Транспорт в Филиппинах: личный опыт
Первое, что бросается в глаза - это уникальный общественный транспорт: джипни и трайсиклы. Джипни - пример того, как филиппинцам до жути понравился военный американский Jeep Wrangler. Так как в то время круче автомобиля на этих островах не было, местные механики стали копировать дизайн джипа, но делать автомобили, заточенные на пассажирские перевозки.
Так получились невероятные маршрутки, без которых сложно представить себе современные Филиппины. Каждый водитель украшает свой джипни по своему. Все пытаются выделится и поэтому по города и селам колесят аляповатые произведения искусства, обдающие прохожих черным солярным дымом.
Трайсиклы - это филиппинский вариант моторикши. Они почему-то выбрали вариант мотоцикла с крытой коляской.
Трайсиклы есть везде. Это национальный вид индивидуального транспорта так как он дешев и на нем, если втянуть животы, может поместится человек 10. В каждом регионе сложился свой уникальный дизайн трайсиклов и по ним можно изучать культуру разных филиппинских народов.
Таким образом в первое время в Маниле твой взгляд больше всего притягивают джипни и трайсиклы. Остальное неинтересно.
Тааль - небольшой филиппинский городок, расположенный в 100 километрах к югу от столицы страны - Манилы. Чтоб добраться до него лучше всего сесть на автобус на автостанции Бэндия (Buendia) до городка Лемери (Lemery) - все эти автобусы следуют через Тааль.
Остановок на Buandia много, большинство автобусов идет в провинции Лагуна (Laguna) и Батангас (Batangas).
До Илоило 234 км, и казалось бы что тут ехать 3 часа с небольшим. Но это только казалось. При должном мастерстве и сноровке местных водителей -дорога заняла 5-6 часов. Водитель, каждый раз замечая у меня в руках фотоаппарат, считал делом чести остановить и позволить мне пофоткать. Через 40 минут я решила бросить это гиблое дело, а то подумала мы никогда не доедем, или меня высадят где-нибудь по пути).
Любопытна так же манера вождения филиппинцев. Две полосы и двойная сплошная, пустая дорога. Обгон по встречке, и пофиг, что там движение и двойная сплошная, главное побибикать хорошо, чтоб подвинулись.
Самый, казалось бы, логичный способ перебраться с острова на остров - это доплыть на корабле. Мы попробовали сплавать из Эль-Нидо в Манилу. Нехорошие предчувствия возникли, как только мы увидели корабль, больше похожий на супницу. На первом этаже корабля рыбой воняло так, что на глазах выступили слезы, а второй этаж, где мы собирались провести ближайшие 36 часов, представлял собой тесный и низкий барак, с двухэтажными нарами на 60-70 человек. Причем первый этаж нар был на уровне пола, а второй (кстати, "бизнес класс") на уровне пояса среднего европейца. Заканчивались верхние нары окном без стекла, ведущим в океан. Короче, полный швах.
Понятное дело, корабль был набит филиппинцами. Но этого оказалось мало. После того, как место для людей закончилось, на борт стали грузить буйволов, которыми заставили всю палубу, видимо специально, чтобы совсем негде было ходить. В процессе погрузки одного из немаленьких быков уронили за борт. Из положительных моментов стоит упомянуть очень вкусную еду, входившую в стоимость билета. Кроме того, было интересно понаблюдать за тем, как команда на толстенную леску ловит марлина. Билет в один конец на это чудо стоил 1000 песо за место "бизнес класса" и 800 за то, которое на полу. По совокупности ощущений можно порекомендовать этот вид транспорта только для настоящих искателей приключений, а остальным лучше воздержаться!
Поскольку Филиппины - островное государство, надо как-то перебираться между островами. Самый лучший и наиболее быстрый способ - лететь самолетом. Цены вполне умеренные, самолеты приличные, летают часто. Машины на местных линиях летают самые разные, от маленьких моторных "Сесна" до полноразмерных "Боингов" вроде 737-ого.
Билет из Манилы до столицы провинции Палаван - города Пуэрто-Принцесса, в январе 2009 года стоил 2200 песо (50 баксов за 700 км - это совсем недорого). Летели каким-то маленьким "Боингом", мест на 40-50. Пилот вел самолет вручную и сажал тоже - посадочка была запоминающаяся. А вот цена на маленький самолет, следующий из курортного местечка Эль-Нидо в Манилу, стоил бешеные 8500 песо (около 200 баксов).
Отметим, что на Филиппинах есть две крупные авиакомпании, занимающиеся внутренними перевозками, это Philippine Airlines и Sebu Pacific. Считается, что они надежнее других, поэтому рекомендуем пользоваться именно их услугами.
Общественный транспорт. В большинстве городов Филиппин он основан на "джипни". Джипни это своеобразные маршрутки, сделанные из потомков американских военных джипов. Весьма забавное зрелище! Выпускают их некрашеными, а дальше каждый хозяин раскрашивает свой агрегат кто во что горазд. Иногда попадаются просто шедевры. Проехать на джипни стоит ОЧЕНЬ дешево, 5 песо (около 3 рублей). Основная проблема состоит в том, что для того чтобы поехать на джипни, надо хорошо знать, куда Вам надо, а также представлять себе географию того места, в котором находитесь. Реально, например в Маниле, практически невозможно разобраться в бесконечной веренице пестрых автобусов, в которые народ залезает и вылезает прямо на ходу. Нам удалось поездить, но это было либо в сопровождении знакомых филиппинцев, которые дирижировали процессом, либо на целиком арендованном нами джипни. В последнем случае цена, естественно, возрастает, и вот тут-то торговаться не можно, а нужно так как водилы ломят нещадно.
Почти на любом автовокзале или стоянке можно арендовать минивэн, которые тут называют просто "вэн". Причем под этим названием местные понимают любую машину, вместимостью более пяти человек, начиная от 11 местной Mitsubishi Delica и заканчивая джипом на 7 человек с продольными лавками в багажнике. Минивэны в целом дороже, но они, как правило, снабжены кондиционерами и ездят существенно быстрее чем джипни. С водилами арендуемого транспортного средства тоже надо торговаться до последнего. Минивэн из Пуэрто Принцессы до местечка Сабанг, рядом с которым находится подземная река, стоил 5000 песо за целый день, водила ждал пока мы нагуляемся, а потом наедимся. Доехать на минивэне из Пуэрто Принцессы до Эль-Нидо - 600 песо с человека. Существуют и большие рейсовые автобусы. Они отправляются с автовокзалов, останавливаются по требованию. Автобусы как правило комфортные, прохладные и удивительно дешевые. Так автобус, доставивший нас из Манилы в Тагайтай стоил 83 песо с человека. К сожалению, автобусы хорошие не всегда, например, из Эль-Нидо до Пуэрто-Принцессы ходит нечто древнее, раздолбанное и лишенное не только кондиционера, но и стекол, правда и стоит такой автобус 350 песо (за 6 часов дороги).
Если совсем нет желания ехать на общественном транспорте, можно взять такси. Удовольствие стоит от 40-300 песо в зависимости от того, как далеко ехать. Тарифы фиксированные, от пункта А до Б стоит добраться столько-то, больше с вас по идее просить не должны, но водилы часто не хотят включать счетчик :) Так что торгуйтесь! В такси чисто и опрятно, есть кондиционеры. Водители в основном адекватные, но попадаются полные обмылки и папуасы! Мало того, что водить не умеет и норовит угробить, так еще и по английски практически не говорит, и не знает где у него в городе что находится...
Спецпредложения авиакомпаний
14.04 | Gulf Air | Москва - Манила | от 35 873 руб |
10.04 | ИрАэро | Иркутск - Манила | от 17 110 руб |
09.04 | Oman Air | Москва - Манила | от 61 400 руб |
03.04 | China Eastern | Москва - Манила | от 26 503 руб |
03.04 | China Eastern | Москва - Манила | от 57 232 руб |
25.03 | China Eastern | Москва - Себу | от 58 174 руб |
22.03 | Qatar | Москва - Манила | от 47 126 руб |
27.01 | Turkish Airlines | Казань - Манила | от 58 991 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах