← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Только для поклонников анимэ

Среди огромного количества японских музеев — исторических, страноведческих, художественных, профессиональных — экспозиция Джибли стоит особняком. Это даже не история становления одноименной киностудии, выпускавшей и продолжающей успешно выпускать анимационные фильмы, считающиеся, и не без основания, лучшими не только в самой Японии, но и во всем мире. Музейная экспозиция уведет вас в мир детских грез, поможет на несколько минут скинуть с плеч груз пережитого, заставит реальность засверкать сказочными красками. Побывать в стенах музея Джибли удается далеко не всем, но для любителей анимэ — это, как говорят англичане, the must, то же самое, что Мекка для глубоко верующего мусульманина.

Cерьезным и скучным людям, предпочитающим газетную сводку биржевых новостей сеансу мультяшек, в музее Джибли делать нечего. Посещение музея — как встреча одноклассников, не видевшихся годами. Посторонним здесь скучно и непонятно, над чем смеются и грустят эти взрослые люди. А для любителей анимэ билет в музей — все равно что пропуск в мир их собственного детства.

Музей Джибли чаще всего остается в стороне от накатанных миллионами туристов дорог, ведущих от одной достопримечательности Японии к другой. Дело даже не в определенной удаленности музея от привычных туристических центров — до него из Токио надо целый час добираться поездом и автобусом. Недаром само название музея звучит так: Митака-но мори Дзибури хакубуцукан (Музей Джибли в лесу Митака). Проблема скорее в том, что билет в музей на месте приобрести невозможно. Его надо заказывать задолго до вылета в Японию в одном из зарубежных отделений JTB (Туристического бюро Японии). Причем с указанием не только конкретной даты, но и сеанса посещения. Иначе в Джибли не попадешь. Правда, эти сложности полностью искупаются ощущением праздничности, которое охватывает практически любого из посетителей музея.

Прежде всего, что означает явно не японское слово "джибли" (ghibli)? Так в Африке называют самум, горячий ветер, иссушающий пустыню. Что имели в виду -художники-аниматоры Х. Миядзаки и И. Такахата, создавая студию под таким названием, сказать трудно. Собирались ли они своим творчеством "жечь сердца людей", или им просто приглянулся звучный иностранный термин? Как бы то ни было, название прижилось, более того, приобрело необычайную популярность в связи с огромным успехом продукции и безусловной талантливостью художников. Достаточно упомянуть ленты "Унесенные призраками", "Небесный замок Лапута", "Навсикая из Долины ветров", "Наш сосед Тоторо", ставшие бестселлерами мирового рынка анимации, обладателями престижнейших призов мировых конкурсов.

Время шло, и постепенно основатели студии отходили от профессии, оставляя кисти и краски молодым мастерам. Сократил до минимума свое участие в творческом процессе студии и 66-летний Хаяо Миядзаки. Однако расстаться с рожденными своей фантазией персонажами он не смог. Еще в 1997 году он решил создать экспозицию, посвященную наиболее полюбившимся кинозрителям персонажам анимэ. От зарождения идеи до вернисажа, состоявшегося 1 октября 2001 года, прошло около четырех лет. За это время надо было подыскать место для музея, выстроить здание и наполнить его духом легендарной студии Джибли. Всю основную работу взял на себя сам Миядзаки, доверив внутреннее оформление выставочных залов своим друзьям-художникам. Получилось действительно что-то необычное, чему Х. Миядзаки дал такое объяснение: "Входя в музей Джибли, вы попадаете в сказку, в которой именно вы — главный персонаж".

О сказочности экспозиции можно догадаться, еще не входя в здание. У ворот посетителей встречает большая фигура Тоторо, героя одноименного фильма, доброго лесного духа, жившего по соседству с людьми. А уж внутри сказочные мотивы звучат все громче, подчас перебивая друг друга и сливаясь в единую мелодию фантастического веселого карнавала. Как говорят искусствоведы, "принудительного маршрута" по музею не существует. Каждый волен выбирать себе очередность знакомства с предметами экспозиции. Об этом говорит и сам Миядзаки, призывающий посетителей: "Давайте вместе станем детьми, которые потерялись".

У музейного здания — три этажа. На первом расположено бюро информации, некоторые предметы, имеющие отношение к истории анимации в Японии и кинотеатр "Сатурн", где демонстрируются лучшие образцы жанра. Так, в 2004 году целых 4 месяца там крутили подборку российских мультфильмов. При входе выдают билеты — маленькие обрезки 35-миллиметровой кинопленки, снятой когда-то мастерами студии "Джибли". Впрочем, знатоки советуют оставить киносеанс на конец экскурсии, когда загудевшие от усталости ноги потребуют отдыха.

Лестница (или эскалатор) ведет на второй этаж, где гости оказываются прямо в мастерской Хаяо Миядзаки. Стол завален сотнями набросков будущих кадров, прорисовками внешнего вида основных героев анимэ, другие рисунки и акварели пришпилены к стенам. Тут же кипы книг, компакт-дисков, фотографий, горкой лежат фломастеры, цветные карандаши, кисти. Создается впечатление, что художник только что вышел из комнаты и вот-вот вернется. Эта комната и примыкающие к ней помещения называются "Место рождения фильма". Экспозиция, конечно, время от времени меняется, но запомнилась творческая обстановка, в которой рождалась знаменитая лента "Небесный замок Лапута". В воздухе над рабочим столом — подвешенные на нитках модели самолетов и чучела птеродактилей, на рисунках — парящие в воздухе птицы, вид на Землю, открывающийся со стен Небесного замка, легко узнаваемые рожицы киногероев. Большинство рисунков не закончено, и, кажется, они ждут завершающих мазков кисти мастера. Повсюду много игрушек, которыми детям не возбраняется пользоваться. В музее вообще все очень доступно. Нигде нет запрещающих надписей: "Руками не трогать!" Если малыш захочет попытаться изобразить что-то свое и потянет для этого со стола карандаш и бумагу, все только замрут в ожидании, а вдруг на глазах родится маленький шедевр?! Неудивительно, что многие столы и скамейки, а также интерактивные табло в зале довольно низки — они рассчитаны на юных посетителей.

Еще выше по лестнице гостей ждет легендарный Кот-автобус, один из персонажей рисованной истории "Наш сосед Тоторо". Это — огромная мягкая игрушка, по которой так удобно детям карабкаться наверх и кувыркаться вниз, тянуть кота за хвост, дергать за нос. Сказочный кот от подобного вольного обращения с ним, казалось бы, только урчит от удовольствия.

Перечислять все экспонаты — дело неблагодарное. Их надо видеть, щупать, приспосабливать под себя и под свое видение сказки. С этажа на этаж ведут винтовые лестницы, над внутренним двориком перекинуты мостики и нависают террасы. Все это напоминает интерьер волшебного замка. Впечатление усиливают витражи на окнах, металлические скульптуры, люки с изображенными на них странными лицами. На каждом углу ждут сюрпризы (конечно же, нестрашные). За закрытыми дверями (если вы их захотите приоткрыть) можно увидеть персонажей мультфильмов, а то и самого себя — в зеркале.

Крышу замка охраняет от набегов темных сил солдат-робот. Эту неординарную фигуру выковал из бронзы скульптор Кунио Сятимару. Робот не слишком похож на свой прообраз из кинофильма "Небесный замок Лапута", но Х. Миядзаки был абсолютно удовлетворен новой трактовкой. Кстати, здесь самое излюбленное место фотографирования для посетителей музея. Во внутреннем дворе можно увидеть еще несколько произведений скульптора Сятимару.

Отведенные для знакомства с музеем минуты пролетают незаметно. Музей общей экспозиционной площадью 3,5 тыс. кв. метров рассчитан на то, чтобы принимать до 2400 посетителей ежедневно. Одновременно в нем находятся 600 человек. В общем-то здесь достаточно тесно, ведь помимо выставочных залов в здании разместился кинотеатр, магазин сувениров "Mamma Aiuto" ("Мама, помоги мне!"), кафе, архивы, запасники… Но посетители, и прежде всего самая юная их часть, тесноты не замечают. Их глаза так и прыгают с одного стенда на другой, с рисунка на рисунок, словно разыскивая продолжение уже известных историй…

Итак, долгожданный отдых в конце экскурсии. Посидев в кафе и посмотрев программу мультфильмов в кинотеатре, гости не торопятся покидать музей. Когда в зале вспыхивает свет, можно не спеша рассмотреть уникальные фрески работы Мисао Оно, нанесенные на потолок зала. В центре — смеющееся солнце, окруженное небесной голубизной. А вокруг зеленые гущи деревьев и кустов, перевитых виноградными лозами, дынными плетями. Повсюду пестрят невиданные фрукты, яркие цветы, похожие на экзотических бабочек (или это бабочки, напоминающие цветки?). Если приглядеться, в зелени можно увидеть Кики, несущуюся куда-то на метле (героиню кинофильма "Ведьмина служба доставки"), Навсикаю на планере, да и многих других знакомых и любимых персонажей анимэ. Дети при этом соревнуются между собой, кто за минуту увидит больше знакомых фигурок.

Экспозиция музея постоянно обновляется, поэтому сюда не грех прийти и во второй, и в третий раз. Удовольствие гарантировано.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

08.03 China Eastern Москва - Осака от 46 547 руб
08.03 China Eastern Москва - Окинава от 43 913 руб
08.03 China Eastern Москва - Токио от 42 510 руб
15.02 China Eastern Москва - Фукуока от 52 204 руб
15.02 China Eastern Москва - Окинава от 52 217 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах