Иерусалим. Русская Православная Церковь в Иерусалиме

На протяжении всей христианской истории России Святая Земля притягивала к себе сердца верующих. Через десятки тысяч паломников народом постигались величие и значение Голгофской жертвы. Мечтой всей жизни для многих было желание поклониться тем местам, которые были освящены стопами Иисуса Христа, воочию явившего Себя здесь людям. Вместе с тем, у тех, кто всё-таки попадал сюда, возникало много сложностей: непривычный тропический климат, отношение фанатичного мусульманского населения, поборы османских властей, скитания по ночлежкам. По настоятельной просьбе Российской Православной Церкви (далее РПЦ) царское правительство открыло в 1820 году консульство в Яффа. Но только к 1841 году «лёд тронулся» и начались переговоры с турками, в результате которых в 1847 году была учреждена Русская Духовная Миссия (далее РДМ) в Иерусалиме. Началось трудное «вживание» в Святую Землю...

Многое зависело от тех личностей, которые в разные годы возглавляли РДМ. Назовём первых: архимандрит Порфирий (К.А.Успенский, 1804 - 1885 г.г., Начальник РДМ с 1847 по 1853 г.г.), епископ Кирилл (В.Н.Наумов, 1823 - 1866 г.г., Начальник РДМ с 1858 по 1864 г.г.), архимандрит Леонид (Л.А.Кавелин, 1822 - 1891 г.г., Начальник РДМ в 1864 г.), архимандрит Антонин (А.И.Капустин). О последнем нужно рассказать отдельно...

Архимандрит Антонин, в миру Андрей Иванович Капустин, родился в 1817 году в Пермской губернии, в семье священника. Получил духовное образование, закончив Далматовскую семинарию и Киевскую духовную Академию со степенью бакалавра. В 1845 году был пострижен в монахи с наречением имени Антонин. За постригом последовали рукоположения в иеродиакона и во священника. Блестящее знание греческого языка привело его в Афины, Константинополь и, наконец, на Святую Землю, где в 1864 году он был утверждён в качестве Начальника РДМ. Его имя вошло в историю в связи с приобретением земель в Палестине, проведением на них археологических раскопок и возведением храмов, подворий, приютов. Сегодня кажется невероятным, что архимандритом Антонином было приобретено и законно оформлено 13 участков (а всего - 40) площадью 425.000 кв.м., стоимостью около 1 млн. рублей золотом. Его имя вошло в историю богословия, византологии и археологии. В качестве примера достаточно привести создание им систематизированного научного каталога 1348 греческих и славянских рукописей монастыря Св.Екатерины на Синае.

Архимандрит Антонин скончался 24.03.1894 г. и был похоронен в церкви Вознесения Спасо-Елеонского монастыря. «По духу он был более монах, чем монахи, живущие в кельях» (В.Н.Хитрово, 1834 - 1903 г.г., видный чиновник Министерства финансов императорского Двора, инициатор создания Православного Палестинского Общества и его учёный Секретарь). А профессор, архимандрит Киприан (в миру К.Э.Керн), скажет об отце Антонине так: «…никто не сделал, да и вряд ли смог бы сделать в Иерусалиме для прославления русского имени столько, сколько сделал архимандрит Антонин».

Деятельность архимандрита Антонина произвела настолько сильное впечатление на Великого Князя Сергея Александровича, во время его высочайшего визита в Палестину, что по возвращении в Москву он, в 1881 г., основал Православное Палестинское Общество (далее ППО), с 1889 г. ставшее именоваться Императорским (далее ИППО), и стал его первым Председателем. Общество способствовало приобретению земель, взяло на себя заботу о паломниках, возглавило научно-исследовательскую деятельность на Святой Земле. Этому немало способствовал ряд таких факторов, как: социальный состав Общества, в руководство которого вошли 7 членов царствующего дома, виднейшие государственные и духовные чиновники; укрепление финансовой базы, которая стала формироваться из ежегодных взносов (к примеру, годовой взнос каждого из членов царствующей фамилии составлял от 10 до 25 тыс.рублей при том, что около 15 тыс.рублей составлял весь годовой бюджет РДМ), добровольных пожертвований и, так называвшихся, «кружечных» сборов в церквах России; расширение исследовательской и культурно-образовательной деятельности. Русское присутствие в Палестине из чисто дипломатического стало преобразовываться в духовное и общественное, поднимая престиж России во всём мире. Стало увеличиваться число паломников на Святую Землю. С 1884 года по всей России началась продажа, так называвшихся, «паломнических книжек». В соответствии с предоставлявшимися ими скидками билет до Одессы и далее в трюме парохода до Яффа стоил 46 р. 50 к. Для сравнения, месячная зарплата рабочего составляла 40 - 50 руб., что позволяло осуществить поездку практически любой категории населения. К концу 90-х годов число русских паломников возросло до 12 тыс. в год, из них более 70% составляли люди крестьянского сословия. Суммируя итоги деятельности ИППО и РДМ в дореволюционный период, нужно привести следующие цифры: к 1914 году РДМ насчитывала в своей собственности 37 участков, 8 церквей и часовен, 2 женских монастыря, 5 больниц, 7 гостиниц для паломников. В системе школьного образования православных арабов, под российским патронажем находилось около 100 (!) школ, в которых обучалось 10.225 учащихся и в которых работало 417 учителей.

С началом Первой Мировой войны турецкие власти распорядились всему русскому мужскому населению покинуть страну, а сёстры были депортированы в Александрию. Все помещения были заняты турецкими властями. Вдобавок ко всему, в 1917 году грянула революция в России, в корне изменившая формы и содержание пребывания РПЦ на Святой Земле. В 1919 году все вернулись обратно, но вернулись в обстановку полной неопределённости, которая длилась до ноября 1921 года, когда образовалась Русская Православная Церковь Заграницей (далее РПЦЗ), которая стала правопреемницей РПЦ за пределами России. Открылась новая страница истории...

Основателем и первым Предстоятелем РПЦЗ стал бывший ректор Московской и Казанской духовных Академий митрополит Антоний (А.П.Храповицкий, 1863 - 1936 г.г.). Он посетил Святую Землю 17.04.1924 года. РПЦЗ выглядела с этого времени следующим образом: Первоиерарха Зарубежной Церкви стал представлять Архимандрит, назначаемый Начальником РДМ. В монастырях главу РДМ представляют настоятель или настоятельница. При входе в монастыри всегда висит табличка с аббревиатурой РДМ. Каждая обитель имеет свой автономный статус и отвечает сама за себя и за свои внешние связи.

В «прогулке» нет возможности подробно перечислить все драматичные события века. Упомянем лишь этапные. Они совпали с событиями, происшедшими в Палестине: образованием государства Израиль в 1948 году, когда РПЦ оказалась по две стороны границы - в Иордании и в Израиле - и появились так называемые «белая» и «красная» РПЦеркви; войной 1967 года, когда они вновь оказались вместе на территории Израиля; борьбой за сохранение, восстановление имущества; разрывы и установления отношений со всеми и вся и многое другое.

Как бы то ни было, русское присутствие сохранило себя на Святой Земле, а как? - мы увидим в процессе наших «прогулок» по церквам...

Елеонский Православный женский монастырь и церковь Вознесения

Елеонскую гору называют иначе Масличной или Оливковой. Она занимает огромное место в христианской традиции: отсюда Иисус входил в Иерусалим; здесь Он учил Своих учеников; у подножия горы, в Гефсимании, Он претерпел Свои страсти, а несколько позднее был арестован; с вершины Елеона Он вознёсся в Своё Небесное Царство. Ясно, что эти места привлекали и даже интриговали отца Антонина. Тем более, что он вычитал в трудах Димитрия Ростовского (светское имя Даниил Саввич Туптало - 1651 - 1709 г.г. - русский церковный деятель и писатель), что где-то здесь, на вершине горы, находился один из дворцов царя Ирода I Великого, перешедший после смерти по наследству к его сыновьям. Существовало поверье, что на его территории была захоронена усекновенная глава Иоанна Крестителя (Предтечи).

И случай приобрести этот участок представился в марте 1870 года. Помощник отца Антонина, драгоман (переводчик восточных языков) Яков Егорович Халеби, который был гражданином Оттоманской империи, купил центральный участок на вершине горы, рядом с монастырём кармелиток Патер Ностер и капеллой Вознесения (называемой за её оригинальную форму «Стопочкой»), которая принадлежит арабам-мусульманам. Присоединить к нему несколько мелких участков уже было менее сложно. Целое составило 54 гектара. Это была победа, за которой начиналась кропотливая ежедневная работа, растянувшаяся на несколько десятков лет.

Под ногами отца Антонина лежало археологическое богатство. Прежде всего, здесь были обнаружены остатки древней армянской церкви ранневизантийского периода: многочисленные мозаики, более ранние находки в виде погребальных пещер, сосудов и даже бюст царя Ирода I Великого. Отец Антонин сделал его копию, а оригинал передал в Эрмитаж. Но главным событием стало обнаружение камня, на котором стояла Богородица во время Вознесения Своего Сына. Вокруг камня находилось множество кусков белого мрамора, фрагменты колонн V-ого века, гробница архидиакона VI-ого века и золотая мозаика. Таким образом, строительство церкви Вознесения стало легитимным.

Строительство шло трудно, мешали чиновники всех рангов, их приходилось бесконечно задабривать. Выручала доброжелательная связь с Сэлим-эфенди, под властью которого находилась в то время Святая Земля: он, как и отец Антонин, был большим любителем чаепития. Так, где - деньгами, а где - личным обаянием решались проблемы, решение которых привело к торжественному освящению храма, церкви и колокольни в 1886 году греческим Патриархом Никодимом.

Церковь была полностью спроектирована самим отцом Антонином. Он её сделал крестообразной в плане, с 24-мя окнами в византийском стиле. Главная святыня храма, священный камень Богородицы, была помещена в притворе. Небольшая арочная ниша в стене прикрыта сверху навесом с крестом, лампадой и иконой Божьей матери. Иконостас был привезен из Афона, иконы из России. Одна из них - черниговская икона Богоматери – на холсте. Её стали называть «Елеонской Скоропослушницей». А рядом с ней, справа от иконостаса, - икона Божьей Матери, называемая «Взыскание погибших», - дар паломников, плывших в 1911 году из России на Святую Землю и чуть не погибших в море. В память об этом событии каждое 5 февраля в церкви служится всенощная.

Росписи выполнены монахиней Таисией (в миру Карцева Татьяна Георгиевна 1901 - 1997 г.г., в схиме Антония). Эмигрировав из России в годы революции, она постриглась в монахини в Покровской женской обители во Франции, после чего переехала в Елеонский монастырь. Здесь и открылись её творческие способности, плодами которых мы можем любоваться.

Слева от алтаря, в пол вмонтированы куски белого мрамора со словно выступившими на нём красными пятнами крови. Это - фрагменты древнего пола, сохранившегося со времён нашествия персов в 614 году. По преданиям и сохранившимся останкам, они убили тогда 1207 монахинь, память о которых увековечена подобным образом.

Предположения отца Антонина оправдались: на территории монастыря была обретена глава Иоанна Крестителя. На этом месте была сооружена Часовня Усекновения главы Иоанна Крестителя (Предтечи). Как известно, он был казнён подобным образом сыном царя Ирода I Великого, Иродом Антипой. Под настилом Часовни, который поднимут монахини по Вашей просьбе, находится отлично сохранившаяся мозаика с изображениями различных птиц и животных. Деньги на строительство пожертвовала в 1907 году наша русская соотечественница Ирина Григорьевна Силаева, за что удостоилась чести быть похороненной 8 сентября 1927 года, 76 лет отроду, у южной стены Часовни.

О захоронениях стоит рассказать особо… У монастыря 3 кладбища: большое - под горой, второе - за храмом и третье - около колокольни. Быть похороненным на них считалось большой честью. Помянем некоторых... Преемник, а ранее помощник архимандрита Антонина, священноигумен Порфирий (в миру Нарциссов - 1831 - 1909 г.г.), говорил, что хотел бы быть упокоен рядом со своим начальником. Он нашёл покой у северной стороны храма. При нём было закончено строительство Часовни, Дома архимандрита, ставшего впоследствии музеем монастыря, начато строительство новой церкви во имя св. прав.Филарета Милостивого, правда, так и недостроенной, из-за недостатка средств, но в н.в. используемой в качестве трапезной.

А вот - надгробие умершей в 1979 году игумении Тамары, с 1951 года исполнявшей обязанности настоятельницы монастыря. Ну и что в этом особого, скажет мой читатель? И будет прав, если бы не то обстоятельство, что речь то идёт о Татьяне Романовой, дочери Великого Князя Константина, одного из образованнейших людей своего времени, последнего дореволюционного Президента Российской Академии наук. Татьяна Романова вышла замуж за князя Багратион-Мухранского, уехала в Женеву, а после смерти мужа постриглась в монахини, приняв имя Тамара, и с 1951 года обитала здесь, в Иерусалиме.

А вот могила монахини Тавифы (в миру Татьяна Минина), которая 25 лет, с 1920 по 1945 г.г., была настоятельницей Горненской обители. А вот… А вот… А вот… Так можно долго ходить по кладбищам и слушать рассказы насельниц о судьбах тех, кто ушёл, но оставил свой единственный и неповторимый след на бренной земле.

И, наконец, колокольня во имя Иоанна Крестителя, за свою красоту и статность получившая название «Русская свеча». Она - достойный конкурент колокольне церкви Вознесения («Августа Виктория»), возвышаясь над местностью на свои 64 метра. Её большой колокол весом в 308 пудов и диаметром в 2 м.13 см. был отлит в России и привезен в 1885 году морским путём в Яффо. Арабские рабочие отказались от его перевозки, и монахини вручную в течение семи дней катили его до обители. А это более 60 км.! Елеон обрёл русский глас!

Елеонское сестричество получило статус монастыря в 1924 году. Сёстры живут по Уставу Василия Блаженного, с соблюдением трёх обетов: бедности, целомудрия и послушания, неся свой ежедневный молитвенный подвиг в храме и в трапезной, иконописной и вышивальной мастерских, в просфорне и в библиотеке, в больничке и в гостинице. Руководит монастырём с 1998 года матушка Моисея.

Русская церковь Вознесения (Колокольня «Русская свеча») - РПЦЗ. Russian Tower and Church of Ascension

Адрес: Mt. of Olives, 19229 Jerusalem.
Tel.: 972-26-284373.
Местонахождение: центральная часть Масличной горы. Вблизи от монастыря кармелиток и церкви Патер Ностер и Капеллы Вознесения («Стопочка»).
Как добраться: туристическим транспортом, такси или арабскими автобусами №№ 42, 43 от Шхемских ворот.
Часы посещения: вторник и четверг: с 09:00 до 12:00, или по договоренности.
Вход: бесплатный, пожертвования по своему усмотрению.
Дополнительные данные: несмотря на указанное время посещения, о нём стоит договориться заранее, киоск, туалет. Фото-видеосъёмка разрешена.

Русский Православный Гефсиманский женский монастырь и церковь Святой равноапостольной Марии Магдалины

Идею соорудить храм в память о матери, императрице Марии Александровне, подсказал её сыновьям, Великим Князьям Сергею и Павлу Александровичам, архимандрит Антонин, во время их пребывания в Иерусалиме в мае 1881 года. Он показал им и возможный участок на склоне Елеонской горы. По возвращении их в Россию, тема была обсуждена на семейном совете, принято положительное решение, и император Александр III дал распоряжение РДМ заняться приобретением земли, которая, несмотря на многие сложности, была куплена к осени 1882 года. Спустя два года, в Иерусалим был направлен уже упоминавшийся мною учёный Секретарь ППО В.Н.Хитрово для решения всех организационных вопросов.

Автором проекта был утверждён выдающийся русский архитектор, ученик А.П.Брюллова, профессор Института гражданских инженеров, академик Петербургской Академии художеств Давид Иванович Гримм (1823 - 1898 г.г.).

Д.И.Гримм поставил своей целью возвести нечто такое, что явилось бы «визитной карточкой» России на Святой Земле. Он строит её в, так называемом, новорусском стиле, типичном для царствования Александра III.

Семиглавая, миниатюрная на фоне горы красавица-церковь, с характерными московскими маковками и кокошниками, вписалась в окружающий ландшафт настолько, что стала его естественной составной частью. За свой воплощённый проект Д.И.Гримм получил должность ректора факультета архитектуры в Академии художеств.

Закладка храма состоялась 21 января 1885 года в присутствии В.Н.Хитрово. Общее руководство строительством было поручено архимандриту Антонину. В мае 1886 года консул Бухарин доносит императору: «…на чудном месте воздвигается памятник, достойный царской семьи и славы России. Католики раздирают на себе ризы от досады». Сооружение храма не испытывало затруднений в средствах: император внёс 100 тыс. рублей, каждый из четырёх его братьев - по 15 тыс.; Великая Княгиня Мария Александровна и герцогиня Эдинбургская - по 5 тыс. рублей. 1 октября 1888 года, в присутствии Великого Князя Сергея Александровича с Елизаветой Фёдоровной и Великого Князя Павла Александровича, храм во имя Святой Марии Магдалины был торжественно освящён греческим Патриархом.

Настал час рассказать, наконец, о Марии Александровне, жене императора Александра II и матери венценосных детей, увековечивших её память на Святой Земле…

Мария Александровна, принцесса Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария, родилась 27 июля (9августа) 1824 года в семье Великого герцога Людвига II Гессенского (1777 - 1848 г.г.) от брака с принцессой Вильгельминой Луизой Баденской (1788 - 1836 г.г.). Августейшая мать принцессы оставила мир, когда ей шел 13-й год от рождения и она, вместе со своим державным братом, принцем Александром (1823 - 1880 гг.), несколько лет воспитывалась гувернанткой, живя в загородном замке Югенгейм близ Дармштадта. Ей было пятнадцать лет в то время, когда наследник российского престола, Цесаревич Александр, совершал вояж по Европе с целью поиска для себя кандидатуры невесты. Совершенно случайно он отклонился от намеченного маршрута и заехал в Дармштадт. Увидев принцессу, он сделал свой выбор однозначно, о чём незамедлительно сообщил в письме отцу, Государю императору Николаю I 25 марта (7 апреля) в День Благовещения 1839 года: «Здесь, в Дармштадте, встретил я дочь Царствующего Великого герцога, принцессу Марию. Она страшно мне понравилась, с самого первого момента, когда я ее увидел… И, если ты позволишь, дорогой папа, после моего посещения Англии, я снова возвращусь в Дармштадт». А в письме матери он написал, что «…я люблю её и я скорее откажусь от трона, чем от неё. Я женюсь только на ней, вот моё решение».

В сентябре 1840 года принцесса вступила на Русскую землю, а в декабре того же года приняла Православие с именем Мария Александровна, став четвертой избранницей Русских Государей из Дома Романовых с именем Пресвятой Богородицы. По завершении Светлой седмицы 19 (29) апреля 1841 года наследник Цесаревич, Великий Князь Александр Николаевич и принцесса Мария браковенчались.

Государыня Императрица Мария Александровна совершила самый главный подвиг своей жизни - укрепила престол династии многочисленными наследниками. Она явила на свет обожаемому ею Государю Александру II восьмерых венценосных детей: шестерых сыновей и двух дочерей. По кончине в 1860 году Августейшей свекрови, императрицы Александры I Феодоровны, она возглавила огромное благотворительное Ведомство Мариинских гимназий и воспитательных учреждений. Ей суждено было открыть первое в России отделение Красного Креста и ряд крупнейших военных госпиталей во время русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. При поддержке прогрессивной общественности и деятельной личной помощи К.Д.Ушинского, она подготовила для Императора Александра II несколько записок о реформе начального и женского образования в России. И, наконец, Императрица при полной поддержке Августейшего супруга основала крупнейший в Санкт-Петербурге и всей России театр и балетную школу, которую возглавила позднее Агриппина Ваганова. При этом и школа, и знаменитый театр полностью содержались на средства Императорской Фамилии, лично Государыни, и, по настоянию Августейшего супруга, Императора Александра II, носили ее имя.

Вместе с тем, здоровье Императрицы, после следовавших одна за другой беременностей, смертью старшего сына, первым покушением на мужа - стало сдавать. Доктора рекомендовали ей воздерживаться от исполнения супружеских обязанностей. А в жизнь мужа, весной 1865 года, ворвалась страсть - молодая, знакомая ему ещё с 1857 года, княжна Катенька Долгорукова, которая станет его второй женой после смерти Марии Александровны, последовавшей в 1880 году. Сплошным страданием были эти последние 15 лет жизни, сопровождаемые чередой из шести покушений на мужа, изнуряющими болезнями, унижением от преступной связи Александра II с княжной.

Память об этой женщине, безмолвно страдавшей, но несшей в мир только добро - обязана была воплотиться в нечто необыкновенное. И воплотилась, благодаря её детям, построившим в самом центре Масличной горы удивительно лёгкую и красивую церковь. Здесь глубоко символично всё: Гефсиманский Сад, на месте которого церковь стоит… Разве её жизнь не прообраз Страданий Спасителя? А освящение во имя Святой Марии Магдалины… Не ассоциируется ли отношение императрицы к своему венценосному супругу с преданностью Святой Марии возлюбленному ею Иисусу?

Ясно, что отец Антонин отнёсся с полной ответственностью к повелению императора о приобретении участка под строительство церкви. Земля приобреталась им с учётом возможной в перспективе организации здесь монастыря. Кроме того, одновременно велись переговоры и о покупке участка в совсем невдалеке расположенной отсюда Виффании, которая находится на пути следования паломников из Иерусалима в Иерихон и на котором с почти полной уверенностью должен был находиться дом Лазаря и Марфы, в котором часто останавливался Иисус и где Лазарь был Им воскрешён. С помощью драгомана РДМ Якова Егоровича Халеби земли были куплены и отец Антонин приступил к археологическим раскопкам. Нельзя сказать, что они вскрыли какие-то ошеломляющие находки, но предположения отца Антонина подтвердились: была найдена древняя табличка, позволившая идентифицировать это место с домом Лазаря, а на месте будущей церкви в Гефсимании была обнаружена древняя дорога, которой со всей очевидностью пользовался Иисус, вступая в Иерусалим, многие остатки от более ранних церквей, расположенных на Масличной горе, а также камень, на который Богородица сбросила свой пояс в подтверждение Своего Вознесения отсутствовавшему на Её погребении Фоме.

Монахини показывают грот, в котором по преданию находились Пётр, Иаков и Иоанн в момент молитвы Иисуса (в 1988 году здесь была освящена Пещерная Часовня во имя Страстей Господних). Я объединил в этом абзаце Гефсиманию и Виффанию, т.к. в сущности, Гефсиманский женский монастырь и Виффанский монастырь Воскресения Христова представляют собой единую большую общину. Но об этом - несколько позже, ибо настал час, когда нужно войти вовнутрь…

Ко входу в монастырь можно пройти, если подниматься по узкой, извилистой дороге от францисканской церкви Всех Наций (она же - церковь Агонии или Страстей Господних) или если опускаться от смотровой площадки на вершине Елеонской (она же - Масличная или Оливковая) горы. Ни спуск, ни подъём не спасают от изнуряющего иерусалимского солнца. Высокие, мощные ворота, словно впаянные в непроницаемую стену, не дают никакой надежды на спасение от зноя. Но внезапно выясняется, что лишь один шаг отделяет Вас от Ган-Эдема: монастырский двор утопает в зелени, а стерильно вылизанные дорожки, ведущие куда-то наверх , обещают Вам отдых и душевное умиротворение. Оказывается, что дело было не в подъёме или спуске, а в тех условиях, в которых они происходили.

Церковь открывается перед Вами внезапно, за одним из очередных поворотов. Если бы не купола с крестами, то я бы сказал, что это сказочно красивый боярский терем. Так и кажется, что сейчас сбегут с лесенок какие-нибудь стрельцы в кафтанах, отворятся двери с прячущимися за ними накрытыми столами с метровыми севрюгами и чашами с чёрной икрой. Но нет, здесь служебные помещения и магазин с изделиями, созданными руками монахинь. Вход в церковь ведёт, как бы, со второго этажа. Пройдя через притвор, Вы попадаете в сравнительно небольшую, как-то по-домашнему уютную базилику. Всё на своих хрестоматийных местах: иконостас, расписанный купол с парусами, иконы, царские врата, ведущие в алтарь. И всё же, что-то не так! Оглядевшись, понимаешь - роспись. Вместо традиционной алтарной иконы - картина. Правда, на библейскую тему, но какую и кто художник? - Это «Визит Марии Магдалины к императору Тиберию».

После Распятия Иисуса Христа, Мария Магдалина решила искать правосудия у императора Тиберия. Было не принято приходить к нему без подарка. Т.к. Мария была бедна, она принесла с собой яйцо, которое в языческой традиции символизировало жизнь. Войдя к Тиберию, она протянула ему яйцо и произнесла главную идею случившегося: «Христос воскрес!». На что Тиберий ответил, что подобного не может быть, точно так же, как яйцо не может превратиться из белого в красное. И вдруг яйцо в его руках изменило свой цвет. Он удивлённо произнёс: «Воистину воскрес!». Так родилась традиция пасхального обращения христиан друг к другу и обычай красить яйца на Пасху. А создатель картины - академик Петербургской Академии художеств Василий Васильевич Верещагин (1842 - 1904 г.г.), известный баталист, выступивший здесь в необычном для себя жанре. Объяснялось это, видимо, сильным впечатлением от посещения им Палестины. Ему же принадлежит и роспись парусов купола. А иконы иконостаса принадлежат кисти другого выдающегося русского мастера живописи - Сергею Васильевичу Иванову (1864 - 1910 г.г.).

Слева от Вас находится уникальная святыня храма - это икона Божьей Матери Смоленской «Одигитрия» - «Путеводительница». История началась в 1554 году с большого пожара в селении Рихания (Ливан), в котором сгорели все строения, включая и местную церковь. Однако, совершенно невредимыми остались Святые Дары и икона «Одигитрия». С тех пор икона получила второе название - «Неопалимая Купина». Вскоре этот край настигла эпидемия чумы. Епископ и священство стали совершать с этой иконой крестные ходы по заражённым районам, и эпидемия в них прекращалась. Многие люди получали от «Одигитрии» скорую помощь по своей вере и молитвам. Так, к ней добавились ещё два имени: «Исцелительница» и «Скоропомощница».

Уже в наше время митрополит Ливанский Илия, объезжая свою митрополию, посетил Риханию, и прихожане, видя его благоговение перед их святыней, решили подарить ему образ. Владыка принял икону с величайшей радостью и благодарностью, и с тех пор каждый день служил перед ней молебен с акафистом, дорожил ею, как самым великим сокровищем. Однажды, когда он задремал после вечерней молитвы, было ему видение: явились две великомученицы - Екатерина и Варвара - и передали ему просьбу Пречистой Девы отдать Её святую икону игуменье Марии в Палестину. Проснувшись, он отогнал из своих мыслей видение, ибо никогда не слышал о такой игуменье. Сон повторился. И митрополит, не будучи в силах расстаться с чудной иконой, решил было отдать другой образ «Одигитрии», но снова явились Екатерина и Варвара и сказали, что если он не выполнит волю Приснодевы Марии, то будет наказан. На следующее же утро в окружении владыки Илии нашёлся человек, который знал игуменью Марию, - это была настоятельница Гефсиманского монастыря. Он, по просьбе митрополита, пригласил её в Бейрут. Когда владыка вручал «Одигитрию» игуменье, икона была совершенно потемневшей от времени: ни изображения, ни красок на ней рассмотреть было почти невозможно. «Примите эту икону, - сказал митрополит, - такова воля нашей Владычицы. Мне очень жаль, что икона такая черная и некрасивая, но я ее очень почитаю и всегда молюсь перед ней». Матушка Мария с благоговением приняла икону и, поблагодарив митрополита Илию, сказала, что икона прекрасна.

Икону привезли в Гефсиманию, внесли в церковь, и священник, отец Серафим, стал служить молебен. Нужно сказать, что в последнее время батюшка себя очень плохо чувствовал и в своей смертельной болезни просил сестёр молиться, чтобы дожить ему до святого праздника Воскресения Христова. Вдруг во время молебна он обернулся и сказал: «Эта икона воистину чудотворная. От неё исходит сила, и я это чувствую. Я больше не болен». После этого он прожил ещё десять лет. А наутро сёстры в изумлении увидели, что икона «просветилась», совершенно восстановила свои черты и краски образа, и такой она остаётся по сей день.

Как драгоценные святыни хранятся расположенные по обе стороны от алтаря раки с мощами Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны и её келейницы, инокини Варвары. Об их появлении здесь необходимо рассказать особо…

Елизавета Александра Луиза Алиса родилась в семье Великого герцога Гессен- Дармштадского Людвига IV в 1864 году. Она была внучкой английской королевы Виктории, старшей сестрой последней российской императрицы Александры Фёдоровны. В российский Двор она вошла в качестве жены московского генерал-губернатора, Великого Князя Сергея Александровича. В браке Елизавета сохраняла протестантскую веру, в которой воспитывалась в семье. Напомню, что в октябре 1888 года, по поручению Императора Александра III, его братья, Великие Князья Сергей Александрович и Павел Александрович, отправились в Палестину на церемонию освящения храма Св.Марии Магдалины, построенного в память об их матери. Вместе с ними в поездку отправилась и Елизавета Фёдоровна. Красота нового храма настолько потрясла Елизавету, что она воскликнула: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Решение перейти в Православие пришло тут же. Она пишет отцу: «Это было бы грехом оставаться так, как я теперь - принадлежать к одной Церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг и что надо быть совершенно уверенною, прежде чем решиться на него… Я так сильно желаю на Пасху причаститься святых тайн вместе с моим мужем». 12 апреля 1891 года над ней было совершено таинство миропомазания, и протестантка Елизавета стала православной Елизаветой Федоровной. Растроганный император Александр III благословил невестку иконой Спаса Нерукотворного, с которой Великая Княгиня не расставалась всю жизнь. 5 февраля 1905 года Великий Князь Сергей Александрович был убит на Сенатской площади Кремля бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым.

С момента кончины супруга Елизавета Федоровна не снимала траур, держала строгий пост и много молилась. Ее спальня в Николаевском дворце стала напоминать монашескую келью. Вся роскошная мебель была вынесена, стены перекрашены в белый цвет и увешаны иконами и картинами духовного содержания. Ни на каких светских приемах Великая Княгиня не появлялась. Она собрала все свои драгоценности, часть отдала в казну, часть - родственникам, а остальное решила употребить на постройку обители милосердия.

В Москве, на Большой Ордынке, Елизавета Фёдоровна приобрела усадьбу с четырьмя домами и садом для устройства обители. В самом большом доме расположились трапезная, кухня, кладовая и другие хозяйственные помещения, во втором - церковь святых Марфы и Марии и больница, рядом - аптека и амбулатория для приходящих больных, в четвертом доме находилась квартира для протоиерея Митрофана Серебрянского - духовника обители, школа для девочек и библиотека. Так возникла знаменитая Марфо-Мариинская обитель.10 февраля 1909 года Великая Княгиня сняла траурное платье, облачилась в белое одеяние сестры милосердия и, собрав послушниц своей обители, объявила: «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир - в мир бедных и страдающих». А 9 апреля 1910 года епископ Дмитровский Трифон (князь Туркестанов) посвятил семнадцать послушниц во главе с Елизаветой Фёдоровной в звание сестёр милосердия. Шли годы, пришла Февральская революция… Весной 1917 года к ней приезжал шведский министр по поручению кайзера Вильгельма, некогда горячо влюблённого в юную принцессу Эллу, и предложил ей помощь в выезде за границу. Но Елизавета Фёдоровна ответила, что решила разделить судьбу страны, которую считает своей новой родиной, и не может оставить сестёр обители в это трудное время. После заключения Брест-Литовского мира немецкое правительство добилось согласия советской власти на выезд Великой Княгини за границу. Германский посол граф Мирбах дважды пытался увидеться с Елизаветой Фёдоровной, но она не приняла его и категорически отказалась уезжать из России. В апреле 1918 года, вместе с другими членами царского дома, Елизавета Фёдоровна была вывезена в Алапаевск, где 18 июля была сброшена в шахту. Перед смертью она повторяла слова Иисуса: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят!». После занятия этого городка частями Белой Гвардии, мощи Елизаветы Фёдоровны и её келейницы, инокини Варвары (Яковлевой) были вывезены в Китай, а затем в Палестину, где и упокоились в крипте церкви в соответствии с волей Великой Княгини. Впоследствии мощи были помещены в раки и перенесены в базилику.

В 1981 году Елизавета Фёдоровна и Варвара были прославлены в чине преподобномучениц Русской Православной Церковью Заграницей, а в 1992 году их причислила к лику святых и Русская Православная Церковь в Москве. Память святых празднуется 5(18) июля (преставление) и в воскресенье после 25-ого января (7 февраля) (Собор новомучеников).

Основание Гефсиманской и Виффанской общин было бы невозможным без участия двух англичанок - матушки Марии (Барбары - Стеллы Робинсон) и сестры Марфы (Алисы Спротт). Обе они обратились в Православие и приняли монашеский постриг в 1933 году, во время посещения Палестины на пути в Индию. В 1934 году они получили благословение на основание в Виффании общины во имя Воскресения Христова. Через год, Митрополит Анастасий (А.А.Грибановский, 1873 - 1965 г.г.), тогдашний Первоиерарх РПЦЗ, назначил матушку Марию настоятельницей обители. Огромной заслугой подвижниц является организация обучения детей арабов, исповедующих Православие. Школа поддерживает высокие стандарты обучения по сей день, и является единственной православной школой для девочек на Святой Земле.

Гефсиманская община никогда не была многочисленной, здесь всегда проживало от 20 до 40 сестёр, причём половину из них составляют в н.в. арабки и представительницы других национальностей. Жизнь монастыря во многом зависит от финансовой поддержки Архиерейского Синода и доброхотных пожертвований христиан из всех стран мира. И, конечно же, за счёт паломников и туристов, в буквальном смысле слова «вылавливающих» часы возможного посещения монастыря. По случаю столетия освящения церкви Св.Марии Магдалины в 1988 г., Владыка Митрополит Виталий (Р.Н.Устинов, 1910 г.), Первоиерарх РПЦЗ тех лет, возвёл Гефсиманскую общину в ранг монастыря. Настоятельницей его является в н.в. матушка Елизавета. Она русского происхождения, родившаяся в Австралии.

Церковь Св.Марии Магдалины - РПЦЗ. Church of St.Mary Magdalene

Адрес: Convent of Saint Mary Magdalene, P.O.Bох 19190 Jerusalem
Tel.: 972-26-284371; Fax: 972-26-286381.
Местонахождение: центральная часть западного склона Масличной горы, между церковью Доминус Флевит и Церковью Всех Наций (Гефсиманский Сад).
Как добраться: 1.до Гефсиманского Сада; 2.до церкви Патер Ностер, далее пешком по склону горы.
Часы посещения: вторник и четверг: 10:00 - 11:30 или по предварительной договоренности.
Вход: бесплатный, пожертвования - по собственному усмотрению.
Дополнительные данные: магазин сувениров, осмотр археологических находок, туалет. Фото-видеосъёмка разрешена.

Александровское Подворье. Церковь Александра Невского

Вначале первые две даты: официальное открытие Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 11 (23) февраля 1856 года и первое посещение Палестины членом императорской фамилии Великим Князем Константином Николаевичем с супругой и малолетним сыном в апреле-мае 1859 г.. К тому времени русским консулом В.И.Дорогобужиновым уже был куплен участок земли под строительство консульства, называвшийся в обиходе «Русским местом возле Храма Гроба Господня». При расчистке участка под фундаменты из-под земли появились остатки древних стен и византийских арок. Стало ясно, что необходимы археологические изыскания, к которым были привлечены западные учёные: англичанин К.Вильсон, французы М. де Вогэ и Ш.Клермон-Ганно. Однако открытые ими архитектурные фрагменты сколько-нибудь удовлетворительной идентификации не получили. Строительство консульства было перенесено на другой участок, купленный вне городской черты того времени. Работы же возле Храма были приостановлены, будущие открытия стали ждать своего часа. Нужна была личность, способная взять на себя решение всех организационных проблем, и ею оказался архимандрит Антонин. Он привлёк к изысканиям выдающегося археолога Конрада Шика, который совместно с самим отцом Антонином провёл широкомасштабные раскопки, явившие миру удивительные находки. К первой принадлежит обнаружение, так называемой, второй обводной иерусалимской стены, возведенной, по предположению о. Антонина, ещё при Нехемии в 445 г. до Р. X. (Нехем. 2). Определение направления этой стены, высотой в 3 метра, наличие римской мостовой и следов ворот с порогом - привели учёных к заключению, что перед ними - порог Судных врат, за которые был выведен Спаситель на Голгофу. Эта стена и Судные врата были разрушены при взятии Иерусалима Титом в 70 году н.э. и которые более никогда не восстанавливались. Кроме того, были обнаружены остатки базилики Храма времён правления императора Константина I Великого и ряд последующих пристроек, относящихся к ранневизантийскому периоду (VII - VIII в.в.).

Опыт проведения археологических работ на «Русском месте в Иерусалиме» явился первым и, к сожалению, последним случаем, когда русские учёные проводили систематические раскопки в Палестине. Все остальные археологические изыскания русских исследователей носили случайный характер, материалы исследований практически не описаны и не изданы, в том числе и результаты раскопок, предпринимавшихся архимандритом Антонином на Елеонской горе, в Гефсимании, в Яффо, Иерихоне и других местах. Вместе с тем, обнаруженные отцом Антонином находки, всё же стали экспонатами музея, основанного им при Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (коллекция палестинской керамики, саркофаг эллинистического времени и т.д.). Музей этот ныне располагается на территории Елеонского Православного женского монастыря.

На этом месте было решено возвести храм и ряд других построек. К 1896 г. работы были завершены и храм освятили в честь Св.благоверного князя Александра Невского, соименного святого императора Александра III.

Настал час войти вовнутрь Подворья… Можно ли предположить, что за его фасадом находится церковь? Лично мне здание напоминает типичную санкт- петербургскую постройку конца XIX века. И, тем не менее, - это церковь. Узкий коридор, на стенах которого висят различные портреты членов императорской семьи и чиновников Двора, ведёт в храм. В притворе храма находится памятная доска с надписью: «Церковь во имя Святого благоверного Александра Невского основана на месте остатков храма, сооруженного Св.равноапостольным царём Константином. 1887 - 1896 г.г.». Как я уже говорил в предисловии, главной святыней, находящейся в храме, является порог «Судных врат». Он расположен в базилике, закрытый стеклом. Над ним возвышается распятие, водружённое на природную скалу. Стены церкви покоятся на огромных известняковых блоках, уложенных прямо на скальное основание, кладка которых относится к периоду правления царя Ирода I Великого. В церкви обращают на себя внимание арка византийского происхождения, две колонны римского периода (в углу за распятием) и стенная роспись, изображающая Страдания Иисуса.

Рядом с порогом Судных врат висят бронзовые доски с именами жертвователей на храм. Они настолько любопытны и узнаваемы для знающих историю России, что я позволю себе их перечислить: В.Н.Хитрово - чиновник Министерства финансов Двора; Фан-дер-Флит - учёный - востоковед; Е.В.Путятин - дипломат, адмирал, граф; А.П.Беляев - историк; П.А.Васильчиков - гофмейстер Двора; Ф.П.Корнилов - член Госсовета; Его императорское Высочество Александр III, Великие Князья Николай Николаевич и Константин Николаевич, Великая Княгиня Александра Георгиевна; протоиерей Г.Г.Сретенский; епископ Порфирий, архимандрит Антонин и патриарх Антиохийский Мелетий.

На стенах церкви висят иконы Николая Андреевича Кошелева (1840 - 1918 г.г.) - академика Петербургской Академии художеств, который побывал в Палестине в 90-е годы специально для того, чтобы написать их для этого храма и Троицкого Собора. Кстати, в Русском музее хранятся его акварельные эскизы, точно соответствующие оригиналам икон. Среди живописных полотен - этюд И.Е.Репина «Несение Креста» (1898 г.), который он подарил церкви, подлинники картин И.Н.Крамского, В.А.Серова, ряда других менее известных мастеров.

Обращают на себя внимание витражи во втором ярусе алтарной апсиды. Они представляют собой образец витражного искусства эпохи модерна. Нужно отметить, что, если в католических храмах витражи давно и прочно заняли своё место, то в православных, до конца XIX века, они носили случайный характер. Теперь же архитекторы, проектируя новые храмы, закладывали витражи, как неотъемлемую часть целостного образа. Неорусский стиль стал сочетать в себе идеалы допетровской архитектуры с новым направлением модерн, который дал возможность много полнее раскрыть эстетический потенциал витража, его способность украшать и одухотворять пространство, формировать особый образ интерьера, передавать сложную гамму эмоций и настроений.

Александровское подворье и церковь принадлежат РДМ и ППО, находящимся в ведении Архиерейского Синода РПЦЗ с центром в Нью-Йорке. Подворье включает в себя также помещения для приёма паломников, 11 из которых предназначены для приёма знатных гостей, зал для приёмов, внутренний двор и музей. Здесь же размещается РДМ РПЦЗ, управление которой - в прерогативе Архиерейского Совета, пятым Первоиерархом которого является с октября 2001 года митрополит Лавр (В.М.Шкурла, 1928 г.р.).

Остаётся надеяться на то, что под мудрым руководством Владыки РПЦЗ двери подчинённых ей монастырей и церквей откроются так же широко, как они открыты в монастырях и церквах, подчинённых Московской Патриархии, куда мы отправимся в нашей следующей «прогулке».

Церковь Александра Невского - РПЦЗ. Church of Alexsander Nevsky.

Адрес: Muristan Road, Old City, P.O.Box 991. 91009 Jerusalem.
Tel.: 972-26-274952. Fax: 972-26-283866
Местонахождение: Христианский квартал Старого города. Район рынка Муристан, Храма Гроба Господня, Церкви Спасителя (Редимер).
Как добраться: от Яффских или Новых ворот Старого города.
Часы посещения: с понедельника по пятницу: 09:00 - 13:00 и с 15:00 - 17:00. Так гласит табличка, висящая на дверях, но без предварительной договоренности попасть нельзя.
Вход: как правило, бесплатно.
Дополнительные данные: фото-видеосъёмка запрещена.

Русское Подворье и Собор Святой Живоначальной Троицы

Даже дети уже не играют в «красных» и «белых». Потомки Дома Романовых, славных дворянских фамилий свободно приезжают в Россию. И, наверное, только на Святой Земле сохранилось противостояние «красной» и «белой» Церквей, периодически мирное, а от случая к случаю - конфликтное. Не здесь и не мне оценивать происходящее, но не сказать об этом я не могу, т.к. до сих пор мы посещали монастыри и церкви, находящиеся в управлении РПЦЗ, а сейчас наша «прогулка» продолжится на Русском Подворье, которое принадлежит Московской Патриархии (далее МП).

В Иерусалиме это место знают все! Русское подворье, на иврите «Миграш ха-Русим», находится на, может быть, самом престижном месте Нового города, буквально примыкая к мэрии. Помните, в очерке «Александровское Подворье» мы говорили о том, что для Русского консульства был куплен и второй участок земли? Он был приобретен в 1859 году стараниями чиновника особых поручений Морского министерства Б.П.Мансурова и первого Русского Иерусалимского консула В.И.Дорогобужинова. Архитектурный проект был поручен видному русскому архитектору Мартину Ивановичу Эппингеру (1822 - 1872 г.г.), который, опираясь на детальные рисунки, сделанные ранее его братом Фёдором Ивановичем (тоже архитектором) для Храма и прочих зданий русского странноприимного дома, пошёл дальше и разработал нечто настолько масштабное, что даже вызвал откровенное беспокойство Греческой Патриархии, забеспокоившейся о своём главенстве в Иерусалиме. В 1860 году работы были начаты. Они, по понятным причинам, растянулись на много лет и М.И.Эппингер не успел увидеть своё детище в окончательном варианте, но благодарность он заслужил ещё при жизни, в виде присвоения ему звания Почётного академика Петербургской Академии художеств.

Разумеется, что без императорской семьи не могло произойти ничего! Но за императорскими Указами стояли люди, которые их готовили и продвигали. И не будь их - тоже ничего бы не произошло! Рассказать в рамках одной «прогулки» обо всех проектах невозможно. Но мы не можем обойти вниманием человека, усилиями которого появилось на свет ИППО. Это - Василий Николаевич Хитрово. Дворянин, чиновник кредитной части Министерства финансов Двора, человек исключительно образованный и энергичный, он впервые посетил Палестину в 1876 году. Ознакомившись с реальным состоянием дел, он взялся за, как всем казалось, «мёртвое» предприятие: вживание русского Православия в Святую Землю. В Петербургском отделе Общества любителей духовного просвещения он читает доклад, пишет письма к влиятельным при Дворе особам, завязывает с ними знакомства, издает на собственные средства первый выпуск «Православного Палестинского сборника» (1881) с текстом своего доклада, положив тем самым начало огромной серии, подает, наконец, на имя обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева и директора Азиатского департамента МИД П.П. Мельникова проект Устава Палестинского Общества. Неутомимая деятельность В.Н. Хитрово завершилась успехом: он получил разрешение на организацию и открытие Общества. Торжественная церемония состоялась 21 мая 1882 г. Уже даже только этим В.Н.Хитрово вошёл в историю… Василий Николаевич умер 5 мая 1903 года, на 69-ом году своей жизни, на 21-ом году существования основанного им Общества.

Вернёмся к созданному В.Н.Хитрово Уставу Общества, два пункта из которого нас сейчас интересуют:
- оказывать пособие православным паломникам этих мест;
- учреждать школы, больницы и странноприимные дома, а также оказывать материальное пособие местным жителям, церквам, монастырям и духовенству.

Простой народ годами копил деньги, отказывая себе в еде, питье, одежде, чтобы посетить святые места. Не ради земной наживы, а для приобретения богатства небесного. Количество паломников из России доходило до 10-12 тысяч в год. Их нужно было принимать. Для этого и строились Подворья.

Закладка фундамента Сергиевского Подворья состоялась 29 октября 1886 года, а к 1890-ому году строительство было завершено. Общая сумма, в которую обошлось строительство Обществу, составила 328 тысяч франков. Все документы были оформлены на Великого Князя Сергея Александровича, который принял также и личное участие в финансировании проекта. Это наиболее красивое здание комплекса. Заглянув в будущее, с сожалением констатируем, что, как и многое на Святой Земле, это здание потеряли. В н.в. время здесь располагается отдел охраны природы Минсельхоза Израиля, а тяжба за здание идёт уже не с государством, а с принцем Филиппом Эдинбургским, мужем королевы Англии Елизаветы II, который считает себя законным наследником Сергея Александровича и требует компенсацию в размере 50 миллионов фунтов стерлингов, что на его взгляд эквивалентно приведенной сумме во франках.

Позднейшим в ряду иерусалимских проектов ИППО стало Николаевское Подворье, названное так в память о последнем российском самодержце. Оно было предназначено для лиц дворянского происхождения и просто богатых людей (цена на проживание и обслуживание в Подворьях делилась на три категории. Соответственно им устанавливалась и плата, которая составляла: 13 копеек, два и четыре рубля в день). Договор на проектирование с петербургским архитектором А.Е.Элкиным был заключен в апреле 1902 г., но как проектирование, так и строительство, в силу общих неблагоприятных обстоятельств (русско-японская война, революция 1905 г.) шли трудно. Здание было освящено лишь 6 декабря 1905 г. - в праздник Святителя Николая Чудотворца, соименного святого Императора, когда уже не было в живых ни Председателя ИППО Сергея Александровича, ни В.Н.Хитрово.

Елизаветинское Подворье представляло собой странноприимный дом, который был способен принять более 300 паломников одновременно. Оно тоже потеряно для России и в нём находится в н.в. Мировой суд Иерусалима.

Разумеется, что эти здания не были единственными, существовали и другие, как жилые, так и подсобные. Мы же назвали только те, которые определяют собой архитектурное лицо комплекса в целом. И, наконец, Собор во имя Святой Живоначальной Троицы…

Однопрестольный соборный Храм в честь Троицы был заложен 30 августа 1860-го года. Архитектурный проект М.И.Эппингера выполнен в традициях характерных для храмостроительства, принятых на Афоне. Он спроектировал его с десятью главами, двумя приделами и двумя колокольнями. Войдём в базилику Храма… Для церквей Святой Земли она достаточно просторна и как-то по-домашнему уютна. Нас встречает иконостас, на бронзовых Царских вратах которого надпись: «Сии врата принесены в дар соборной церкви во имя Святой Живоначальной Троицы Их императорскими Высочествами Великим Князем Константином и его супругой, Великой Княгиней Александрой Иосифовной». Иконы для них писал уже упоминавшийся мною известный русский художник Николай Андреевич Кошелев (1840 - 1918 г.г.). Двухъярусный резной дубовый иконостас выполнен петербургским мастером Охтенского завода Н.А.Леонтьевым по рисунку архитектора А.П.Дмитриева в 1869 году. Имя иконописца Н.М.Челяпова малоизвестно, а имя того, кто расписал весь храм, оставив потомкам в наследство изображение Троицы в алтаре, неизвестно вообще.

Рядом с Троицким собором находится здание РДМ с канцелярией, приёмным залом, трапезной, кухней, библиотекой и гостиницей. Центральную часть здания занимает церковь Святой мученицы царицы Александры, окружённая четырьмя миниатюрными внутренними двориками. Церковь небольшая, с одноярусным дубовым иконостасом. Иконы написаны петербургскими мастерами: академиком византийской живописи В.В.Васильевым (1828 - 1898 г.г.) и известным иконописцем В.М. Пешехоновым, работавшими в творческом «тандеме» не единожды. На стенах и парусах сводов изображены лики святых: апостолов Иакова и Андрея, великомучениц Варвары, Александры, Екатерины, архидиакона Стефана, мученика Леонида. Слева, на аналое, лежит икона Святой Троицы, подаренная в 1997 году Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II в честь 150-летия РДМ в Иерусалиме.

Собор Святой Живоначальной Троицы является главным церковным приходом РДМ в Иерусалиме, принадлежащим Московской патриархии. Начальником РДМ является архимандрит Елисей (И.Ганаба, 1962 г.р.).

Здесь проводятся богослужения, на которые приходят православные жители Иерусалима и туристы. Многих интересует возможность прохождения таинств Крещения и Венчания, Причащения и Исповеди именно здесь, на Святой Земле. Мне кажется уместным проинформировать о них моего читателя: - приём записок о здравии и упокоении: на одну службу (до 10 имён) - $ 1,50; на полгода (на одно имя) - $ 12; на год (на одно имя) - $ 23; - желающие исповедоваться и причаститься должны подготовиться к Святому Таинству: 1. прочитать положенные молитвы к Причащению; 2. заранее (за три дня) поститься и подготовиться к Исповеди; 3. в день Причастия прийти натощак (не менее 8 часов до Причастия не пить и не есть); 4. пришедши в Храм, сразу предупредить церковниц о своём желании исповедоваться;

- для обрядов Крещения и Венчания паломникам необходимо иметь загранпаспорт, а для Венчания ещё и свидетельство о регистрации брака. Венчание не совершается: в посты, накануне среды, пятницы, воскресенья и Великих праздников.

Собор Святой Живоначальной Троицы - РПЦ МП. Holy Trinity Cathedral.

Адрес: Migrash Harussi P.O.B. 1042 Jerusalem.
Tel.: 972-26-252565.
Местонахождение: Русское подворье, квартал прилегающий к мэрии Иерусалима или от улицы Яффо.
Как добраться: до мэрии Иерусалима.
Часы посещения: с понед. по пятницу: 09:00 - 13:00. Службы: суб.- в 08:00 и в 16:00, воскр.- в 08:00. В другое время - по договоренности.
Вход: бесплатный.
Дополнительные данные: возможен осмотр некоторых зданий Русского Подворья по предварительной договоренности. Фото-видеосъёмка разрешена.

Русский Православный женский Горний монастырь

Эта всем известная православная обитель расположена в Эйн-Кареме, пригороде Иерусалима. Здесь жила Елизавета, двоюродная сестра Пречистой Девы Марии, в гости к которой Она пришла после того, как Архангел Гавриил благовествовал Ей о будущем рождении Сына. Это событие занимает огромное место в христианской традиции, т.к. оно знаменует собой первую встречу между родившимся вскоре сыном Елизаветы, Иоанном Крестителем, и Сыном Девы Марии, Иисусом. Будущий Предтеча встретился с будущим Спасителем. Место рождения Иоанна Крестителя (Предтечи) не могло не привлечь интерес знакомого уже нам по предыдущим «прогулкам» отца Антонина. Он задумал купить здесь участок и построить на нём русскую колонию. Приобретение земель происходило невероятно сложно и могло бы составить отдельный рассказ. Как бы то ни было, в 1871 году были куплены два небольших домика с прилегавшими к ним участками. Приобрести смежные земли уже оказалось делом техники, и вскоре образовалась территория, достаточная для устройства небольшой колонии. Неоценимую помощь в привлечении средств оказал архимандриту Антонину бывший российский министр путей сообщения П.П.Мельников, организовавший в Петербурге специальный комитет по сбору пожертвований. Первой насельницей обители стала инокиня Павла. Она жила поначалу в пещере, но со временем, по благословению отца Антонина, перешла в специально для неё построенный домик. Затем появились другие. Им выделяли участки не только под строительство, но и для огородов, и других хозяйственных нужд. В 1886 году был принят иноческий устав. Первой настоятельницей монастыря стала монахиня Валентина. При ней были открыты в 1903 году иконописная и златошвейная мастерские. Застройка велась достаточно хаотично, домики, служащие монахиням кельями для жилья, разбросаны и по сей день по огромной территории монастыря. К 1917 году в нём проживало около 200 монахинь.

В 1883 году был освящён храм во имя иконы Казанской Богоматери. Она чудотворная, постоянно находится внутри храма, но, в соответствии с установившейся в монастыре традицией, монахини ежедневно обходят с ней территорию, уберегая обитель от любых возможных напастей.

На территории монастыря находится и вторая святыня - камень, который, по традиции, считается именно тем камнем, стоя на котором Иоанн Креститель произнёс свою первую проповедь.

С удовлетворением стоит отметить, что в последние годы здесь стало значительно более ухожено. Обратите внимание на бюсты поставленные невдалеке от церкви. Это - архимандриты, отличившиеся в исполнении обязанностей начальников РДМ. Бюсты подарены обители известным скульптором З.Церетели. А в игуменском садике посмотрите на ничем внешне не примечательные, почти засохшие цветки. Они называются Неопалимая Купина. Цветок можно увидеть только в Горнем. Растение цветёт только на Страстной седмице, а накануне Светлого Христова Воскресения - отцветает.

Вас окружает атмосфера полной благожелательности. Монахини приветливы и готовы ответить на любые Ваши вопросы. Вне всякого сомнения, этому способствует опытное руководство настоятельницы монастыря игумении Георгии (в миру Щукина). В н.в. в монастыре проживает около 60 монахинь, каждая из которых имеет своё собственное послушание: в ризнице, трапезной, иконописной или швейной мастерских, в библиотеке или в свечной. Кроме того, все они способствуют проживанию в монастыре паломников, приезжающих из России.

Русский Православный женский Горний монастырь - РПЦ МП. Monastery Gorny

Адрес: Ain-Karem. Monastery Gorny.
Tel.: 972-26-412887.
Местонахождение: Эйн-Карем (пригород Иерусалима, около 8-10 км.)
Как добраться: рейсовыми автобусами от центральной станции Иерусалима №№ 17 и 17-а до Эйн-Карем или до больницы «Адасса» (монастырь имеет два входа с разных сторон).
Часы посещения: чёткого времени посещения нет. По предварительной договоренности.
Вход: бесплатный, пожертвования по собственному усмотрению.
Дополнительные данные: рекомендуется посещение церквей, связанных с Иоанном Крестителем, находящимися в Эйн-Кареме, Источника Девы Марии.

Смотрите также
Бронирование отелей онлайн

Самые популярные города за 24 часа:

Россия, Москва , 42 отеля
Россия, Санкт-Петербург , 22 отеля
Чехия, Прага , 10 отелей
Италия, Верона , 11 отелей
Норвегия, Гардермоен , 1 отель
1434

Спецпредложения авиакомпаний

12.09 МАУ Санкт-Петербург - Тель-Авив от 11 699 руб
18.08 airBaltic Москва - Тель-Авив от 10 932 руб
Подпишитесь на лучшие цены и идеи для путешествий!

Акции, лучшие цены и все самое интересное из мира путешествий только для наших подписчиков!