Гаремный роман

Представления европейцев о гареме султана до сих пор основаны на мифах и легендах. Это понятно – не было в Османской империи более закрытого места для нескромного взгляда чужестранца, чем обитель султановых жен и наложниц. А полотна Делакруа, Энгра и книги писателей-романтиков лишь способствовали укреплению этих мифов и преувеличений. На то они и романтики, чтобы приукрашивать действительность.

На самом деле в главном гареме империи ("харам" по-арабски – запретная женская половина дома мусульманина) романтики было мало. Золотая клетка (как ни крути, а клетка!), место заточения, в котором жизнь регламентирована строгим режимом и жесткой внутренней иерархией. И эта женская тюрьма была во многих отношениях образцовой – за шесть столетий существования Османской династии у сиятельных тюремщиков было время отшлифовать правила "внутреннего распорядка" для обитательниц "Дома счастья", как называли гарем султана.

Другое дело, что отдельные "счастливицы" стихийно осваивали известные дамские хитрости, позволявшие из рабынь превращаться в повелительниц. В истории империи известен не один случай, когда султановы наложницы не только подчиняли своему влиянию господина, но и активно вмешивались в государственные дела! Впрочем, удавалось это лишь единицам – до тела, сердца и уха повелителя еще нужно было как-то добраться, что при наличии сотен конкуренток представляло собой задачу нешуточную.

Многие наложницы проводили в гареме всю жизнь, так и не увидев своего господина воочию. Большинство дам вполне довольствовалось покоем, относительным бездельем и окружающей роскошью. До начала XVI века никакого иного счастья, кроме мраморных фонтанов, бассейнов, павлинов, восточных сладостей на золотой посуде, музыки и болтовни с "однокамерницами" – и лишь в редких случаях постели господина! – для обитательниц гарема и не предусматривалось. В нем содержались исключительно рабыни. Вековая традиция иметь в гареме наложниц, а жениться на именитых дочерях соседей, прервалась во время правления султана Баязида II – его преемники стали жениться и на рабынях.

Появление в гаремах жен разбавило покой и неторопливую праздность гарема множеством проблем. Всем известно, как ладят в одной квартире свекровь с невесткой – а тут десятки, сотни хозяек – рабыни, жены, их дочери-принцессы! Для того, чтобы вся эта семейка не превратилась во взрывоопасную "коммуналку" с ее неизбежными интригами, сварами и ревностью, необходимо было создать жесткий механизм управления беспокойным "бабьим царством".

Веками выработанный кодекс поведения и распределения обязанностей в гареме по сложности и организованности не уступал воинскому уставу. На вершине семейной пирамиды единовластно царствовал султан. Вторую ступеньку занимала его мать – валиде, еще ниже располагались жены (кадын-эфенди), под ними – фаворитки, и в самом низу – обычные рабыни-наложницы (джарийе). Пирамида эта была подвижна и зыбка – любой член мини-социума мог перейти на один или несколько уровней вверх – или, наоборот, скатиться вниз.

Единственный, кто не мог изменить изначально отведенной ему социальной роли, так это сотрудник гаремной "службы безопасности" – евнух. Хотя и в их условно мужском сообществе существовала своя "табель о рангах", четко фиксирующая права и обязанности. Для большинства европейцев, привыкших относиться к евнухам с оттенком пренебрежительной иронии, наверняка станет откровением, что верхушка этой "кастрированной прослойки" обладала при дворе султана влиянием, которому завидовало большинство придворных. Так, скажем, главный евнух занимал в дворцовой иерархии третью ступень, пропустив вперед себя только первого великого визиря и главу церкви шейх-уль-ислама! Определенными правами и свободами, как ни странно, обладали и главные обитательницы гарема – рабыни!

Первые наложницы появились в оттоманском гареме в XIV веке. Чаще всего продавцами девочек на невольничьих рынках выступали их собственные родители. Сделка позволяла им разом решить три проблемы – избавиться от лишних едоков в семье, получить солидное денежное вознаграждение и обеспечить дочерям прекрасное – по общепринятым меркам – будущее. Для юных наложниц гарем становился домом, школой и местом работы. Девочек обучали музыке, этикету, грамоте, а чуть позже – специфическому искусству, которое могло понадобиться в случае, если на кого-то из них обратит внимание повелитель. Рабыни получали ежедневное денежное довольствие, а по случаю дворцовых торжеств – ценные подарки. Проблемы нарядов и косметики для них попросту не существовало – все приобреталось за счет казны.

То, что при этом наложницы оставались собственностью повелителя, пусть и обряженной в шелка и драгоценности, никого не смущало. Положение законной жены правоверного мусульманина немногим отличалось от рабского. К тому же все эти милости приходилось частично отрабатывать. И совсем не тем, что первым приходит на ум при слове "наложница". Обычно "доступ к телу" господина имели всего около десятка женщин – рабыни, фаворитки и жены; на сотни других были возложены не интимные, а скорее хозяйственные обязанности. Одна рабыня следила за церемониями и внутренним распорядком, вторая – за здоровьем "семьи", третья отвечала за "противоотравную" безопасность (все кушанья, приготовленные султану, проходили предварительную пробу), четвертая – за стирку, пятая – за процесс омовения своего повелителя, шестая – за приготовление ему кофе, седьмая – за его винные погреба... Поскольку мужчинам вход на территорию гарема был запрещен под страхом смертной казни (евнухи не в счет – а кроме того, им, как уже говорилось, хватало своих обязанностей), фактически вся работа "по дому" ложилась на плечи женщин – благо недостатка в рабочей силе не было.

Среди гаремных должностей встречаются и вовсе неожиданные – например, рабыни-главы "службы протокола" гарема, рабыни-хранительницы ключа от казны и рабыни-хранительницы большой султановой печати. Конечно, занимавшие в гаремной вертикали власти такие ответственные должности уже не были рабынями в привычном значении этого слова. Султан не только удостаивал их особого доверия, но по истечении времени давал вольную – о лучшей рекомендации для будущего жениха "освобожденная женщина Востока" не могла и мечтать.

До наших дней дошел удивительный документ XVIII века – своего рода штатное расписание гарема султана Махмуда I: винный погреб – 17 рабынь, обслуживание принцев – 72, иные хозяйственные работы – 230. И лишь 15 рабынь официально числились фаворитками султана! После этого расхожие представления о гареме как о нескончаемой любовной оргии теряют всякий смысл. Султан, хотя и превозносился придворными подхалимами до небес, богом все-таки не был – а смертный мужчина удовлетворить всех своих подопечных дам не мог при всем желании. Поэтому для большинства обитательниц гарем оставался тюрьмой в одном смысле – как ограничение на их сексуальную жизнь.

Но удивительно другое. По прошествии девяти лет любая рабыня, которую султан так и не пригласил разделить с ним ложе, имела право покинуть свою клетку! Таких "неохваченных мужским вниманием" бедолаг султан обычно наделял приданым, дарил дом и даже подыскивал мужа. Правда, этим правом пользовались далеко не все – безбедная жизнь в гареме многих устраивала. И женщины, как это часто бывало не только в Оттоманской империи, добровольно длили заточение, предпочитая его сложностям жизни на свободе. Тем более что у оставшихся никто не отнимал их шанса "выбиться в люди" в гаремной иерархии – стать фавориткой, а там, глядишь, и выскочить в султановы жены! Обычно султан выделял восемь рабынь – четверых назначали постоянными служанками в его личных покоях, а еще четверых возводили в ранг фавориток (гюзиде), чья "служба" протекала исключительно в опочивальне повелителя. Та гюзиде, с которой султан собирался провести ночь, получала от него дорогой подарок, еще один ждал ее поутру – в случае, если повелитель оставался доволен. Забеременевшую фаворитку переводили в разряд "счастливых" (икбал), а после рождения ребенка ее ждало еще большее женское счастье – официальный титул жены.

Любопытно, что от ограничений на личную жизнь были несвободны даже султаны. Так, ночь с пятницы на субботу они были обязаны проводить только с одной из жен. А недождавшаяся приглашения три пятницы кряду имела право обратиться к судье за защитой попранных прав. У повелителей Оттоманской империи по закону было от четырех до восьми жен, и во избежание накладок одна из рабынь вела "учетный журнал", где скрупулезно фиксировала все свидания султана со своими супругами.

На протяжении веков Османы испытывали странное влечение к женам-иноверкам. Выше других ценились гордые черноволосые дочери Кавказа и полные светловолосые славянки. Многих даже не приходилось пленять: известно, что кавказские князья часто сами отправляли дочерей в султанский гарем, надеясь, что те понравятся султану и со временем станут его женами.

История сохранила имена некоторых султанш-европеек. Любимой женой Сулеймана Великолепного, в правление которого империя достигла расцвета, была Хюррем – похищенная и проданная в гарем дочь украинского православного священника Анастасия Лисовская, известная больше под именем Роксолана. Она покорила султана не только красотой, но и образованностью, написав своему супругу стихи по-арабски, – для XVI столетия достижение исключительное.

Спустя полтора века путь поповской дочки повторила француженка Эмми де Ривери, кузина супруги Наполеона Жозефины. Ее также похитили пираты, продали алжирскому наместнику, а тот подарил красавицу своему повелителю – султану Абдул-Хамиду I. Под именем Накшидиль ("Услада сердца") принявшая ислам Эмми стала его четвертой женой. А когда ее сын сам занял трон в стамбульском дворце, Накшидиль-Эмми приняла титул валиде – "королевы-матери". Вот так они и жили долгие шесть столетий – султаны и их многочисленные семейства.

Конец всему этому положила Первая мировая война. Турция вступила в нее на стороне Германии и после поражения была оккупирована державами Антанты. В стране началась революция под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка. Когда победившие революционеры вступили в Стамбул, их ждал пустой султанский дворец. Последний из Османов бежал на британском военном корабле, а все его жены, дочери, фаворитки, рабыни и евнухи, лишившись своего повелителя, разбрелись кто куда.

Там же, в султанском дворце, в марте 1924 года была провозглашена Турецкая республика. Одним из первых законов которой стал закон об отмене института гарема.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

08.05 Turkish Airlines Москва - Стамбул от 19 637 руб
08.05 Turkish Airlines Санкт-Петербург - Анталья от 20 534 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта