Налог на глупость

На популярных курортах, особенно в теплых гостеприимных государствах "третьего мира", иностранные туристы по приезде часто обнаруживают, что менять твердую валюту на местные деньги нет никакой необходимости. Все нужные товары и услуги местное население с удовольствием продает им за обычные американские доллары. С одной стороны, это удобно для среднестатистического организованного туриста, не обремененного особыми познаниями в валютно-финансовой сфере. Не нужно привыкать к виду незнакомых банкнот, отпадает необходимость постоянно в уме приводить цены к привычному масштабу. Но ни одно удобство не бывает бесплатным.

Опытные экономные путешественники советуют: уж если вы гостите в другой стране, полностью переключайтесь на местные деньги. Дешевле обойдется...

Если не брать в расчет очень экзотичные, закрытые для массового туризма страны, а также чрезвычайные, из ряда вон выходящие ситуации в освоенных "курортных" государствах, можно констатировать: доллар сейчас повсюду в мире превратился просто в деньги, не более привлекательные для населения, чем своя собственная валюта. Немного осталось мест, где твердые иностранные дензнаки обожали бы так, как у нас и в других братских странах во времена социализма. Ставки "черного рынка" (там, где это явление вообще сохранилось в какой бы то ни было форме) все теснее смыкаются с официальными обменными курсами. Поэтому сегодня трудно надеяться, что та или иная вещь обойдется вам дешевле только потому, что вы платите за нее СКВ.

Наоборот, будучи носителем долларов, вы вполне можете рассчитывать, что местные коммерсанты постараются (и сумеют) содрать с вас три шкуры.

Объяснить этот нерадостный для среднего отдыхающего эффект можно целым комплексом объективных и субъективных причин. Но в сущности почти все они сводятся к одной: "зеленый" (во всех смыслах этого слова) путешественник платит своеобразный налог на собственную лень и темноту.

Службы и торговые точки, расположенные непосредственно в туристических комплексах, дороги по определению, независимо от того, платите вы в них твердой или мягкой местной валютой. Разрыв между ценой совершенно одинаковых товаров в бутике высококлассного отеля и в соседнем супермаркете может достигать 1.000%. Если вам удобнее потратить $200 здесь, чем соображать, что 2.000 каких-нибудь местных рупий или динаров там - это на самом деле в 10 раз дешевле, значит, со средствами у вас все в порядке, и читать дальше эту заметку вам совершенно ни к чему.

За порогом отеля иностранец с долларовыми купюрами представляет собой наиболее беззащитную жертву восточной системы торговли, которая вместо фиксированных цен базируется на согласии ("продукте непротивления сторон"), а также на том, что обе стороны изначально осведомлены о текущей конъюнктуре рынка. Разумеется, иностранец с местными деньгами в руках тоже не гарантирован от надувательства. Но тот, кто даже не удосужился еще обзавестись этими самыми местными деньгами, особенно явно выдает в себе новичка, а потому и обсчитывают его с особым цинизмом.

Наконец, даже если торговец абсолютно честно придерживается обычных тарифов "для своих" (бывает, все же бывает и такое), при расчете в иностранных дензнаках ему трудно не округлить цену, хотя бы до целого доллара. Это, конечно, уже мелочь, но, как известно, копейка рубль бережет.

На ближневосточных базарах, а также в Греции туристу часто приходится слышать: "Если заплатишь в долларах, получишь специальную скидку". Не стоит принимать такие заявления всерьез. Это обычная уловка. В лучшем случае имеется в виду, что торговец собирается утаить от властей факт продажи и не платить с нее налоги. Тогда скидку у него можно получить, какими бы дензнаками вы ни платили, лишь бы эти дензнаки были наличными. В худшем же случае продавец задрал обычную цену так, чтобы при любых скидках остаться в выигрыше, а рассказами про доллары просто отвлекает ваше внимание.

Избежать уплаты "налога на лень и глупость" под силу любому туристу. Надо всего-навсего смотреть по сторонам, держать нос по ветру и активно впитывать поступающую информацию.

Беда только, если этот "налог" узаконен властями принимающей страны. К счастью, из активно посещаемых нашими согражданами государств подобный порядок существует, пожалуй, только на Кубе. Иностранцам там вполне официально запрещено прикасаться к местным песо. За все полагается расплачиваться долларами из расчета: то, что кубинскому гражданину обходится в 1 песо ($0,05 по курсу черного рынка), иностранцу стоит $1. Тут уж не отвертишься: от государственного рэкета эффективной защиты еще не придумано.

В некоторых странах этот рэкет проявляется в более мягкой форме. Там для иностранцев существуют специальные "долларовые" (и, разумеется, повышенные) тарифы на определенные услуги. Обычно это касается авиабилетов, осмотра достопримечательностей, проживания в отелях высокого класса. Часто эти тарифы можно обойти, если выбрать отель попроще, "для местных", а по стране передвигаться не самолетом, а поездом или автобусом.

Новости туризма

Спецпредложения авиакомпаний

23.04 CSA Санкт-Петербург - Прага от 5 976 руб
23.04 S7 Москва - Санкт-Петербург от 3 197 руб
23.04 Аэрофлот Москва - Хельсинки от 10 981 руб
19.04 Air China Москва - Шанхай от 15 206 руб
19.04 KLM Москва - Будапешт от 13 214 руб
19.04 Emirates Москва - Бангкок от 32 817 руб
19.04 Alitalia Москва - Афины от 11 406 руб
19.04 Utair Москва - Мурманск от 1 985 руб
19.04 Finnair Москва - Хельсинки от 12 127 руб
19.04 Hong Kong Airlines Москва - Гонконг от 20 169 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта