Железные дороги и поезда на Украине

Сеть железных дорог довольно плотно покрывает территорию Украины и отличается высокой связностью. Однако между городами, расположенными в разных концах страны, не всегда имеется прямое сообщение, и во многих случаях связующим звеном является Киев. Другие ключевые пересадочные узлы - Харьков, Днепропетровск, Жмеринка, Львов. Сообщением управляет государственная компания "Укрзализныця" (УЗ).

Дальнее сообщение представлено преимущественно традиционными поездами с лежачими вагонами трех классов: плацкарт, купе, люкс. Состояние подвижного состава сильно разнится: встречаются и современные вагоны, и откровенно устаревшие, иногда - в плохом санитарном состоянии. В расписании превалируют ночные поезда. Однако в последние годы их число резко сократилось, но в то же время активно вводятся дневные экспрессы с сидячими вагонами.

В 2000-х годах начали появляться электропоезда с сидячими вагонами первого и второго классов, курсирующие по направлению Киев - Хмельницкий и далее до Тернополя или Каменца-Подольского. В настоящее время число таких экспрессов достигло пяти, и они являются основным видом транспорта на этом направлении.

С 2012 года появился десяток скоростных экспрессов Hyundai Rotem, которые были призваны частично заменить ночные поезда на ключевых линиях между крупнейшими городами. Экспрессы ходят из Киева в Харьков (трижды в сутки), в Донецк (дважды), а также в Трускавец (через Львов), Днепропетровск и Запорожье (по одному рейсу). Расписание этих поездов может меняться, в том числе из-за поломок составов, требующих длительного ремонта и модернизации - в частности, в начале 2014 года все они изымались из эксплуатации на несколько месяцев. В каждом составе девять вагонов с сидячими местами: шесть второго класса с компоновкой сидений 3+2, а также три вагона первого класса с компоновкой 2+2. Экспрессы получили официальное название "Интерсити+", но в народе известны как Hyundai.

Тогда же были приобретены два двухэтажных состава Škoda, которые работают преимущественно региональными экспрессами между Харьковом, Донецком и Днепропетровском. Поезда мало приспособлены для трех-четырехчасовых переездов: сиденья стоят плотно и не откидываются. Официальное название этих поездов - "Интерсити".

Наконец, летом 2014 года были запущены электропоезда "Тарпан" украинского производства, совершающие ежедневные рейсы из Киева во Львов и Одессу. Обозначаются как "Интерсити+" или "Украина-2". Система классов аналогична поездам Hyundai. Все скоростные электропоезда имеют номера в диапазоне 700-799.

Стоимость проезда в традиционных поездах ощутимо выросла за последние годы, но по сравнению с ценами в России все еще невелика. Плацкартный билет по маршрутам Киев - Харьков, Киев - Львов и Киев - Одесса стоит около 110 гривен, купейный стоит 170-230 гривен в зависимости от поезда. Стоимость билетов в вагоны люкс колеблется в диапазоне 450-700 гривен. При этом стоимость сидячих билетов в экспрессах на тех же маршрутах составляет от 260 до 355 гривен в вагоны второго класса и от 420 до 515 гривен - первого класса. Для экспрессов действует скидка 10% при покупке билета туда-обратно, для остальных поездов стоимость билета фиксированная.

В западном и восточном направлениях выигрыш во времени при выборе "Интерсити+" значителен (например, экспрессы во Львов идут пять часов, а обычные поезда от 8 до 13, но обычно 9 часов). А вот одесский экспресс в пути более семи часов, что немногим лучше обычных поездов. Однако к концу 2014 года планируется сократить время в пути до шести часов. Для сравнения, автобусы между Киевом и Одессой идут согласно расписанию шесть-восемь часов, проезд стоит 200-300 гривен.

Билеты на поезда дальнего следования можно приобрести как в железнодорожных кассах, так и на многочисленных сайтах с комиссией 7-30 гривен, которая включается в стоимость билета. При покупке на официальном сайте http://booking.uz.gov.ua/ комиссия минимальна, а на большинство поездов можно оформить электронный билет. В скором времени "Укрзализныця" обещает распространить электронные билеты на все поезда внутри страны. С апреля 2013 года билеты выписываются с указанием имени и фамилии пассажира. При посадке в поезд необходим документ, удостоверяющий личность.

В конце июля 2014 года по маршруту Киев - Измаил начал курсировать первый частный поезд, принадлежащий компании "Южные туристические линии". В составе два плацкартных вагона, два купейных и один полулюкс (СВ). Поезд ходит через сутки, в купейный вагонах и полулюксе есть беспроводной интернет. Билеты можно купить на сайте оператора.

Украина тесно связана железнодорожным сообщением с Россией, Белоруссией, Молдавией, имеется ежедневное сообщение с рядом стран Восточной Европы. Практически все международные поезда - только со спальными местами.

Пригородные поезда распространены повсеместно и в массе своей отличаются невысокой скоростью передвижения и низким комфортом. Сиденья, как правило, представляют собой деревянные лавки. При этом проезд баснословно дешев: 3-4 гривны при расстоянии до 5 километров, 6-10 гривен за 50 километров пути и 20-30 гривен за 350 километров. Билет можно купить только в кассе, он действует в течение дня для однократного проезда по маршруту. В крупных городах интенсивность движения пригородных поездов достаточно велика и обычно заметно выше, чем в регионах России.

Вокзалы, включая небольшие, работают круглосуточно. На крупных имеются камеры хранения за умеренную плату. Однако условия ожидания поезда могут быть далеки от комфортных.

Поезда в Крым

Поезда между Украиной и Крымом курсируют в обычном режиме и с позиции украинского законодательства не считаются международными, поскольку Крым назван "временно оккупированной территорией Украины". При выезде из Украины в Крым проводится милицейский контроль на станции "Новоалексеевка", печати о выезде из страны не ставятся. На российской стороне границы, в Джанкое, осуществляется полноценный паспортный и таможенный контроль. Туристам, прибывшим в Крым из Украины следует иметь в виду, что и выехать они должны назад на Украину (а не улететь, к примеру, на самолете из Симферополя в Москву), в противном случае в украинской пограничной базе данных они будут числиться как нарушители пограничного режима и им будет закрыт въезд на Украину в будущем.

Также, не следует покупать билеты на поезд из Крыма на Украину, если вы въехали в Крым из России, поскольку украинские власти откажут во въезде в страну. Об этом, как правило, предупреждают как в кассах ж.д вокзалов Севастополя и Симферополя, так и на пограничной станции Джанкой.

Личный опыт путешественников

Рассказать о личном опыте (Ваш текст появится на сайте после проверки редактором)
Добавить отзыв
370

Ностальгическая поездка в Крым

Есть свои особенности и в организации автомобильного движения. В Ялте есть пара пешеходных переходов, на которых машины по-европейски пропускают пешеходов. В остальных местах вместо поворотника используется гудок и показ недодавленному среднего пальца постфактум. Читать дальше →

Долгий путь из Москвы во Львов

Началось все вполне безобидно. В тот момент, когда я определился наконец-то с датой отъезда во Львов, оказалось, что билетов в кассе на это число уже нет. Я особо не расстроился, так как знал, что у папы есть хороший сотрудник, что может достать все, что угодно. Так и получилось. И вот у меня на руках уже был жд. билет, плацкартный правда, ну ничего страшного... Читать дальше →
Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

27.06 airBaltic Москва - Одесса от 5 936 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта