Завет "собачьего сёгуна"

В династии сёгунов клана Токугава, под чьей жесткой властью Япония находилась два с половиной века (1603–1868), было немало мудрых государственных деятелей, опытных политиков и просто ярких личностей. Одним из таких правителей, оставшихся в памяти людей, был Цунаёси Токугава, годы правления которого пришлись на 1680-1709 годы.

В исторической литературе его часто именуют "собачьим сёгуном". Связано это, очевидно, не только с тем, что Цунаёси родился в 1646 году, прошедшем под циклическим знаком Огненной Собаки. При всей важности подобных примет для периода японского средневековья было нечто иное, породившее обидную кличку военного правителя страны. Цунаёси был автором целой серии законов о запрещении жестокого обращения с животными. Связано это было, очевидно, с буддийскими канонами, требовавшими уважать и сохранять все живое. Однако в указах Цунаёси был свой перекос. За убийство животного карой служило изгнание, долгое тюремное заключение, а то и смертная казнь провинившегося. Иными словами, Цунаёси уравнял ценность жизни бродячей собаки и большинства из своих подданных — как крестьян, так и горожан.

Драконовские указы "собачьего сёгуна" давно канули в Лету. Но при взгляде на современную Японию иногда кажется, что заветы Цунаёси живы по сей день.

Особо уважительное отношение японцев к братьям нашим меньшим вряд ли можно считать чем-то традиционным или даже врожденным. В старину ценность домашнего скота, включая собак, определялась исключительно его функциональностью. То есть собаки были средневековому японцу ничуть не ближе духовно, чем, скажем, лошадь или вол. Собаки помогали в охоте, охраняли дом.

Интерес к чистопородным домашним животным появился в Японии лишь после Реставрации Мэйдзи (1868), когда приезжавшие на работу в Страну восходящего солнца иностранцы стали привозить с собой и четвероногих любимцев. Впрочем, и тогда моды на домашних собак не сформировалось. Многое зависело от устройства японского дома. Дело в том, что японцы — чистюли. Они никому не позволяют ступать грязными ногами на выложенные циновками-татами полы жилых комнат. Тем более — собакам. Чтобы прийти к мысли о возможности содержать домашнюю живность у себя в квартире, японцу пришлось преодолеть определенный внутренний барьер и "европеизировать" дом, заменив крытые циновками полы на паркет. Но это стало происходить лишь в 70-е годы прошлого века. Тогда в моде были шпицы, мальтийские и йоркширские терьеры.

В 80–90-е годы, получившие в Японии название "экономики мыльного пузыря", на спекуляциях вырастали целые финансовые империи. В этот период многие японцы заметно улучшили свои жилищные условия, расставшись с крохотными стандартными квартирами, которые иностранцы называли "кроличьими норами". Новое жилье потребовало современной обстановки и позволило с большей фантазией выбирать домашних любимцев. Появился огромный спрос на крупных экзотичных собак, таких как афганская борзая или чау-чау. И хотя в 1991 году "мыльный пузырь" перегретой экономики лопнул, интерес к приобретению крупных собак — ретриверов, лабрадоров, сибирских лаек — некоторое время еще сохранялся. Но вскоре маятник качнулся в другую сторону. Вместо крупных собак японцы стали приобретать миниатюрных — такс, чихуахуа, тойтерьеров. Размер собачек стал меньше, а их стоимость — дороже. Если за породистого щенка ретривера надо выложить около 270 тыс. иен (примерно месячная зарплата чиновника среднего класса), то за 2-месячного чихуахуа — до полумиллиона иен.

Число чистопородных собак в Японии за последнее десятилетие удвоилось — с 259 тысяч до 538 тысяч. Всего же в Японии зарегистрировано около 10 млн. собак, т.е. по одной собаке на каждые 4–5 семей. А это значит, что волей-неволей возникла целая индустрия собачьего обслуживания. Ведь затраты на любимца не заканчиваются его приобретением и подбором красивого ошейника. Нужны регулярные встречи с ветеринарами, необходим сертифицированный корм. Но это — лишь самый минимум. Если собака живет в доме, ей нужна не только подстилка, но и игрушки, специальная мебель и даже памперсы. Для вывода на улицу желательно иметь гардероб из различных попонок, комбинезончиков и прочих модных одежек. Собачьи бутики предлагают для этих целей шифоновые халатики для четвероногих, веселенькие маечки, ленточки, соломенные шляпки, солнечные очки. Затем никак нельзя обойтись без собачьего парикмахера, услуги которого стоят гораздо дороже, чем визит хозяйки к модному визажисту. В таких салонах для четвероногих предусмотрены не только стрижка и укладка, но и педикюр, и сеансы ароматерапии…

Но и это — далеко не конец. Для домашних любимцев в Японии открыты кафе и рестораны. И те, куда собаку пускают вместе с хозяином, и те, где главным клиентом считается сама собака, а ее владелец лишь может посмотреть, как обслуживают "члена семьи". В таких ресторанах к четвероногим клиентам обращаются с поклоном, именуя их "Ваше собачье превосходительство". Любимца можно побаловать и дома, особенно в дни праздников. Так, в последние годы в токийских универмагах накануне Нового года стали принимать заказы на праздничное питание для собак. Можно выбрать из обширного меню, включающего до 30 наименований блюд. Стоит набор немало — 18 тыс. иен (более 160 долларов), но кто же будет экономить на полноправном, хотя и хвостатом члене семьи?

В крупных городах работают гостиницы для домашних животных, куда можно поместить собаку на те дни, когда хозяин уезжает из дома по делу. По качеству обслуживания подобные заведения сопоставимы с 5-звездочными отелями для людей. Процветают "дома свиданий" для собак.

Разветвленная сеть ветеринарных лечебниц, все новые и новые медикаменты и средства лечения для собак дали свой результат. За последние 12 лет средняя продолжительность жизни собак в этой стране увеличилась на 3,3 года, достигнув 11,9 лет. Хорошо это или плохо? На подобный вопрос, даже применительно к человеку, очень сложно дать однозначный ответ. Как и людей, собак-долгожителей стали обуревать различные хвори. У постаревших четвероногих любимцев чаще стали обнаруживать случаи остеопороза, катаракты, слабоумия. Для них, как и для их престарелых хозяев, понадобилось организовывать специальные лечебные заведения, для безнадежно больных — хосписы. И в этом собаки пошли по пути, проложенному человеком. Появились престижные собачьи кладбища, где похороны любимца оборачиваются серьезными расходами (до 15 тыс. долларов), хотя есть немало японцев, которые предпочитают хоронить своих "детишек" в своем семейном склепе.

Для богатых владельцев собак архитекторы предлагают дома специальной конструкции, максимально облегчающие четвероногим проживание в них. Имеется в виду повышенная звукоизоляция, скрадывающая даже громкий лай, спальня с водяным матрасом, специальный туалет с вентиляцией, дезодорантами и ароматизаторами, с соответствующим образом оборудованным садиком для прогулок и тренажерами, стоимость которых исчисляется тысячами долларов. Система видеонаблюдения позволяет владельцу в любой момент увидеть, чем занимается его любимец.

В общем, ежегодный объем товаров и услуг, связанных с содержанием собак в Японии, оценивается ныне в 1 трлн. иен (более 9 млрд. долларов). Очевидно, о таком отношении к "братьям нашим меньшим" не мечтал даже "собачий сёгун" Цунаёси, в свое время приказавший устроить в городах приюты для бездомных собак.

У столь роскошной собачьей жизни есть, конечно же, и оборотная сторона. Нередко отмечаются случаи, когда, позабавившись вволю живой игрушкой, люди выкидывают собаку на улицу. Таких бездомных четвероногих специальные службы отлавливают и помещают в специальные питомники, откуда их может забрать любой желающий. А если спроса на бесхозного бродягу не нашлось, его просто уничтожают. В 2002 году подобным образом погибло почти 125 тысяч бездомных собак. Но это — скорее исключение из общего правила.

Почему же японцы демонстрируют столь пылкую привязанность к собакам? Картина "собачьего счастья" в Японии становится ярче и контрастнее на фоне совершенно другой проблемы. Демографической. Экономические и социальные изменения в стране, произошедшие за последние десятилетия, спровоцировали жуткий перекос в демографической обстановке. Получившие равные права с мужчинами, в том числе и в деловой сфере, японские женщины утратили вкус не только к замужеству, но и к материнству. Интересы служебной и творческой карьеры они ставят выше семейных. В результате увеличилось количество мужчин и женщин, ведущих одинокий образ жизни. Вырос средний возраст вступающих в брак. Уменьшилось число новорожденных. Сейчас статистика свидетельствует, что на одну женщину приходится 1,29 ребенка. То есть большинство японских семей либо вовсе отказываются от детей, либо не позволяют себе рожать более одного ребенка. Подобного падения рождаемости Япония еще никогда не знала. За этим тянется огромный шлейф других проблем. Как восполнить национальный потенциал рабочей силы? Кто будет кормить пенсионеров?

Впрочем, нас сейчас занимают не эти вопросы, а внезапно вспыхнувшая у японцев любовь к домашним животным, в частности к собакам. Как показали результаты многих опросов общественного мнения, четвероногие заполнили нишу, образовавшуюся в семейной жизни в связи с отсутствием детей. Это особенно ярко видно на том, что домашними любимцами чаще всего обзаводятся японцы в возрасте более 45 лет. Их дети подросли и вступили в самостоятельную жизнь. А родителям не остается ничего другого, как направлять нерастраченную любовь и заботу на домашнюю живность. Но теперь предпочтение не собственным детям, а собакам и кошкам отдают и молодожены. Подсчитано, что домашних собак в стране насчитывается в десять раз больше, чем грудных детей (до 1 года). К тому же любовь к четвероногому гораздо менее обременительна с точки зрения финансов, нежели воспитание ребенка. Подсчитано, что на воспитание одного ребенка, включая его образование и свадебные расходы, нынешняя японская семья тратит от 40 до 50 млн. иен (примерно 360–450 тыс. долларов). А содержание породистой собаки в течение ее жизни обходится в 3–4 млн. иен. Причем собачья любовь и преданность хозяину оказывается в большинстве случаев гораздо жарче, нежели эмоциональные контакты с повзрослевшими детьми. Как свидетельствуют опросы общественного мнения, каждый третий японец предпочитает проводить свободное время не с родственниками и знакомыми, а с домашними животными.

По мнению некоторых социологов, содержание домашних собак из преходящей моды превратилось в стиль жизни в Японии. Вот и получается, что, в полном соответствии с древними указами сёгуна Цунаёси, собака в семье более важна, чем ребенок.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

29.08 China Eastern Москва - Токио от 45 250 руб
17.07 Finnair Москва - Токио от 33 034 руб
17.07 Finnair Москва - Осака от 36 929 руб
04.07 JAL Москва - Токио от 17 058 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта