Таиланд выезжает из кризиса на бензине

В первом номере этого года (с. 35) "i" писал об уникальной ситуации, сложившейся в индустрии отдыха Таиланда. В разгар туристического сезона, который в этой экзотической стране приходится на зиму, цена практически всех товаров и услуг оказалась вдвое ниже, чем в предыдущие годы.

Тогда же мы взяли на себя смелость предсказать, что тайские цены будут расти медленно, и Таиланд еще несколько лет останется очень привлекательным для экономного туриста местом. Члены королевского кабинета министров нашу статью, возможно, и не читали. Тем не менее последние шаги правительства Таиланда свидетельствуют, что страна движется в предначертанном "i" направлении.

Таиланд подешевел для иностранцев благодаря тому, что власти этой страны относительно успешно противостояли валютно-финансовому кризису, поразившему в прошлом году Юго-Восточную Азию.

В соседней Индонезии кризис проявился в виде неконтролируемого падения местной денежной единицы (которое не остановлено до сих пор), такого же неудержимого роста цен, массового банкротства предприятий, исчезновения товаров с магазинных полок и уличных беспорядков с человеческими жертвами. Таиланд почти все эти напасти миновали. Внутренние цены остались неизменными. Поэтому для самих тайцев, получающих зарплату на местных фирмах, в местной валюте, и тратящих ее в местных магазинах, стоимость жизни осталась практически такой же, как в докризисные времена. И за это им стоит сказать своему правительству "спасибо".

Однако курс тайского бата по отношению к иностранным валютам не удалось удержать от падения. Более или менее плавно за шесть месяцев он понизился вдвое: с примерно 25 за доллар в июне 1997 года до 50 в первые дни года текущего. Поэтому тот, кто приехал в Таиланд с долларом, смог на этот доллар получить в два раза больше удовольствий, чем до начала кризиса.

В деле поддержания курса национальной валюты успехи тайского правительства, на фоне попавших в аналогичную заварушку соседних стран, выглядят бледновато. Конечно, по сравнению с индонезийскими правителями тайские министры - молодцы. Но вот ринггит близлежащей Малайзии полегчал за то же время "всего" на четверть, сингапурский доллар - на одну десятую. Вьетнамские коммунисты, благодаря особым возможностям, которые дает им передовой общественный строй, вообще обошлись без девальвации своего донга.

Победы и промахи тайского правительства в борьбе с региональным валютным кризисом были оценены по достоинству. В конце прошлого года король отправил это правительство в отставку. Был сформирован новый кабинет министров под председательством Чуана Ликпая. На прошлой неделе он сообщил народу, что собирается делать с финансами страны в ближайшие три года, а также разъяснил, что в связи с этим надлежит делать самому народу.

Население власти призвали к "жесткой экономии". Рекомендовано, в частности, не засиживаться допоздна у телевизора.

Что касается телевизора, иностранные туристы и так его не слишком много смотрят. Вечера и ночи гости посвящают барам, шоу трансвеститов, тайскому массажу или профессионалкам любовного фронта. А насчет "жесткой экономии"... Сегодняшний Таиланд настолько дешев, что отдых там получается экономным (по европейским меркам) без специальных усилий со стороны туриста.

Меры, намеченные трехлетней правительственной программой по преодолению экономического кризиса, сделают тайские курорты дороже. Но не намного и не сразу.

Программа предусматривает повышение цен на отдельные категории товаров. Первым шагом будет рост цен на нефтепродукты. Стоимость литра бензина решено увеличить на два бата. Правительственные экономисты полагают, что пересмотр цен на топливо даст государственной казне дополнительные 14 миллиардов бат ($280 миллионов). Какую-то часть этих денег придется выложить из своего кармана иностранцам.

Сегодня бензин стоит в сиамском королевстве в среднем 10 бат за литр (обычный - немного меньше, высокооктановый - чуть-чуть побольше). Итак, правительственное решение увеличивает его стоимость на 20%. Это автоматически потащит вверх тарифы на транспортное обслуживание туристов и на проезд в общественном транспорте. В Таиланде нет метро, городских электричек, национальная железнодорожная сеть соединяет лишь крупнейшие провинциальные центры. И внутри городов, и между ними автомобильному транспорту практически нет альтернативы (если не считать самолетов, но пользоваться ими имеет смысл только для дальних вояжей - из одного конца королевства в другой).

Поэтому в какой-то степени последствия подорожания бензина почувствуют все туристы: и организованно путешествующие в роскошных автобусах, и самостоятельные бродяги, передвигающиеся по стране рейсами местных транспортных компаний. Но почувствуют не очень сильно. Предположим, все услуги, связанные с расходом горючего, станут дороже на 10%, от силы - на 15. Поскольку перед этим они, вместе со снижением обменного курса бата, подешевели на 102% - баланс пока складывается в пользу иностранных отдыхающих.

Правда, курс бата не только стабилизировался, но и, к радости тайских финансистов, потихоньку начал подниматься. К настоящему моменту он составляет уже не 50 за доллар, как было в момент его максимального провала (начало января 1998 года), а 43,1. Если перевести эти цифры на язык процентов, окажется, что из тех 102%, на которые уменьшилась стоимость бата в процессе финансового кризиса, 28% тайская валюта сумела отвоевать обратно. И все же, сложив вместе результаты повышения цен на топливо и укрепления бата, мы обнаружим, что в обозримом будущем покупательная способность доллара в Таиланде будет примерно на 60% выше, чем она была (в течение долгих лет) до июня 1997 года.

Тайское правительство, разумеется, работает над тем, чтобы вернуть состояние вещей к докризисному уровню. Принятый кабинетом Чуана Ликпая трехлетний план предусматривает увеличение импортных тарифов на алкоголь, табак, предметы роскоши, налога на земельные сделки.

Пока окончательно не определено, когда и на сколько эти пошлины будут повышены, но в любом случае по туристам они ударят в самой минимальной степени.

Налог на покупку земли в Таиланде к иностранцам, а тем более временным гостям, никакого отношения не имеет просто потому, что передача тайской земли в собственность гражданам других стран в принципе запрещена. Импортные предметы роскоши здесь тоже не пользуются большим спросом у отдыхающих, поскольку тайские мастера сами выдают на гора безумное количество изделий из золота, драгоценных и полудрагоценных камней, твердых пород дерева, шелка.

Качественный импортный алкоголь в Таиланде по состоянию на сегодняшний день стоит примерно вдвое дешевле, чем в Европе. Так что если он немного подорожает, для иностранцев это будет не слишком обременительно. Импортные сигареты стоят там немного дороже, чем в России, но по европейским или американским меркам - совсем дешево.

Таиланд и до кризиса был самым "экономичным" для иностранцев государством Юго-Восточной Азии. Похоже, в ближайшие три года он таким и останется.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

18.10 Etihad Москва - Бангкок от 27 922 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта