← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Губит людей вода

Как известно, человеческое тело состоит преимущественно из воды. Известно и то, что можно довольно долго не есть, но долго обходиться без воды невозможно. Не новость, что вода воде рознь. И аристократия в водном царстве - родниковая и минеральная вода.

Ее благотворные качества люди оценили давным-давно. Неолитические и даже палеолитические поселения по всей земле очень часто соседствуют с источниками теплой, минерализованной или чистой родниковой воды. Испокон века в совершенно разных культурах и разных уголках планеты такие источники были объектами религиозного поклонения. Люди верили, что у каждого источника есть свое божество, и неважно, какие имена им придумывались в Древней Греции, Палестине, Ирландии, Латинской Америке или Японии. Истории о "живой" и "мертвой" воде, источниках "блаженства", о нимфах, христианских святых или сибирских шаманах свидетельствуют о том, что человечество всегда боготворило животворные качества минеральной воды.

Да и "курортный бизнес", поездки "на воды" - тоже далеко не новость. Римские императоры удалялись отдыхать на север Аппенинского полуострова, поближе к Альпам, где лечили свои болячки. Японские микадо занимались тем же на Хоккайдо, где минеральные источники имеются в изобилии.

Рядом с источниками минеральных вод возникали большие и важные города. Название Аахена, столицы Карла Великого, восходит к латинскому "acquae", "воды". По-французски "Аахен" звучит как "Экс-ля-Шапелль", город Экс в Провансе тоже находится рядом с источниками. Многочисленные города и городки во Франции, в названия которых входит слово "aix" или "aigues", "bains" или "bagnes" (то есть "бани"); все это множество "Баденов" и просто "Бадов" в Германии, Австрии и Швейцарии, всякие "Вары" и "Лазни" и "Лазенки" в Чехии и Польше; "Хаммамы" и "Хаммаметы" по арабско-турецкому Средиземному морю - следы вековой связи между термальными водами и человеческой экономикой.

Сейчас индустрия производства минеральных и питьевых вод в мире по объему является одной из самых мощных, она контролируется суперкорпорациями. Вокруг воды происходят настоящие финансовые войны, на рекламу тратятся колоссальные суммы. Это естественно - в развитых странах качественной воды все меньше, а люди, привыкшие к комфорту и пристально заботящиеся о своем здоровье, не желают пить воду "из-под крана". Уважающие себя американцы начинают брезговать "Кокой", "Пепси" и "Спрайтом" и переходят на минеральную воду. Это тревожит производителей "софт-дринков" и они изо всех сил стремятся подмять под себя "водяной бизнес".

Пить чистую воду, разумеется, полезнее, чем засоренную невесть чем, а разные минеральные воды помогают исцелиться от множества болезней. Но это уже из области медицины. Взглянем лучше на тему с социокультурной точки зрения.

У жителей разных стран свои предпочтения и ритуалы, связанные с водой, и свои любимые сорта. Например, скандинавы (если они не озабочены чисто лечебными проблемами) предпочитают слабоминерализированную родниковую воду. В этом, безусловно, проявляется культ чистоты и экологичности, присущий жителям этого северного полуострова. Если же пьют минеральную - то выбирают газированную, но желательно все же со слабым, неярким вкусом. Что вполне соответствует местной пресноватой кухне.

Немцы тоже любят родниковую воду, но обожают и острую, резковатую газированную воду вроде очень распространенной в Германии "Apollinaris". После тяжеловатого пива и в самом деле хочется чего-то бодрящего. А южные немцы и австрийцы не прочь смешать холодное белое вино с пузыристой минералкой - что совершенно невозможно, скажем, для французов или итальянцев. У них такое обыкновение вызывает насмешки, хотя это всего лишь продолжение древнегреческой и римской традиции. В античные времена, как известно, человек, разбавляющий вино водой менее чем наполовину, считался пьяницей. И, наверное, можно предположить, что склонность немцев к газированной воде может быть, в сущности, объяснена периодическим стремлением упорядоченного и рационального немецкого характера к романтизму и фантазии.

Сказать что-либо об акватических пристрастиях британцев довольно трудно. По моим, достаточно поверхностным, наблюдениям, пьют они в основном французскую воду. Хотя есть и собственные марки; кроме того, островитяне очень гордятся чистейшей родниковой водой из Шотландии, которую, к тому же, с успехом употребляют для изготовления виски. В XVII-XIX веках у британцев, видимо, огромным успехом пользовались воды из бельгийского городка Спа: слово "spa" в английском языке теперь обозначает любой курорт с минеральными водами.

Обратимся теперь к югу, к романским народам. За едой итальянцы (как и испанцы) предпочитают негазированную столовую воду, справедливо считая, что если по каким-то причинам трапеза не сопровождается вином, то уж лучше пить воду с нейтральным вкусом, не мешающим восприятию всех оттенков и ароматов еды. Но жажду предпочитают утолять водой с газом и более сильной концентрацией минеральных элементов, вроде знаменитей "Сан Пеллегрино".

Но законодателями мод и практически монополистами в области питьевых вод, как и во многих других кулинарно-гастрономических делах, являются, безусловно, французы. Упомянутые уже знаменитые и превосходные "Спа", "Аполлинарис", "Сан Пеллегрино" и множество других марок все-таки, хоть и экспортируются во многие страны, остаются региональными продуктами. Как наш "Нарзан" или грузинский "Боржоми". А вот французские "Эвиан", "Виттель", "Вольвик" или "Вальвер" вы непременно найдете в любом супермаркете от Кейптауна до Анкориджа или Аляски и от Токио до Нью-Йорка. Проверьте этот тезис хотя бы в Москве. Эти сорта на самом деле великолепны по вкусу и очень полезны для здоровья. Но если французское вино по праву считается лучшим в мире, то, по справедливости, французские воды ничем не лучше многих других - если добыты и разлиты в бутылки в соответствии со всеми правилами.

Не вдаваясь в цифры, легко представить, какие денежные суммы приносит продажа французских вод. Для того, чтобы достигнуть положения лидеров, французам пришлось приложить немало усилий и потратить много времени. Контролируют производство и продажу наиболее знаменитых марок такие огромные компании, как BGI (Brasseriеs glaciers internationales), SociОtО Thonon, группа Danon. Но, кроме того, французским правительством они были объявлены "общественно полезными предприятиями". То есть государство взяло на себя ответственность за соответствие продукта всем стандартам, но также - и за то, чтобы иностранцы не приближались слишком близко к контрольному пакету. Как вино, сыр или ядерные технологии, питьевая вода - область государственных приоритетов.

Кроме того, постоянно проводятся мощные рекламные кампании, знаменитейшие дизайнеры и художники делают бутылки и этикетки для ограниченных серий, выпускаемых ведущими марками. Все время придумываются новинки, например "Вальвер" либо "Перрье" с мятными, лимонными или травяными добавками, - но это для того, чтобы сохранить основной, стандартный и привычный для миллионов людей продукт на рынке.

Большинство источников французских минеральных вод находятся в Альпах, Вогезах или в вулканическом Центральном Массиве, в местах, славных своей великолепной и незамусоренной природой, что, конечно, только усиливает притягательную силу какого-нибудь "Эвиана" или "Сен-Йорр".

Французы в еще большей степени, чем итальянцы и испанцы, склонны к "eau plate", "плоской", то есть негазированной воде. У них есть несколько прекрасных сортов с пузырьками, вроде того же "Сен-Йорр" или "Бадуа", однако наибольшим успехом пользуются столовые и лечебные воды со слабовыраженным вкусом. Пить за столом воду с газом даже считается чем-то близким к "mauvais gout". Есть, впрочем, одно исключение - газированная и очень острая вода "Перрье". Но это тоже не столовая вода, а нечто вроде "шампанского среди вод". "Перрье" существенно дороже других марок и воспринимается уже не просто как вода, но как настоящий "напиток". И в основном дамский. Пить его предпочтительно, наливая в высокий стакан из маленьких стеклянных бутылочек, с ломтиком лимона, помешивая ложечкой для коктейля.

Вообще думающие о своем социальном облике французы безусловно предпочитают покупать воду в стеклянных, а не пластмассовых бутылках - хоть они и дороже. Дело не только в экологической сознательности, но и, конечно, в некотором снобизме.

Кроме того, благодаря своей озабоченности гастрономическими изысками, французы вынуждены внимательно следить за функционированием необходимых для потребления пищи органов. Поэтому большинство французских вод предназначены для улучшения деятельности печени, почек и желудка.

На периферии Европы тоже имеются свои местные особенности питья воды. На Балканах, например, принято, сидя в "кафане", запивать крепчайший кофе минеральной газированной водой со льдом - "кислой водой со ледом". Безусловно, османское влияние. Но былые владыки полумира кофе пили просто с холодной водой. А еще дальше на юг и на восток, в Армении, придумали замечательный для сухого и жаркого климата напиток, "тан" - смесь пузырящегося ледяного молочного напитка, "мацун", с столь же ледяной газированной минералкой.

Если же посмотреть на себя через призму иностранных привычек - то окажется, что россияне в своих пристрастиях, несомненно, ближе всего к немцам. Подавляющее большинство наших соотечественников предпочтет газированную воду "плоской". Например, производители очень недурной воды "Святой Источник", совместное американско-российское предприятие, добившись большого успеха на рынке, рассчитанном, в основном, на иностранцев (они являются официальными поставщиками для большинства дорогих международных гостиниц вроде "Рэдисон"), вынуждены были выпустить на внутренний рынок ту же воду газированной. Да и на правительственных приемах традиционно подается "Нарзан" с газом...

И, наконец, о еще одной стороне жизни, неразрывно связанной с водной индустрией. Вроде бы, минеральные воды - продукт, имеющий самое прямое отношение к здоровью. Однако исстари во всех "Бадах", "Эксах", "Лазнях" и "Варах" процветал игорный бизнес, неразлучный с прочими прелестями "индустрии удовольствий" - кабаре, проституцией, торговлей наркотиками и мафиозными разборками по поводу контроля над этими доходными делами.

Это вполне естественно. Вспомним Достоевского - он замечательно описал нездоровую психологическую и социальную атмосферу "Рулеттенбурга" его времен. "Воды" всегда были достаточно дорогим отдыхом и развлечением; сюда съезжались люди обеспеченные и зачастую бездельные. Мнительные барыни, болезненные девушки на выданье, удалившиеся от дел предприниматели, богатые рантье... И, конечно, искатели всевозможных приключений и легких доходов. Стоит учесть и двусмысленную, романтически-болезненную атмосферу, присущую любому курорту.

Современный большой водный курорт немыслим без казино. И без того, что в XIX веке называлось "воксал" - "vauxhall" - зала с концертной сценой, буфетами, зимним садом. Курортная публика прогуливалась здесь со специальными фарфоровыми кружечками с вытянутыми носиками, отхлебывала из них минеральную воду, знакомилась, флиртовала, ссорилась и обделывала делишки. Забавно, что русский язык - единственный, насколько мне известно, в котором здание большой железнодорожной станции называется "вокзалом". Из курортного "воксала" отправлялись к рулетке и зеленым столам, и здоровье в результате такого отправления зачастую менялось кардинальным (обычно, плачевным) образом. Наши предки, не мыслившие жизни без игры (писатель Дорошенко сказал как-то: "Вся Русь с восьми вечера до восьми утра играет, а с восьми утра до восьми вечера думает об игре"), похоже, отождествили азартное игорное путешествие, имевшее, бывало, своим конечным пунктом "русскую рулетку", с поездкой на воды от пункта А до пункта В. По рассказам, в курортных казино Западной Европы потомки персонажей Достоевского снова поражают окружающих немыслимым размахом и риском.

Так что в мире все парадоксально и взаимосвязанно. Прозрачность, чистота, польза для здоровья сливаются с пороком и грязью. Мистические легенды о нимфах и святых в наши дни трансформируются в мифологию азарта и случая.

Закончу морализаторски. Промывайте печень, почки и желудок; оздоравливайте нервную и двигательную системы; стимулируйте сердечную деятельность. Любуйтесь великолепными пейзажами Альпов, Оверни, Савойи, Татр или Кавказа. Способствуйте сохранению чистоты природы хотя бы при помощи потребления экологически чистых продуктов (но, пожалуйста, выбрасывайте пустые бутылки в специально предназначенные места). Тогда, возможно, даже если вас вдруг соблазнит суконное "зеленое поле", вы сохраните ясность ума.

Смотрите также
56092

Спецпредложения авиакомпаний

14.04 Gulf Air Москва - Париж от 51 914 руб
05.04 Air Algerie Москва - Париж от 55 049 руб
02.04 FlyOne Armenia Москва - Париж от 32 193 руб
02.04 Royal Air Maroc Москва - Париж от 47 159 руб
02.04 Pegasus Airlines Москва - Париж от 35 205 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах