← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Иерусалим. Мемориал Яд Ва-Шем

Посещение Мемориала Яд Ва-Шем не требует предисловия. Тема ясна без него. Преступления нацистов, в период Второй мировой войны, так или иначе отразились на судьбах всех семей евреев Европы. Где же, как не в еврейском государстве Израиль, предназначено расположиться подобному центру, комплексу институтов, собравших столь обширные сведения о явлении, названном Катастрофой!

Я думаю, что нет такого гражданина Израиля, который не побывал бы здесь, как нет ни одной туристической группы, маршрут которой миновал бы Мемориал. Ясно, что за одно посещение невозможно охватить эту "глыбу", мы побываем только в нескольких местах комплекса, но я постараюсь выбрать наиболее впечатляющие из них.

Аллея Праведников

"Тот, кто спас одну жизнь, как будто спас целый мир" - эта надпись выгравирована на израильской медали "Праведник народов мира". Ею награждаются те, кто в период Второй Мировой войны способствовал спасению евреев. В Мемориале Катастрофы европейского еврейства "Яд Ва-Шем" в Иерусалиме собраны данные о 17.443 праведниках мира. Вот эти цифры по данным на 01.01.2000 года:

Польша - 5373
Нидерланды - 4289
Франция - 1913
Украина - 1403
Бельгия - 1172
Венгрия - 503
Литва - 440
Россия, Белоруссия - 434
Чехия, Словакия - 434
Германия - 336
Италия - 266
Греция - 231
Югославия - 213
Латвия - 90
Австрия - 83
Албания - 56
Румыния - 55
Молдова - 33
Швейцария - 27
Норвегия - 16
Дания - 14
Болгария - 13
Великобритания - 13
Швеция - 7
Армения - 6
Испания - 4
Эстония - 2
Китай - 2
США - 1
Турция - 1
Португалия - 1
Бразилия - 1
Япония - 1

Всему миру известны имена шведского дипломата Рауля Валленберга, лично способствовавшего спасению тысяч евреев, Оскара Шиндлера, за которым стоят тысяча двести жизней, короля Дании, надевшего повязку с шестиконечной звездой, и многих других, совершивших акции глобального масштаба. Однако, не меньшим подвигом было спасти ту единственную жизнь о которой написано на медали, т.к. за её спасением крылась опасность потери собственной, которая не могла была быть дана вторично.

Перед входом в Мемориал находится Аллея Праведников на которой высажено по одному дереву в честь каждого. Об именах, названных выше Вы знаете не меньше меня, поэтому я расскажу Вам о людях малоизвестных…

Для каждого война началась по-разному. Пионерский лагерь, находившийся около литовского города Друскининкай, был буквально расстрелян немецкими пушками. У 20-летнего коменданта лагеря, литовца Стасиса Свидерскиса, мелькнула мысль: в лагере более 70 еврейских детей. На железнодорожном вокзале он договорился об их вывозе. Требовалась незаурядная энергия в снабжении едой, продвижении состава в сторону Урала, любовь и чуткость к ничего не понимавшим детям.

А вести из Литвы были страшные. Только теперь мы знаем их с достоверностью: в Панеряй, под Вильнюсом, было уничтожено 70 тысяч евреев; под Алитусом - 60 тысяч; в Каунасе - 40 тысяч; в Мариамполе - 10 тысяч; в Паневежисе - 8 тысяч. Из 240 тысяч евреев, проживавших до войны в Литве, были убиты 225 тысяч. К ним могли бы прибавиться ещё 70, если бы рядом не оказался Стасис. Отслужив своё на фронте, он вернулся в Удмуртию и возглавил детский дом, в котором были собраны ребята из Литвы. В конце 1944-ого года все воспитанники детдома возвратились в Литву, но дома почти никого в живых не осталось - они были убиты. Их имена сохранились в памяти спасённых Стасисом, в честь которого на аллее посажено дерево.

"Эту свинью убили?" - спросила служащая ВВС Германии полуеврейка Инга Баумгарт 20 июля 44-ого года, в день покушения на Гитлера. После этого вопроса было ясно, что только побег мог спасти её от гестапо. Гита Бауэр и её сестра Мария Швелиен - это имена тех, кто прятал Ингу до конца войны. Они не хотели брать медаль, утверждая, что каждый должен был поступить так же, как они. Однако, им сказали: "В мире так мало людей, которые знают, что не все немцы плохие". Гите и Марии не нужно задавать вопрос: "Где Вы были в то время, что Вы делали?". Они вправе ответить: "Оставались людьми". Во время награждения Гиты медалью в Мемориале, посол ФРГ в Израиле сказал: "Мне было бы гораздо труднее исполнять мои дипломатические обязанности и я бы чувствовал себя менее уверенно как немец в еврейском государстве, если бы не самоотверженность Гиты и других героев".

И ещё одно имя: Чиюне Сугихара. "?" - японец? - Японец, самурай по происхождению! Какая связь с евреями? - "Список Шиндлера" стал волею судьбы известен, а "Список Сугихара" оставался её тайной до 1985 года, когда имя Чиюне было присвоено одному из парков Иерусалима, а в его честь высажено дерево на Аллее Праведников.

Чиюне Сугихара был тем консулом Японии в Литве, который выдал тысячи (!) транзитных виз евреям, виз которые спасли им жизнь. А подвиг заключался в том, что японское правительство категорически запретило ему это делать и нарушая приказ он вступал в прямой конфликт с кодексом чести самурая и совершал поступок равный государственной измене. "Ведь это были люди, и они нуждались в нашей помощи. Я рад, что нашёл в себе силы помочь им" - сказал много лет спустя Чиюне Сугихара.

Таблички, таблички, бесконечные таблички с именами под деревьями… Каждую из них можно оживить. 17.433 имён Праведников умноженных на одну, десятки, сотни, тысячи жизней евреев ими спасённых. Это ли не гимн Жизни, торжествующей над трагедией Катастрофы?! Так поклонимся же каждой!

Просторный, скупоосвещённый зал… Скорбная, полная трагического величия музыка. И разбросанные по поверхности пола в виде карты Европы названия концентрационных лагерей. Звучание их на слуху, одно другого страшнее. В отличие от Аллеи Праведников здесь нет конкретных имён. Уровень трагедии поднимается до планки того, что будет названо Катастрофой. Нюрнбергский процесс, сотни фильмов, книг и спектаклей рассказали правду о злодеяниях фашистов, но с каждым годом на поверхность всплывают всё новые и новые факты, обличения, свидетельства бывших узников концлагерей.

Зал Памяти погибших в концлагерях Европы

Одно из них о "Равенсбрюке". Он находился в 80 км от Берлина в необычайно пасторально – красивой местности. Немыслимо, но факт, что она стала свидетельницей страданий и ужасной смерти девяноста двух тысяч женщин и детей. На узниках проводили опыты: инъекции, операции без анестезии и болеутоляющих средств, искусственные переломы с целью пересадки костей, стерилизации – фантазия изуверов была неистощима.

К концу 1942 года лагерь насчитывал 15 тыс. заключённых, а в октябре их было уже восемьдесят. Аппарат уничтожения набирал обороты и достиг проектной мощности. Естественным было и появление групп сопротивления: коммунистки, социал – демократки, представительницы буржуазных кругов общества выявили своих лидеров, которых объединяла ненависть к фашизму и надежда на победу над ним. Немногие могли спастись от горнила газовой камеры и расстрелов, но сопротивление освобождало их от состояния стада, бредущего безмолвно на заклание, рождало чувство самоуважения и, главное, желание выжить и восторжествовать над нацизмом.

В 1959 году на территории "Равенсбрюка" был открыт Мемориальный музей. На памятной плите у входа выбиты слова: "Все они были нашими матерями и сёстрами. Вы не смогли бы сегодня свободно играть и учиться, может быть, вас вообще не было бы на свете, если бы эти женшины не защитили вас и ваше будущее своими нежными телами, превратившимися в стальной щит против фашистского террора". Эта фраза, принадлежащая немецкой писательнице Анне Зегерс становится особо актуальной сейчас, когда неонацизм вновь поднимает свою голову в Европе, оскверняет могилы погибших, рисует свастику на памятнике Анны Франк. К ней нужно присоединить призыв Юлиуса Фучика: "Люди, будьте бдительны" и от себя добавить: "Помните о женщинах "Равенсбрюка"!

И о полутора миллионах погибших еврейских детей! Памяти которых посвящён другой зал, недалеко расположенный от только что нами посещённого.

Здесь царит полная темнота. Вы погружаетесь в неё и идёте по узкому, извилистому коридору. Звучит тихая, скорбная музыка. И голос диктора, который произносит имя, фамилию ребёнка, его возраст и страну из которой он происходил. Следующий, следующая и вновь следующие… И так полтора миллиона раз. А как бы с неба каждый раз падает звёздочка. Это отобранная фашистами детская жизнь, только начавшаяся, но ими прерванная. Зачем слова? На посетителей больно смотреть, когда они выходят из этого зала. И привыкнуть к этому нельзя, сколько бы раз Вы ни посетили Мемориал!

Скульптурные работы

На территории Мемориала располагается целый ряд скульптурных композиций. На наиболее выразительных из них я хотел бы остановиться.

Скульптурная композиция Катастрофы и Героизма

Это работа известного скульптора-монументалиста Натана Раппопорта (родился в Варшаве - 1911 г., умер в Петах - Тикве - 1987 г.). Несколько слов о скульпторе… Окончание им в 1936 году Варшавской Академии художеств ознаменовалось участием в варшавской выставке "Спорт в искусстве", где экспонировалась его работа "Теннисистка". Натана пригласили на выставку в Берлине, но он отказался из-за установившегося в Германии фашистского режима. После раздела Польши в 1939 году – он оказался в Советском Союзе, воевал в рядах СА. По возвращении в Варшаву начал работу над монументом, посвящённым героям Варшавского гетто, который был установлен в 1948 году. Эта тема становится доминирующей в его творчестве, получает дальнейшую разработку, нашедшую воплощение в целом ряде работ, лучшими из которых являются: памятник главе восстания М.Анилевичу (киббуц "Яд Мордехай"), монумент "Мэгилат ха-Эш" ("Огненный свиток"), установленный на старой дороге на Иерусалим и, конечно же, скульптурная композиция Катастрофы и Героизма (Мемориал "Яд Ва-Шем"). С 1948 года мастер жил в Израиле, а с 1959 года в США. История жизни евреев в Варшавском гетто, страницы Сопротивления не могли не привлечь скульптора. Годы жизни вне закона: в укрытиях, в вечном страхе, боязни собственной тени, разучившись свободно смотреть в глаза. Люди перестали радоваться и смеяться! Постоянный голод, низводивший людей до животного состояния – это то, что было на первом этапе существования гетто. И только выдвижение из общей массы лидеров, формирование национального достоинства, надежда на спасение - явились факторами, которые переломили ситуацию и, в конечном итоге, привели к торжеству жизни.

Композиция так и состоит из двух частей: правой, горизонтально вытянутой, и называющейся "Последний путь" и левой, поставленной вертикально, названной "Восстание в гетто". Многие не понимали и не оправдывали тех, кто безропотно шёл на смерть, как скот на бойню. Группа евреев, одетых в библейские одежды движется в определённом направлении. Движение ощущается, но лица идущих опущены вниз. В них – смирение перед штыками и касками символизирующими гитлеровских палачей. И совсем иная атмосфера в группе восставших. Их лица обращены вверх, с чувствами уверенности, решимости и надежды. Выразительна центральная фигура командира повстанцев, Мордехая Анилевича, по своей силе вызывающая ассоциацию с образом библейского Давида работы Микеланджело. Сопоставление этих групп настолько полярно противоположно, что создаётся впечатление возможности электрического разряда между ними. Ёмкие, обобщённые образы, экспрессивный и выразительный язык делают композицию законченной и рельефно вписавшейся в территорию Мемориала. Эмоциональный заряд вложенный в скульптурную композицию органично подготавливает посетителей к посещению здесь же расположенного музея, при входе в который перед нами предстаёт…

Барельеф "Стены Катастрофы и Героизма"

Его автор - Нафтали Безем, родившийся в Эссене (Германия) в 1924 году и в рамках иммиграции молодёжи прибывший в Палестину в самый канун Второй мировой войны. Несмотря на то, что Н.Безем, к счастью, не испытал Катастрофу лично на себе, его мировоззрение проникнуто её осознанием. Художник-сюрреалист, он изображает на барельефе испытания еврейского народа с помощью ряда аллегорических символов вполне поддающихся расшифровке. Четыре части барельефа символизируют: Катастрофу, борьбу, алию и возрождение Израиля. В центре первой части - крематорий. Бесконечные ряды людского "сырья", стоящего на последнем этапе своего жизненного пути. Под ними - образ женщины с двумя субботними свечами в руках. Весь мир матери-еврейки рухнул, всё святое осквернено и еврейский мир подведен к акту уничтожения народа. Справа виднеется образ крылатой рыбы с отрезанной головой. Рыба - символ безмолвия и бессилия, а её крылья - это ангелы, уносящие убитых к небу.

Вторая часть посвящена борьбе: синагога и местечко объяты пламенем. Однако из горящего хаоса выступает рука, держащая оружие. Это еврей-борец, сгорающий в огне, но поддерживающий лестницу, символ возвышения, возрождения и надежды. Возникающая ассоциация с библейской лестницей Яакова приближает нас к древнейшим духовным корням народа. Выход из Катастрофы - тема третьей части барельефа. Мужчина-отец плывёт в воздушной лодке, направляемой крыльями ангела-хранителя. Он, только что вырвавшийся из ада, уже готовится к борьбе, которая вот-вот приведёт к возрождению. И, наконец, четвёртая часть - уцелевший достиг своей конечной цели - он в своей стране, он силён, как лев, несмотря на слёзы, которыми он оплакивает прошлое. Из головы льва прорывается растение. Это кактус, сабра, символ детей, родившихся в возрождённой стране.

Напряжение от восприятия образов изображённых на барельефе прогрессирует от фрагмента к фрагменту. Автор сумел создать законченную композицию, которая органично подготавливает зрителя-посетителя к осмотру экспозиций музея.

Убеждён, что туристы из всех стран мира много слышали, видели и знают о преступлениях нацистов. Но столько, сколько их собрано в этом музее? - невозможно даже представить себе. Для этого нужно эти залы посетить. Сотрудниками музея подготовлены не только экспозиции из фотографий, но и видео и кинофильмы, которые можно просмотреть в различных обустроенных местах комплекса.

А мы пойдём дальше и остановимся около…

Скульптурная композиция, посвящённая Янушу Корчаку

В годы моего детства, когда книга ещё считалась лучшим подарком, папа принёс мне книгу о короле Матиуше. Этой книгой, которой я зачитывался взахлёб, ознаменовалась моя первая встреча с великим святым: педагогом и писателем Янушем Корчаком (Генриком Гольдшмидтом - 1878 - 1942 г.г.). Не будем пересказывать его биографию, остановимся лишь на её финале – он не оставил тех детей, наставником которых являлся и когда поезд с ними отправлялся в Треблинку, великий праведник предпочёл смерть, вместе со своими воспитанниками, в газовой камере. Всмотритесь, он так и стоит окружённый ребятами. Его скорбные глаза сострадают с ними, а руки обнимают всех, как бы морально поддерживая перед переходом в Вечность. И на всех возможных выступах лежат камешки… Они свидетельствуют о памяти посетителей, памяти, которая сохранит происшедшее для будущих поколений.

И, наконец, ещё одна работа Натана Раппопорта. Это…

Скульптура "Страдающий Иов"

Иов - одна из самых колоритных фигур Танаха. Лицо и поза праведника, темпераментная лепка, выражают трагическую суть диалога с Богом, связанного в сознании скульптора с Катастрофой. Это одна из наиболее экспрессивных и искренних работ Н.Раппопорта. У меня создаётся ощущение, что даже если бы она была единственной на территории всего Мемориала, то и этого хватило бы для воплощения идеи страданий народа во имя Веры, искупающей и, в конечном итоге, приводящей к торжеству Жизни.

Не думаю, что в мире есть ещё одно такое место, где были бы собраны столь обширные свидетельства о величайшей Катастрофе за всю историю человечества - попытке уничтожения народа. Не думаю, что может существовать человек, сердце которого не дрогнет при посещении Мемориала.

Подвижническая работа сотрудников Мемориала, это не только сбор материалов о жертвах преступлений фашистов - это превратило бы его лишь в музей. Нет, их труд - это исторический анализ происходивших процессов, мотивов двигавших психикой авторов и многочисленных соавторов, участвовавших в исполнении этой кровавой партитуры. Благодаря им были произнесены слова покаяния вначале протестантской, а затем и католической Церквями. Их действиями, в том числе, был подготовлен визит Папы Римского Иоанна Павла II на Святую Землю в 2000 году. Благодаря им отрицание самого факта существования Катастрофы со стороны последовательных и агрессивных врагов в лице Всемирного исламского конгресса воспринимается цивилизованным миром лишь как злобствующая клевета фанатиков.

Всемирный научно-исследовательский институт преступлений против человечества - ВНИИППЧ - такой мне видится табличка при входе в Мемориал и в оном качестве я настоятельно рекомендую его посетить.

Полезная информация о работе Мемориала:

Часы работы:
Вс. 09:00-16:30
Пн. 09:00-16:30
Вт. 09:00-16:30
Ср. 09:00-16:30
Чт. 09:00-16:30
Пт. 09:00-15:00

Вход свободный.
Местонахождение: Иерусалим, ха-Ар ха-Зикарон (Гора Памяти).
Телефон: 972-26-443400.

Смотрите также
2138

Спецпредложения авиакомпаний

07.03 Азимут Сочи - Тель-Авив от 5 745 руб
07.03 Азимут Сочи - Тель-Авив от 14 167 руб
18.02 Ред Вингс (Red Wings Airlines) Москва - Тель-Авив от 22 734 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах