OV-chipkaart, check-in, check-out - слова, которые стоит запомнить путешественнику по Голландии

Система оплаты за проезд в Нидерланды - нечто, что даже сами голландцы не всегда могут объяснить в двух словах. Но, в принципе, раньше туристам было достаточно освоить покупку бумажных билетов и не забивать голову лишней информацией. Теперь же, с учетом того, что 9 июля 2014 года Голландия перешла на использование билетов с чипами (OV-chipkaart), гостям страны важно знать немного больше. Попробую рассказать основную суть и поделиться опытом  "набитых шишек".

Итак, теперь вместо бумажных билетов в Голландии будут использоваться только OV-chipkaart.

Что это означает на практике?

  • Теперь каждый билет будет стоить на 1 евро дороже (а за эти деньги в Амстердаме можно позавтракать!).
  • Зато ваш билет-карточка может быть действителен не только в поезде, но и в метро, трамвае, автобусе.
  • При входе на станцию (или в автобус/трамвай) вам нужно будет прикладывать карточку к считывающему устройству (делать check-in, по-голландски inchecken), при выходе - делать check-out (по-голландски, соответственно, uitchecken).

Как избежать переплаты 1 евро? Если вы планируете ездить много, то есть смысл купить многоразовую пластиковую карту De anonieme OV-chipkaart. Она стоит 7,50 евро. Купив карточку один раз, вы сможете использовать ее в течение 4-5 лет (поскольку карта анонимная, то ее можно передавать знакомым), оплачивая только тариф за проезд (и не оплачивая каждый раз 1 евро за саму карточку).

OV-chipkaart, check-in, check-out - слова, которые стоит запомнить путешественнику по Голландии

Есть у OV-chipkaart и еще одно преимущество. Например, если при покупке билета на трамвай у водителя вы заплатите фиксированную сумму, то при использовании карты с нее спишется сумма, пропорциональная продолжительности поездки (ее можно уточнить на сайте 9292.nl, введя пункт отправления и пункт назначения) - она, как правило, ниже.

Но есть один важный нюанс! Для того чтобы путешествовать с такой картой, на ее балансе должно быть минимум 20 евро (для поездки на поезде) и 4 евро (для поездки на трамвае/автобусе). То есть, ваши изначальные "инвестиции" составят не 7,50, а минимум 11,50 - 27,50 евро.

Почему важно делать check-in и check-out? Перед началом поездки вам нужно поднести карточку  к специальному аппарату (на ж/д станции или на входе в автобус/трамвай) и убедиться, что он ее просканировал, сделал check-in (на аппарате должна мигнуть зеленая лампочка, либо он должен пожелать вам Goede Reis). Не менее важно сделать и check-out. Если вы забудете "выйти из системы", то:

  • с вашей OV-chipkaart спишут те самые 20 евро (эта сумма блокируется на вашем счету, пока вы путешествуете. И если вы делаете check-out, то она возвращается на счет, за вычетом оплаты за поездку. А если нет - то спустя какое-то время вы видите на своем балансе -20 евро). Или 4 евро, в случае с автобусом или трамваем.
  • в случае с одноразовой картой могут возникнут сложности с пересадкой на другой вид транспорта.

Что делать, если вы забыли сделать check-out? В первую очередь, не расстраиваться и не паниковать! Вы не один (одна) такой (такая)! (На днях я прочитала новость, что голландские транспортные компании зарабатывают на "забывчивых пассажирах" 22,9 миллионов евро в год! Впрочем, это совсем не значит, что ваши деньги не вернут. Это значит скорее, что большинство пассажиров предпочитают не заморачиваться возвращением своих кровно заработанных, хотя это возможно).В Голландии есть масса возможностей "лохануться" с check-out'ом :) Лично я воспользовалась тремя из них:

1) в первый раз банально забыла "разлогиниться"

2) во второй, поднесла карточку не к желтому аппарату, а к розовому (и, таким образом, сделала не check-out из системы NS, а check-in в систему другого оператора - Arriva)

3) в третий была вообще феерия. На 1-й платформе станции Amsterdam Centraal, собираясь садиться в поезд, поднесла карточку к автомату. А оказалось, что это автомат только для check-out, а не для check-in. И, несмотря на то, что я уже была "вне системы", он успешно провел операцию out еще раз, мгновенно списав залоговую сумму.

И все-таки, вернемся к вопросу, что же делать.

Если в вышеописанных случаях 2) и 3) вы пойдете в кассы СРАЗУ после того, как совершили неправильную операцию, вам (говорят :)) смогут вернуть деньги на OV-chipkaart. Если вы уже "перекрыли" эту операцию следующей, то кассир бессилен. И тогда вам придется звонить в службу поддержки транспортной компании и просить вернуть деньги.

Что приятно: там с вами очень вежливо поговорят на английском и без проблем согласятся вернуть деньги.Что неприятно: деньги они могут вернуть только на голландский банковский счет, и не сразу, а где-то через 3-4 недели.Все вышеописанное касается пользователей неодноразовых карт. Про одноразовые расскажу, как только они будут запущены в оборот и появится соответствующий опыт (пока же о нововведении говорят все больше в позитиве да в позитиве :)).Удачных поездок и приятных путешествий по Голландии

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

08.02 LOT Москва - Амстердам от 13 645 руб
08.02 LOT Санкт-Петербург - Амстердам от 17 120 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта