Праздники поят ароматами

В праздники Эмираты благоухают. Запахи духов смешиваются с ароматами дымов. Домашние салоны, одежды местных жителей окутаны облаками благовоний. В праздничный день, проехав в лифте с эмиратской семьей, будешь еще несколько часов пребывать в сопровождении необычных, многослойных, устойчивых и ярких запахов торжества.

Для умащения запахами используются местные и европейские духи, древесные ароматические вещества. Эмиратцы, конечно, отдают должное ароматическому вкусу Франции, остающейся законодателем парфюмерных и прочих мод и мировым лидером в сфере производства и экспорта запахов, удовлетворяющих запросы самых привередливых эстетов. Но местные традиции, нажитые в процессе долгих тысячелетий, остаются незыблемыми.

Здесь отдается предпочтение дымам. В этой склонности нет ничего удивительного. Во Франции первый патент на выпуск духов зарегистрирован в 12-м веке. В Аравии, Египте, Финикии ароматы производили и использовали в быту и религиозных церемониях задолго до наступления христианской эры. Финикийцы, например, считали, что у человека две души – духовная и растительная. Первая – это дыхание, которое исчезает из тела в момент смерти. Исход души они сопровождали ароматами. В сочетании с воскурением ароматов осуществлялись жертвоприношения. У американских индейцев курение табака тоже было ритуалом. Он символизировал восхождение души к небесам. Табак считался священной травой. В древнем мире запахи использовались не только для духовных целей. В светской жизни им тоже было найдено место. Клеопатра ставила на своих ладьях надушенные паруса, чтобы благой запах предвещал ее прибытие на царские стоянки.

Главным в местных традициях является не умащение духами, а окуривание ароматами. Духи в них, если присутствуют, являются лишь одним из компонентов букета запахов. Основную часть составляет "уд".

Оставим в стороне арабский музыкальный инструмент – лютню, которая носит название "уд". Первое значение этого арабского слова – "ствол", "стебель", "дерево". В переносном смысле удом называют то, что используется для воскурения благовоний, основу которых составляют производ остающейся законодателем парфюмерных и прочих мод и мировым лидером в сфере производства и экспорта запахов, удовлетворяющих запросы самых привередливых эстетов. Но местные традиции, нажитые в процессе долгих тысячелетий, остаются незыблемыми. Здесь отдается предпочтение дымам. В этой склонности нет ничего удивительного. Во Франции первый патент на выпуск духов зарегистрирован в 12-м веке. В Аравии, Египте, Финикии ароматы производили и использовали в быту и религиозных церемониях задолго до наступления христианской эры. Финикийцы, например, считали, что у человека две души – духовная и растительная. Первая – это дыхание, которое исчезает из тела в момент смерти. Исход души они сопровождали ароматами. В сочетании с воскурением ароматов осуществлялись жертвоприношения. У американских индейцев курение табака тоже было ритуалом. Он символизировал восхождение души к небесам. Табак считался священной травой. В древнем мире запахи использовались не только для духовных целей. В светской жизни им тоже было найдено место. Клеопатра ставила на своих ладьях надушенные паруса, чтобы благой запах предвещал ее прибытие на царские стоянки кальный инструмент – лютню, которая носит название "уд". Первое значение этого арабского слова – "ствол", "стебель", "дерево". В переносном смысле удом называют то, что используется для воскурения благовоний, основу которых составляют производ ные ароматических деревьев, завозимые в основном из Индии и других азиатских стран, в том числе Кампучии, Вьетнама, Лаоса, Бирмы, Малайзии, Индонезии.

Существуют десятки видов уда. На первом месте по качеству стоит индийский. Он стоит очень дорого. Цена килограмма индийской ароматической смеси доходит до 70 тысяч дирхамов (19 тысяч долларов). Сравните со стоимостью золота. И в древности ароматы стоили дороже желтого металла. Устойчивая ситуация.

Запахи в стране и в аравийском регионе в целом востребованы чрезвычайно. Наряду с индийским здесь хвалят кампучийский, вьетнамский и лаосский уд. Каждый из них отличается особым ароматом и имеет устойчивый запах. Но килограмм кампучийского уда ценится в два раза дешевле индийского. Впрочем, эта привычная мера веса для учета уда используется редко из-за его дороговизны. Килограммы оставлены для оптовиков. В магазинах главная весовая мера ароматов – индийская "туля", составляющая 12 граммов и используемая также для взвешивания драгоценностей.

Удовое масло получают в процессе перегонки древесины. В Индии ароматические деревья, прежде всего, подгнившие, разрубают на мелкие части и измельчают в металлических ступах. В Тайланде древесину перемалывают на мельницах, превращая в порошок. Затем измельченную древесную пудру замачивают в воде на несколько недель.

Размоченную смесь помещают в котлы и проводят перегонку, используя для поддержания умеренного огня только дрова, поскольку они медленнее горят и дают наиболее сильный жар. Перегонка длится неделями. Продукт перегонки собирают, разливают в сосуды и держат на солнце для выпаривания жидкости. Килограмм древесины дает всего 3-9 граммов удового масла в зависимости от качества дерева.

Масло в смесях поступает в продажу. Его качество можно определить только при ускании курения. Автором изобретения паровой перегонки называют, кстати, арабского философа и великого целителя Авиценну, жившего на рубеже 10-го и 11-го веков. Именно он первым извлек розовое масло из лепестков "царицы цветов" и произвел ароматную жидкость.

В Китае ладанные пасты использовали даже для защиты произведений живописи от жучков-точильщиков. Авиценна советовал применять ладан для оздоровления воздуха. Некоторые народные целители считают, что ладан "укрепляет разум, сердце и душу", излечивает забывчивость, останавливает кровотечение, очищает кожу от лишаев. Современные исследователи признают справедливость народной веры в целительную силу ладана. Считается, что его аромат снимает стрессы и укрепляет память. Смола содействует прекращению воспалительных процессов, подавляет микробы в воздухе, воде и организме человека.

По арабским поверьям, дым ладана "усмиряет гнев повелителей и изгоняет злых духов". Антибесовская сила ладана признается и русскими людьми. Издавна в России говорили: "На вора – тюрьма, на черта – ладан".

Не эти ли целительные и очистительные свойства способствовали проникновению ладана в курильницы жрецов Древнего Египта, кадила христианства, обряды других религий мира?

Легендарное дерево растет на богатых кальцием почвах горных долин. Оно поднимается из земли сразу несколькими стволами толщиной с руку до 3-5-метровой высоты. В феврале-марте на коре деревьев делают небольшие насечки. Через порезы на гладкой коре выступают белесые комочки загустевшего сока. С одного дерева получают 10-20 килограммов смолы в год.

Сбором ладана в Султанате Оман занимаются несколько тысяч человек. Получаемые урожаи составляют несколько тысяч тонн смолы в год.

В столице оманского Дофара Салале в отличие от традиций Аравии, где принято угощать гостя кофе и финиками, меня прямо из аэропорта привезли в рощу кокосовых пальм. Оманец в платке и яркой клетчатой юбке (уизаре) из цельного куска ткани, запахнутого вокруг бедер, разделал несколько орехов. Вместе с наследником шейха местного племени табук Амером мы выпили и прошлись по рынку. Моего сопровождающего приветствовали многие встречные. Некоторых он отрекомендовал как рабов своего отца, отпущенных на волю на его памяти.

В торговых рядах Салалы главный товар – ладан. В целлофановых пакетах и мешках, с глиняными четырехгранными жаровнями и серебряными круглыми кадильницами впридачу его продают загорелые дочерна торговки в красочных одеждах с золотыми украшениями в носу.

Дофар – родина ладана, который не удается вырастить ни в других районах, ни специальных теплицах. С местных горных троп начинался и етырехтысячемильный "путь благовоний" в южное палестинское средиземноморье, а оттуда – в храмы Египта, Рима, Греции и России.

По прекрасному шоссе, вьющемуся среди известковых гор до самой границы с Йеменом, мы с Амером едем в ладанную рощу. В усеянной камнями серой долине торчат частоколы дере- вьев, больше похожих на высокие кустарники. То, что можно было бы назвать кроной, покрыто редким бархатом мелких листьев. Через трещины гладкой коры выступают белесые комочки затвердевшего сока. Амер снял почти прозрачную, затвердевшую слезу пораненного дерева и предложил попробовать на вкус. Мучнистый сгусток пристает к зубам. У него мягкий хвойнолекарственный аромат. Сходство с благоуханием ладанного дыма довольно отдаленное: тот запах значительно острее. Да оно и понятно: в местных курильницах и христианских кадилах содержится не только ладан.

Смолу дерева, называемого по-арабски "любан" и известного в христианстве и в России в виде "ливан", жители Аравии использовали для окуривания жилищ, одежды, "душились", что они делают и до сих пор. Именно из окуренных аравийских шатров ладан попал в жертвенники и кадильницы храмов. Вот где истоки парфюмерии и самого этого слова (per fumus в переводе с латыни означает "через дым").

Эмиратцы, встречая гостей ароматами уда и ладана, оздоровляют домашнюю атмосферу. Курением благовоний они и провожают дорогих посетителей, создавая в их окружении облако ароматного здоровья. Если по окончании беседы или трапезы хозяин вновь взялся за курильницу, значит гостю нужно уходить. Народная пословица гласит: "Баада-ль-уд мафии кууд" (После курения нет сидения).

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

07.08 Air Arabia Москва - Шарджа от 12 876 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта