Государственная структура Кореи

Конституция Республики Корея была принята в 17 июля 1948 года - день, который и сейчас считается национальным праздником. Формально эта Конституция действует и сейчас, но в целом корейцы пошли, как можно легко предсказать, американским путем: не принимая Конституцию заново, в нее при необходимости вносят поправки, которые зачастую весьма радикально меняют всю политическую структуры страны. В нынешнем виде корейская Конституция и политическая система существуют совсем недавно - с конца 1980-х годов. При этом на протяжении всей корейской истории американское влияние на государственное устройство страны всегда было очень заметным, и корейская политическая система внешне во многом напоминает американскую (хотя в действительности функционируют они, мягко скажем, очень по-разному). Как и в Америке, в Корее - по крайней мере, формально - действует принцип "разделения властей": исполнительная, законодательная и судебная власть в идеале должны быть независимы друг от друга и контролировать друг друга. Правда, на практике баланс явно смещен в сторону власти исполнительной - президента и правительства.

Корея - президентская республика, я бы даже сказал - "ярко выраженная президентская республика". Главой государства и исполнительной власти является президент, который обладает очень большими полномочиями. Президент избирается всеобщим прямым голосованием сроком на пять лет, причем переизбрание на второй срок запрещается Конституцией. Президент назначает премьер-министра и министров (кандидатуры утверждается парламентом) и является верховным главнокомандующим вооруженных сил. Последние выборы состоялись в 1997 г., и победу на них одержал нынешний президент Ким Тэ Чжун, который в те времена был лидером оппозиции.

Президенту подчиняется Кабинет министров с премьер-министром во главе. Кабинет назначается президентом и утверждается парламентом. Кроме этого, есть несколько государственных учреждений, которые приравнены к министерствам, но в состав Кабинета не входят и подчинены президенту напрямую. К ним относятся, в частности, Национальная служба разведки и Комиссия по делам государственной службы (она ведает корейским чиновничеством).

В Кабинет входят главы 16 корейских министерств, хотя чиновников в ранге министров в Корее больше - 31. Дело в том, что в Корее (как, кстати, и в России) ранг министра и соответствующие привилегии присваиваются не только главам министерств, но и руководителям некоторых особо важных ведомств. Возглавляет Кабинет премьер-министр, у которого имеется два заместителя. В отличие от России, где вице-премьером может стать любой министр, в Корее существует правило, по которому первым вице-премьером является по совместительству министр экономики и финансов, а должность второго вице-премьера занята по совместительству министром объединения (министерство объединения ведает всем комплексом проблем, связанным с отношениями с Северной Кореей). Такая система подчеркивает, во-первых, особое внимание, которое в Корее уделяется вопросам экономики, а, во-вторых, специфику положения Кореи как "разделенной страны". Наверное, имеет смысл привести и список корейских министерств: экономики и финансов; объединения; иностранных дел и внешней торговли; юстиции; национальной обороны; внутренних дел; образования; науки и технологии; культуры и туризма; сельского и лесного хозяйства; торговли, промышленности и энергетики; равенства полов (создано, кстати, совсем недавно); информации и коммуникаций; здравоохранения и соцобеспечения; окружающей среды; труда; строительства и транспорта; мореплавания и рыболовства. В состав многих министерств входят автономные агентства различного рода - нечто вроде советских/российских госкомитетов. Например, Национальное управление статистики - корейский "Госкомстат" - является автономным учреждением в составе министерства экономики и финансов.

От власти исполнительной перейдем к власти законодательной. Корейский парламент - Национальная Ассамблея - состоит из 273 депутатов. Срок полномочий парламента четыре года. Пять шестых депутатов избираются прямым голосованием, а одна шестая - по партийным спискам. Отмечу кстати, что партийная система в Корее отличается крайней нестабильностью. Все попытки создать стабильные партии с членораздельной политической платформой пока оканчивались неудачей, и корейские партии по сути являются клубами поддержки того или иного авторитетного политика (вдобавок, часто созданными на региональной, земляческой основе). Парламент в Корее принимает законы и государственный бюджет, а также утверждает (или отвергает) предложенных президентом кандидатов на высшие государственные посты и ратифицирует международные соглашения. Теоретически парламенту также принадлежит право объявлять войну, однако в век ракет это право носит достаточно символический характер: понятно, что в реальности решение о начале военных действий будет принимать верховный главнокомандующий - то есть президент. Корейский парламент работает не круглый год: его обычная сессия длится 100 дней - с сентября по декабрь, хотя при необходимости созываются и дополнительные сессии (продолжительностью не более месяца). Заседания парламента зачастую проходят бурно, но его реальное влияние на политику относительно невелико: республика-то президентская.

Третья ветвь государственной власти - судебная. В Корее она представлена Верховным судом, члены которого назначаются президентом (глава Верховного суда утверждается парламентом). Верховный суд рассматривает апелляции против решений судов более низкого уровня. Всего в Корее имеется 103 местных суда (примерный аналог наших районных судов), провинциальные и иные суды промежуточного уровня, а также специализированные суды (семейный суд, административный суд, военные трибуналы и т.п.). С 1988 г. существует и Конституционный суд, который действует отдельно от Верховного суда. Его главная задача - проверка законов и решений властей на предмет соответствия Конституции страны.

В административном отношении Корея состоит из 9 провинций и 7 городов центрального подчинения, обладающих правами провинций. Местные органы власти с начала 1990-х годов стали избираться (ранее губернаторов и мэров просто назначали). Правда, полномочия местных властей довольно невелики: основная политика вырабатывается в Сеуле.

Относится это и ко всей политической жизни в стране. Ее безусловным центром остается резиденция Президента - небольшое здание в центре Сеула, "Голубой дом". Именно там принимаются все важнейшие решения, определяющие судьбы страны.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

20.10 Finnair Москва - Сеул от 30 736 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта