Городской транспорт в Израиле

Городской транспорт в Израиле прекрасно развит, но в большинстве городов от представлен автобусами и машрутками.

Автобусы

Основной внутригородской автобусный перевозчик – компания "Эггед" (www.egged.co.il/Ru). В тель-авивской агломерации примерно половину перевозок выполняет компания "Дан" (www.dan.co.il/russian/), на севере и северо-западе Израиля (в Нагарии, Метуле, Шломи, Цфате) большинство перевозок выполняет компания Nativ Express (www.nateevexpress.com), в северо-восточных районах - компания "Kavim" и "Omni Express".

Основные пересадочные узлы в Тель-Авиве - автовокзал ("тахана мерказит") и железнодорожный вокзал ("тахана ракевет"), в Хайфе - два автовокзала: Южный ("Хоф Хакармель") и Северный (Ха-Мифрац).

Стандартная стоимость проезда в автобусах в крупных городах - 6,80 ILS, за исключением Иерусалима, где проезд стоит 6,60 ILS. Маршруты, выходящие за пределы городов, и ведущие в ближайшие пригороды стоят дороже. Скажем, поездка в дальний пригород Тель-Авива, например, в Реховот, обойдется в 12 ILS, поездка в любой из пригородов Хайфы в 10,60 ILS. В большинстве городов есть разнообразные проездные билеты, но в основном месячные. В Тель-Авиве и некоторых небольших городах есть дневной проездной, цена которого около 12 ILS, что очень удобно для туриста. Вариантов на несколько дней для туристов нет.

Движение транспорта прекращается на закате в пятницу и возобновляется на закате в субботу. Исключение составляет Хайфа, некоторые районы Тель-Авива и несколько других городов на севере страны: там в субботу есть ограниченное движение по некоторым маршрутам.

Скоростные автобусы

В Хайфе помимо обычных автобусов курсируют скоростные автобусы "Метронит", они же связывают город с пригородами (Кирьят-Ата, Кирьят-Бялик, Кирьят-Моцкин, Кирьят-Хаим и Кирьят-Ям).

"Метронит" работает без выходных. Стоимость проезда по Хайфе - 6,80 ILS, в пригороды - 10,60 ILS. Данный билет позволяет делать пересадку на другой маршрут или на обычные городские автобусные маршруты в Хайфе в течение 90 минут с момента покупки.

Подобные скоростные автобусы имеются также в Иерусалиме (связывают центр города с его отдаленными районами и рядом пригородных поселений), обслуживаются компанией "Эггед". На данный момент работает всего маршрута, в ближайшее время планируется запустить еще четыре.

Трамвай

Трамвайная линия в стране всего одна - связывает отдаленные район Иерусалима с центром и старым городом, а также пригородом Писгат-Зеев (Pisgat Zeev). Проезд на трамвае, как и на любом другом городском транспорте в Иерусалиме стоит 6,60 шекелей.

Расписание движения трамвая и карту маршрута можно посмотреть на сайте муниципального транспорта:www.jet.gov.il/Web/En.

Городская электричка

Городские электрички курсируют в Хайфе, Тель-Авиве, Иерусалиме - по сути, это часть обычной железнодорожной линии, соединяющая в данном случае 2-3 станции в отдельном городе. Поезд в городской черте стоит 7 ILS в Тель-Авиве, 6 ILS - в других городах.

Билеты и транспортные карты

В начале 2010 года в Израиле появились электронные проездные Rav Kav по типу транспортных карт в Европе и ряде других стран мира, где данная карта позволяет вкладывать определенное количество денег, а затем пользоваться всеми видами общественного транспорта, прикладывая ее к валидатору на входе в метро, автобус, трамвай. Система автоматически снимает определенную сумму в зависимости от вида транспорта и маршрута.

В Израиле, однако, представители железнодорожного транспорта, а также автобусных компаний не смогли договорится между собой об общей тарификации и единой базе данных. Получилось так, что для каждой из компаний пассажирам приходится делать отдельное пополнение карты. В какой-то момент оказывается, что на условной карте достаточно средств для 10 поездок с компанией "Egged", 5 поездок с компанией "Nativ Express" и две поездки на поезде. Кроме того, нужно изначально класть сумму для проезда по определенному маршруту на том или ином транспорте, той или иной компанией. Редкий пассажир способен запомнить сколько поездок осталось на каждую из компаний. И хотя карта позволяет сэкономить некоторое количество средств, для туристов, которые путешествуют по стране, каждый раз посещая новые места, и постоянных транспортных маршрутов не имеют, она бесполезна.

Покупать ее имеет смысл только в том случае, когда планируется значительное число перемещений по городу и пригородам в одних и тех же направлениях. Карты продаются во всех автоматах по продаже билетов на автобусных, железнодорожных станциях, остановках скоростных автобусов в Хайфе и Иерусалиме.

Перед входом на станцию железной дороги Rav Kav прикладывается к сканеру на турникете. В обычном автобусе карта прикладывается к сканеру рядом с водителем. В слчае поездки на трамвае или скоростных автобусах карту перед входом в автобус нужно приложить к сканерам (зеленая "мишень"), расположенным на остановках. Внутри этих транспортных средств сканеров нет.

Подробнее о картах можно узнать на сайтах транспортных компаний, например, "Эггеда" (www.egged.co.il/eng/main.asp?lngCategoryID=10124).

Обычные билеты на городские автобусы продаются у водителя (вход в автобус только через первую дверь). Билеты на скоростные автобусы в Хайфе и Иерусалиме, а также билеты на иерусалимский трамвай продаются в автоматах на каждой остановке, внутри скоростного автобуса или трамвая билеты купить нельзя.

Метро

Единственная линия метро в стране действует в Хайфе. Линия "Кармелит" (шесть остановок) связывает Нижний и Верхний город. Стоимость проезда примерно $1,2. Линия "Кармелит" - самая маленькая в мире самостоятельная система внеуличного подземного транспорта (subway). Длина её составляет два километра, включая станции, или 1 километр 803 метра без учёта станций.

Примечательна история хайфского метро. Впервые идея соединения припортового района этого израильского города с его верхней частью зародилась у британцев, завладевших Палестиной в 1917 году. Много позднее, в 1942 году, британцы, с трудом сдерживая натиск Роммеля в соседнем Египте, начали готовить Хайфу к обороне от немцев на случай прорыва последних в Эль-Аламейне. Подземный путь из порта в верхние укрепления через весь город был бы оптимальным вариантом для усиления обороняющихся, и строительство было начато. К счастью, немцев разгромили, и необходимость в тоннеле отпала.

Второй раз к идее метро вернулись уже израильтяне в начале 1950-х годов. Хайфа быстро разрасталась, а сложный рельеф местности затруднял передвижение из одного конца города, расположенного у моря (Адар), к другому, расположенному высоко на горе (Кармель). Даже в настоящее время путь на автобусе из Адара на Кармель может занять до 40 минут, пока автобус крутится по узким улочкам старой части города и с трудом поднимается в гору. Поэтому возникла необходимость создать новый вид транспорта, облегчающий путь между этими центрами городской жизни. Тогдашний мэр Хайфы Аба Хуши проявил инициативу создания этого транспорта. Чтобы не нарушать сложившуюся инфраструктуру, в качестве такого средства транспорта было выбрано метро. Проект поручили французской компании, и в 1956 году начались работы, благополучно завершившиеся 6 октября 1959 года.

В 1986 году было принято решение закрыть метро на капитальный ремонт. Из этого состояния метро плавно перешло в разряд нерентабельных проектов и было закрыто вплоть до 1992 года, когда было вновь торжественно открыто для пассажиров. В настоящее время единственное метро Израиля, хайфский "Кармелит", работает в обычном режиме. Во время конфликта между Израилем и террористической организацией "Хезболла" в июле-августе 2006 года станции "Кармелит" служили общественными бомбоубежищами. Они были открыты круглосуточно, вход на станции был свободным.

Такси

В Израиле два вида общественного транспорта, называемого такси:

Маршрутное такси ("Монит шерут")

Мини-бусы на 10-12 мест. Действуют во всех населенных пунктах страны и используются как внутри города, так и на междугородних линиях. Это единственный вид транспорта, работающий по субботам и в праздничные дни. Стоимость проезда фиксированная и обычно на 10% ниже, чем на автобусе. Оплата - водителю при посадке. При необходимости можно попросить чек об оплате.

Обычное такси ("Монит")

Действуют во всех городах страны. Остановить такси можно прямо на улице, или же вызвать по телефону. Стоимость проезда исчисляется исходя из 9 шекелей за посадку и 5 шекелей за каждый километр пути. Кроме того, берется 10 шекелей за крупногабаритный багаж. За обслуживание в ночное время (с 21.00 до 5.30), а также в субботу и праздники взимается надбавка в 25%. Все внутригородские такси оборудованы счетчиками, которые должны обязательно быть включены в момент посадки пассажира. Междугородние тарифы устанавливаются согласно специальному прейскуранту, который должны предоставить пассажиру по первому требованию. В некоторых случаях таксисты завышают для туристов стоимость проезда или предлагают ехать по договорной цене без счетчика. Если вы не вполне знаете действующие тарифы, то не стоит соглашаться на фиксированную стоимость, поскольку она, как правило, будет выше той, что выйдет по счетчику. В случае сомнений рекомендуется проконсультироваться с находящимися поблизости израильтянами. Они с радостью помогут туристу, в большинстве случаев назовут истинную цену за проезд и даже пристыдят таксиста.

К сожалению в таких городах, как Эйлат и Иерусалим имеют место обсчеты и обман туристов со стороны водителей такси. Нередки случаи, когда туристы платили пятикратную стоимость за проезд от границы с Египтом в Табе до центра Эйлата. Кроме того, таксисты насчитывали туристам провоз багажа, даже если те были без вещей. С целью избежать такого рода неприятностей, следует заранее уточнить у местных жителей примерную стоимость проезда и ездить исключительно по счетчику. Излишне говорить, что оплачивать проезд следует в шекелях, а не в долларах и евро, поскольку таксист обязательно посчитает оплату по крайне невыгодному для туриста курсу обмена. Нередко туристы, решившие оплатить такси в долларах, в итоге отдали в полтора-два раза больше денег, чем если бы платили в шекелях. Таксист принял оплату в 37 шекелей ($10) в долларах, но взяв с наивного туриста 20 долларов (74 шекеля).

Личный опыт путешественников

Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)
Добавить отзыв
244

Израиль в конце ноября 2014

Первое что бросается в глаза - большое количество русскоговорящих. Действительно русских здесь более 20 %, по этому не удивительно что некоторые вывески дублируются. Читать дальше →

Аэропорт Бен Гурион - Иерусалим. Советы и рекомендации по транспорту

Из аэропорта Бен Гурион ездит маршрутное такси Нешер. Оно стоит 60 шекелей или около 20 долларов. Стоят на выходе из аэропорта. Потом набирают нужное количество пассажиров и отправляются в Иерусалим. Читать дальше →

Израиль. Off beaten track

Я твердо стоял на своей идее "едем на север". Хотелось пройтись пешочком по Голанским высотам и Хермону. Забегая вперед, скажу: зима на Голанах - не лучшее время для пеших хайков. Читать дальше →

Иерусалим. Практика и транспорт

Из аэропорта есть пачка путей в город. Такси, сервис-такси - аналог маршрутки, которая развозит в городе непосредственно по адресам, автобусы. Мы поехали на поезде. Читать дальше →

Израиль: хождение на троих за три моря

Израиль - интересная страна для путешествия. Три моря, зимнее купание. Для религиозных людей святые места, для нерелигиозных - всё равно история человечества. К тому же развитая страна, европейский быт и образ жизни. Единственное, что не понравилось - это цены. Поэтому для ежегодного купального отдыха дороговато. Но за качество надо платить, как в Европе. Поездкой довольны. Читать дальше →
Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

13.01 Jat Москва - Тель-Авив от 10 820 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта