Территория Сальвадора Дали

Сейчас, пожалуй, главная достопримечательность Страны Сальвадора Дали – музей-театр. Среди испанских музеев по посещаемости он уступает лишь прославленному Прадо, частной коллекции Тиссена да филиалу музея Гуггенхайма, недавно открывшемуся в Бильбао. Музей расположен в здании бывшего муниципального театра, построенного в 1849 году. Здесь состоялась первая выставка произведений Дали, которому было тогда всего 14 лет. Выставка имела шумный успех, о котором Дали не забывал, даже став маститым художником. И потому именно это помещение он выбрал впоследствии для своей постоянной экспозиции. Хотя с годами театр превратился (совсем как в его собственных метаморфозах) в... рыбный рынок, это только забавляло великого мастера мистификаций. За разрешением пришлось обращаться к самому Франко, который, хотя и без особого восторга относился к "странному" искусству Дали, но "высочайшее благословение" дал.

Молодой каталонский архитектор Перес Пиньеро разработал проект реконструкции здания театра. Дали просил сохранить фасад, но переделать интерьер. Потолок заменили куполообразным витражом, на изготовление которого ушло 2160 разноцветных треугольных стекол. Жители Фигераса с любопытством наблюдали, как росло необычное сооружение, которое специалисты потом назовут "памятником сюрреалистической архитектуры". Музей-театр – внушительное здание с многочисленными переходами и внутренними двориками. Изнутри он похож на лабиринт темных, разных по размеру комнат, по которым можно кружить до бесконечности. В центре его поселилась "Леда с лебедем" – портрет Галы, жены Сальвадора Дали.

В специальных залах размещены некоторые "сокровища" маэстро: биде из борделя "Ле Шабанэ", который якобы посещал английский король Эдуард VII; софа конфетно-розового цвета в форме губ американской актрисы Мэй Уэст; "дождливое такси" – один из кадиллаков художника. Возле него постоянно толпятся посетители, развлекаясь, как дети: если бросить в специальное отверстие монету в пять песет, из такси брызнет вода. С внешней стороны стены музея украшены фигурами обнаженных женщин и гигантскими муляжами куриных яиц высотой 2,8 метра и диаметром 1,8 метра каждое. Над крышей развевается черно-белый флаг Страны Сальвадора Дали. Но самое ценное в музее, открытом 23 сентября 1974 года, – собрание произведений художника: коллекции картин, гравюр, рисунков, скульп тур, включая знаменитые "Галарина", "Автопортрет с ветчиной", "Тристан и Изольда", "Портрет Пикассо", "Призрак сексапильности", "Корзинка с хлебом", "Девушка у окна", "Портрет отца".

После смерти Дали к этому собранию добавились полотна, которые он завещал родной Каталонии. А последние четыре года художник жил в этом же доме, в башне "Галатея". Пуболь – еще один важный пункт Страны Сальвадора Дали. В конце 30-х годов Сальвадор Дали поклялся своей возлюбленной Гале, что подарит ей настоящий замок. Но сумел исполнить свое обещание лишь спустя несколько десятилетий. Летом 1968 года, случайно оказавшись в деревне Пера, что в 40 километрах от Фигераса, художник обратил внимание на замок Пуболь, название которого в переводе с испанского означает "тополь". Сооруженный в XII веке, он долгое время пустовал, и постепенно это внушительное и самое древнее строение в округе превратилось в руины. Здесь осталось несколько камней римской эпохи, чудом сохранился фронтон с вылепленной на нем эмблемой, изображающей ворону.

Владение было отгорожено от мира высокой стеной и решеткой, и это тоже понравилось Дали. Он, не задумываясь, купил замок. В Пуболе закипела работа, и через два года Дали преподнес любимой обещанный подарок. В знак того, что замок принадлежит именно Гале, он повсюду – на картинах, мебели, всевозможных предметах – разбросал букву "г", стилизованную под вензель на гербе. Журналисты тут же окрестили замок "Дворцом любви". Почти 12 лет Пуболь был летней резиденцией знаменитой четы. Но единственной его хозяйкой считалась Гала, а Дали охотно выполнял все ее прихоти. Например, находиться в этом доме он мог только с ее разрешения. В 1986 году "Дворец любви" стал музеем. В Пуболе охватывает странное ощущение: будто находишься внутри полотен Дали. Здесь необычно и сюрреалистично все – домашняя утварь, мебель, зеркала, ванные комнаты, отделанные золотом, даже водопроводные краны. Впрочем, деталям Дали всегда придавал особое значение. Низенький стеклянный стол на индюшачьих лапах в большой гостиной стоит точно над окном, прорубленным в полу, и сквозь него просматриваются бывшие конюшни – в них сейчас художественная галерея. В саду то и дело натыкаешься на слонов и жирафов в натуральную величину, которых, развлекаясь, лепил Дали. А у бассейна – вереница бюстов Вагнера, к музыке которого мастер был неравнодушен. Женщины обычно сразу устремляются на третий этаж замка – там выставлены многочисленные наряды Галы. Она предпочитала туалеты, сделанные по эскизам супруга. Наверное, только в Пуболе и можно познакомиться с искусством Дали-"кутюрье". Здесь же хранится его блуза и знаменитая каталонская красная шапочка с кисточкой, в которой он запечатлен на одном из лучших фотопортретов. Вещи изношены, как говорится, до дыр: Дали облачался в них ежедневно, вставая к мольберту в мастерской. Здесь же, в Пуболе, нашла последний приют Гала.

Смерть настигла ее в 80 километрах от Пуболя, в крохотной средиземноморской деревушке Порт-Льигат. Дом в Порт-Льигате в отличие от других музеев художника можно назвать "интимным мемориалом". Он связан с молодостью Дали и его надеждами, с началом его любви и славы. И с самой большой утратой в его жизни. ...В сентябре 1929 года в поселок Кадакес, в нескольких километрах от Порт-Льигата, где тогда жил Дали, приехал французский поэт Поль Элюар со своей русской женой Еленой Дьяконовой – Галой, как называли ее еще в России. Дали влюбился в Галу с первого взгляда. Ему было 25 лет, ей – 36. И она, пораженная молодым художником, не раздумывая, осталась в Кадакесе. Разразился скандал. Отец Сальвадора в гневе отказал ему во всякой поддержке. Не одобрили поступка Дали и его друзья. Тогда Дали и Гала уединились в Порт-Льигате. В то время это была заброшенная бухточка – одно из самых пустынных мест на каталонском побережье Коста-Брава. Вдова рыбака уступила им свою хибарку с удобствами во дворе. Именно из этой запущенной дощатой лачуги, едва защищавшей ее обитателей от сильных ветров, и вырос дом, который со временем превратился в музей. Хижина долгие годы перестраивалась по собственному проекту художника, объединяя в себе все новые строения. "Наш дом рос как некая биологическая структура, размножаясь клеточным почкованием", – скажет позднее Дали.

В конце концов дом в Порт-Льигате внешне уподобился мавританскому жилищу, напоминающему крепость под черепичной крышей над простым белым фасадом почти без дверей и окон, окруженным разросшимся садом. Комнаты на разных уровнях, соединенные между собой узкими лестницами и коридорами, образовывали столь любимый художником лабиринт. В отличие от роскошного Пуболя здесь все просто, основательно и добротно. Стены, беленые известью, полы, выложенные терракотовой плиткой. В прихожей деревянные стулья, старый сундук, чучело канадского медведя – оно служило подставкой для тростей и зонтов. Две белые гостиные почти без мебели. В столовой – прямоугольный дубовый стол, украшенный двумя железными светильниками. Когда на улице было холодно, супруги обедали здесь, сидя на деревянной скамейке. Отсюда несколько ступенек вверх и пара поворотов ведут в необыкновенную комнату с каменными сиденьями вдоль стен, которую Дали окрестил "Яйцом Гала". Она действительно яйцевидной формы. Единственное ее украшение – огромный круглый белый камин, опоясанный кирпичным фризом. Расположенное на его фронтоне круглое зеркало дает искаженное изображение овального пространства. Чтобы как-то украсить пустынный интерьер, Гала бросила на сиденья подушки из индийского шелка, а у камина поставила русский самовар.

Рядом с "Яйцом Гала" – библиотека Дали, картинная галерея, вместившая работы художника, созданные в Порт-Льигате, коллекция безделушек, которые собирал хозяин дома. На самом верху лабиринта – спальня. Она "подвешена", как антресоль, и смотрит в море, отражаясь в зеркалах. Это единственное место, которое выбивается из аскетичной обстановки дома – две огромные кровати под голубым шелковым балдахином с золотой отделкой и розовой вышивкой поставлены рядом друг с другом. Сальвадор и Гала любили этот дом. Даже в замок Пуболь они перенесли его частичку: небо и море Порт-Льигата, убегающие за горизонт, Дали только ему известным объемным способом воссоздал на спинке позолоченного "трона", на котором восседала его возлюбленная, принимая гостей. Последний раз в любимый дом Гала приехала после операции из барселонской клиники, больная и разбитая. Здесь ранним утром 10 июня 1982 года она и скончалась, успев высказать свою последнюю волю: похоронить ее в Пуболе. С момента первой встречи Галы и Дали прошло почти 53 года. И ради любимой безутешный Дали нарушил закон, запрещавший перевозить тела умерших без разрешения местных властей. Покойную завернули в одеяло и посадили, как живую, на заднее сиденье кадиллака. За рулем автомобиля был верный помощник – шофер Артуро. Через час с небольшим были в Пера, где все уже было готово к погребению. 11 июня в шесть часов вечера забальзамированное тело Галы положили в гроб с прозрачной крышкой и похоронили. На погребении 78-летний Дали присутствовать отказался. В Порт-Льигат он больше никогда не возвращался и поселился в Пуболе, в замке Галы. 20 июля, спустя месяц с небольшим после ее смерти, король Испании Хуан Карлос I наградил Дали большим крестом Карлоса III и пожаловал ему титул маркиза Пуболя. Наконец-то сбылась давняя мечта художника – быть официально причисленным к аристократии. Он добился уточнения титула: маркиз Дали-и-Пуболь. Дали гордился этим званием, считая, что оно соединяет его с его музой. В знак благодарности художник преподнес в дар Испании картину "Три восхитительные загадки Галы" – последнюю дань поклонения жене. В Пуболе Дали написал и свои последние картины – "Котлета и спичка", "Китайский краб", "Ласточкин хвост". Он работал в столовой замка при электрическом свете, сидя на табурете. Сестра милосердия мадам Фабрега читала ему, как это раньше делала Гала. В один из мартовских вечеров 1983 года в приступе буйства Дали бросился уничтожать полотна, кричал, что не узнает в них себя. Больше кисти в руки он не брал. 30 августа 1984 года неожиданно загорелась кровать Дали: произошло короткое замыкание электропровода у звонка, которым он вызывал сиделку. Художник едва не погиб. Его отправили в клинику, в Барселону. Оттуда он вернулся в Фигерас, город своего детства. 23 января 1989 года художник умер. Круг замкнулся. Тело Сальвадора Дали в белой тунике, которую он особенно любил, погребено, согласно его последнему завещанию, в склепе музея-театра. А 20 марта 1997 года в Порт-Льигате открылся Музей Дали. Спустя еще два года здесь отреставрировали яхту "Гала", принадлежавшую художнику. На ней можно отправиться на прогулку по Средиземному морю, как это делали Сальвадор и Гала, когда уединялись в этих местах…

Смотрите также
47771

Спецпредложения авиакомпаний

17.11 Аэрофлот Москва - Барселона от 14 273 руб
17.11 Аэрофлот Москва - Мадрид от 15 943 руб
10.11 Iberia Москва - Мадрид от 15 566 руб
10.11 Iberia Москва - Аликанте от 18 955 руб
10.11 Iberia Москва - Малага от 19 161 руб
10.11 Iberia Москва - Севилья от 20 515 руб
10.11 Iberia Москва - Тенерифе от 21 552 руб
10.11 Iberia Москва - Лас-Пальмас-де-Гран-Канария от 22 478 руб
09.11 KLM Москва - Мадрид от 12 779 руб
09.11 KLM Москва - Барселона от 13 254 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта