всей видимости, от того природного богатства, изобилия, которые, будучи переработанными и облагороженными руками местных ремесленников, превращались в масло, мясомолочную продукцию, сыры. Пик процветания поселения пришёлся на период Мишны и Талмуда. Оно упоминается, также, Иосифом Флавием в числе тех поселений, которые были укреплены и приняли участие в Иудейской войне (66 - 68 г.г.). Его укрепил один из командиров восстания, уроженец города, Иоханан бен-Леви. И хотя, как известно, восстание было подавлено, но поселение не исчезло и еврейское присутствие продолжалось здесь ещё долгое время.

Ясно, что здесь была и синагога, в которую мы сейчас направимся.

Впервые работы по её идентификации были произведены под руководством французского исследователя Эрнеста Ренана в 1983-ем году. Они были продолжены К.Вейцингером в 1905-ом году, а фундаментальные раскопки осуществлены в 1977-78 г.г. А.Майерсом.

Было выяснено, что синагога была впервые построена во второй половине II-ого века, а разрушена землетрясением в 551-ом году. Она располагалась в самой верхней части поселения и представляла собой почти квадратное строение с размерами 19 х 18 м. С трёх своих сторон оно было окружено длинными и узкими пристройками, служившими для проживания, складирования и учебных занятий.

Главный вход располагался на Юге и имел только одну дверь, что являлось не характерным для "галилейских" синагог, имевших, как правило, по три двери. Он был украшен гравированной притолокой с изображением льва и двух букетов по бокам, двумя большими мезузами и другими орнаментами. Посетители попадали в молитвенный зал, разделённый на три части двумя рядами колонн (по четыре в каждом ряду). На одной из них выгравировано имя мастера-изготовителя: Йоса бар-Нахума. Капители колонн - ионийского ордера. Судя по находкам, зал был украшен не менее богато по сравнению со входом. Укажем также на традиционное наличие каменных скамей и лестницы, предполагающей наличие второго этажа.

Синагога поселения Гуш-Халав - прекрасный типичный образец синагоги древнего типа.

Местонахождение: восточная часть Верхней Галилеи, примерно в 5 км. от города Цфат и синагоги Мерона. Современное название поселения - Аль-Джиш.
Вход: доступ свободен в любое время.
Дополнительные сведения: возможен ряд посещений близлежащих иудейских, мусульманских, христианских святых мест: еврейского кладбища и гробниц мудрецов-праведников, маронитской церкви, исламской мечети.

Синагога поселения Кацрин

Как добраться: по шоссе № 90 с Юга на Север до шоссе № 91. От перекрёстка Маханаим до перекрёстка Нашут. Поворот на местную дорогу № 9088 до Кацрина.

В наших "прогулках", древняя синагога Кацрина занимает особое место, т.к. она среди них единственная, которая расположена на Голанах. Как единственная? - а синагога Гамлы? - Вы правы! Но синагога Гамлы стоит в наших посещениях несколько особняком, т.к. разрушенная римлянами в I-ом веке н.э. и представлявшая собой синагогу раннего, "древнего" периода, она вновь не возродилась, а, соответственно, не прошла тот эволюционный путь, который довёл бы её до периода Мишны и Талмуда, который прошли подавляющее большинство синагог Галилеи и Голан, в том числе синагога Кацрина.

Учёные-исследователи насчитывают до тридцати поселений на Голанах, в которых были возведены роскошные синагоги. Ясно, что они также как и галилейские исчезли под пылью веков, но с XIX-ого века начались предприниматься попытки обнаружения еврейских поселений на Голанах. Экспедицию организовал известный в мире и в Палестине меценат сэр Лоренс Олифант и она добилась определённых результатов. Однако, широкомасштабные археологические раскопки стали возможными только после Шестидневной войны, в 1967 году, когда Голаны стали израильской территорией. Синагога Кацрина была обнаружена в 1967 году Ш.Гутманом, который известен нам по раскопкам синагоги Гамлы. Позднее, в 1982 году, раскопки были организованы отделом древностей и музеев, исследовательским институтом Голан и местными властями Кацрина, под руководством Ц.А.Мауза и А.Кильберо.

Синагога достаточно хорошо сохранилась. Строение было сооружено из отёсанных базальтовых камней (местный материал), подогнанных друг к другу с такой точностью, что отпадала необходимость в цементирующем материале.

Главный вход представлял собой роскошные двери, украшенные притолокой с барельефом, на котором выделяются рельефы сосудов, плодов граната; букеты и ромбы. Нетипичным является расположение входа с Севера в то время, как обычно он располагался с Юга. Зал синагоги площадью 18 х 5.4 м. представлял собой базилику, разделённую на части двумя рядами колонн, по четыре колонны в каждом. На колоннах - надписи на греческом языке, что характерно и для других синагог, обнаруженных на Голанах. Вокруг стен располагались скамьи, а на основе возвышения в южной части зала находился арон ха-кодеш. На мозаичном полу видны слои, говорящие о проводившихся здесь в древности ремонтах, перестройках, усовершенствованиях.

Анализ фундаментов и наслоений говорит о том, что синагога использовалась около 400 лет, со второй половины IV-ого века до середины VIII-ого века. Она была разрушена землетрясением 746-ого года.

Качество строительства синагоги указывает на высокий уровень достатка проживавших здесь евреев, основным видом деятельности которых являлось производство оливкового масла и другой сельскохозяйственной продукции.

В средние века, синагога была перестроена в мечеть, и на этом прекратилось поселение евреев в Кацрине, в частности, и на Голанах, в целом.

После Шестидневной войны жизнь в районе получила новый импульс. Сегодня Новый Кацрин - столица Голан. Подтверждением его древней еврейской истории являются археологические находки, экспонирующиеся в музее и археологическом парке. Любовное отношение сотрудников музея превратит Ваше посещение в незабываемую встречу с древностью, перенесенную в современность.

Местонахождение: столица Голан, город Кацрин, археологический парк в районе промышленной зоны.
Часы посещения:
в весенне-летнее время: с 08:00 до 18:00;
в осенне-зимнее время: с 08:00 до 17:00.
Вход: платный.
Дополнительные сведения: оборудованная бесплатная автомобильная стоянка, кафе, магазин сувениров, туалет. Осмотр других сооружений поселения периода Мишны и Талмуда. Комбинированный билет предполагает посещение, также, и археологического музея Кацрина.

Синагога поселения Коразим

Как добраться: по шоссе № 90, связывающему Юг страны с Севером, до перекрёстка Коразим. Далее, поворот на местную дорогу № 8277, до указателя Национальный парк "Коразим".

Древний Коразим удобно располагался на невысокой возвышенности (примерно 100 м. над уровнем моря и 300 м. над уровнем Киннерета), находящейся к Северу от озера Киннерет. С Запада и Юга его огибала небольшая река Коразим, достаточно полноводная в зимний период дождей и высыхавшая в знойное летнее время. Поселение упоминалось в библейских источниках в первой книге раздела "Ранних пророков", автором которой был Иехошуа бен-Нун. Иудейский город времён Второго Храма достиг пика своего развития к периоду Мишны и Талмуда. К этому времени, он раскинулся на территории превышавшей 70 дунам, что было немало, в сравнении с многими поселениями. Город был застроен жилыми и общественными зданиями и совершенно естественным являлось наличие в нём синагоги. Она располагалась на самой высокой точке поселения, к которой были удобные подходы из любой части города.

Однако, вероятно, поселение с его синагогой постигла бы с веками участь подавляющего большинства городов Галилеи, скрывшихся под слоем пыли веков, если бы не Его Величество Случай, в лице христианской традиции. Здесь, в синагоге, как и в синагоге Кфар Нахума, проповедовал Иисус Христос. Как нам известно из Нового Завета, жители Коразима, как и горожане Назарета и Кфар Нахума, не вняли Иисусу, и тогда Он проклял город и предсказал ему страшный конец ("От Матфея" 11:21). Который действительно наступил, но значительно позже, к началу турецких завоеваний.

Синагога была впервые идентифицирована выдающимся исследователем Палестины Чарльзом Вильсоном в 1869 году. В 1905-1907 г.г. здесь производились раскопки специалистами Германского Общества изучения Востока, а к 1926 году синагога была полностью открыта исследователями отдела древностей британских властей.

Археологи вскрыли территорию города, в плане которого доминировала центральная улица, как дань римским принципам городской планировки. В Коразиме просматриваются все основные признаки развитого города: общественные сооружения, синагога и миквы, здания промышленной зоны, система водосборников.

Синагога была центральным зданием города. Её планировка являлась типичной для большинства синагог "галилейского" типа с которыми мы встречаемся, например, в Кфар Нахуме или Бар'аме. Она была выстроена из местного камня, базальта, и имела размеры 17 х 23 м.

Центральный вход располагался на Юге, повёрнутый в направлении к Иерусалиму. В здании было ещё два входа: узкий, с Запада, и более просторный, с Востока. Центральный вход имел две боковые двери, над которыми располагалась притолока с полукруглыми окнами, являвшимися источниками освещения зала. В нём были установлены двенадцать колонн, располагавшихся традиционно в виде буквы "П". Они делили зал на базилику (шириной в 7 м.) и три прохода (шириной в 2 м.). Капители колонн представляли собой образцы дорийского и ионийского ордеров. По всей протяжённости стен располагались каменные скамьи. Оригинальная территория зала была облицована базальтовыми плитами. Наличие лестницы предполагало существование второго этажа.

Сотни найденных при раскопках фрагментов позволяют сложить целостное представление об оборудовании синагоги, украшениях фасада и зала. Благодаря этим находкам стало ясным, как выглядел арон ха-кодеш, базальтовая кафедра с выгравированными на ней именами автора и жертвователя, притолока и карнизы.

Таким образом, посещение синагоги в Коразиме стало ещё одним звеном цепи, в которую включены посещаемые нами "галилейские" синагоги.

Местонахождение: Верхняя Галилея, Национальный парк "Коразим".
Телефон Национального парка: 972-46-934982.
Часы посещения:
в весенне-летний период: с 08:00 до 18:00;
в осенне-зимний период: с 08:00 до 17:00.
Вход: платный.
Дополнительные сведения: приспособленная бесплатная автомобильная стоянка, сувенирный киоск, туалет.

Синагога поселения Кфар Нахум

Как добраться: по шоссе № 90, связывающему Юг страны с Севером, до перекрёстка Кфар Нахум. Далее, поворот на шоссе № 87 в его части: перекрёсток Кфар Нахум - перекрёсток Бейт-Цаида.

Процветанию Кфар Нахума немало способствовало удобное расположение на трассе торгового пути, связывавшего Египет с Сирией, Месопотамией и другими странами Плодородного Полумесяца.

Не вызывает никакого сомнения еврейское происхождение поселения. Оно упоминается в Талмуде наряду с находящимся поблизости Коразимом, как Кфар (поселение) Ахум. Еврейская традиция соотносит название поселения с пророком Нахумом. Оно было известно уже в период Второго Храма, а к началу I-ого века здесь квартировал римский гарнизон, сотник которого, перешедший в еврейство, построил большую роскошную синагогу, выделявшуюся своими размерами и богатством отделки.

Однако, отнюдь не только своим архитектурным достоинствам обязана синагога тому, что была обнаружена, вошла в историю, и стала объектом туристического интереса. На этот раз, сюжет связан с христианством. Сюда, в Кфар Нахум, переселился из Назарета Иисус со Своей Матерью. Здесь, в синагоге, Он произносил проповеди, общался с жителями поселения, близость с которыми стала настолько тесной, что кфар обрёл титул "Его города". Однако, когда и отсюда, как и из Назарета, Иисуса изгнали, Он со скорбью проклял город, произнеся: "И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься…" ("От Матфея" 11:23 ). Сыграло ли роль пророчество или вступил в дело естественный ход истории, но, примерно, в VII-ом веке поселение исчезает с лика земли, восстав из небытия лишь в XIX в., будучи идентифицированным выдающимися исследователями Палестины Робинсоном, в 1838 г., и Вильсоном и Андерсеном, в 1856 г.

Широкомасштабные археологические раскопки, организованные усилиями монахов-францисканцев в 1905 г., вскрыли развалины римско-византийского периода, среди которых были церковь, жилые и общественные строения, древние захоронения и синагога.

Точную дату строительства первого здания синагоги научно установить не представляется возможным. Если опираться на христианскую традицию, то её постройка относится к первой половине I-ого века. Это предположение может соответствовать действительности, но лишь по отношению к фундаменту постройки, т.к. остатки самого здания учёные относят к концу II-ого, началу III-го в.в., и, наверняка, к периоду правления византийского императора Юлиануса.

Необходимо отметить, что здание синагоги Кфар Нахума - наиболее хорошо сохранившееся из всех синагог "галилейского" типа. Его ось направлена с Севера на Юг, в сторону Иерусалима. Здание, прочно стоящее на фундаменте из крупных обработанных камней, имеет размеры: 18.65 х 20.40 м. У фасада три входа с богато украшенными притолоками. Они ведут в молитвенный зал, разделённый двумя рядами колонн на базилику и два прохода. Колонны, высотой в 7.30 м., украшены капителями коринфского ордера. Вдоль стен располагались каменные скамьи, однако, арон ха-кодеш был переносным, т.к. в зале не найдено его постоянное место. В восточной стене находился выход во двор, окружённый стенами 0.60 м. толщиной. Пол зала и двора был мощён каменными плитами. Можно утверждать, что синагога имела второй этаж в том виде, в котором мы видим его на макете.

Найденные многочисленные фрагменты оформления убедительно свидетельствуют о наличии богатых украшений.Тематика их очень разнообразна: от геометрических фигур, цветов, фруктов и другой растительности - до изображений животных и мифологических персонажей. Собственно, именно их стиль и содержание надписей на арамейском и греческом языках позволяют учёным датировать постройку так, как это указано выше.

Вне всякого сомнения, сохранившиеся остатки синагоги оставляют сильное впечатление у посетителей.

Местонахождение: северо-западное побережье озера Киннерет.
Часы посещения: ежедневно: с 08:00 до 16:00.
Вход: платный (3 шекеля).
Дополнительные сведения: оборудованная бесплатная автомобильная стоянка, сувенирный киоск, магазин, буфет, туалет. Рекомендуется осмотр разнообразных археологических находок, возможно посещение ряда христианских объектов.

Синагога поселения Мерон

Как добраться: по шоссе № 89, от города Цфат или от города Нагария (побережье Средиземного моря), до перекрёстка Мерон. Или по шоссе № 75 от города Акко, а в противоположном направлении со стороны озера Киннерет до перекрёстка Ханания, с поворотом на шоссе № 866 до указателя "Гробница рабби Шимона бар-Йокай".

С древних времён, на перекрёстке важных военных и торговых дорог, у подножия горы Мерон (1208 м.) располагалось завоёванное у кнаанцев Иехошуа бен-Нуном иудейское поселение Мерон. Взгляду туриста открывается отсюда необычайно красивый ландшафт: панорама Галилейских гор, чаша озера Киннерет, Голанское плато, вершина горы Хермон и один из четырёх святых городов Израиля - Цфат.

Селение было упомянуто историком Иосифом Флавием в его "Иудейской войне" (2: 20-6), как одно из укреплённых перед приходом римлян. Ясно, что поражение евреев от римских легионов было предрешено, но селению Мерон оно принесло необычайную известность, т.к. привело сюда много еврейских мудрецов, среди которых был великий рабби Шимон бар-Йокай.

Древнюю синагогу так и называют его именем, хотя строительство её относится к более позднему периоду Мишны и Талмуда и датируется VI-ым веком. Имеющая в плане прямоугольную форму с размерами 14 х 27 м., она - типичный образец "галилейских" синагог. Синагога находится не на открытом пространстве, строители словно "прилепили" её к скале, возвышавшейся над расположенным под ней поселением. Они вырубили в скале площадку под здание, прислонив вплотную к этой срезанной толще западную стену синагоги. Фасад здания был традиционно повёрнут на Юг, в направлении Иерусалима. Он имел три выхода, один из которых, восточный, в н. в. отреставрирован и укреплён с целью предохранения от разрушений.

Имеющиеся украшения очень просты, они представляют собой геометрические фигуры. Полностью отсутствуют какие-либо изображения животных, растений, иных орнаментов. На сохранившихся фрагментах поверхности пола можно увидеть квадратные основы, на которых были установлены колонны.Со всей очевидностью, можно предположить наличие второго этажа. Колонны традиционно располагались по трём сторонам зала, образовывая форму в виде буквы "П".

Несколько ниже развалин синагоги, в 1970-ом году, были произведены археологические раскопки под руководством американского исследователя А.Майерса. Они обнаружили остатки крупного богатого еврейского поселения к которому относилась синагога периода Мишны и Талмуда, в который этот район был особенно плотно заселён.

Местонахождение: в начале очерка указан маршрут, по которому можно добраться до развалин древней синагоги, доступной для посещения каждому туристу.
Вход: в любое удобное для туристов время.
Дополнительные сведения: в непосредственной близости к развалинам древней синагоги находится "Гробница рабби Шимона бар-Йокай". Она открыта для посещений, а в праздник Лаг ба-Омер, начинающийся на 33-ий день после начала Песаха, сюда совершается паломничество десятков тысяч евреев. Невдалеке располагается древнее кладбище, на котором захоронен ряд великих еврейских мудрецов. Рекомендуется также совместить с посещением синагоги в Хурбат - Шэма.

Синагога поселения Пки'ин

Как добраться: от шоссе № 85, разделяющего Галилею на Верхнюю и Нижнюю от города Акко до озера Киннерет, повернуть на перекрёстке Рама на шоссе № 864. Проехать 5-7 км. в направлении города Маалот и шоссе № 89 Нагария-Саса.

Если от перекрёстка Рама, находящегося на шоссе № 85, совершить поворот на шоссе № 864, дорога начинает взбираться на крутой подъём, со всей очевидностью указывающий на то, что перед Вами гористая Верхняя Галилея. Через несколько километров перед Вами откроется спрятанный между её горами уютный городок. Это - Пки'ин, ныне друзское, а в древности иудейское поселение, упоминавшееся ещё во времена Второго Храма историком Иосифом Флавием. Еврейская традиция говорит о том, что иудеи не покидали городок на всём протяжении его древней истории. Как уже сказано, сегодняшний Пки'ин - это поселение друзов, однако одна еврейская семья по фамилии Зинати продолжает здесь жить на протяжении веков по сей день.

Остановимся около дорожного указателя "Пещера рабби Шимона бар-Йокай и его сына Элиэзера". Опустимся к ней. Рабби Шимон и его сын Элиэзер провели в этой пещере тринадцать лет, скрываясь от преследования римлян. Легенда повествует, что ради них было совершено чудо: здесь появилось хлебное дерево и источник воды, давшие жизненные силы праведникам и позволившие им отдаться изучению Торы и молитвам, а впоследствии написать книгу Зохар - вершину творчества рабби Шимона.

Опустившись в городок и пройдя по его экзотичным улочкам мы увидим здание с семисвечной менорой на фронтоне. Это - древняя синагога, построенная в 3781 году по еврейскому летоисчислению. Местная еврейская традиция связывает её с именем рабби Иехошуа бен-Ханания. От синагоги остались лишь отдельные фрагменты, которые включило в себя здание нынешней синагоги, построенной в 1873 году и отремонтированной в 1956 году, после чего на крыше здания и появилась менора, а на стене табличка с надписями: "Древняя синагога Пки'ина. …в ней сохранились остатки синагоги времён таннаев и рабби Шимона бар-Йокай и рабби Элиэзера, его сына". "Сохранившиеся древности были реставрированы Министерством религии правительства Израиля в седьмой год существования Государства Израиль".

Традиционно оформленный зал обладает уникальными экспонатами: двумя камнями, привезенными из разрушенного римлянами Второго Храма и вмонтированными в стены синагоги в память об этом трагическом событии. На одном из них высечены изображения меноры, пальмовой ветви, этрога и шофара, а на другом - фасадная часть Скинии (Ковчега) Завета.

Еврейская семья Зинати является на протяжении многих веков хранителем синагоги и драгоценных святых реликвий. Однако, 27.08.81 ушёл в лучший мир Йосеф Зинати - последний мужской представитель рода и осталась в живых лишь его дочь Маргелит. Хранимая ею и её преемниками синагога вечно будет стоять свидетелем еврейского присутствия на Земле Обетованной.

Местонахождение: Верхняя Галилея, поселение Пки'ин, расположенное между городами Кармиэль и Маалот.
Часы посещения:
только по предварительной договоренности.
Вход: бесплатный.
Дополнительные сведения: рядом с поселением находится кладбище, на котором захоронен ряд известных раввинов, среди которых упомянутый ранее Иехошуа бен-Ханания. Рекомендуется продолжить прогулку по городу до северного въезда/ выезда, дав указание водителю транспорта переехать сюда от пещеры рабби Шимона. На стоянке автотранспорта: кафе, туалет, магазины-мастерские.

Синагога поселения Хаммат-Гадер

Как добраться: по шоссе № 90 Метула-Эйлат, до перекрёстка Цемах, являющегося восточной оконечностью озера Киннерет. Поворот на шоссе № 98, ведущее на Голаны, до перекрёстка Хаммат-Гадер. Поворот на местную дорогу № 7599, до указателя "Хаммат-Гадер".

Хаммат-Гадер - еврейский город римско-византийского периода. Этимология его названия объясняется наличием горячих лечебных источников, находящихся в долине. Их посещение пользовалось популярностью не только у местных жителей, но и у жителей из Суситы, Кфар Нахума, Арбеля, Кфар Акавия и т.д., о чём говорят сохранившиеся надписи с именами тех евреев, которые вносили пожертвования в строительство синагоги. Она соответствовала тому уровню достатка, которым обладали жители Хаммат-Гадер, а в целом была построена по типовому образцу всех других синагог на Голанах, в Галилее и в районах прилегающих к Киннерету.

Появление синагоги относится к началу V-ого века н.э., а разрушение - к полноценному воцарению христианства, как государственной религии, на территории Палестины.

Весной 1932-ого года синагога была открыта коллективом археологов из Европы, под руководством видного израильского учёного-археолога Э.Л.Сукеника. Они обнаружили зал, в который можно было войти через два входа. В один из них, с западной стороны, вёл узкий проход шириной 3.20 м. Второй, восточный, также обладал коридором, вводившим посетителей в почти квадратный зал (13 х 13.90 м.), разделённый тремя рядами колонн (4+4+2), не имевших оснований и просто вмонтированных непосредственно в мозаичный пол. Он был сделан из цветной мозаики с изображениями геометрических фигур, цветов, пересекающихся линий. Вдоль стен сохранились скамьи, а пол зала был окружён невысоким заборчиком.

В центре южной стены, повёрнутой в направлении Иерусалима, находилась бима равная длине апсиса (4.55 м.) и шириной 1.20 м., к которой вели две ступени. Апсис возвышался на 1.18 м. над уровнем бимы. К нему примыкал арон ха-кодеш, украшенный медальонами. На плите, перед ним, находилась надпись из десяти строк, заключённая в широкий круг. По бокам её были изображены два льва, а внутри написаны имена евреев, пожертвовавших деньги на строительство синагоги.

Местонахождение: восточная оконечность озера Киннерет.
Телефон парка Хаммат-Гадер: 972-46-659999.
Часы посещения: связаны с работой комплекса "Хаммат-Гадер".
Все дни недели: с 07:00 до 17:00.
В субботу: до 23:00.
Вход: платный.
Дополнительные сведения: приспособленная бесплатная автомобильная стоянка, кафе, рестораны, киоски, аттракцион с попугаями, заповедник с крокодилами. Косметические и массажные услуги. Гостиница.

Синагога поселения Хаммат-Тверия

Как добраться: по шоссе № 90, огибающему западное побережье озера Киннерет, до указателя: Национальный парк "Хаммат-Тверия".

Тверия была построена, как еврейский город, сыном царя Ирода I Великого - Иродом Антипой - в первой половине I-ого века н.э. Закладку города относят к 18 году н.э., а названа Тверия так - в честь римского императора Тиберия.

Прекрасные климатические условия, наличие пресной воды и плодородных земель должны были, казалось бы, с лёгкостью привлечь сюда жителей Иудеи, однако, заселение Тверии встретилось с трудностью, причиной которой являлось то, что возводился город на месте захоронений, превращавших территорию в ритуально нечистую. Выход был найден с помощью рабби Шимона бар-Йокай, который очистил город от скверны, высадив повсюду люпины. Так город начал заселяться, расти и превращаться в духовный центр еврейства.

Тверия становится торговым и промышленным центром. Нужно отметить, что до разрушения Иерусалима основное население Тверии состояло из самаритян и набатеев, а еврейская часть его особо не отличалась соблюдением законов иудаизма. И только с конца века ситуация начала меняться, вначале - в связи с переездом сюда во II-ом веке Санедрина, а затем - в связи с прибытием плеяды выдающихся раввинов во главе с рабби Хией Великим, родоначальником школы талмудистов. Вскоре откроется и получит известность Тибериадская йешива, коллективным трудом которой станет составление Иерусалимского Талмуда, и Тверия заслуженно получит статус Святого города, одного из четырёх святых городов Израиля.

К III-IV в.в. в Тверии уже проживает более сорока тысяч человек, и источники насчитывают в городе более дюжины синагог. На их местонахождение указывают названия, такие как: Верхняя, Нижняя и т.п.

Можно было бы много рассказывать об истории города, которая являлась зеркальным отражением событий происходивших в Палестине в целом, но не это наша цель. Во-первых, потому что о Тверии и Киннерете написано много книг, в том числе и на русском языке; а во-вторых, потому что уже пора посетить Национальный парк "Хаммат-Тверия", в котором находится интересующая нас древняя синагога.

Она была раскопана в 1961-63 г.г. Первый фундамент археологи относят ко второй половине IV-ого века. А всего на этом месте располагались друг над другом четыре синагоги, от IV-ого до VIII-ого веков. Это единственный в плане четырёхпространственный образец синагоги на Галилее и Голанах со входом со стороны обращённой к Иерусалиму.

В синагоге были обнаружены прекрасно сохранившиеся мозаики. Они сделаны весьма искусно и несут на себе признаки работы мастеров греко-римского стиля IV-ого века. Ряд исследователей сопоставляют сюжеты и стиль мозаик этой синагоги с синагогами в Хаммат-Гадер, Бейт-Шеане и Бейт-Альфа и, находя общие черты, считают, что они относятся к одной школе. Действительно, разве мы не встречали в вышеперечисленных синагогах изображения Ковчега Завета, меноры, пальмовых ветвей? Или знаков Зодиака, с неизменной колесницей Гелиоса и изображением четырёх богинь, символизирующих собой четыре времени года? Традиционно и наличие надписей упоминающих имена жертвователей. В этой синагоге они находятся в девяти клетках, каждая из которых имеет размеры 100 х 90 см., с величиной букв в 5 см. Текст написан на греческом и арамейском языках. В нём не приведено ни одного ивритского имени, что говорит о составе населения в этот период. Для нас интересно также упоминание в надписи имён Президентов Санедрина, проливающих свет на некоторые исторические подробности пребывания этого высшего национального, религиозного и судебного учреждения в Галилее.

Национальный парк содержится в образцовом порядке и посещение его представляет для туристов несомненный интерес.

Местонахождение: южный въезд в Тверию по шоссе № 90. Национальный парк "Хаммат-Тверия".
Телефон Национального парка: 972-46-725287.
Часы посещения:
в весенне-летний период: с 08:00 до 18:00;
в осенне-зимний период: с 08:00 до 17:00.
Вход: платный.
Дополнительные сведения: приспособленная бесплатная автомобильная стоянка, магазин сувениров, туалет. Рекомендуется посещение могил еврейских мудрецов: рабби Акива и его учеников, рабби Меира Баал ха-Несс, рабби Иоханана бен-Заккая и его учеников, рабби Иеремии, великого Рамбама (Моше бен-Маймона) и др. А завершить экскурсию можно посещением "Хаммей-Тверия", доставив праздник не только духу, но и телу.

Синагога поселения Хурват-Шема

Как добраться: смотри очерк: "Синагога поселения Мерон".

Синагога расположена на склоне горы Мерон, в Верхней Галилее, на высоте 760 м. над уровнем моря, невдалеке от поселения Мерон и его древней синагоги.

Как уже отмечалось, Галилея была центром еврейской жизни на протяжении многих поколений, важность которого возросла и достигла своего пика после разрушения Второго Храма. Археологические раскопки показали, что в III-VI в.в. здесь находилось процветающее еврейское поселение.

Синагога являлась в нём центральным строением. Раскопки обнаружили стены, два ряда каменных колонн, микву, водосборник, генизу - помещение в котором хранились священные писания. У синагоги было два основных входа. На мезузе одного из них высечен орёл: украшение, которое известно по нескольким древним синагогам в Эрец-Исраэль. В главный зал, от входа, вёл лестничный пролёт. От второго входа сохранилась притолока, на которой изображена семисвечная менора. Её ширина - 85 см. Это наибольший размер, обнаруженный в древних синагогах страны.

Здесь кажется уместным рассказать об этом одном из важнейших и древнейших символе иудаизма. Первые глиняные и каменные семисвечники были найдены археологами при раскопках древних святилищ, относящихся к периодам средней и поздней бронзы (средний бронзовый век II В-С, 1750-1550 г.г. до н.э., и поздний бронзовый век I, II А-В, 1550-1200 г.г. до н.э.). Конструкция меноры была подробно описана в Торе: "…и сделай светильник из золота чистого, чеканный да сделан будет светильник". "…и сделай семь лампад его, и зажжёт он лампады его, чтобы он освещал лицевую сторону свою". "…из таланта золота (около 30 кг. - С.В.) чистого пусть сделают его со всеми принадлежностями" (Шемот 25:31-40).

Менора горела всю ночь, поэтому пламя её называлось "нер ха-тамид" - "постоянный светильник". Именно с его изображением мы встречаемся на мозаике синагоги в Бейт-Альфа, там где он изображён над ароном ха-кодеш. Не отсюда ли пойдёт светская традиция зажигания Вечного Огня?

Ясно, что менора изначально являлась лишь культовым атрибутом Ковчега, а затем обоих Храмов. Однако, с момента очищения Второго Храма Маккавеями -известного всем, как Чудо от которого родился праздник Ханнука - менора стала символом национальной независимости и она перебирается на здания синагог, других общественных зданий, на гробницы, монеты и даже предметы быта. Изображение меноры на мозаичных полах синагог приобретает характер правила, с которым мы постоянно встречаемся в синагогах византийского периода.

Возвращаясь к описанию синагоги, укажем на оштукатуренный подземный бассейн, вырубленный в скале, с объёмом более чем в сорок сеа (древняя мера объёма равная, примерно, 13.3 литра). В бассейн ведут семь ступеней. Это число не случайно, оно имеет символическое значение в мистике иудеев, указывая как бы на прохождение семи небес. Зачастую, под ступенями находилась небольшая канавка символизирующая реку Иордан, перейдя который еврейские колена вступили некогда в Землю Обетованную. Рядом с большим бассейном находился меньший, точно того же образца.

В непосредственной близости к синагоге находились жилые строения, маслодавильни, винодельни и святые захоронения, наиболее выделяющимся из которых является гробница великого Шамая. Это сооружение имеет размеры 3 х 2.5 х 2.5 м. В этом районе находится более тридцати гробниц и древнее кладбище, насчитывающее более 2000 могил.

На территории синагоги был обнаружен клад из 800 монет. Немногие из них - периода Хасмонеев, большинство - периода византийского императора Константина I Великого (IV век).

По мнению учёных, синагога несколько раз подвергалась разрушениям от землетрясений: в 306 г., в 551 г.. С того времени поселение уже не смогло возродиться, вплоть до наших дней.

Местонахождение: в начале очерка указан маршрут, по которому можно добраться до синагоги, доступной для посещения каждому туристу.
Часы посещения и вход: любое удобное для посетителя время.
Дополнительные сведения: посещение древней синагоги в Хурбат-Шэма - это лишь часть маршрута, включающего в себя посещение древней синагоги рабби Шимона бар-Йокай поселения Мерон и его гробницы, других святых захоронений и древнего кладбища.

Смотрите также
2138

Спецпредложения авиакомпаний

07.03 Азимут Сочи - Тель-Авив от 5 745 руб
07.03 Азимут Сочи - Тель-Авив от 14 167 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах