← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

По следам пророка

Священный долг каждого правоверного мусульманина - хоть один раз в жизни совершить хадж в Мекку. Правда паломничество в святую землю может оказаться предпприятием дорогостоящим и даже опасным.

В Коране говорится, что хадж, паломничество к Каабе, Дому Аллаха – долг каждого мусульманина, если его здоровье и финансы позволяют это сделать. Но и сегодня, когда осилить дорогу к Каабе помогают "Боинги" и автобусы, хадж остается делом нелегким. Начать с того, что правительству Саудовской Аравии, на территории которой находятся главные исламские святыни, приходится устанавливать квоты, ограничивающие число паломников. Разумеется, стараются никого не обидеть.Предписание насчет хаджа сделало нынешнюю Саудовскую Аравию центром притяжения для всех, кто исповедует ислам. В 1986 году покойный король этой страны Фахд отказался от титула "Его Величество" – он предпочел титул "Хранитель Двух Благородных Святынь". И действительно: "Величеств" в мире хватает, а вот "Хранитель Двух Святынь" может быть только один.

Еще полвека назад в Мекку прибывало не больше 10 тысяч паломников. Некоторые из дальних краев мусульманского мира добирались сюда месяцами. В наше время исполнить свой религиозный долг в Саудовскую Аравию одновременно приезжают 2 миллиона человек. Поэтому должность Хранителя Двух Святынь, кроме престижа, гарантирует изрядную головную боль.

Два священных города мусульман разделяют 450 км – сущие пустяки по сравнению с пустынными просторами Аравийского полуострова.

Один город – Мекка. Там родился основатель ислама пророк Мухаммед, там на него снизошли первые откровения свыше. Другой город – Медина, куда пророку пришлось бежать от преследований земляков-язычников, недовольных его проповедью о едином боге. В Медине изгнанник стал политическим лидером и построил первую мечеть, там же пророк похоронен.

Но все же главная святыня ислама находится в Мекке. Это Кааба ("Куб") – сложенное из каменных блоков здание без окон и с одной дверью. Его высота – 12,5 м, площадь внутреннего пространства 13 м на 9 м. Ширина стен – 1 м, пол внутри на 2,2 м выше, чем площадь, на которой стоит сама Кааба.

К этому Дому Аллаха, проекции его небесного трона на земле, стекаются ежегодно миллионы паломников. Кааба является киблой – местом, к которому мусульманин обращает лицо во время молитвы.

Ислам наряду с иудаизмом и христианством – одна из трех так называемых авраамических религий, в которых почитают "праотца народов" Авраама (в арабской традиции Ибрагима).

Библия рассказывает, что бездетный Авраам с легкой руки своей жены Сары взял в наложницы ее служанку Агарь (Хаджар), и она родила ему сына Исмаила. После того как у Авраама и Сары появился законный наследник Исаак, Агарь с Исмаилом были изгнаны из дома Авраамова и скитались в пустыне. Хотя своего первенца отец – в этом Библия и Коран сходятся – не оставил.

Мусульманская традиция добавляет к этой истории, что по божественному поручению Исмаил вместе с отцом возвел в Мекке здание Каабы. Однако неразумные жители устроили в святом месте языческое капище и понаставили вокруг идолов. Достоверно известно, что Кааба долгое время была языческим центром для значительной части Аравии. Вот почему сурово обличавшему идолопоклонство Мухаммеду пришлось бежать в Медину.

Но где же в то время находилась кибла мусульман? Куда обращали лица Мухаммед и его немногочисленные поначалу сторонники – не в сторону же языческой Мекки? Нет, в сторону священного для авраамических религий Иерусалима.

Когда жители Мекки почувствовали, что ислам в конце концов победит, они признали новую веру. Но поставили условие: Мекка, как и прежде, должна остаться центром. На этот раз – ислама. Каабу очистили от прежних предметов поклонения, кроме одного – камня метеоритного происхождения. Предание гласит, что это ангел, окаменевший и почерневший от людских грехов, и он останется таким вплоть до Судного дня.

Мусульмане совершают хадж так же, как их пророк во время своего прощального паломничества в 632 году. Это многотрудный и многодневный ритуал, а не приятная прогулка. К строгому расписанию, составленному бого-словами, добавляются многочисленные современные проблемы: нужно попасть в уже упомянутую квоту, получить визу, определиться со сроками отъезда или вылета в Мекку.

На землю Саудовской Аравии паломники прибывают заблаговременно, в конце зулькада – одиннадцатого месяца лунного календаря. Прежде всего надо привести себя в состояние ритуальной чистоты (ихрам): подстричь ногти и усы, сбрить волосы в паху и подмышками, облачиться в соответствующую одежду. Мужское одеяние не должно иметь швов, желательно, чтобы оно было белым. Одежда паломника состоит из двух частей: изар – кусок ткани, обернутый вокруг бедер (вместо изара можно надеть шаровары) и рида (кусок ткани, накинутый на плечи). На ногах – наали, что-то вроде сандалий.

Женщинам в этом смысле проще, им позволено любое одеяние, которое полностью закрывает тело (кроме ладоней и лица). Запрещена только одежда, окрашенная шафраном, но где в наши дни такую возьмешь? Однако, очевидно, когда-то это имело значение.

Прибывающие с разных сторон паломники должны входить в состояние ихрама уже на подступах к Мекке. Специально выделенные для этого места называются микат. Для тех, кто едет со стороны Сирии и Иордании, таким местом была издревле определена Аль-Джухфа – селение, расположенное примерно в 250 км к юго-западу от Медины.

Но как быть паломникам (к примеру, российским), которые прилетают на самолете? О том, что внизу микат и пришла пора войти в состояние ихрама, пассажирам объявляют по бортовому радио за 15 минут до посадки в Мекке. Вряд ли можно успеть с надлежащими чувствами облачиться в соответствующую ихраму одежду. Поэтому совершающие хадж делают это еще перед вылетом.

Найдя приют в гостинице или одном из огромных палаточных городков, паломник выполняет свою первую обязанность – идет в Запретную мечеть (запретную, разумеется, для неверных и для праздного посещения). Несмотря на название, ее огромный двор знаком всему миру по фотографиям и телерепортажам. Посреди него возвышается черный куб Высокочтимой Каабы. Войдя в мечеть (с правой ноги), паломник семь раз обходит Каабу против часовой стрелки – этот ритуал называется таваф.

Если всмотреться в старые гравюры, то видно, что пространство, где проходит таваф, выглядело иначе. Рядом с Каабой стояли минбар (кафедра, с которой произносили проповеди) и два небольших здания. В одном из них хранился камень, на который вставал Ибрагим, когда вместе со своим сыном Исмаилом строил стены Каабы. Другое строение было возведено над источником Земзем. Он тоже упомянут в Библии: когда изгнанные из дома Авраамова Агарь с сыном заблудились в пустыне, Бог указал им на спасительный источник. Это и был священный Земзем. Возле него Исмаил и Ибрагим возвели Каабу, а позже здесь возникло поселение, названное Меккой.

Но со временем строения во дворе Запретной мечети стали мешать человеческому морю, колышущемуся вокруг Каабы. И в 1964 году король Фейсал велел переместить Земзем  вывести источник на поверхность подальше от Дома Аллаха. Камень Ибрагима оставили на месте, но поместили в витрину-киоск, защищенную медной решеткой и стеклом 20‑сантиметровой толщины.

Надо сказать, что впервые пространство тавафа расширили еще в VIII веке. Серия очередных масштабных реконструкций началась в середине 1950-х: к началу 1960 годов Запретная мечеть и ее двор вмещали 400 тыс. молящихся. А в наши дни – уже около миллиона человек. Только на выкуп частных земель вокруг мечети, ушло 11 млрд долларов.

Обходя семикратно громадный двор Запретной мечети, мужчины оголяют правое плечо. Приблизившись к углу Каабы, в который вделан Черный камень в серебряном окладе, паломник должен поцеловать его или хотя бы дотронуться, после чего поцеловать руку. В движущейся толпе это удается немногим, остальные лишь протягивают правую руку к вожделенному углу, восклицая "Слава Аллаху!". И лицезреют кисву – черное расшитое золотыми письменами покрывало Каабы.

Со временем ткань кисвы ветшала, и на Каабу набрасывали новые покрывала, не снимая прежних. Опасаясь, что под их весом здание рухнет, халиф Аль-Махди в VIII веке велел снимать старые покровы. С XVI века почетной обязан-ностью правителей Египта было раз в год присылать в Мекку новую кисву. А в 1938 году в Саудовской Аравии открыли специальную фабрику для пошива этого покрывала. Коранические стихи на нем по традиции вышивают мужчины. Особой деталью кисвы является покрывало для двери Каабы. Примечательна и сама дверь – на нынешнюю, сделанную в конце 1970-х, пошло 280 кг чистого золота.

Помолившись перед Каабой и испив воды из источника Земзем, паломники совершают ритуал сай – "бег". Когда отчаявшаяся Хаджар искала воду для своего сына Исмаила, она семь раз пробежала между холмами Сафа и Марва. В память об избавлении предка всех арабов (а значит, и пророка Мухаммеда) от гибели, паломники поднимаются на холм Сафа (желательно, чтобы при этом была видна Кааба). Там они славят Аллаха и обращаются к нему с просьбами, а затем бегут к холму Марва, на который поднимаются шагом. Это повторяют семь раз. (Теоретически тот, кому восхождение не по силам, может использовать верховых животных.)

Этот ритуал желательно совершить до девятого дня зульхиджа, потому что с полудня этого дня начинается кульминация хаджа – вукуф, стояние на горе Арафат.

Обратясь к Каабе, паломники взывают к Аллаху, каются в грехах, просят прощения и благословения. И так до захода солнца. Хотя многие богословы-улемы, опираясь на высказывания пророка, считают, что стоять на горе нужно до зари. Не запрещается отправиться переночевать в другое святое место – Муздалифа в долине Вади-Мухассар. Здесь происходит очищение от грехов.

На утро в 10-й день зульхиджа все паломники, кроме немощных, беременных женщин и детей, совершают еще одно важное действо – побивание камнями дьявола, которого символизируют три столба-джама-рата. Это обряд в память об Ибрагиме-Аврааме, которому Бог повелел принести в жертву своего сына (Бытие, Гл. 22; Коран 37:102). Однако на пути праотца появился сатана и стал убеждать его не делать того, что требует Бог. Ибрагим отгонял врага рода человеческого, бросая в него камни.

Поэтому, отправляясь в долину, называемую Мина, паломник прихватывает семь камушков величиной чуть больше горошины – этого достаточно, чтобы символически выразить свое презрение шайтану. Желательно хоть раз попасть в столб, изображающий идола. А потом наступает время жертвоприношения – напоминание о милости Всевышнего, разрешившего Ибрагиму в последний момент заменить сына барашком. Пророк Мухаммед учил: жертву нужно приносить такую, что наименее обременительна (Коран, 2:196). Однако по традиции на заклание ведут верблюда или корову, но чаще всего – овцу. (Верблюд или корова могут быть принесены в жертву сразу от семи человек.)

Это не означает, что по камням и песку Мины текут реки крови. Еще перед стоянием на горе Арафат с паломников собирают деньги на жертвенных животных. Их режут в специальных местах с соблюдением ритуальных правил, а паломникам раздают уже приготовленное мясо, которое пророком предписано частично съесть.

Остается еще два дня бросания камней – и хадж подходит к концу. Паломники постригают (а лучше – сбривают) волосы на голове (женщины укорачивают их на длину одной фаланги пальца). Это означает начало выхода из ихрама.

Осталось совершить прощальный обход Каабы. Тому, кто по какой-то причине отстал от привычного распорядка, не возбраняется совершать ритуал сай и побитие шайтана камнями в течение еще нескольких дней месяца зульхиджа. Даже если кто-то перепутал последовательность ритуалов, ничего страшного, ведь пророк сказал: "Делайте, как умеете". К тому же богословы по-разному толкуют порядок совершения хаджа, поэтому рассказы российских мусульман о паломничестве в Мекку могут отличаться от историй тех, кто приехал к святыням из других стран.

В журнальной статье невозможно перечислить все обстоятельства, все тонкости хаджа, ведь даже предупреждение о возможных ошибках, которые может совершить паломник, составляет целую брошюру. Однако считается, что оплошность можно исправить жертвоприношением от чистого сердца.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

03.03 Jazeera Airways Москва - Даммам от 39 984 руб
08.02 Azerbaijan Airlines Москва - Даммам от 28 319 руб
08.02 Azerbaijan Airlines Москва - Эр-Рияд от 26 202 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах