← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Семь ковчегов для Зуба мудрости

Будда старше Христа на 623 года. Он родился в Непале, в местечке Лумпини. В процессе медитации достиг просветления, стал проповедовать свое учение и умер в возрасте 80 лет. Как гласит легенда, в момент кремации земного тела Учителя один из его учеников выхватил из погребального костра божественный Зуб. В течение 8 веков сокровище хранилось в Индии, но в 361 году принцесса Хемалатхи, спрятав Зуб в своей пышной прическе, перевезла его на Цейлон, дабы спасти от воинственных индуистов-брахманов. С тех пор находилось множество охотников похитить, уничтожить или подменить чудесный предмет, но все попытки оказывались тщетными, и святое достояние каждый раз снова и снова чудесным образом возникало на Цейлоне.

В XVI веке в высокогорном городе Канди специально для Зуба был выстроен храм Далата Малигава. С тех самых пор каждый день сюда приходят верующие и кладут на алтарь свои подношения: с утра - сок и цветы лотоса, в обед - рис с карри, к вечеру - сладости. Говорят, что всю эту пищу затем съедают жрецы и служители храма, в обязанности которых входит ритуальное воскурение ароматических веществ и возжигание ритуальных светильников.

Стены храма оформлены эпизодами из жизни Просветленного, потолки украшены резьбой, а двери облицованы серебром и слоновой костью. В нижнем ярусе восседает Будда, высеченный из глыбы горного хрусталя, а в одном из ларцов хранится фигура, вырезанная из цельного изумруда. Отдельное помещение отведено под выставку подарков из других стран (Индии, Таиланда, Китая, Японии) - это золотые, белые, желтые, зеленые Будды.

Сам же Зуб хранится в "Зале прекрасного вида", вход туда разрешен лишь особым служителям культа. Исключения же делаются только для особо важных персон, коими в наше, например, время были английская королева Елизавета и легендарная Валентина Терешкова. Но ни та, ни другая так и не поделились своими впечатлениями от увиденного. Поэтому для иллюстрации приведем воспоминания русской путешественницы княгини Щербатовой, посетившей храм в 1890 году. "Войдя в алтарь, мы увидели большой стол, ярко освещенный множеством свечей, посреди которого под стеклянным колпаком возвышался ковчег - карандува. Внутри него помещаются один в другом шесть таких же ковчегов, все из чистого золота, а последний из них весь украшен драгоценными камнями и содержит знаменитый Зуб".

Один раз в году в городе Канди, расположенном в самом центре Шри-Ланки, проводится фестиваль Перахера (в переводе с ланкийского "шествие") - одно из важнейших событий в жизни буддийского мира. В этот день, вернее будет сказать, в эту ночь, на улицу выносят Зуб Будды - божественный раритет, созерцание которого дарует человеку возможность видеть низкое и благородное, проникать в грубые и нежные уровни существования, предвидеть последствия мыслей и действий не только своих собственных, но и других существ Вселенной...

Начинается Перахера наутро после новолуния церемонией "каи" - выбором важнейшего лица процессии. Этот "капурала" находит дерево эсала, окуривает его благовониями и опрыскивает душистой водой. Затем возжигает девятисвечник и раскладывает вокруг девять разных цветов в честь девяти небесных тел. Потом наряжается в белые одежды, срубает дерево и распиливает ствол на четыре части. Из них вытесывает столбы, которые устанавливаются в каждом из храмов, посвященных богам-покровителям, принимающим участие в Перахере: Натхе (Будде в предстоящем новом рождении), Вишну, Сканде и богине непорочности Паттинн.

С раннего утра десятки тысяч паломников 113 самых отдаленных мест стекаются в Каиди, чтобы заранее занять место на тротуарах тех улиц, где ночью пойдет процессия. На жаре им приходится находиться весь день - иначе можно оказаться в последних рядах и ничего не увидеть. Что же касается нормальных мест, а ими являются сколоченные из досок трибуны, то билет туда стоит совершенно недоступных для большинства местных жителей денег - 20 - 30 долларов. Там, как правило, сидят лишь иностранные туристы да представители ланкийской власти.

Но самая удобная точка для обзора - украшенный гирляндами живых цветов балкон отеля "Квинс". построили его англичане в начале прошлого века. В его номерах еще сохранилась мебель колониальных времен, а над кроватями и сейчас натянуты антимоскитные сетки. Правда, чтобы попасть в эту гостиницу во время Перахеры, необходимо заказывать номер по меньшей мере за месяц. Зато, если повезет, можно оказаться на балконе рядом с президентом Шри-Ланки Чандрикой Кумаратунге.

За два часа до начала церемонии все платные места обычно бывают заняты. На деревьях, украшенных горящими разноцветными лампочками, висят любопытные мальчишки. Из громкоговорителей транслируются мантры - их где-то внутри храма монотонно читают монахи. По улицам едут поливальные машины, а за ними бегут добровольцы со щетками и драят и так уже почти стерильный асфальт. В воздухе повисает аромат ожидания предстоящего события.

В девять вечера, когда на небе появляется луна, со стороны храма доносится пушечный выстрел. Из темноты возникает шеренга мужчин в белых одеяниях, которые одновременно щелкают бычьими хлыстами, отгоняя злых духов. Впереди с факелом в руке идет карлик.

Затем на высоких ходулях проходят жонглеры, подбрасывая вверх горящие кокосовые орехи. Вслед за ними движутся знаменосцы со штандартами, на которых изображены благоприятные для верующих животные: львы, слоны, павлины. Начинают греметь барабаны, слышен пронзительный звук флейт. Затем появляются представители касты "оли", не имеющие права носить верхнюю одежду. На их головах колышутся уборы из перьев, голые тела пестрят украшениями, а к ступням привязаны бубенцы.

Наконец выступают слоны - увешанные горящими разноцветными лампочками, в расшитых золотыми нитками попонах, с серебряными наконечниками на клыках. На спине первого лежит свиток из листьев талипотовой пальмы, где перечислены все победы и подвиги каидийских правителей. На втором восседает главный махаут (начальник царских сановников), держа в руках символ власти - серебряный багор. И только на третьем, самом крупном, слоне под шелковым балдахином, в блестящем поколоченном ларце покоится сам Зуб.

Следом идут музыканты, играют "гаман хсвеси" - боевой март сингалов. Они звенят тамбуринами, колотят в барабаны и извлекают различные звуки из морских раковин. За ними в бархатной куртке, расшитой камнями, в окружении охраны, иод огромным зонтом величественно движется главный староста (ниламе) храма Далата Малигава.

Это внушительное шествие продолжается четыре часа. По окончании же его народ начинает плясать и запускает в небо фейерверки. Кстати, ни одного пьяного во время Перахеры встретить невозможно. Буддисты вообще пьют мало, а в эти дни продажа спиртного строжайше запрещена буквально по всей стране. Даже в отеле, где проживают исключительно европейцы, бывает крайне затруднительно достать даже бутылочку пива. Да и правильно. Скопление множества людей в кромешной темноте, обязательное применение различных пиротехнических приспособлений и участие в процессии нескольких десятков слонов таят в себе большую опасность. Однажды случилась настоящая трагедия. Один слон, наступив на горящий фитиль, стал метаться, обезумев от боли. Люди бросились врассыпную. Солдаты открыли огонь на поражение, но попали в животное не сразу. Было много жертв. Причем слон сбил только двух человек, остальные пострадали в давке, утонули в озере или попали под шальные пули. Впрочем, с тех пор во время проведения Перахеры на каждом шагу дежурят полицейские, готовые в любой момент организовать эвакуацию.

...И вот наступает следующий день Перахеры -дет,, когда проводится обряд "разрезания воды". На середину кандийского озера выплывают расписные челны, в которых сидят капуралы и жрецы - представители всех храмов. На поверхности воды очерчивается магический круг, глава храма Катарагамы священным мечом своего воинственного бога рассекает озеро и погружает в него кувшин, черпая свежую воду. Считается, что она обладает магической силой. До следующей Перахеры кувшин будет храниться в храме, а через год воду выльют обратно и снова наполнят емкость священной влагой.

После окончания торжественной церемонии площадь перед храмом обычно бывает усеяна спящими людьми и слонами. Монахи продолжают тянут, свои бесконечные мантры. Распустив волосы, у фонтана умываются девушки. Цветочник раскладывает головки лотосов и жасминов - подношение к алтарю. И так будет всегда...

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

22.04 Air Arabia Казань - Коломбо от 33 433 руб
22.04 Air Arabia Екатеринбург - Коломбо от 33 413 руб
22.04 Air Arabia Москва - Коломбо от 33 322 руб
16.04 Turkish Airlines Москва - Коломбо от 56 356 руб
14.04 Gulf Air Москва - Коломбо от 38 278 руб
08.04 Azur Air Москва - Коломбо от 12 087 руб
04.03 Etihad Москва - Коломбо от 42 619 руб
03.03 Jazeera Airways Москва - Коломбо от 31 066 руб
09.01 China Eastern Москва - Коломбо от 57 036 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах