← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Пpо Судан..

Эта статья написана сразу после поездки, которая была осуществлена при помощи автостопа и имеет соответствующую специфику. Я постарался изложить в ней вещи, наиболее полезные для понимания обстановки в Судане и для путешествий _дикарем_.

1. Методы проезда в Судан.

Есть только 2 относительно простых способа, чтобы достигнуть Судана: первый - самолетом из какой-нибудь цивилизованной страны в столицу Судана - Хартум. Следует отметить, что из России в Судан прямых авиарейсов нет. По моим сведениям, билет на самолет из Каира в Хартум стоит порядка $200.

Второй способ - паром из Асуана, небольшого городка на юге Египта, в маленький одноэтажный суданский городишко Вади- Хальфа. Этот паром ходит раз в неделю по понедельникам из Асуана и по средам - обратно. Паром отправляется с 10 утра до 2 часов дня, но лучше прийти заранее - ведь следующий паром будет только ч/з неделю!

Имеется 2 класса билетов: 1-й класс стоит около $40, 2-й класс - около $22.(Обратно немного дешевле, но за выезд из Судана требуют $12) Билет можно заблаговременно купить в Каире на центральном вокзале или прямо на месте отправления парома - около знаменитой асуанской плотины, до которой каждый час из Асуана ходит пригородный поезд.

$1 необходимо заплатить за выезд из Египта в Асуне, но там же (будьте внимательны!) Вам будут крайне настойчиво пытаться навязать еду и 2 стакана чая на судне. За все это требуют $3, но еда просто отвратительного качества, поэтому лучше настойчиво отказаться, тогда Вам просто не дадут пару бумажек, являющихся талонами на еду и чай. Но запастись своей едой следует, т. к. паром плывет 17 часов. Лучшее место время провождения при проезде 2-м классом - верхняя палуба. Если у Вас есть походные принадлежности для сна, то лучше всего ночевать на палубе под одной из шлюпок. Во внутренних помещениях, предназначенных для пассажиров 2-го класса, заснуть Вам все равно не удастся. Отмечу, что в каюту 1-го класса иногда заносят некоторый груз. Так что проезд даже там может оказаться не вполне комфортным.

Есть и другие способы для пересечения Суданской границы, например, на автомашине из Чада, Ливии и Центральной Африки, но дороги там существуют весьма условно. Из Ливии в Судан раз в неделю ходит даже автобус - огромный вездеходный мерседес 6*6, идущий больше тысячи км по пустыне по бездорожью. Первый крупный населенный пункт в Судане на пути этого автобуса - Донгола, потом он идет в Хартум. Точный пункт отправления этого автобуса в Ливии мне не известен.

Необходимо также наверняка узнать, имеет ли право иностранный гражданин пересечь ливийско-суданскую границу на этом автобусе.

Граница с Эритрией, Эфиопией, Кенией, Угандой, Заиром закрыта, однако нашим ребятам довелось увидеть людей, приехавших из Эфиопии по земле. Обратный такой маневр, по-видимому, обречен на провал...

Еще 3 парома в неделю ходят из Джидды(С. Аравия) в Суакин(Судан) по Красному морю.

2. Дороги Судана.

Автодороги Судана удобно разделить на хорошие и плохие. Серединного варианта нет. Хорошие дороги - это асфальт, хороший ровный, скоростной. Плохие дороги - это пустынные дороги, которые можно назвать дорогой только после очень длительного пребывания в Африке. Реально они из себя представляют обычные колеи в песке. В дождливый сезон многие из таких дорог не проходимы.

Хорошие дороги существуют преимущественно вокруг Хартума, как например, дорога на Атбару, на Порт-Судан(та, что ч/з Вад- Медани, Гедареф, Кассалу), на Кости и на Эль-Обейд. а участке от Эль-Генейны(граница с Чадом) до иалы также, как ни странно, асфальт. Заасфальтировано и полдороги на Деббу и сейчас ведутся работы по проложении этой дороги в сторону Деббы.

Плохие дороги, как дорога на Вади-Хальфу ч/з Донголу или ч/з Кариму трудно проходимы. а путь от Вади-Хальфы до Хартума автостопом у нас ушло 8 дней, а ведь это всего тысяча км.

Поток ближе к Вади-Хальфе достигает 1-2 машин в сутки, но в дни прихода парома или поезда он слегка увеличивается до 4-7 машин в сутки.

Если Вы хотите перемещаться по Судану на машинах за деньги, то лучшее, что Вы можете сделать - это пойти на местный рынок, который народ зовет "Сукк-Шабби" или просто "Сукк". Именно оттуда отправляются суданские автобусы, легковые машины "Toyota Hilux" с открытым кузовом, именуемые народом "Бакасси", а также местные грузовички("Лорри"), тоже перевозящие людей одновременно с грузом. Дороги по пустыни тяжелы, поэтому проезд стоит не дешево, но, несмотря ни на что, автостоп работает и здесь.

Только садиться в машину нужно уже не на сукке, а на трассе около выезда из населенного пункта.

Отмечу, что суданский лорри - это весьма забавное зрелище. Представьте себе наш "ЗИЛ", у которого отпилили крышу, на ее место поставили огромный прочный навес, выдерживающий 4-х пассажиров наверху кабины, у которого сняли двери, расширили кабину деревянными стенками, поставили очень низкие деревянные дверцы-калитки, запирающиеся на большой металлический засов, вместо старых дверей, представьте себе теперь внутри кабины 6 человек в белых балахонах (один из пассажиров при этом сидит слева от водителя), 40 человек в небольшом кузове верхом на мешках и тюках и вы получите представление об этом суданском чуде. Думаю, не стоит описывать, насколько не комфортабелен проезд на нем. о дорога, преодаленная при помощи такой машины, будет вдвойне более экзотична.

Судан имеет разветвленную сеть железных дорог, построенных еще англичанами в колониальное время. о не на всех из них есть движение, особенно пассажирское. Поезда из Хартума ходят по разу в неделю в Вади-Хальфу (Пн утро отпр. Вт вечер приб), в Порт-Судан (Вт утро отпр. Ср день приб.) и в Кариму. Есть еще один поезд на юге от Хартума. Поезд, идущий на Вади-Хальфу стыкуется с паромом в Египет, идущим на следующий день после прибытия поезда в Хальфу.

Авиаперелет между Хартумом и Вади-Хальфой возможен в среду за $70. Самолет вылетает из Хартума около 10 утра и летит 1,5 часа. Таким образом, Вы вполне успеете на паром в Египет.

В поездах есть вагоны 1,2,3 классов, а также спальный вагон. Если хотите ехать не 3-м классом, билет нужно приобретать заранее.

Можно ехать и на крыше бесплатно. Удобнее всего туда залезать непосредственно перед отправлением поезда(иначе сгонят) между последним пассажирским и первым товарным вагоном. Местное население активно практикует этот метод проезда. о будьте осторожны, упасть оттуда не сложно.

3. Местное население

Народ, живущий в Судане крайне дружелюбен, приветлив и не назойлив, что радует после Египта. е стоит верить тем ужасам, которые иногда приходится слышать про эту добрую страну - это неправда. Правду видишь тогда, когда тебя практически после каждого лорри приглашают домой, предлагают еду, чай, ночлег и все другое, что может понадобиться путешественнику в дороге. В Судане хорошее, лучшее из всех стран, в которых мне довелось побывать, отношение к иностранцам, а к русским - особенно.

Относительно часто встречаются люди, учившиеся в России и, соответственно, знающие русский язык. Если Вам вдруг понадобилась помощь, лучше обратиться к такому человеку, он быстрее поймет Вас.

Многие люди слегка знают английский, причем даже в деревнях это не редкость.

Стандартные вопросы: Откуда ты? Как тебя зовут? Куда идешь? (Инта мен уэн? Эссмак? Инта маши уэн?)

Суданцы на севере от Хартума живут в глиняных прямоугольных одноэтажных домиках с несколькими комнатами внутри; эти домики и дворик огорожены невысоким глиняным забором. а юге - в глиняных маленьких домишках круглой формы с конусовидной крышей. Дворика и забора вокруг таких домиков, как правило, нет.

Вы также можете встретить кочевых бедуинов, живущих в домиках с тростниковыми стенами и потолком. Такие дома наиболее бедны. Суданцы - это довольно чистые люди в своей массе, дворики всегда прибраны, везде порядок. Стандартная одежда бывает 2-х типов. Первый тип - длинный белый арабский балахон с огромными по ширине рукавами и белая шапочка(типа тюбетейки) на голове.

Этот балахон - оптимальный вид одежды в жаркую погоду. Второй тип - черные штаны и бадлонистая рубашка. Люди в Судане - это или нубийцы, невысокие люди со слегка косыми глазами и почти негритянской кожей, или очень темные арабы, или негры, высокие, статные с европейскими чертами лица на севере и немного поменьше ростом на юге. У южных людей часто можно встретить 2 стандартных косых шрамика на правой щеке. Все суданцы очень спокойны и медлительны. В их жизни все будущее - это одно большое завтра, минута в их понимании в 5 раз больше чем на самом деле. Этих людей совсем не напрягает то, что поезд ходит раз в неделю, а по другому выбраться можно только за сравнимые с неделей сроки. Для них неделя проходит также, как для нас один день. Эта разница во временном восприятии мира - одна из причин, по которым пребывание в Судане скорее ассоциируется с пребыванием в параллельном мире, чем с пребыванием на той же планете, что и Россия, Европа и прочий "цивилизованный" мир.

[продолжение следует]

Смотрите также
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах