Интервью с Ольгой Яриловой о Крыме, безвизовом транзите для иностранцев и развитии внутреннего туризма

Ольга Сергеевна Ярилова В 2012 году российский туризм перешел в ведение Министерства культуры Российской Федерации. За прошедшие два года ведомством было сделано много эффективных шагов, направленных на развитие отрасли. Обновляются классификации гостиниц и пляжей, ведется многоплановое развитие туристических центров в регионах, а также продумываются меры по привлечению иностранных туристов в Россию. В преддверии летнего сезона, а также сразу после возвращения Крыма в состав России Travel.ru поговорил с директором Департамента туризма и региональной политики Ольгой Сергеевной Яриловой.

Ольга Сергеевна, сейчас ведется большая работа по интеграции Крыма в Россию, чтобы наши туристы чувствовали там себя как дома. Расскажите, пожалуйста, что для этого уже сделано и что планируется сделать в ближайшее время?

Крым в прежние времена был основным туристским центром нашей страны, и, безусловно, будет им сейчас. Мы делаем всё для того, чтобы это произошло как можно быстрее. Две трети жителей Крыма работают в туротрасли. Оттого, как она будет развиваться, зависит их благосостояние, поэтому правительством перед нами поставлена задача обратить особое внимание на развитие туризма в этом регионе.

Мы провели большой форум в Симферополе, в котором приняли участие более 300 человек - региональные министры туризма, представители туркомпаний и крупных промышленных предприятий, которые заинтересованы в отдыхе своих сотрудников. Туда приехали российские делегации из 12 субъектов РФ, в том числе из Сибири и Дальнего Востока. Подписали более 15 соглашений о сотрудничестве!

Недавно министр по туризму Крыма Елена Юрченко находилась в Сибири - у нее состоялся "круиз" по северным территориям: там во многих регионах проходят туристские выставки, и Елена Анатольевна лично рассказала о преимуществах отдыха в Крыму.

Мы завершаем подготовку "дорожной карты", то есть списка поэтапных мер по развитию туристической отрасли Крыма. Безусловно, предусматриваем в ней работу наших туроператорских компаний, решаем с Минтрансом вопросы по билетам, по организации новых регулярных и чартерных рейсов, с Минкомсвязи - по продвижению и освещению Крыма, чтобы люди получали актуальную и проверенную информацию о том, что отдыхать в Крыму безопасно и комфортно.

Отдыхать в Крыму сейчас, действительно, безопасно?

Я лично недавно была на полуострове и могу сказать: никакой напряженной атмосферы там нет.

А крымский турбизнес готов к приему наших туристов?

Сейчас проводятся образовательные семинары для персонала, им рассказывают о новых тенденциях в туризме. Также уделяется внимание тому, что законодательство Крыма должно быть интегрировано в российскую систему, поэтому людям сообщают об отличиях нашей правовой базы от украинской.

Крым отвечает нам взаимностью: на сегодняшний день 120 объектов размещения уже вступили в переговоры с нашими туроператорами и готовы снижать цены на свои услуги примерно на 20-30 процентов.

Украинское законодательство отличалось от российского, например, в отношении пляжей. Как крымские пляжи будут интегрироваться в нашу российскую систему - и законодательно, и какие там должны быть проведены работы? Что будет с частными пляжами? Что будет сделано в первую очередь уже в этом сезоне?

Классификация пляжей на сегодняшний день в России регулируется приказом Минкультуры России №1488 от 03.12.2012, который вступил в силу в июле 2013 года. Классификация предусматривает три категории: первая - самая высокая, третья - низшая. Синий цвет флага на пляже соответствует первой категории, зеленый - второй, желтый - третьей. Аккредитованные организации проводят на российских пляжах оценку, определяют уровень сервиса и оснащения пляжа. При этом учитывается наличие и местоположение кабин для переодевания, душевых, туалетов, пунктов питания, урн, шезлонгов, столиков, спортивных площадок и многое другое.

Основными целями настоящей системы являются гармонизация критериев классификации пляжей в России с существующей зарубежной практикой и обеспечение качества услуг, предоставляемых на пляжах. Пляжи дифференцируются в зависимости от качества и ассортимента услуг. Классификация обеспечивает потребителя полной и достоверной информацией и повышает конкуренцию. Все это должно приводить к увеличению туристического потока и доходов от въездного и внутреннего туризма за счет укрепления доверия российских и иностранных потребителей к объективности оценки услуг, предоставляемых на пляжах.

По украинскому законодательству классификация пляжей также носит добровольный характер. Пляжи классифицируются по пяти категориям от I до V, обозначаемых количеством ракушек. Высшая категория пляжа - V, низшая - I, то есть означает минимально оборудованный пляж. Знак категории крымского пляжа представляет собой прямоугольный флаг белого цвета с волнистой линией и информацией о категории пляжа с указанием соответствующего количества желтых ракушек от 1 до 5, наименованием ассоциации, выдавшей флаг, и годом действия сертификата.

Всего в Крыму 560 пляжей. В соответствии с украинским законодательством они делились на лечебные (это, как правило, пляжи санаториев, доступные для отдыхающих этих баз), оздоровительные (объекты размещения с комплексом оздоровительных услуг, доступ ограничен), детские, общедоступные. Сейчас крымские власти взяли курс на максимальное "освобождение" пляжей для безопасного и беспрепятственного посещения туристами. Ожидается, что в этот сезон число таких пляжей достигнет 400.

Известно, что Ваше ведомство много делает для развития системы классификации гостиниц в нашей стране. Что сейчас происходит в этой сфере? Будут ли в новой редакции учитываться мини-отели?

Сегодня мы ведем большую работу по внесению изменений в эту классификацию. Раньше понятия "малые отели" вообще не было ни в одном нормативном акте. Сегодня мы его ввели: в новом проекте классификации впервые прописаны требования для таких гостиниц, создается нормативная база.

Соответствующий проект приказа Минкультуры России от 23.09.2013 №1477 "Об утверждении порядка классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, осуществляемой аккредитованными организациями" прошел согласование в Минюсте - были внесены дополнения, над которыми мы сейчас работаем. Впереди еще несколько рабочих моментов, далее его должны утвердить в Государственной думе. Планируем, что все эти изменения будут внесены до конца года.

Мы впервые отразили малые отели в правилах предоставления гостиничных услуг. Проект постановления сегодня согласовывается с Роспотребнадзором, после этого мы его сможем внести в правительство. Кроме того, у нас вышли ГОСТы, в которых также отражено это понятие.

Есть ли планы сделать классификацию гостиниц обязательной для всех?

Это не только планы, у нас есть поручение правительства на этот счет. Мы считаем, что Россия - огромная страна, и, конечно, классификация должна быть. Обязательная классификация введена в Сочи в связи с проведением там Олимпиады. А с 1 июля 2015 года введение классификации запланировано в 11 городах, где будет проходить чемпионат мира по футболу в 2018 году.

Хотя эта классификация платная, мы стараемся минимизировать затраты бизнеса. Стоимость классификации зависит от размеров номерного фонда и категории, на которую претендует объект. Ориентировочно классификация отеля в 100 номеров на категорию "3 звезды" стоит в среднем 100 тысяч рублей. При этом следует учитывать, что на налоги и отчисления, которые платит аккредитованная организация, уходит почти 50%. Это значит, что остается сумма, которая должна покрыть накладные расходы организации и оплату труда экспертов, которые работают на объекте не менее трех дней, в течение которых им нужно оценить техническую составляющую, качество оснащения номеров и уровень сервиса в отеле.

Наши "звезды" будут соответствовать мировым стандартам?

Да, наши "звезды" во многом будут соответствовать международным требованиям. Наверное, здесь можно привести в пример общеевропейскую систему классификации отелей Hotel Stars Union. Стандарты этой системы сегодня признали в 17 странах Европы, что подтверждает ее эффективность. Мы внимательно изучаем развитие европейской системы классификации, чтобы самый удачный опыт применять в России.

Вашим министерством разработан очень важный для въездного туризма законопроект "Об утверждении положения о порядке пребывания на территории Российской Федерации в течение 72 часов...". Когда он будет принят? В чем важность этого документа? Какие перспективы он открывает для российской туротрасли?

Законопроект, согласно которому иностранные туристы, прибывающие в Россию через определенные аэропорты, смогут пребывать на нашей территории 72 часа без виз, уже был на согласовании в разных министерствах, прошел первое чтение в Думе и готовится ко второму. После чего нам нужно будет в кратчайшие сроки согласовать и утвердить список стран, из которых к нам будут приезжать туристы, и перечень аэропортов, которые будут принимать иностранцев.

Например, введение в Корее, Японии и Китае безвизового 72-часового транзитного режима дало увеличение турпотока на 30%.

По экспертным оценкам принятие данного законопроекта в России увеличит въездной туристский поток на 60%. Более равномерно распределится нагрузка на объекты туристской сферы Москвы, Санкт-Петербурга и Казани в течение всего года, что означает больше налоговых поступлений в низкий сезон. Эта мера придаст импульс событийному, выставочному и конгрессному туризму, доходы гостиниц за год вырастут на 3,6-5,4 млрд рублей. Кроме того, законопроект повышает конкурентоспособность аэропортовых хабов.

Известно, что в последнее время Ваше министерство очень много делает для продвижения российских регионов на внутреннем рынке и за рубежом. Наконец, иностранцы (да и многие россияне!) узнали, что у нас есть не только Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо и Транссибирская магистраль. Не могли бы Вы рассказать об этой работе поподробнее?

У нас есть поручение президента разработать и утвердить долгосрочную комплексную стратегию развития въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации. Сегодня проект стратегии уже подготовлен. Главное, что его будет отличать от всех предыдущих стратегий - акцент на региональный аспект: мы стараемся показать региональные точки роста, как и где будет развиваться туризм в нашей стране и что для этого нужно сделать, потому что где-то стоит уделить внимание пляжному туризму, где-то оздоровительному, где-то, как в центре России, культурно-познавательному. Это будет важнейший стратегический документ.

Кроме того, впервые создан Координационный совет по туризму, членами которого являются министры туризма всех субъектов Российской Федерации, возглавляет совет министр культуры Российской Федерации. Этот орган активно участвует в выработке основных направлений государственной политики в сфере туризма, обсуждает ключевые вопросы, дает экспертные оценки-заключения, в результате которых принимаются важнейшие для развития туротрасли решения.

Если говорить о развитии внутреннего туризма, то, безусловно, основной момент, которому мы уделяем внимание, - это развитие инфраструктуры. Принята федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)". Сейчас закончился первый этап ее реализации.

Сегодня реализуются 24 туристских кластера в различных регионах. Мы оказываем содействие и помощь регионам, которые привлекают большое количество туристов, в создании туристической инфраструктуры.

Не менее важно создание системы навигации и ориентирующей информации для туристов. Совместно с Минтрансом России, МВД России, Минрегионом России мы разработали методические рекомендации для регионов по созданию и установке навигационных знаков. Сегодня ведется активная работа по внедрению этой системы во всех регионах России.

Сегодня мы уделяем большое внимание организации новых туристических маршрутов регионального и федерального значения. Особенно в малых городах России, где необходимо активнее задействовать уникальные культурные и природные достопримечательности, самобытные промыслы и ремесла - всё то, что создает неповторимый образ города и формирует его бренд.

В целях популяризации культурного наследия народов Российской Федерации министерством разработаны оригинальные туристские маршруты: "Великий шелковый путь", "Серебряное ожерелье", "Русские усадьбы", не имеющие аналогов в России.

У нас есть поручение президента по организации культурно-познавательных поездок для детей. В конце прошлого года мы начали реализовывать проект "Моя Россия - град Петров" - более 18 тысяч детей из 31 субъекта Северо-Западного и Центрального федеральных округов посетили Санкт-Петербург. Участниками проекта также стали школьники из Амурской области и Хабаровского края, пережившие страшное наводнение. Ребята побывали в Мариинском театре, где специально для них была подготовлена экскурсионная программа. Посетили Русский музей, Петергоф, Эрмитаж, Пискаревское мемориальное кладбище. Они узнали о своей стране много нового, интересного и важного.

В этом году мы запланировали ещё три маршрута: "Москва - Золотое кольцо", отдельно Петергоф и отдельно Ясная Поляна, в программе которых предусмотрено проведение интерактивных занятий, организация литературно-исторических викторин, игр-путешествий, творческих мастерских, эколого-просветительских программ. Регионы оплачивают дорогу, всё остальное, с момента прибытия детей на место и до отъезда, финансируется из средств федерального бюджета.

В каждом регионе также реализуются интересные акции для детей. Кроме того, целый ряд проектов поддерживается на федеральном уровне. Например, в рамках всероссийского конкурса "Умникум", учрежденного министерством для одаренных детей, занимающихся художественным творчеством, ежегодно организуются экскурсионные поездки в Санкт-Петербург. Именно там проходит заключительный этап этого конкурса.

Ведется ли работа по созданию туристско-информационных центров?

В январе этого года при непосредственном участии министерства была создана Национальная ассоциация информационно-туристских организаций. Она объединяет туристско-информационные центры (ТИЦ) различных регионов России. Учредителями ассоциации стали ТИЦ тринадцати регионов России. Возглавляет партнерство Алла Юрьевна Манилова, заместитель министра культуры РФ.

В каждом регионе сосредоточено много информации, от турфирм, от музеев, о событиях и мероприятиях, которые проходят сейчас и будут проходить в ближайшее время, об экскурсионных маршрутах и достопримечательностях. И туристско-информационные центры такую информацию собирают и бесплатно предоставляют посетителям. Роль ТИЦ возрастает с каждым годом. Но в то же время в разных регионах такие центры очень разные. Есть лидеры, есть и те, кто в силу того, что они не так давно работают, или у них не хватает ресурсов, отстают. Наша задача сегодня сделать так, чтобы все центры предоставляли гостям необходимый набор услуг, информацию, как в крупном городе, так и в малом поселке.

В декабре прошлого года министерство разработало рекомендации для ТИЦ. Это рекомендации о том, какую информацию они должны предоставлять, как должны быть оформлены такие центры. Мы сделали, в том числе, и рекомендации по юридической форме, предложив делать их в виде бюджетных учреждений. Предложен Единый знак, который позволяет в любом городе быстро узнать местонахождение центра, где турист может получить информацию по любому вопросу касательно своего пребывания.

Наша следующая задача - создание настоящей единой сети туристско-информационных центров. Это означает, что если вы придете в туристско-информационный центр одного региона, вам смогут дать информацию о том, что происходит в соседнем регионе. Это важно для развития межрегиональных маршрутов, для создания комфортной среды пребывания туристов в стране в целом. Уже ведется совместная с партнерством ТИЦ работа по созданию Региональных календарей событий, Региональных реестров объектов размещения, Реестров объектов туристского показа.

Чаще всего в ТИЦ работают люди, которые искренне любят свой регион, свой город, переживают за развитие туризма. Поэтому в рамках созданного партнерства мы стараемся помочь туристско-информационным центрам, сделать их работу легче и эффективнее. Ведь сегодня ТИЦ становятся настоящими центрами туристской жизни. Именно они обладают всей полнотой информации о развитии туризма региона. И наша задача как министерства максимально помочь им быть полезными для туристов.

38810

Спецпредложения авиакомпаний

22.11 Jat Москва - Тиват от 14 588 руб
22.11 KLM Москва - Сан-Паулу от 59 030 руб
22.11 S7 Москва - Липецк от 2 005 руб
22.11 flydubai Москва - Дубай от 9 529 руб
21.11 Qatar Москва - Хошимин от 26 425 руб
21.11 SWISS Москва - Нью-Йорк от 22 109 руб
21.11 Utair Москва - Самара от 1 485 руб
21.11 Lufthansa Москва - Гамбург от 12 009 руб
21.11 Air Malta Москва - Мальта от 17 749 руб
21.11 Аэрофлот Москва - София от 13 716 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта