Транспорт в Нидерландах: личный опыт
Вы все наверняка слышали или читали, что в Голландии ситуация с общественным транспортом такова, что горожане предпочитают пользоваться именно им, а не личными автомобилями. Чудаки? Совсем нет. Учитывая то, что трамваи и автобусы имеют широчайшую сеть маршрутов и комфортный подвижной состав, а все остановки оборудованы не только картами, но и расписанием для каждого из маршрутов (показывают даже количество минут, оставшееся до приезда следующего поезда/автобуса). Сел и поехал!
А это, россиянин, обычная электричка: двухэтажные вагоны с кондиционером, электронным табло и туалетами. Домчишься в любую точку страны с комфортом. Ходят часто, а билеты можно легко купить в автомате.
Именно такой электричкой мы воспользовались, чтобы добраться до следующего пункта назначения - городка Веесп (15 минут от Амстердама).
Передвигались мы все время на электричках, которые ходят там с завидной регулярностью.
Билеты покупали прямо перед отъездом, аккуратно пробивая их в компостерах на перронах.
Когда времени было в обрез - старались посмотреть заранее, во сколько отходит последний поезд.
Особенно тщательно мы стали планировать свои переезды после того, как загулялись в Амстердаме и вынужденно остались-таки там ночевать.
Все дело в том, что в пределах страны поезда ходят допоздна, а вот в Брюссель, где у нас была забронирована гостиница, уехать нельзя уже после 20:00. Как бы европейцы не старались объединиться, все же переезд Амстердам-Брюссель считается международным, долгим и полным опасностей.
Поезда: Вокзалы располагаются в центре. Ориентироваться в поездах просто - везде на вокзале расположены экраны с пунктом назначения, остановками и номером пути, с которого уходит поезд.Цены в одну сторону от 5 до 15 евро на человека (в пределах Голандии).
Паромы: Очень приятный способ перемещения - на пароме, который зовется Fast Ferry. Это относится только к городам, которые расположены на воде. Таким образом, вы можете совершить на пароме примерно следующий маршрут: Дордрехт-Папендрехт-Амбахт-Алблассердам-Риддеркерк-Кримпен-Роттердам (между конечными точками время в пути около 1 часа) или Дордрехт-Звейндрехт-Папендрехт-Слейдрехт (время в пути чуть меньше часа). Есть, конечно же, и другие маршруты, я в данном случае ориентируюсь на Дордрехт. В любом случае, если хотите проехаться на пароме, ищите в городе указатели с надписью Fast Ferry. Цены по сравнению с поездом очень не большие, не более 10 евро, велосипед можно провозить бесплатно.
Велосипеды:
Трамваи и автобусы: Городской транспорт курсирует повсюду, цены около 2 евро за поездку, билет покупается у водителя. На каждой остановке есть карта с номерами автобусов/трамваев и их маршрутами, что позволяет сориентироваться, куда вам нужно поехать. Также на многих остановках есть табло с номером маршрута автобуса/трамвая и временем прибытия следующего "рейса".
Такси: Имейте ввиду, что счетчик начинается с 7,5 евро, и с каждой секундой набегает 10 центов. Выходит недешево. Кстати, в каждом городе недалеко от вокзала располагается туристическое информационное бюро (значок - три буквы V, расположенные в виде треугольника), где можно купить карту, сувениры, путеводители, заказать экскурсии и просто поинтересоваться, где что находится.
Шибко короткой получится прогулка.
Судите сами: в аэропорту Амстера надо быть за 2 часа до вылета, причем я лично рекомендую не рисковать, приезжая за 1.5 часа. Бывает, что на досмотр очередь движется довольно медленно. Значит, уже 4 часа осталось.
Дорога в город и обратно - около часа. Уже 3 часа.
Поиск выходов-входов и остановок, да плюс просто а/п очень большой по расстояниям - еще полчаса. И это в наиблагоприятнейшем раскладе. Если что-то пойдет не так - времени будет еще меньше.
Я такой пессимистичный потому, что долгое время летал через Схипхол дважды в неделю. Так что повидал всякого такого, что невозможно увидеть при эпизодических поездках.
Паспортного контроля нет, но есть контроль безопасности с очередями, порой довольно длинными.
Кстати, до дальних гейтов официально идти пешком 25 минут.
И это мы еще не брали в расчет ни опоздания, ни рулежку...(После приземления, самолет еще бесконечно долго рулит до рукава - точно не 5 минут. Мне даже вспоминается, минут около двадцати).
Нет, не волнуйтесь, все у вас получится, правда, в городе и трех часов не будет.
Но оно того стоит!
Процитирую начало уже одного опубликованного здесь отзыва, потому что и у меня знакомство со Схипхолом началось точно так же: "Благодаря компании KLM, в прошлый понедельник у меня состоялась экскурсия по амстердамскому аэропорту Схипхол". Однако не со специально организованной для этого группой. А в результате того, что в понедельник, 28 ноября 2011 года, мой рейс из Парижа в Амстердам задержали из-за тумана, а стыковочный уже улетел из Амстердама в Москву.
Понять, что мне придется перерегистрироваться на следующий рейс, который вылетал через 7,5 часов, я смогла уже только на гейте, пройдя в Схипхоле погранконтроль, лестницы, перекрестки и пробежав весь длинный коридор своей зоны вылета. Потому что, в отличие от указателей зон, которые я видела в этом аэропорту повсеместно, мониторами с общим табло вылета руководство Схипхола явно пренебрегло. Что весьма странно: в других аэропортах они в основном встречаются на пути не раз. Мне же только непосредственно у гейта удалось увидеть информацию о статусе моего рейса.
При перерегистрации мне дали среди прочего талончик с кодом - для бесплатного пятиминутного телефонного звонка в любую точку мира. На нем было написано, что звонить надо с красного таксофона. При этом не сказали, что в Схипхоле с этим таксофоном некая засада: множество аппаратов, но синих. И никакого плана, как найти, не дали. Поэтому заветный красный я искала битых минут сорок, даже неоднократно опрошенные мной в процессе поиска сотрудники аэропорта знали его местоположение очень приблизительно. Аппарат, как оказалось, таился в зоне С в районе 7-го гейта, скромно спрятавшись среди синих собратьев.
В довершение всего мой багаж в Москву не прибыл вместе со мной. Его доставили через два дня. Нашли, видимо, по запаху. Наверное, сыр, который я в нем везла из Парижа, надолго оставил память о себе в Схипхоле:)
За исключением этого аэропорт прекрасен, с разнообразным ассортиментом сувениров в многочисленных дьюти-фри.
Удалось отлично поспать пару часов в огромном мягком кресле в зоне отдыха: под звуки телевизора, гомон группы веселых эквадорцев, рояль за спиной, на котором то и дело играли все, кому не лень и кто во что горазд, ниагарский шум капсулы сухого аква-массажа, доносившийся с открытой площадки соседнего спа-салона, и под громкоговоритель, объявлявший рейсы.
Для поездок по Голландии покупается билет в автоматах или кассе на вокзале. Этот билет не привязан к конкретному поезду и не дает право на место. Можно сесть на любой поезд в этот день и прерывать путешествие сколько хочешь. Желательно, чтобы маршрут более-менее соответствовал линии между начальным и конечным пунктом, указанными в билете. Как правило, это билеты на один день. Но можно купить и билет без даты, тогда его нужно будет компостировать при выходе на перрон.
В Бельгию, Германию, Францию ходят скоростные экспрессы ICE. В билете на такие поезда указывается конкретный поезд и резервируется место. Можно купить билет без места за несколько минут до отхода поезда, но тогда велика возможность стоять в тамбуре всю дорогу.
Скоростные экспрессы останавливаются только на крупных станциях, развивают скорость до 250 км/ч и имеют дополнительный сервис в виде кафе и прочего. Поэтому билеты на ICE продают с доплатой (met toeslag). Пару лет назад голландцы перестали оформлять билет, если и пункт отправки, и пункт назначения находятся вне Голландии. Железнодорожные билеты в Бельгии дешевле, чем в Голландии. Билет Антверпен-Амстердам (купленный в Бельгии) может быть дешевле билета Амстердам-Антверпен (купленного в Голландии). Абсурд полнейший, но реально.
- Между городами дешевле и удобнее путешествовать на поезде. Автобусы - очень долго в пути. Билеты лучше брать на день и "туда-обратно". Время и номер поезда не проставлены, то есть, можно ехать на любом поезде, с любым количеством пересадок и кратких остановок в других городах, примерно придерживаясь маршрута. Такой билет называется dagkaart retour (дахкарт ретур). Покупается на вокзале в автомате или кассе (в кассе возьмут 50 центов за сервис). Есть еще различные абонементы, но самый маленький срок - месяц. Значит, вам не подойдет.
- Стриппенкарт - это билет на автобус или трамвай. Узнать, сколько зон, можно по книжечке расписания. Без знания голландского проблематично. Так что не стоит такую книжечку покупать. Заходите в автобус, даете стриппенкарт водителю и говорите название остановки. Он вам отштампует необходимое количество зон. Я поначалу исходила из принципа: 15 минут поездки - примерно одна зона. Но реально это узнаешь, проехав маршрут, или из книжечки.
Недавно появились и дневные билеты на автобус. Получается выгоднее. Но билетики такие есть только в паре провинций. Предлагают их сами водители.
Единственные автоматы для продажи жд билетов, принимающие карты Виза и Мастер, которые я видел в Голландии, установлены в Схипхоле. На остальных голландских жд станциях (включая Амстердам Central Station) - только наличные, местные карточки и местами Maestro.
Автоматы за наличные бывают такие, которые берут только монеты (на мелких станциях обычно такие), а бывают, что берут и купюры (такие встречаются на некоторых крупных станциях).
Автоматы бывают разных типов на одной станции, т.е. если тот, что перед вами, принимает, например, только монеты и не берет ни купюр, ни карт Maestro, посмотрите на соседние - какой-нибудь из соседних может, наоборот, работать только с картами (включая Maestro).
Провел поиск в интернете, вот что нашел:
http://www.virtualtourist.com/travel/Europe/Netherlands/Provincie_Noord_Holland/Amsterdam-463377/Transportation-Amsterdam-Train-BR-1.html
В посте How to use the ticket machine автор отмечает, что невозможно использовать "не местные" дебетовые карты. Там еще кстати картинка с изображением автомата, если ее увеличить, то справа над экраном вроде видна прорезь для монет.
Ниже еще пост про Change machine, которая разменивает купюры на монеты.
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах