← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Ходьба по краю

Обследовать разрушенный завод, побывать на брошенном складе, залезть на крышу. Такие развлечения теперь по вкусу многим путешественникам

Это увлечение начинается по-разному: кто-то посмотрел боевик, где решающая драка происходит на заброшенном цементном заводе, а кто-то в детстве любил полазать по старым гаражам — и почему не попробовать снова?

В поисках крыши

Студенты МГУ, учащиеся на Ленинских горах, любят пройтись по крыше Главного здания. "Выбраться совсем несложно, все знают как: из окна аудитории на 14-м этаже либо из одной из башен общежития, пройдя через кухню. Эти прогулки администрацией официально не запрещены", — говорит Тимофей Архангельский, студент 4-го курса мехмата МГУ. Однако профессиональные "руферы" ценят опасные покатые крыши заброшенных домов, с которых открывается живописный вид на старую Москву. Маркетолог компании "Тинко" Денис Ромодин, уже несколько лет исследующий урбанистические дебри, говорит, что ходит на крыши "отдохнуть и полюбоваться на город". Ольга Бондарева, контент-менеджер интернет-проекта "Куда.TV", тоже любит заброшенные дома: "Кажется, что прикасаешься к чьей-то тайне, к чужим воспоминаниям". Правда, найти хорошую — и главное, доступную — крышу становится все труднее. Дома сносят или перестраивают, чердаки закрывают на замки. По словам Ромодина, начинающие "руферы" знакомятся с группами, у которых уже есть свои любимые крыши, и они знают, как туда попасть. А Ольга Бондарева ездит гулять по крышам в Абхазию: "Там встречаются просто фантастические места. В этом году мы ездили с друзьями смотреть на разные особняки. Они стоят на холме, и с крыш открывается потрясающий вид на море. Но по пути к ним мы нашли кое-что поинтереснее: развалины оперного театра с партером, ложами и гримерками. Даже синяя краска стен и позолота кое-где сохранились".

Парк юрского периода

Отдельный интерес представляют объекты технического назначения, сохранившиеся с советских времен, — например, завод "Свема" в украинском городе Шостке, который тогда выпускал большую часть фото-, кино- и магнитной пленки. С 2000 года производство остановлено, и сегодня пустые цеха стоят с выбитыми окнами и обломками вывезенного на цветной металл оборудования. В Москве пока еще можно увидеть развалины автозавода "Москвич", на востоке Подмосковья имеется целый заброшенный химкомбинат. Из индустриальных развалин уже извлекают выгоду. В туристическую достопримечательность превращена знаменитая база подводных лодок в Балаклаве. "Этот номерной сверхсекретный объект работал до начала 1990-х, — рассказывает экскурсовод Татьяна Шакун. — После раздела черноморского флота завод закрыли, базу демилитаризовали. Два года она находилась под охраной, потом все ценное оборудование вывезли, охрану сняли, и сюда двинулись собиратели металлолома и просто искатели приключений. Опасное было место, его называли “черная дыра” — в темноте было легко провалиться в открытые люки". В 2003 году базу решили преобразовать в музей, где постепенно создается экспозиция. "Мы пополняем ее минно-торпедным вооружением, оборудованием с подводных лодок, — рассказывает Олег Харивский, заведующий военно-морским музейным комплексом “Балаклава”. — А в будущем, надеемся, у музея появится и главный экспонат: собственная подлодка". По словам Харивского, интерес к музею растет: в 2006 году было около 70 тыс. посетителей, а в 2007 году — около 100 тыс. Другой освоенный объект — Музей узкоколеек в Переславле-Залесском, организованный как раз на месте покинутых в постсоветские годы железных дорог (зимой, правда, он закрыт). Здесь можно пойти на выставку старых паровозов, а еще покататься на дрезине. В Москве же в прошлом году открылся экспозиционный комплекс "Противостояние", созданный на базе секретного узла связи времен "холодной войны" (подробнее об этом см. "Объект № 42" в № 16(53) от 04.05.2007).

Чтобы запомнилось

Два года назад в "Живом журнале" появилось сообщество ru_abandoned, в котором "абандонщики" (так называют себя любители заброшенных объектов) выкладывают свои фотографии. Создатель сообщества Александр Беленький рассказывает, что в какой-то момент снимки, которые он выкладывал в своем блоге, "захотелось показать более широким массам". "Разослал ссылки по знакомым, они стали их распространять. Постепенно сообщество стало набирать обороты. Сейчас у нас 3700 постоянных читателей", — рассказывает Александр. При этом участники сообщества не обсуждают в открытую свои будущие вылазки — экспедиции организуются в "приватном режиме", чтобы потайное место не стало известно всем.

Собственное увлечение "забросами" началось у Александра с командных городских игр, один из этапов которых — поиск надписи-кода, спрятанного в заброшенном и желательно жутковатом месте (подробнее об этом см. "Компьютерная реальность наяву", "Ведомости", № 204(1978) от 29.10.2007). Тут-то и нужны развалины. "Готовя игру, мы прочесывали северо-запад Москвы, — рассказывает об этом приятель Александра Беленького Карен Асоян, PR-менеджер компании Ericsson и руководитель команды в популярном квесте “Схватка”. — Мы нашли хороший “заброс” — цементный завод на Филевской, 2. Но в конце концов завод не понадобился, и мы рассказали о нем “дружественной команде”, которая в обмен показала нам “город столбов” в Тушине. Там на огромной территории эти столбы торчат, как грибы". По его словам, в хорошо организованном квесте должны быть и коллекторы, и забросы — кто что любит: "Играет-то до полутора тысяч человек за ночь, и хочется, чтобы всем что-то запомнилось".

www.kukushka.ru — Музей узкоколеек в Переславле-Залесском
www.zkp42.ru — ЗКП "Таганский", музей "холодной войны" в подземном бункере 50-х годов
Pripyat.com — сайт города-призрака Припяти, неподалеку от Чернобыля. Здесь можно задать вопросы и попытаться "вписаться" в очередную вылазку в Припять

Смотрите также
38810

Спецпредложения авиакомпаний

19.04 Ред Вингс (Red Wings Airlines) Челябинск - Минск от 6 823 руб
18.04 Якутия Москва - Новосибирск от 4 261 руб
17.04 Hainan Airlines Санкт-Петербург - Токио от 22 686 руб
17.04 Уральские авиалинии Екатеринбург - Стамбул от 20 098 руб
17.04 Nordwind Airlines Москва - Варадеро от 25 174 руб
17.04 China Southern Москва - Денпасар от 61 063 руб
17.04 Smartavia Москва - Мурманск от 1 045 руб
17.04 S7 Новосибирск - Астана от 14 885 руб
16.04 AZAL Махачкала - Баку от 11 141 руб
16.04 Руслайн Нарьян-Мар - Пермь от 4 000 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах