Корейские шаманы

Сегодня я бы хотел поговорить о нечистой силе, а точнее, о людях, которые здесь, в Корее сделали общение со всякими потусторонними силами источником своего существования.

Надо сказать, что существует они не только в Корее. И сейчас в России многие обращаются к недешевым услугам колдунов, знахарей, "специалистов" (если слово "специалист" здесь применимо) по снятию порчи. Для публики поизысканнее есть в России толпы экстрасенсов, всяческих последователей Кастанеды и Ко.

Однако, не будем отвлекаться, речь сегодня идет не о России, а о Корее. По большому счету назвать корейцев суеверными никак нельзя. Здесь, наверное, сыграли свою роль три фактора. Во -первых, Корея сейчас в целом -- весьма образованная страна. Во-вторых, Корея -- это христианская страна, а серьезное христианство (о чем забывают в России) несовместимо с суевериями. В-третьих, Корея -- благополучная и стабильная страна, а ведь волны интереса ко всякой чертовщине всегда сопровождают социальные кризисы. И тем не менее, кое-какие суеверия существуют и в Корее, а, значит, есть и люди, которые сделали их своей профессией.

Роль российских колдунов и экстрасенсов в Корее уже несколько тысячелетий выполняют шаманки. Шаманизм с давнего времени был, наряду с буддизмом и конфуцианством, одной из трех главных религиозных систем Кореи. Надо сказать, что словом "шаманизм" обозначается не какая-либо четкая религиозная система, а совокупность представлений о злых и добрых духах, которые могут оказывать человеку помощь, а могут, наоборот, причинять ему всякие пакости. Шаман, как считалось, был в состоянии добиться расположения духов. Подавляющее большинство шаманок в Корее было женщинами, и эта ситуация сохраняется до сих пор. До появления в Корее современной медицины шаманки занимались врачеванием, изгоняли злых духов из домов, совершали обряды, которые должны были обеспечить урожай или предотвратить засуху. Корейский шаманский обряд (его называли "кут") включал в себя и танец, и ритуальное пение, все это подчинялось жестким традициям, так что корейская шаманка не могла камлать совсем уж по своему разумению (хотя определенная доля личного актерского мастерства, спору нет, в ее работе присутствовала).

Шаманские обряды сохранились и в наши дни. Любопытно, что отношение к ним среди самих корейцев буквально на моих глазах претерпело коренные изменения. Еще недавно, лет двадцать назад, корейцы, особенно образованные, откровенно стыдились шаманок. Шаманизм воспринимался как некий (позволю себе воспользоваться словечком из старого советского жаргона) "пережиток". Однако в последнее время отношение к шаманизму в Корее резко изменилось. Причина, по-моему, проста: корейцы стали куда увереннее в себе и в своей культуре. Для этого у них, надо признать, есть основания. Поэтому сейчас шаманизм все чаще рассматривают как составной элемент традиционного корейского наследия, а некоторые представители местной левой интеллигенции (здесь, как и на Западе, почти вся молодая интеллигенция -- левая) даже заявляют, что он, дескать, является "отражением протеста угнетенных классов".

Наиболее знаменитым шаманкам власти сейчас присваивают почетное звание "человек -- национальное достояние", которого в Корее удостаиваются лучшие мастера традиционных искусств и ремесел. Разумеется, титул присваивается не на основании того, насколько хорошо та или иная шаманка изгоняет злых духов -- дело это темное и никому, кроме самих духов, толком неведомое. При присвоении титула учитывается мастерство в исполнении традиционных ритуальных песен и танцев, которые всегда были в Корее важной частью шаманского обряда. Появились сейчас и театрализованные псевдошаманские обряды. Время от времени шаманка может устраивать и показательное камлание, на которое могут посмотреть все желающие.

Однако и в наши дни многие корейцы могут обратиться к помощи шаманок и попросить их поколдовать всерьез. Любопытно, что, как показало недавнее исследование этнографов, шаманок чаще всего сейчас приглашают мелкие предприниматели, которые просят у духов, чтобы те оказали покровительство их бизнесу, изгнали злых духов из недавно купленного грузовика или, скажем, повлияли на размеры банковских ставок. Часто обращаются к шаманкам и родители абитуриентов, ведь удача при поступлении в университет в Корее является важным условием жизненной удачи. Родители надеются, что шаманка заставит духов помочь их сыну на, скажем, экзамене по математике. Кстати, услуги шаманок обходятся недешево -- обычно один сеанс общения с духами стоит, как минимум, несколько тысяч долларов, причем львиная доля этих денег уходит в качестве гонорара шаманке.

И тем не менее, корейский шаманизм, который чуть было не исчез в шестидесятые годы, сейчас явно на подъеме. Дело прибыльное.

Смотрите также
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта