← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Рождественские и новогодние обычаи молдаван

Со многими из них мы знакомы, ведь по телерадио одна Колинда сменяет другую, в дверь то и дело стучат "semanatorii" - маленькие сеятели, а Моша Крэчун, шествие "Cu steaua" - "Со звездой" и новогодние маски Козы, Медведя, Старика и других сказочных героев можно увидеть просто на нашей главной улице. Теперь странно, что были времена, когда соблюдать народные молдавские обычаи, а тем более пропагандировать их, мягко говоря, не поощрялось. Бессарабский фольклорист Петре В.Штефанукэ стал жертвой репрессий, "провинившись" лишь в том, что ездил по селам и расспрашивал, как люди отмечают праздники. Эти записи сохранились, но только в наши новые времена (полвека спустя после его смерти) изданы книгой на румынском языке "Фольклор и народные традиции". Правда, судя по чистеньким, кое-где не разрезанным страницам можно судить о том, что в Национальной библиотеке этот труд мало кем востребован. Давайте заглянем в эту книгу.

"Lichie" - обмен угощениями

В канун Рождества у молдаван есть обычай обмениваться угощениями. Пекут "lichie" - лепешки, пряники или хлебец из пшеничной муки (без дрожжей). Мальчики и девочки берут обычно по две лепешки, а впридачу - конфеты и яблоки, заворачивают все это в платок и отправляются к родственникам и крестным. Здороваются с теми, кто в доме, а старикам целуют руку и говорят: "Мама и папа послали вам ликие". Хозяйка дома берет верхний пряник, на его место кладет другие, испеченные ею, а сверху - орехи, яблоки, мелкие деньги. Обмен хлебом означает, что люди помнят о своих родственниках и поддерживают с ними связь.

Пришел Игнат

На праздник Игната, который предвещает наступление Рождества, режут свиней. Те, кто "не могут, потому что жалеют", зовут соседа. Потом свинью шмалят, моют и заворачивают в ковровую дорожку, на нее верхом садятся дети, "чтобы размягчить шкурку". Перед тем как вынуть внутренности, на лбу животного вырезают форму креста и благословляют. Это означает, что еда предназначается для христиан. После вынимают пузырь, моют, перетирают золой, надувают через камышовую трубочку и кладут зерна кукурузы - чтобы звенели, когда с ним играют дети.

"Сu steaua"

Как известно, Звезда привела волхвов с востока к яслям, где родился Иисус Христос. Поэтому обычай колядовать "Cu steaua" имеет особый религиозный смысл. Перед тем как идти по селу, парни сначала отправляются к священнику, чтобы получить его согласие и взять церковную кружку. Тот, кто несет Звезду, держит в руке колокольчик. В доме, где ребят принимают, после нескольких строчек Колинды раздается звон колокольчика, потом Звезду несколько раз наклоняют к иконам. Звезда разукрашена ленточками из цветной бумаги, которая наклеена на полоски полотна. Полученные от хозяев калачи ребята делят между собой, а собранные деньги относят в церковь.

"Plugusor"

Дети, обычно после обеда, ходят по домам с маленьким деревянным плугом, украшенным базиликом и ленточкой из красной шерсти. Парни ходят вечером с большим плугом. Они выбирают те дома, где есть невесты. Девушки заранее предупреждены о том, что должны быть готовы принять и потчевать гостей. Колинда "Plugusora" связана по смыслу с пожеланием доброго урожая. После нее ребят приглашают к столу. Девушка дарит им красиво сделанный, украшенный базиликом калач.

"Сalutel"

Это целый спектакль. Парень, играющий Лошадку, сидит верхом на палке, которая соединяет два круга сита. К переднему кругу прикреплена голова лошади (глаза из пуговиц, грива, уздечка), а к заднему - лошадиный хвост. Капитан ведет лошадь под уздечку, но она все время брыкается. Появляется Скрипач, играющий Сырбу, и все танцуют. Вдруг Лошадка падает. Звучит грустная "Дойна", но недолго. Тут же к Лошадке подходит Доктор и дает лекарство. Лошадка резво вскакивает на ноги, и все вокруг нее начинают петь и веселиться. Доктор подходит к мужчинам и женщинам и в шутку предлагает им вырвать зубы.

"Hurdughie"

На все время зимних праздников парни нанимают какой-нибудь дом - Hurdughie. Здесь они собираются, чтобы учиться колядовать, и сюда же приносят полученные дары. Хора в эти дни тоже называется "Hurdughie". Говорят: "Иду на Hurdughie", что значит "Иду на Хору". Но сначала они идут колядовать с Плугошором, а после остаются на Хоре до утра. Из дома приносят еду, играют и танцуют всю ночь.

Куда идут доходы

Собранные продукты - калачи, сало, орехи (те, что не съедены) - продают одному из хозяев села. Делают торги, и тот, кто дает более высокую цену, их забирает. Часть денег идет музыкантам, приглашенным на хору, другая - священникам на церковные нужды. На эти средства принято также строить колодцы или делать еще что-то полезное для села.

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах