Сингапур

Рыночный капитализм с человеческим лицом в китайском изложении

ЗАКОН И ПОРЯДОК

Страна Сингапур состоит из единственного города-острова. Он расположен рядом с экватором и поэтому там жарко.

Аэропорт "Чанги" считается одним из лучших в мире. Идеальная чистота , зелень, пальмы, прохлада, фонтаны, в которых вода стекает с высоченного потолка по стеклянным волокнам, подсвеченным изнутри, искусная иллюминация. Для тех, кто торопится, вдоль зала бежит быстрый горизонтальный эскалатор. Cнаружи - жаркая влажная тропическая ночь. Звездное небо под экватором выглядит по-другому. Полярная звезда находится на самом горизонте, и небо поворачивается вокруг нее, открывая как северные созвездия, так и те, которые видны только в южном полушарии.

В стране законом запрещено продавать жевательную резинку и наркотики, причем за второе полагается смертная казнь.

Здесь действует закон, обязывающий всех иностранцев, прибывающих в Сингапур на срок более недели, пройти проверку на СПИД и некоторые другие инфекционные заболевания. Еще иностранцев проверяют на предмет состояния рассудка. Сингапурские власти полагают, что психически нездоровые и чужеземцы представляют серьезную угрозу для сингапурского общества. За уклонение от проверки полагается штраф в 1000 долларов и полугодовое тюремное заключение с последующей депортацией.

Тут вообще смотрят на дело так, что турист - это одно, а чужак - совсем другое. Чтобы иностранцу получить гражданство Сингапура, нужно

прославиться такими невообразимыми подвигами на благо этой страны, которые доступны разве что земному воплощению бога Кришны. Как, например, английский колонизатор Стэмфорд Раффлз, основавший Сингапур. Хотя его никто не приглашал и никаких проверок он не проходил, он здесь в огромном почете - его именем названо множество мест и объектов. Прочие же нелегальные иммигранты (даже пойманные прямо на границе) и лица, уличенные в организации нелегальной иммиграции, помимо штрафа и тюремного заключения наказываются тремя ударами ратановой тростью. И - вон из Сингапура.

А еще Сингапур славится тем, что это одно из самых безопасных мест на земном шаре. Преступности почти нет. Везде - на дорогах, на улицах, в зданиях - камеры слежения, их гораздо больше, чем в Нью-Йорке. Иными словами, Сингапур весь насквозь просматривается. А полиция работает исключительно в штатском, она тебя видит, ты ее - нет. И нарваться очень просто. Например, курить можно далеко не всюду. Есть места, где висят коварные запретительные знаки. Не заметил, закурил - плати штраф, доходящий до 1.000 сингапурских долларов (чуть больше 700 американских). Бросил окурок или бумажку на тротуар - снова плати штраф. Правда, вдвое меньший. Зато чисто. Нет, конечно, кое-где окурки все же валяются - полиция не вездесуща.

На улицах не встретишь пьяных. Ввозные пошлины на спиртное высоки, выпивка обходится очень дорого, а секретом производства самогона сингапурцы, видимо, не владеют. Поэтому все ходят трезвые и подтянутые. На авторучках надписи "Readiness is your only protection" -"Готовность - ваша единственная защита". На плакатах- "Внимание -гарантия безопасности" . Нищих и бездомных в Сингапуре нет.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС

То, что страна может быть многонациональной, это понятно. Но вот чтобы при заселении нового дома строго соблюдать национальные квоты - до такого додумались только в Сингапуре. Квоты местное правительство выработало согласно процентному соотношению того или иного народа, населяющего остров (78% китайцев, 14% малайцев, 7% индусов, 1% прочих). Вот по стольку же их и в каждом многоквартирном доме. И мало того, что в свеженький, только отстроенный дом не вселят, если пятая графа у тебя не та, так еще и не переедешь, куда хочешь. Если съехать с квартиры хочет индус, то на его место индус же и должен прописаться. А если ты китаец и по китайцам у них норма выполнена, то не видать тебе приглянувшейся многоэтажки, как собственных ушей.

Жилье стоит огромных денег, но на улицах никто не живет. Государство принудительно отчисляет 20% заработной платы работающего и столько же у его работодателя и аккумулирует эти деньги на личном счету работника. К тридцати годам этих денег хватает на свадьбу, пятикомнатную квартиру и автомобиль. А как быть тем, кто нигде не работает и не является работодателем? Повторяем: нищих и бездомных в Сингапуре нет.

Что же касается национальных конфликтов, то их нет вовсе не потому, что сингапурцы без ума друг от друга. Каждый уважающий себя китаец вам скажет, что индус - он, если и человек, то совсем не такой, как он, китаец. Примерно то же самое о китайце расскажет и индус. И оба не преминут добавить, что малаец - тот уж совсем не того. Так что отсутствие конфликтов на национальной почве можно объяснить разве что тем, что свободного места для ведения боевых действий в стране не осталось. И, конечно же, мудрой политикой правительства, исключающей появление районов "компактного расселения" людей одной национальности. Как подложишь бомбу под индуса, когда в том же доме китайцы живут?

Государство относится ко всем населяющим его этносам бережно. Менее зажиточным - индусам - оно помогает деньгами и бесплатным образованием. Богатым - а это преимущественно китайцы - покровительствует в бизнесе. Каждому свое - правят в Сингапуре китайцы.

Тем не менее, теперь названия районов вроде "Малая Индия", "Чайнатаун", "Арабская улица" - скорее условность, характеризующая не столько концентрацию одноименных народов, сколько внешний декор зданий. По тому, насколько украшен тот или иной район в дни торжеств, можно определить, кому, собственно, обязан Сингапур сегодняшним праздником. Китайский Новый год отмечается, естественно, благодаря китайцам. Хари Райа Пуаса - благодаря мусульманам, среди которых большинство малайцев, Страстная пятница и Рождество - благодаря христианам, главным образом, выходцам из Европы, Весак - благодаря буддистам (в основном, это китайцы), Дипавали - благодаря индусам.

Религиозные праздники - это еще и дни единения сингапурцев, поскольку не работают во время этих праздников все, независимо от вероисповедания.

Соответственно, официальных языков в этой крохотной стране целых четыре: малайский, китайский, тамильский и английский. Говорят сингапурцы преимущественно на китайском. В деловых кругах принят английский. По-английски понимают практически все. Индусы говорят с типичным мягким акцентом, бизнесмены говорят на чистом правильном языке с легким китайским произношением. Труднее всего понимать местный диалект английского, на котором общаются простые пожилые китайцы и практически все таксисты. Знание языка очень полезно. Даже еда в ресторане становится вкуснее, если хорошо поговорить с официантом.

Среди постоянных жителей Сингапура нет ни одного русского, а работает целая сеть "русских" магазинов. И продавцы даже русские слова знают. "Привет", "Наташа", "Саша", "заходи еще", "очень дешево". Эти магазины появились здесь еще в советские времена, когда Сингапур стал основной ремонтной базой торгового и рыбного флотов Дальнего Востока. С наплывом постсоветских <челноков> появились новые магазины. Есть, например, просто "Рига", а есть "Новая Рига". Расплачиваться в этих магазинах можно не только местной валютой, но и американской. Правда, это единственное столь либеральное в вопросе валютного регулирования место в Сингапуре. Вместо моряков сюда теперь захаживают эсэнгэшные туристы и командировочные. Но традиции не меняются. Постоянных клиентов по-прежнему называют по имени, серьезных покупателей угощают пивом. И всем разрешают курить. Кстати, "русские" магазины - одно из немногих мест, где можно курить, не напрягаясь.

НА ЧТО ОНИ ЖИВУТ

Сингапур - странное государство. Да и государством его назвать как-то язык не поворачивается. Остров Сингапур такой маленький, что на нем уместилась всего одна страна - Сингапур, а в самой стране уместился всего один город - Сингапур. Зато просто было решать вопрос со столицей - других претендентов на это почетное звание не было.

Но даже как город Сингапур весьма невелик: меньше часа езды - хоть вдоль, хоть поперек. Куда ни поедешь, обязательно в океан упрешься. И сплошные небоскребы по дороге. Никаких полей-садов. Все повырубали, чтобы больше заводов построить. Это, в основном, сборочные заводы, принадлежащие, в основном, транснациональным корпорациям. То есть, в основном иностранцам, они же чужаки. Это еще одна форма, помимо туристов, в которой иностранцы в Сингапуре приветствуются. Почти пол-острова занимают эти заводы. От природы оставили кусочек джунглей и обнесли его забором. Превратили в ботанический сад. Все фрукты-овощи в стране завозные, доставленные из соседней Малайзии. Из ее состава Сингапур вышел, но старые связи сохранил - нужна сельскохозяйственная база. А вместо вырубленных джунглей на своей крохотной территории сингапурцы умудрились разбить 340 парков и на достигнутом останавливаться не собираются. Планируют довести их количество до 350.

В океане на рейде стоит множество кораблей. Грузооборот Сингапура занимает шестое место в мире, сразу после крупнейших промышленно- развитых держав. Судно, прибывшее в порт, должно разгрузиться и погрузиться в течение сорока восьми часов и по истечении этих двух суток обязано покинуть порт, чтобы освободить место другим кораблям.

Казалось бы, зачем в Сингапуре самолеты? Летать тут некуда. Но Сингапурские авиалинии занимают пятое место в мире по объему пассажирских перевозок. Международных, естественно. Аэропорт - самый лучший в мире. Самолеты - сплошь новые модели. Едва очередной <боинг> сходит с конвейера, как сингапурцы его тут же покупают. Полетают лет пять - и продают в страну победнее, а себе опять новый покупают. Сервис в их авиакомпании - за гранью реальности. Рассказывают, что рядом с самолетным сортиром сидит специальная стюардесса. Как только пассажир сортир покинет, стюардесса сразу в нем устраивает генеральную уборку. Общий итог - денег в казне полно. Валютные резервы страны в расчете на душу населения - самые большие в мире.

ТРАНСПОРТ - НЕ РОСКОШЬ, А СРЕДСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

На такое пространство - целых пять скоростных трасс. Правда, чтобы особо скоростью не увлекались, всюду стоят надсмотрщики-телероботы. Но много машин городу все равно не разместить, места не хватит. Поэтому цены на автомобили сделали просто астрономическими. Средний <форд> стоит около 40 тысяч долларов, BMW - около 100 тысяч. Чтобы купить авто, нужно выстоять очередь за квотой на его приобретение. Или выиграть эту квоту в специальной ежемесячной лотерее. Да и выиграть мало, если выиграл - все равно плати за нее (право на приобретение некоторых моделей оценивается в 20.000 американских долларов), а потом уже покупай машину. Государственный налог составляет 110% стоимости, подорожный налог 1000 долларов в год.

Зато общественный транспорт на высоте. Ультрасовременное сингапурское метро - Mass Rapid Transit system (MRT) - самое удобное и самое быстрое средство передвижения по Сингапуру. Линии MRT достигают практически всех обжитых концов острова-государства. Цена поездки зависит от расстояния и в среднем составляет около доллара. При входе на станцию, определив по вывешенной там карте тарифных зон, во сколько обойдется проезд туда, куда вам надо, вы загружаете билетный автомат соответствующим количеством монет или банкнотой и жмете нужную кнопку. Машина выбрасывает билет и сдачу. Сдачу оставляете себе, а билет два раза засовываете в турникет - на входе и на выходе со станции назначения. Для регулярных поездок можно купить электронный проездной. Его же можно использовать в некоторых автобусах, но в большинстве сингапурских автобусов пока принято расплачиваться по старинке - бросая монетки в ящик, стоящий рядом с водителем. Сдачи там не дают, поэтому важно набрать мелочью именно ту сумму, какая требуется.

Поймать такси в Сингапуре - минутное дело. Помимо быстроты, комфортности и чистоты машин, здешние таксомоторные компании славятся еще и вежливостью водителей. Поездка оплачивается всегда только по счетчику , о чаевых речи нет. Поскольку остров Сингапур соединен с соседней Малайзией автотранспортной эстакадой, на такси можно уехать и за границу. От центра города до малазийского конца этой эстакады - местечка Джохор-Бахру - поездка стоит примерно $10. Местные жители любят преодолевать этот маршрут вскладчину.

В китайском квартале и некоторых других старых районах Сингапура еще можно повстречать велорикшу. Счетчиков у них, разумеется, нет, о цене проезда следует договариваться перед посадкой. Поскольку сегодня велорикша - это не столько средство передвижения, сколько аттракцион, обходится он не дешевле, чем такси, а то и дороже.

ЭКЗОТИКА

Климат здесь странный. Все время дожди идут. Причем тоже странным манером. Пять минут едешь на машине под дождем, пять минут обсыхаешь под солнцем, следующие пять минут опять едешь в дождливой зоне. Над одним кварталом - тучи, из которых извергаются потоки воды, над другим - безоблачное небо. И так, говорят, у них всю жизнь.

Ночью Сингапур необычайно красив. Чистые аккуратные улицы, много света, прекрасные парки в которых гуляют влюбленные парочки. Очень хорошее место для прогулок <Марина Бэй> - парк, расположенный над морской заливом. Огромные небоскребы не похожи один на другой. На самом высоком здании луч лазера очерчивает горизонт, сигнализируя приходящим и уходящим судам.

В музей "Лики Сингапура", как и вообще на островок Сентоза, ставший любимым местом развлечения для сингапурцев и иностранцев, попасть из города очень легко. Можно доехать на такси, можно и на пароме. Но лучше всего - на подвесной канатной дороге. Вагончик движется на высоте около 70 метров над акваторией порта и прибывает почти к самому музею.

Его просторные залы населены механическими куклами высотой в человеческий рост, которые управляются компьютером. Куклы эти двигают руками, моргают и даже разговаривают. Весь музей разделен на три тематических раздела. Зал "Пионеры Сингапура" расскажет вам об истории заселения острова и этапах британской колонизации. Зал "Капитуляция" воспроизводит ключевые моменты сингапурской истории периода второй мировой войны, когда город два раза переходил из рук в руки. Первый раз -в 1942 году, когда британский гарнизон капитулировал перед японцами, и второй раз - в 1945 году, когда уже японцы сдавали Сингапур британским и австралийским войскам. Лица и руки кукол, изображающих участников событий, выполнены из гуттаперчи, имитирующей цвет человеческого тела. Куклы одеты в мундиры той эпохи, шевелят пальцами, курят сигары, а "генералы" водят пером по бумаге, ставя подпись под актом о капитуляции.

Самый интригующий третий раздел - "Фестивали Сингапура". Там показаны праздники населяющих Сингапур народностей. Например, индийский "Тайпусам", когда во имя сына бога Шивы индусы прокалывают себе живот, плечи и щеки иглами с крючками, навешивая на них замысловатые сооружения - "кавади". В таком виде страдальцы за веру обычно проходят по пять-семь километров. В музее, правда, манекены далеко не уходят. Они топчутся на месте, позвякивая орудиями самоистязания.

Можно понаблюдать также за китайским "Праздником Дракона". Манекены, чьи фигуры угадываются под полосатой шкурой длинного дракона, шевелят его хвостом, разевают пасть. Шипят настоящие петарды, лопаются хлопушки. Всю сцену заволакивает дым и ароматы экзотических благовоний.

Представления в залах повторяются каждые пятнадцать минут. Наглядевшись на все это кукольное буйство, можно посидеть в местном ресторане, попивая пиво и размышляя над тем, точно ли в Сингапуре построен рай на земле, а главное - если это и рай, то хотели бы вы лично в этом раю жить?

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

14.09 Finnair Москва - Сингапур от 31 636 руб
14.09 Finnair Санкт-Петербург - Сингапур от 39 984 руб
25.08 Korean Air Москва - Сингапур от 55 503 руб
28.07 China Southern Москва - Сингапур от 43 846 руб
19.07 Vietnam Airlines Москва - Сингапур от 30 671 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта