Маршруты последнего пути

Скажи, как ты хоронил покойника, и я скажу тебе, как ты к нему относился. Восточные народы своих покойников любят и заботятся о них неимоверно.

Пожалуй, самыми спокойными в день смерти родственника должны бы оставаться индусы, ведь по их религии - это всего лишь еще одно звено в цепи перерождений. Однако среди жителей Индии есть не только индусы, но и мусульмане, да и вообще сердцу не прикажешь.

Индийцы верят, что когда человек умирает, его душа покидает дом только на шестнадцатый день. Те, кто был особенно привязан к семье, могут побродить привидением и 40 дней. Вот почему днем и ночью в доме горит масляная лампа (свет - это символ души) - для того, чтобы уважить усопшего. Похоронная церемония обычно проводится дома. Обязательно приглашаются на похороны знатоки всех ритуалов, помогающие провести церемонию на должном уровне.

Тело отца обмывает обычно старший сын, и то же самое делают женщины по отношению к матери. Покойного облачают в новые одежды, укладывают в деревянный гроб и прижимают веки серебряными монетами. В изголовье и изножье ставят две масляные лампы. Внуки и дети обходят гроб, неся в руках зажженные свечи.

Тело остается в доме не больше 12 часов. Взрослых обычно кремируют, детей погребают. Символами брака для женщин в Южной Индии являются золотая цепочка на шее - подарок мужа - и красная точка на лбу. Если женщина овдовела, другая вдова из семьи проходит на похоронах вперед, чтобы снять цепочку с шеи вдовы и стереть со лба красную точку, так как замужняя жизнь женщины окончилась.

Символами брака для женщин Северной Индии являются золотые браслеты на руках и ногах, а также красная полоска в проборе. Эти вдовы швыряют браслеты об пол, чтобы сломать их и никогда больше не надевать.

Хотя на похоронах окружающие не стесняются выражать свое горе, не бывает ни крика, ни вытья, ни жалоб.

Те, кто приходят выразить сочувствие, прежде всего подходят к вдове или вдовцу, стоящему позади тела. Предполагается, что, если гость склонит голову, пожмет руку родственникам и удалится в другие комнаты для того, чтобы освободить место новоприбывшим, то такого короткого визита будет вполне достаточно (молитву произносят про себя). А еще лучше - удалиться после выражения скорби и соболезнований. Интересно, что в крематорий тело сопровождают главным образом мужчины.

После похоронной церемонии все в доме должно быть тщательнейшим образом вымыто. На похороны обычно присылают цветы. Одеваются в неяркие тона: белый, черный, серый или какой-нибудь бледный оттенок другого цвета.

Семью усопшего не принято посещать по понедельникам, вторникам и четвергам. Предполагается, что в эти дни горе может вернуться вместе с заезжим гостем. После похорон индийцы даже в дом не входят до тех пор, пока все не будет как следует вымыто. Войдя же, голову и тело слегка сбрызгивают водой: индийцы не будут ни есть, ни пить, ни разговаривать, пока не совершат омовение.

Накладывают различные табу и на совмещение обыденных событий. Так, индийцы, не желая смешивать два дела, либо хоронят, либо женятся. Явиться с корабля на бал, то бишь с похорон на свадьбу, - просто верх неприличия (даже если вы были едва знакомы с умершим).

После смерти мужа затворяется дома и избегает ходить в храм и прочие места общественного пользования в течение года. Детям же после смерти одного или обоих сразу родителей не позволено ходить в храм в течение месяца.

Смерть одного из членов семьи вынуждает всю семью сесть на какое-то время на вегетарианскую диету. Конечно, в каждой из индусских семей срок внезапного поста определяется по-своему, однако традиционным считается 16 дней (в течение этого периода душа все еще сохраняет связи с домом).

Индийцы вечно хранят память об умершем в сердце. Правда, в горе все люди одинаковы: соседи индийцев - малайцы - дорожат памятью ушедших не меньше.

Когда малаец умирает, в дом непременно приглашают имама (в большинстве своем малайцы - приверженцы ислама), чтобы ритуал прощания прошел правильно. Дети и родственники усопшего обмывают его, складывают ему руки на груди и прикрывают их белой тканью. Покойного укладывают так, чтобы голова его была обращена к Мекке. Кто-то все время находится рядом с телом и зачитывает отрывки из Корана.

Имам очищает тело освященной водой, а затем - камфарной водой. Тело заворачивают в три слоя белых одеяний. Последний слой должен имитировать одежду, хотя на нем нет и стежка. Завернутое тело посыпается различными травами. Прежде чем закроют лицо, подходит семья и имам, чтобы сказать несколько прощальных слов. Молитвы прочитаны, и тело отвозят в мечеть или прямо на кладбище. Малайцев сжигают, как только пройдет 12 часов с момента их смерти.

Мусульманская традиция требует не бояться естественной смерти. Скорее - опасаться возможности насильственной: несчастного случая, самоубийства или убийства. Они считают, что в подобных случаях человеку не удается выполнить свое предназначение в жизни, обязанности перед Аллахом и членами семьи. Истинный мусульманин молится о мирной смерти, чтобы была возможность прийти к Аллаху со спокойной душой и произнести молитвы вовремя.

Друзья и соседи приходят домой к усопшему, и им позволяют увидеть его лицо в последний раз. Отдавая последний долг, они также склоняют головы и творят молитву. Никто ничего не ест, пока печаль пребывает в доме. Мусульмане не горюют открыто, они стараются сдерживать свои чувства. Не должно быть никаких громких разговоров, причитаний и прочего шума. Горюющая жена не показывается на глаза посторонним мужчинам в течение минимум 100 дней (а более правоверным может понадобиться и год).

В дом усопшего присылают цветы (но не венки), ими обычно засыпают могилу. Семье часто передают деньги в белом конверте, вручая их организатору похорон. Приемлема любая сумма, в зависимости от взаимоотношений (в среднем 10 - 20 долларов). Традиционный цвет для похорон - белый, но любые бледные тона также годятся.

Но самым оригинальным ритуалом прощания может показаться китайский.

По традиции покойника также обмывают. Если покойник был мужчина, эту обязанность выполняет его старший сын, если же скончалась женщина, то дочь. Тело облачают в соответствующие одеяния, причем количество их должно быть нечетным: три, пять, семь и более. Одевание функционально: усопший не должен замерзнуть во время своего путешествия к Правителю Ада. Гроб не поднимают на лестницу и лифтом не пользуются. Приглашают компанию ритуальных услуг, чтобы забальзамировать тело. В том помещении, где лежит усопший, сжигаются бумажные деньги и кладутся неразвернутые приношения. Рядом ставится кресло и укладывается любимая одежда покойного.

Хозяева зажигают две свечи, которые должны гореть, пока в доме витает дух покойного. Священник разговаривает с усопшим так, как будто он еще жив: "Смотри, твои друзья пришли попрощаться с тобой". Плач и вой начинаются в строго установленное время, когда дух усопшего якобы возвращается. Причитания должны выразить симпатию к призраку. Количество и продолжительность причитаний должны дать понять Правителю Ада, как сильно покойника любили в течение жизни. Богатые семьи даже нанимают специальных плакальщиков, чтобы совместно поднятый шум непременно достиг ушей дьявола. Кто-нибудь из членов семьи должен бодрствовать в течение всего времени, что тело находится в доме, иногда в течение трех, пяти или семи дней. Бодрствующий обязан следить за тем, чтобы через труп не перепрыгнула кошка или крыса, - иначе покойник может превратится в зомби.

Друзья и родственники усопшего приходят попрощаться с ним и приносят с собой еду и некрепкие напитки. Они усаживаются вокруг и играют в маджонг с осиротевшими, чтобы поддержать компанию и помочь членам семьи отвлечься. Звучит громкая музыка - для того, чтобы отогнать злых духов. Священнослужители разжигают огонь и прыгают через пламя, дабы отогнать притаившихся поблизости злых духов, которые только и ждут момента, чтобы украсть душу усопшего.

На похоронную церемонию гости обычно приходят часам к семи вечера. Приглашенные первыми выражают соболезнования хозяевам. Кто-либо из родственников сопровождает гостя к месту упокоения тела. Члены семьи преклоняют колена и зажигают пахучие палочки для воскурений (во время молитвы). Гость должен встать на колени примерно в тридцати сантиметрах от гроба и трижды поклониться усопшему. Однако если он не был близким другом, вставать на колени необязательно.

В день похорон друзья и родственники собираются вместе для последнего прощания. На некоторых похоронах разыгрываются представления на ходулях. Когда финальные обряды закончены, плакальщики сопровождают гроб к могиле или крематорию. Дурным предзнаменованием считается, если гроб ударится о дверную притолоку по пути, поэтому его бережно поддерживает целая толпа. Гроб ставят в ярко разукрашенный открытый грузовик и обкладывают цветами.

Осиротевшие родственники в знак траура украшают себя: мужчины - лентой из мешковины, а женщины и дети - капюшонами. Все носят либо соломенные сандалии, либо только белые носки. Маленькие внуки должны быть одеты в темно-синее. Взрослые внуки одеваются в бледно-зеленое; в их одежде могут содержаться и элементы красного, чтобы подчеркнуть, что покойный дожил до чрезвычайно зрелого возраста (но это зависит от принадлежности к определенной диалектной группе).

Когда тело выносят, друзья и родственники сначала следуют за ним пешком - не менее шестисот метров. После того, как тело предадут земле, хозяева устраивают для гостей поминки. Гости обычно наряжаются в одежду белого или светлых спокойных тонов. Красного, розового, золотого и прочих ярких цветов следует избегать.

На могиле устанавливают специальный столик для отправления последних похоронных ритуалов. Существует традиция: приглашенные приносят с собой еду и питье. Во время трапезы ведутся светские разговоры, например о том, как хорошо выглядит покойник.

Когда гость покидает своих хозяев, семья дает ему две красных нитки или два шнурка, избавляющих от всяческой неудачи, которую могли бы принести эти похороны. Их следует просто обернуть вокруг пуговицы и сдернуть по возвращении домой.

Визитерам могут сделать денежный подарок (хонг бао) - несколько серебряных монеток в 5 и 10 центов. Предполагается, что на обратном пути на эти деньги купят сладости, которые должны скрасить печальное настроение и отвести беду, смерть и неудачу, которые так и кружат вокруг похорон. Если деньги не потрачены, их нужно выбросить, потому что эти монетки ни в коем случае нельзя приносить домой. Тем, кто приходит проводить усопшего в день похорон, заботливые хозяева вручают носовой платок.

Китайцам свойственно стремление делать подарки. На похороны семье усопшего обычно дарят деньги. Это помогает оплатить стоимость похорон и поминок. Деньги кладут в белые или коричневые конверты и вручают их либо особе, занимающейся подарками, либо одному из родственников. Деньги "на смерть" обычно дарят в нечетном количестве, что символизирует утрату любимого человека. Хорошо, чтобы количество банкнот также было нечетным. Например, если дарят 25 долларов, то купюрами в 5, 10 и 10. Но некоторые китайские семьи не одобряют этого обычая, предпочитая предоставлять столик для подарков благотворительным организациям, так что собранные деньги идут на благотворительные нужды. Кроме того, на похороны можно прислать цветы и венки (китайцы цветы дарят только тяжелобольным и покойникам).

Через некоторое время после похорон (обычно от 3 до 7 дней) семья сжигает сделанный из бамбука и бумаги игрушечный домик, меблированный и устроенный в соответствии с представлением семьи о достатке: телефон, факс, телевизор, автомобиль, одежда и игрушечные деньги. Все эти вещички должны составить багаж усопшего китайца, чтобы в другой жизни ему не пришлось ходить с протянутой рукой. Родственники посылают ему все это воздушной почтой, так сказать, вместе с дымом и пламенем.

После похорон члены семьи некоторое время носят небольшую повязку на рукаве, чтобы показать, что в их семье случилось несчастье. Повязка может быть белой, черной или синей - в зависимости от родственных связей с покойным. Зятья и внуки замужних дочерей носят на рукаве повязку с красной полоской, как бы демонстрирующую их положение аутсайдеров (ведь они же носят другую фамилию). Траур по родителям носят в течение трех лет.

Считается, что в первые семь дней после похорон душа как бы мечется между двумя мирами. На алтарь регулярно ставят еду для духа. Седьмой день - последний день, когда дух посещает дом. К ночи стелят постель, и возле нее также ставят еду, а утром семья ищет признаки присутствия привидения: помято ли одеяло, не рассыпаны ли вокруг зернышки риса? В этот день навещают могилу и сжигают все вещи, связанные с похоронами, - так сказать, последний рубеж, разделяющий жизнь и смерть.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

20.02 MIAT Москва - Пекин от 17 315 руб
18.02 China Eastern Санкт-Петербург - Шанхай от 28 498 руб
15.02 Hainan Airlines Москва - Пекин от 24 197 руб
12.02 Finnair Санкт-Петербург - Пекин от 28 880 руб
12.02 Finnair Санкт-Петербург - Шанхай от 35 822 руб
07.02 LOT Москва - Пекин от 35 609 руб
28.01 S7 Москва - Пекин от 17 997 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта