Аэропорт восходящего солнца

Это один из самых удобных аэропортов в мире. Персонал готов расшибиться в лепешку, обращение с багажом – супербережное. Указатели на нужном месте. Регистрацию можно пройти быстро. Единственная проблема – расстояние до Токио...

Это ужасно нелепый аэропорт. Куда бы вы ни пошли, попадаете в очередь. Сочувствую бедолагам, которые чуть припозднились на регистрацию. Иммиграционный контроль – просто загон для овец. Толпами набивают туда людей и заставляют стоять целую вечность. Ах, вы решили самостоятельно добраться до города? Что ж, храни вас Господь...

Эти диаметрально противоположные характеристики взяты с интернет-форума токийского аэропорта Нарита. Подозреваю, что после суровой аскетичности родного Шереметьева большинство россиян согласится все же с первым откликом.

Один из десяти крупнейших

После открытия 12 лет назад второго терминала Нарита принял на себя основную нагрузку международных пассажирских и грузовых авиаперевозок, а другой токийский аэропорт – Ханэда стал использоваться в основном для внутренних рейсов.

Ежегодно к услугам Нарита прибегают свыше 26 миллионов пассажиров, – то есть каждый день через оба терминала проходят до 80 тысяч человек, которых обслуживают более 25 тысяч сотрудников аэропорта. По объемам грузооборота Нарита занимает второе место в мире. Каждый час в Нарита садятся или взлетают до 27 самолетов, за сутки среднее число взлетов и посадок – около 470. Прямым воздушным сообщением с аэропортом связаны 97 городов в 40 странах. Главные ворота Японии принимают лайнеры 68 авиакомпаний мира.

Есть и недостатки

Открывшись четверть века назад (в мае ему исполнилось 26 лет), Нарита с каждым годом все больше задыхается от перегрузок, располагая лишь одной взлетно-посадочной полосой длиной в 2500 метров. Вторая полоса покороче и не приспособлена для приема суперлайнеров. В классификации Международной организации гражданской авиации токийский аэропорт занимает лишь 17 место по числу совершаемых за год взлетов и посадок – около 170 тысяч, тогда как у лидера в этом зачете – парижского аэропорта Шарль де Голль – их 450. В Нарита действуют самые высокие в мире расценки для авиакомпаний. А вот плата за пользование его услугами вдвое выше, чем в нью-йоркском аэропорту имени Джона Кеннеди, и в десять раз превышает тарифы в лондонском Хитроу.

Склока вокруг редьки

Заветные планы расширения Нарита упорно блокируются несколькими крестьянами, которые наотрез отказываются продавать свои засеянные редькой и капустой "стратегические участки". Они не могут забыть, как в 60–70-е годы местных фермеров почти насильно заставляли продавать земли под строительство аэропорта. Самые упрямые сколотили тогда Фронт сопротивления и в союзе с ультраправыми группировками развернули отчаянную кампанию против Нарита, сооружение которого выливалось в настоящие побоища с полицией. По сей день наиболее упорные "партизаны" периодически обстреливают тщательно охраняемый аэропорт из самодельных пушек (много грохота, но никаких травматических последствий, поскольку снаряды холостые), а гордые и непокоренные крестьяне отвергают баснословные суммы, которые им сулят чиновники за покупку земель. Тем не менее с годами накал страстей постепенно спадает. Не теряя надежды выпутаться из затяжной склоки, администрация аэропорта держит марку главного аэропорта Японии, максимально используя имеющиеся возможности.

Уроки японского

В аэропорту Нарита царит идеальная чистота – почти как в операционной. Японцы вообще отличаются предельной чистоплотностью, и опыт знакомства с развитой бытовой культурой приобретается уже в токийском аэропорту с его вычищенными ковровыми покрытиями и безупречным кафелем в туалетах. Панический ужас от запоздалого осознания того, что под рукой нет туалетной бумаги или не работает смыв воды, в Японии вам не грозит.

Перед получением багажа иностранцам необходимо преодолеть первое препятствие в виде паспортного контроля. До него зачастую нужно проделать длинный путь по коридору, где для особо уставших пассажиров оборудованы самодвижущиеся дорожки. Они автоматически включаются, как только к ним приближается человек, и на всем пути женским голосом по-японски и по-английски призывают смотреть под ноги.

Паспортный контроль – дело непредсказуемое. Если вы не пробились в число первых, лучше запастись терпением. Скорость обслуживания зависит от характера конкретного сотрудника иммиграции. Вообще на человека тратится в среднем две минуты, но известны случаи, когда с отдельными паспортами возились и десять, и двадцать минут. Вопросы, как правило, стандартные: "цель приезда", "где остановитесь" и так далее.

С беглым английским у большинства рядовых японцев проблемы. Не исключение и сотрудники аэропорта. Иной раз встречаются и такие, которые, задав нужный вопрос, решительно не понимают ответов. Поэтому совет всем очутившимся в аэропорту Нарита: либо переходите на японский, либо изъясняйтесь предельно кратко, по возможности сузив словарный запас до лаконичных "да" и "нет".

Будь здоров, не кашляй

В последнее время в аэропорту Нарита "свирепствует" санитарный контроль. Нынешней весной, например, до проверки паспортов пассажиров просили заполнить анкету с вопросами о состоянии здоровья и о странах, где они успели побывать за последние недели. Эта профилактическая мера была введена в связи с охватившим тогда Азию "птичьим гриппом". Если у кого-то обнаруживались жар и кашель да еще вдобавок выяснялось, что недавно он побывал во Вьетнаме или Таиланде (в этих странах "куриный вирус" особенно разбушевался и даже повлек гибель людей), срочная госпитализация была гарантирована: носилки, оглушительный вой сирены, изолированная палата. Конечно, в анкете можно было утаить болезнь. Однако если бы по степени опасности "птичий грипп" сравнялся с атипичной пневмонией, то вместо либерального заполнения пунктов о наличии (или отсутствии) лихорадки пассажиры должны были бы проходить мимо аппаратов с инфракрасными сенсорами, которые реагируют на тепло и мгновенно выявляют у человека повышенную температуру.

Таможня не против!

Есть еще один неприятный этап – таможня. Впрочем, единственная неприятность для людей, не таящих камня за пазухой, заключается в том, что в токийском аэропорту под гипотетическим прицелом террористической угрозы исполнительные таможенники стали чаще вскрывать поклажу пассажиров. Делается это с истинно японским тактом и деликатностью. Японец тысячу раз извинится, будет, как двоечник, прятать глаза и под конец процедуры аккуратно разложит все вещи по своим местам...

Впрочем, есть еще одна мелкая неприятность. Касается она лишь любителей перекуров. Перекурить в токийском аэропорту категорически негде! Дымить запрещено не только внутри аэропорта, но и снаружи. Ну, а тем, кому с собой не сладить, полагается пройти в специальные загончики, расположенные "у черта на рогах" – на самом краю здания.

Электричка – лучший транспорт

Удаленность от города – наверное, основной минус Нарита, который, несмотря на официальное название – Новый токийский международный аэропорт, расположен не в Токио, а в соседней префектуре Тиба – в 65 километрах к северо-востоку от столицы. Преодолеть их можно несколькими способами.

Самый незамысловатый и далеко не лучший – это такси, которые караулят пассажиров у выхода из аэропорта. Дорога по автобану займет минут 40, но в утренние и дневные часы на подъезде к столице можно увязнуть в многокилометровой пробке. Японские такси, кроме того, – едва ли не самые дорогие в мире. Средняя такса от Нарита – 15–16 тысяч иен (140–150 долларов).

В аэропорту круглосуточно работает множество автобусных компаний, которые развозят пассажиров не только в различные части столицы, но и в прилегающие префектуры. Путешествие в рейсовых автобусах — их здесь почему-то называют "лимузинами" — длится 75–85 минут, плата – в районе трех тысяч иен (менее 30 долларов).

Разумеется, и автобусы не застрахованы от стояния в многочасовых пробках. Тем, кто не хочет рисковать временем, рекомендуем рельсовый транспорт. В Нарита существует пять видов электричек. Самая быстрая – JR Narita Express (NEX) соединяет аэропорт с Токийским железнодорожным вокзалом и портом Иокогама. NEX – достаточно просторный электропоезд, созданный специально для авиапассажиров. До Токийского вокзала он идет ровно 53 минуты. Это удовольствие вам обойдется в три тысячи иен.

Второй экспресс – Keisei Skyliner – курсирует между Нарита и станцией Уэно, рядом с которой расположен один из самых больших токийских парков с крупнейшим в столице зоосадом и множеством музеев. Дорога займет 56 минут, стоимость чуть меньше двух тысяч иен (20 долларов).

Остальные электрички менее удобны в плане экономии времени, но предпочтительнее для кошелька. Поезд Keikyu Airport Limited Express доставит вас до центра Токио за 85 минут и тысячу с небольшим иен (10 долларов). Две линии простых электричек – поезда JR Sobu Line и Keisei Limited Express – еще дешевле. Они делают несколько остановок, и в "часы пик" в вагонах творится примерно то же, что по утрам в московском метро.

Кстати, структура токийского метрополитена, включающего не только подземку, но и мощную сеть наземных линий, совсем не похожа на московскую, поэтому лучше заранее запастись картой и точно знать, куда в случае беды тыкать пальцем, чтобы вам поскорее помогли найти потерявшуюся станцию.

Кое-что об острых и режущих предметах

Если вы улетаете из Нарита, удостоверьтесь, что у вас на руках не осталось острых предметов, включая маникюрные ножницы и щипчики для бровей. Это отголоски 11 сентября. При обнаружении в ручной клади эти орудия диверсантов изымают без разговоров. И тогда вы можете либо оставить их в Японии, либо сдать для получения в аэропорту прибытия, потратив изрядное количество времени на заполнение каких-то бумажек, по которым в Шереметьево вам должны вернуть любимые мелочи.

До посадки в самолет вас ждет последняя, контрольная проверка – на случай, если кому-то удалось утаить от таможенников запретные щипчики. Справедливости ради надо признать, что меры безопасности, как говорят, существенно ужесточенные в Нарита в связи с угрозой терроризма, доставляют пассажирам все же не очень много хлопот. Учтивые японцы не будут заставлять вас раздеваться до трусов только потому, что кому-то не понравилось ваше лицо. Иной раз "повышенные меры безопасности" даже умиляют своей наивностью. Если не считать запрета на вилки и маникюрные ножницы на борту, а также невидимые невооруженным глазом регулярные учения спецподразделений полиции, то ужесточение выглядит следующим образом. Перед входом в зону для пассажиров охранник просит показать ему посадочный талон, переворачивает его лицевой стороной вниз, внимательно всматривается в лицо пассажира, а затем с хитрым прищуром вдруг спрашивает: "А как вас зовут?". Сверив ответ с тем, что написано в талоне, и переспросив еще раз, он возвращает талон и обращается к другому пассажиру.

Еще одна специфичная мера безопасности была принята в токийском аэропорту в конце апреля нынешнего года. Теперь перед посадкой в самолет некоторых пассажиров могут попросить разуться для проверки обуви. Такая система контроля введена, чтобы помешать террористам пронести в каблуках и подметках на борт самолетов взрывчатку или оружие. Если таможенник решит, что внутри вашего каблука можно оборудовать тайник для мини-взрывчатки, то придется разуться. После этого обувь будет просвечена рентгеновскими лучами. В категорию потенциально опасных пассажиров отныне автоматически попадают девушки на платформах. Служба контроля в этой связи советует улетать из Японии в кедах или сандалиях.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

17.10 Finnair Москва - Токио от 32 721 руб
17.10 Finnair Москва - Осака от 36 929 руб
04.07 JAL Москва - Токио от 17 058 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта