Отдых по закону

Дальние берега влекут нас с непреодолимой силой. После долгих лет изоляции от остального мира очень хочется выехать за пределы родного государства и почувствовать себя вполне цивилизованным человеком, ежегодно отдыхающим в кругу таких же туристов из других стран. Чтобы не омрачить свой отдых, надо знать, что наше пребывание за рубежом регулируется как российским, так и иностранным законодательством. К сожалению, в России правовое обеспечение туризма разработано слабо и не всегда закреплено законодательно. Но несмотря на это, мы путешествуем, и уже сегодня есть способы, позволяющие определить надежность туристической фирмы, правомерность изменения условий пребывания, возможность возмещения материального и морального ущерба и т.д.

Свои права лучше знать

Туристом считается гражданин, который находится в стране временного пребывания начиная от 24 часов до 6 месяцев подряд или останавливается в гостинице хотя бы на одну ночь. Цели иностранных туристов в других странах могут быть различны, за исключением зарабатывания денег. Еще до въезда на территорию другого государства иностранные туристы должны знать свои права и обязанности.

Во-первых, это право на информацию. Туристы обязаны знать правила въезда в ту или иную страну, правила пребывания там, особенности местных обычаев, состояние окружающей среды. Все эти сведения обязано предоставить туристическое агентство. Туристы имеют право на свободу передвижения и свободный доступ к природным, историческим, социально-культурным объектам. В то же время запрет, скажем, на вход в мусульманские мечети для женщин не является ограничением свободы, поскольку это правило распространяется и на женщин, живущих в этой стране постоянно.

Во-вторых, все туристы имеют право на личную безопасность. Это означает, что места отдыха должны располагаться на охраняемой территории, обслуживающий персонал способен действовать адекватно в чрезвычайных ситуациях, туристы обеспечиваются соответствующей экипировкой и т.д.

В-третьих, право на сохранность имущества туриста является продолжением признанного во всем мире права на частную собственность.

В-четвертых, неотъемлемым правом каждого туриста является оказание ему неотложной медицинской помощи в случае какихлибо происшествий или несчастных случаев. При автокатастрофе никто не должен выяснять, имеете ли вы страховку или денежные средства на лечение.

В-пятых, иностранный турист имеет право на беспрепятственный доступ к средствам связи, если его по каким-либо причинам поместили в полицейский участок, о чем можно твердо заявить местной полиции.

И наконец, самым важным является право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае, если обещанная четырехзвездочная гостиница оказалась скромным фермерским домиком. а вид на море сменился созерцанием скотного двора. Главное, чтобы все обещания были отражены в договоре между туристом и туристической фирмой. В случае их нарушения возникает право на возмещение вреда, которое осуществляется фирмой либо добровольно, либо в судебном порядке. Но учтите - все требования должны быть подтверждены вескими доказательствами. Как правило. получить их несложно. Если обещанный кондиционер включается только днем, а в договоре это условие не было оговорено, подтвердите это документом, подписанным менеджером отеля.

При более серьезных нарушениях лучше обратиться к представителям принимающей стороны. Все туристические фирмы имеют иностранного партнера, который заинтересован защитить ваши интересы. Как правило, в России работают представительства нескольких туроператоров из одной страны. Телефоны принимающего агентства и его местонахождение должны быть указаны в договоре. Конкуренция в туристическом бизнесе слишком высока, поэтому работники гостиниц и отелей сделают все возможное, чтобы вы вернулись к ним, - постараются устранить неудобства, обеспечить наилучший отдых. В случае же явного нарушения условий договора туристической фирмой помогут доказать этот факт. А это необходимое условие для возмещения вреда.

Ваши права может защитить и российское консульство, деятельность которого в том и состоит, чтобы обеспечивать наши интересы на территории иностранного государства, оказывать помощь и содействие по гражданским, семейным и уголовным делам. Например, при потере документов следует обращаться именно в консульство. Консул может быть представителем российского гражданина в иностранном суде, причем никакой доверенности для этого не требуется.

Помимо прав, любой гражданин имеет и обязанности, поэтому во время путешествия вы должны соблюдать установленные требования. Турист обязан следовать законам страны пребывания, уважать обычаи и традиции. Надо помнить, что засорение улиц, памятников природы или порча экспонатов в музее могут привести к штрафу. Именно вашей обязанностью является соблюдение правил личной безопасности. Если вы, вопреки запрету, прыгнете со скалы в море, возмещать ущерб в случае неудачи не будет ни туристская фирма. заключившая договор, ни гостиница, на территории которой находятся скалы. Непреложной обязанностью является соблюдение правил въезда в страну, правил пребывания и выезда, наличие всех необходимых документов.

Бди!

Первое, что нужно сделать гражданину, собирающемуся на отдых за границу, - познакомиться с документами, на основании которых действует туристская организация. Ими являются Лицензия на международный туризм, Сертификат соответствия, Свидетельство о регистрации фирмы. Внимательно проверьте, совпадает ли название турфирмы во всех трех документах, а также на печати и в договоре, который вы собираетесь подписать.

Основным документом для оформления поездки является договор между гражданином и туристской организацией. Оттого, как составлен этот документ, зависит положительный исход возможного судебного спора. Подпись туриста в конце договора является доказательством его согласия с предложенными условиями. Как правило, в фирме уже есть готовый договор, куда желающий отдохнуть лишь вписывает необходимые сведения о себе, порой не усваивая иную информацию. Например, об ответственности сторон. Если турист оплатил тур. но в силу каких-либо обстоятельств отказался от поездки, деньги возвращаются. Правда, не все, а за вычетом штрафных санкций, которые устанавливаются самой фирмой. Для вас выгоднее иметь дело с организацией, не взимающей штраф, если отказ произошел от 30 до 20 дней до начала поездки. При отказе от тура за неделю подписывайте договор с минимальными штрафными санкциями - 20-25% от стоимости поездки. При расторжении договора турагентство освобождается от ответственности только в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы. Если вы убеждены, что форс-мажор - лишь прикрытие, а целью является избежание материальных потерь, обращайтесь в суд, где будет с точностью установлено, имела ли место непреодолимая сила. Если же отмена поездки произошла по решению турагентства, например, не набрано необходимое число туристов на группу, то гражданину возмещаются все уплаченные деньги. Требуйте включения в договор штрафных санкций за отмену путешествия по инициативе туристской организации. Важно проследить, чтобы договор содержал все существенные условия, без которых он не может считаться заключенным. Перечень этих условий установлен законодательством, а содержание определяется туристской организацией. Турист вправе настаивать на изменении не устраивающих его условий договора. Для того чтобы обезопасить себя и, в случае нарушений, иметь возможность обратиться в судебные органы, полезно оговорить подробности путешествия в приложении к договору. Здесь можно указать виды транспортных средств, которые были обещаны для передвижения, особенности питания, например диетическое, наличие развлечений для детей на территории отеля и т.д.

Следующим необходимым документом является страховой полис. Обязанность по его оформлению берет на себя туристская организация. В ряде стран - Франции, Австрии, Испании - наличие страхового полиса является необходимым условием для въезда в страну. Если турист не имеет страховки, любая медицинская помощь в стране пребывания оказывается только за деньги. Лучше приобрести тур в российском представительстве иностранной турфирмы, и тогда страхователем будет иностранная страховая компания. Механизм выплаты страховой суммы в этом случае настолько отлажен, что туристу не придется вникать в детали страхового договора, интересоваться стоимостью его лечения и т.д.

Существенно иной может быть ситуация, если страхователем является российская страховая фирма. Пример из жизни - российская туристка отправилась отдыхать в одно из европейских государств. где ей потребовалось лечение. По возвращении турфирма, с которой она заключала договор на поездку, сообщила, что иностранное медицинское учреждение обратилось за возмещением страховой суммы. Российская страховая компания отказалась добровольно выплатить эту сумму. Разбирательство в суде тоже не дало результатов, дело было приостановлено. Но иностранная страховая компания все же надеется возместить расходы, требуя возмещения теперь уже у несчастной женщины. Учтите, что не все процедуры, связанные со здоровьем, предусматриваются страховым договором. Страховым случаем, например, не будут являться прерывание беременности и роды, за исключением преждевременных. попытки самоубийства и профилактические прививки. Если потребность в медицинской помощи возникла вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, туристу придется заплатить из собственного кармана.

...И не забудьте про таблицы

Что же может предпринять турист, если обещанные условия договора не были выполнены? Согласно закону, он должен предъявить претензии в письменной форме в течение 20 дней с момента окончания действия договора. Эта дата должна прямо оговариваться в документе. У турагентства есть 10 дней. чтобы удовлетворить ваши требования добровольно. Если этого не сделано, обращайтесь в суд. Исковые требования могут быть предъявлены в течение общего срока исковой давности - три года.

В договорах на туристское обслуживание подробно указываются случаи освобождения турагентства от ответственности. Например, <агентство не отвечает за несоответствие предоставленных услуг ожиданиям туриста и неудовлетворенность от проведенного отдыха>. В тех же случаях, где турагентство несет ответственность, как правило, подробно суммы штрафных санкций не оговорены. В связи с этим отдыхающим полезно знать о существовании так называемых Франкфуртских таблиц.

Эти таблицы появились в послевоенное время в Германии, сегодня они начинают применяться и у нас. В них - конкретные величины компенсаций за причинение неудобства туристам. Таблицы не являются нашим законом, поэтому российские суды не могут использовать их в качестве основания для назначения суммы штрафа. Другое дело, если в договоре между турфирмой и гражданином прямо оговорено, что при определении штрафных санкций используются Франкфуртские таблицы. Согласно им, если не исправен кондиционер, компенсация должна составлять от 10 до 20% от стоимости тура в зависимости от времени года. Если плохо или редко убирались в номере, можно потребовать возмещения от 5 до 10% стоимости путевки. Также от 5 до 10% возмещается в случае, если меню было однообразным либо подавалась недостаточно горячая пища. От 20 до 30% можно получить, доказав, что пища была испорчена.

Поэтому становится понятна активность иностранных туристов, стремящихся любое неудобство или неисправность зафиксировать письменно у наших гидов-переводчиков. Кроме материального ущерба, турист вправе требовать возмещения морального вреда, если будет доказана вина туристской организации. Величина компенсации определяется непосредственно в суде и зависит от степени физических и нравственных страданий, причиненных гражданину нарушением его прав.

Смотрите также
38810

Спецпредложения авиакомпаний

13.11 Utair Москва - Сочи от 1 885 руб
13.11 Ред Вингс (Red Wings Airlines) Москва - Краснодар от 1 890 руб
13.11 Уральские авиалинии Москва - Рим от 10 223 руб
13.11 KLM Москва - Маебург от 48 337 руб
13.11 Iberia Москва - Барселона от 17 873 руб
13.11 Аэрофлот Санкт-Петербург - Ларнака от 7 576 руб
12.11 Lufthansa Санкт-Петербург - Барселона от 12 600 руб
12.11 Austrian Москва - Вена от 10 487 руб
12.11 CSA Москва - Прага от 7 169 руб
12.11 S7 Москва - Мюнхен от 11 150 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта