Автобусный туризм: За впечатлениями

Призывать путешествовать на автобусе - глупо. Если у господ туристов хватает средств на океанские круизы и авиаперелеты - можно за них порадоваться. Но что делать, когда на сервис не хватает, а увидеть Елисейские поля или, скажем, площадь Сан-Марко, хочется, и не на картинке, а самому?

Нет, как ни крутите, есть в автобусном туризме свой резон, и не в одной дешевизне он состоит. Недурно, согласитесь, осмотреть сразу несколько европейских стран, потратив $500 вместо гарантированных семи сотен с лишним, которые пришлось бы выложить за самолет. И потом, все можно смотреть по дороге. По пути в Австрию - Прагу, направляясь в Амстердам - Берлин. Людям в возрасте такое не всегда под силу, зато для школьников или студентов - самое милое дело. В 1997 году автобусными путешествиями соблазнились 2,95 миллиона человек, что, между прочим, на 30 процентов больше, чем годом раньше.

При правильной организации тура сложность для путешественников состоит единственно в длительных, в том числе и ночных, переездах. Сложность для фирмы - в бесконечных стыковках (их как правило больше, чем в авиатуре), в возможных накладках, обычных в длинных маршрутах. По трудоемкости для организаторов автобусные туры сравнимы разве что с круизами. Только первые - самые дешевые, а последние - наиболее дорогие. Наконец, главная проблема, подстерегающая фирмы, специализирующиеся на автобусных поездках, заключается в том, что транспорт имеет обыкновение ломаться.

Пресс-конференция, состоявшаяся на днях в московском Доме журналистов, как раз и была посвящена вопросам безопасности автотуризма. Разумеется, все упирается в автобусы - в их техническое состояние, качество, возраст, наконец... Автобусу для пересечения границы необходим десяток разрешительных бумаг, и чем он старше, тем справок требуется больше. Из-за жуткого технического состояния автобусов возникают на границе недоразумения, предъявляемых бумаг, бывает, не хватает, и группы часами простаивают перед пограничным контролем. Кроме того, что в старых автобусах элементарно неудобно путешествовать: греть кипяток на примусе (вместо нормального титана) и выскакивать в леденящий предрассветный час, вместо автобусного туалета, в лесок.

Думаете, турфирмы, используя доисторические автобусы, наживаются на клиентах? Уверяю, это не так. Просто новые машины мало кому по карману. Во-первых, они непомерно дороги - каждый, кто пытался растаможить в России купленный за рубежом автомобиль, в курсе, что пошлина примерно равна стоимости покупки. Автобус, да еще Mersedes или Volvo, которым по 5-6 лет, - удовольствие после выполнения всех формальностей непомерно дорогое. А покупать машину старше нет смысла - ремонтировать замучаешься.

Опытные туроператоры арендуют автобусы у транспортного предприятия. Выбирая контору с приличным парком и богатой ремонтной базой. Турагентства объединяются с АСМАП (Ассоциацией международных автоперевозчиков) России и пытаются с помощью РАТА (Российской ассоциации турагентств) лоббировать во властных структурах интересы автотуризма - надеются, должно быть, что пошлины скостят.

Пока кардинальных перемен не произошло, и достойных агентств, которые не боятся заниматься автотуризмом, все еще мало. Но они есть. Узнать их просто: приобретая путевку, выясните, есть ли у выбранного агентства сертификат на автотуры, сколько лет автобусу (должен быть не старше 6 лет), проходит ли он перед каждым рейсом техосмотр. На всякий случай поинтересуйтесь, будут ли у вас на месте - в той стране, куда вы направляетесь, - лицензированный русскоязычный гид, и путешествуйте себе на здоровье, наслаждаясь пролетающими за окном пейзажами, потягивая дымящийся кофе под видеофильм, демонстрирующийся в салоне, и просто отдыхая. Попробуйте - вам понравится.

Новости туризма

Спецпредложения авиакомпаний

25.04 Lufthansa Москва - Дели от 37 900 руб
25.04 Россия Москва - Петропавловск-Камчатский от 22 000 руб
25.04 Aigle Azur Москва - Порту от 12 832 руб
25.04 SWISS Москва - Женева от 12 466 руб
25.04 JAL Москва - Токио от 30 007 руб
25.04 TAP Portugal Москва - Нью-Йорк от 22 428 руб
25.04 Pegasus Airlines Москва - Стамбул от 7 024 руб
25.04 Condor Москва - Форталеза от 37 100 руб
25.04 Alitalia Москва - Афины от 11 897 руб
25.04 S7 Москва - Батуми от 6 145 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта