← Назад

Бронирования

← Назад

Куда поехать

← Назад

Визы

← Назад

Полезное

← Назад

Обмен опытом

← Назад

Популярные страны

← Назад

Европа

← Назад

Азия

← Назад

Америка

← Назад

Африка

← Назад

Австралия и Океания

Вокруг Британии на "Швейцарии"

Мне всегда хотелось поехать в круиз. Казалось, что нет ничего прекраснее, чем плыть на большом судне, а вокруг безбрежное море, волны... И вот как раз последнее останавливало. А вдруг шторм, качка... Собственный вестибулярный аппарат никогда не вызывал особого доверия, да и стать жертвой кораблекрушения не очень-то хотелось. Но предложение одесского туристического агентства "Лондонская тревел ЛТД" оказалось заманчивым. Еще бы, не какое-нибудь там Средиземноморье, а совсем уж редкий маршрут - двухнедельный круиз на швейцарском судне MS Switzerland вокруг Великобритании и Ирландии и всех прилегающих к ним островов. Выглядеть это должно было примерно так: Лондон - Дувр - острова Силли - Корк - Дублин - остров Мэн - Обан - Инверэри - остров Скай - остров Льюис - Оркнейские острова - Инвергордон - Абердин - Эдинбург - Йорк - Дувр.

Мультивизу в посольстве Великобритании сделали на редкость быстро, еще проще оказалось с ирландской: при наличии британской ее ставят без проволочек и лишних вопросов. Оставалось только запастись таблетками от укачивания...

К началу круиза мы опаздывали, поэтому сесть на судно предполагалось уже в Дублине. Из Лондона, где мы переночевали в гостинице, до аэропорта добирались на такси. Пожилой водитель микроавтобуса в строгом английском костюме и при галстуке, больше похожий на преподавателя университета, чем на таксиста, сообщил, что рано утром боевики Ирландской республиканской армии в который уже раз пригрозили взрывом в лондонском аэропорту Хитроу. Дело, по его словам, обычное. Но мы родились под счастливой звездой: в Дублин улетали не из Хитроу, а Гатвика - второго по величине аэропорта Лондона.

Город, встретивший нас запахом моря и цветов, оказался полной противоположностью чопорному Лондону. Он поразил прежде всего своей раскрепощенностью - и еще тем, что в Дублине почти все рыжие, даже собаки и кошки. А вот окружающие ландшафты - изумрудные.

В порту у причала стояло единственное судно - наша "Швейцария". Белый десятипалубный исполин, где предстояло провести без малого две недели, казался надежным прибежищем. Приняли нас радушно. Стюарды подхватили сумки и быстро унесли в неведомые недра судна. Мы по привычке занервничали: куда, зачем? Нас успокоили: "Тю! Да вы же ж у Швэйцарии!" Сервис действительно оказался швейцарским, а вот команда, за исключением капитана-итальянца и нескольких старших офицеров - украинской! И она была нам рада не меньше, чем мы ей. Нам, единственным русским туристам на судне, затерянном в водах Ирландского моря, было приятно сознавать, что о нас есть кому позаботиться - и о нас действительно заботились совсем по-домашнему. А в свободное от работы время кто-то из официанток обязательно сопровождал нас на экскурсиях в качестве провожатых.

Круизное судно MS Switzerland (прежнее название - Daphne), зафрахтованное крупной швейцарской фирмой Leisure Cruises SA, вполне соответствовало заявленным в буклете "трем звездам плюс". Этим "плюсом" оказались: открытый бассейн на верхней палубе и довольно вместительный фитнесс-центр, где можно было еще и попить вдоволь всяких полезных травяных настоев и сделать ингаляцию. Помимо этого, в наличии имелись тренажерный зал, массажный кабинет, парикмахерская, и наконец сауна - отдельно для женщин и мужчин. Правда, немцы и немки этот принцип половой сегрегации всячески игнорировали.

- Уже за все это, - имелась в виду не совместная помывка, а весь комплекс услуг, - можно получить четыре звезды, да конкуренты не позволяют! - с гордостью за собственное хозяйство отметил старший по менеджменту и обслуживанию. Одессит.

По вечерам, когда судно отчаливало от берега, народ растекался по барам или оседал на ежевечернем представлении в уютном "адмирал-салоне". Публика на судне - все больше немцы, австрийцы, шотландцы, англичане. Первые были довольны только собой и недовольны всеми остальными, в том числе и нами. Особенно почему-то в сауне, где, едва только заслышав русскую речь, насупленно отворачивались и молчали. Веселым и доброжелательным шотландцам не очень нравились чопорные и холодные англичане, но шотландцы тактично скрывали это. А англичанам, по-моему, было хорошо со всеми. Вот в такой компании мы и отправились в плавание. Впереди нас ждал остров Мэн.

Несмотря на свои скромные размеры - всего 20 километров в ширину и 53 километра в длину - входящий в состав Великобритании остров Мэн вполне независим: есть свой парламент, собственная конституция, почтовые марки и собственная валюта. И говорят здесь не столько по-английски, сколько по-гэльски (один из кельтских языков). Этот крохотный малонаселенный остров рыбаков и цветоводов в Ирландском море только раз в году становится местом паломничества туристов, когда публика съезжается на международный мотопробег, в котором принимают участие лучшие гонщики мира. В остальное время приезжие здесь - редкие гости. Только время от времени сюда заходят большие круизные суда вроде нашего и небольшие яхты путешественников-авантюристов. Из Англии до острова можно добраться и самолетом авиакомпании Manx Airlines или на катамаране. И тот, и другой регулярно ходят из Ливерпуля, Белфаста, Дублина и Флитвуда.

Маленький остров оказался богат на достопримечательности - самая большая в мире ветряная мельница, прозванная в народе Леди Изабелла, кафедральный собор XIII века, замок Рушен XI века, Музей викингов.

Сойдя с судна, мы тут же пересели на поезд (местной железной дороге уже перевалило за сто лет) и проехались по живописному побережью от Дугласа до Рамсея. Глядя на проносившиеся мимо пейзажи, хотелось философствовать. Низкие кусты вереска, цветущие яблони, поля, поросшие какими-то неведомыми нам ядрено-желтыми цветами. Как оказалось, большинство местных жителей выращивает цветы и продает их на экспорт. Нам по секрету рассказали, что тюльпаны и розы, известные у нас как голландские - на деле чаще всего просто вывезены с Мэна. Местная фауна поразила не меньше флоры: практически все населяющие остров кошки оказались бесхвостыми. Мэнцы разводят эти неземные создания на специальной ферме уже на протяжении столетий.

А вот с деньгами можно запутаться. "Мэновские" фунты легко перепутать с обычными английскими: на одной стороне монеты - традиционный профиль Елизаветы, а вот на обратной стороне - нечто отдаленно напоминающее сотовый телефон. Но самое главное - местную валюту совершенно невозможно потратить вне пределов острова. Случайно перемешав местные фунты с английскими, я как-то попыталась расплатиться ими в супермаркете уже в Шотландии (где, кстати, тоже есть свои шотландские бумажные деньги, и ходят они наравне с английскими фунтами только в пределах Шотландии). Продавец был просто в шоке: где я набрала таких монет?

Здесь, как, впрочем, и на всех других островах, на которых нам пришлось побывать, жизнь размеренна и спокойна, и люди здесь такие же - медлительные и умиротворенные.

После Мэна наш путь лежал в Шотландию - к островам Скай и Льюис. По своим очертаниям на карте Скай напоминает два расправленных птичьих крыла. Птиц здесь и в самом деле много - жирные белые чайки, промышляющие в порту, и разгуливающие по полям пестрые фазаны. Из Портри нас повезли в замок Данвеган (XV век) - резиденцию клана Маклеодов, с которым связана вся история острова. Таких замков в Шотландии невероятное множество, и с каждым связана своя романтическая легенда. И во многих до сих пор обитают потомки самых известных шотландских кланов - Маклеодов, Маклаудов, Макдауэллов, Макдональдов и прочих Маков.

После Ская остров Льюис показался совсем пустынным и безликим. На много километров вокруг - ни души. Не было уже привычных глазу цветущих полей и изумрудной зелени. Сторновей - единственный город на Льюисе, а дальше на север - сплошные торфяные болота, холмы, поросшие мхом, бесчисленные большие и малые озера (сами шотландцы любят сюда приезжать на рыбалку), редкие деревца, совершенно самостоятельно пасущиеся овцы - все это больше похоже на тундру. Несколько огромных экскурсионных автобусов выглядели здесь совсем лишними. Казалось, наше внезапное вторжение надолго нарушило покой всего острова.

Сами шотландцы называют Льюис Долиной Плача. Говорят, что столько осадков, как здесь, не выпадает в самое ненастное время даже в Лондоне. Вот и мы приехали в дождь. В общем, после всего этого очень захотелось вернуться обратно на судно, в уютную каюту.

В Обан, расположенный на восточном побережье Шотландии, мы приплыли рано утром, пока все еще спали. Проснулись от протяжных звуков шотландской волынки, доносившихся снаружи. За иллюминатором - залитый солнцем город (и это после ливней на Льюисе), а на берегу стоит одинокий волынщик в клетчатой юбке и гольфах. Оказалось, нас ждут. Даже транспаранты развешали, и каждой даме, сошедшей с бота, вручался цветок. Все было трогательно. И мэр Обана был очень приветлив с нами. Со всеми, а не только с дамами. Судя по всему, заход в порт такого судна, как наше, для города - большое событие.

Первым делом, конечно, экскурсия. К замкам - Макдональдов, затем Макдугаллов на севере Обана, а напоследок в замок Инверери, резиденцию клана Кэмпбеллов. Из последних больше всех отличился герцог Дюк Аргилл VII, живший в XVII веке. Он умудрился за свою жизнь не только проиграть огромное состояние - четыре миллиона фунтов стерлингов, но и признал своими 398 внебрачных детей... Большой души был человек. Так что сегодня более 12 миллионов человек во всем мире носят фамилию Кэмпбелл.

После экскурсии хватает времени и на посещение многочисленных сувенирных лавочек и магазинов. Чаще всего отсюда увозят в подарок пуловеры и пледы из шерсти овец, которых разводят только здесь, юбки и шарфы в модную нынче шотландскую клетку. Почти каждый раз хозяева угощали нас печеньем: "Да вы просто попробуйте!" Обижать никого не хотелось, и к концу мы уже просто объелись сладким шотландским печеньем.

Мимо Оркнейских островов - самой северной точки Великобритании - мы благополучно проскочили, даже не задержавшись. А благополучно потому, что сразу после Обана судно попало в шторм. Этого я боялась с самого начала.

На деле оказалось совсем не так страшно. Каких-нибудь семь баллов. Бывалые моряки рассказывали, что вот когда девять баллов, тогда да, а семь - это тьфу. О том, что с морем все-таки не все в порядке, говорила неуверенная походка пассажиров по палубам: приходилось даже держаться за специальные перила на стенах. Смешнее было на танцах - партнеры каждый раз проскакивали мимо друг друга, так не разу и не встретившись. В общем, гораздо уютнее было находиться в горизонтальном положении.

Всю ночь на нашей третьей палубе слышались громкие стуки непонятного происхождения. Как потом выяснилось, это раскатывали по спортзалу незакрепленные штанги.

Весь следующий день провели в море. Развлекались чем могли. Пристать на ботах к берегу не представлялось возможным, и в целях безопасности пассажиров капитан принял решение следовать дальше, в Инвергордон.

Городок Инвергордон вряд ли стал бы известен на весь мир, если в его окрестностях, в озере Несс (Loch Ness), не водилось бы чудовище. То самое знаменитое Лохнесское чудовище, о котором написано уже столько книг и в поисках которого американские, японские, французские исследователи облазили все озеро вдоль и поперек. Романтики считают, что Несси живет в пещере под руинами замка. Туристов в любое время года сюда съезжается невероятное множество. Во всех сувенирных лавках быстро раскупаются сувениры в виде Несси - подсвечники, кружки, мягкие игрушки.

Озеро, протянувшееся вглубь острова на 40 километров, больше напоминало реку. Когда нас привезли в Инвергордон, над озером сгущался туман, и без того легендарное место казалось еще более мистическим. Доверчивые туристы, скопившиеся на смотровой площадке замка, пытались разглядеть в воде хоть что-нибудь, напоминающее знаменитое чудовище. Мы же, кроме большой коряги, торчащей из воды у самого берега, ничего не увидели. Зато прокатились по озеру на кораблике.

После Инвергордона был Абердин. Абердин похож на огромную оранжерею - цветы на балконах, подоконниках, клумбах, в огромных плетеных корзинах, подвешенных к фонарным столбам, в садах, по берегам реки - повсюду и, как выяснилось, практически в любое время года. Уже в десятый раз город получает приз "Самому цветущему городу Великобритании". Но больше всего роз и рододендронов, гортензий и герани можно увидеть в Дюсси-парке - это 20 гектаров фантастического цветочного рая с Горой Роз в самом центре.

Наше путешествие по Шотландии заканчивалось в любимом всеми шотландцами Эдинбурге, городе Вальтера Скотта, Роберта Льюиса Стивенсона и сэра Артура Конан-Дойля. В Эдинбурге впервые была опубликована знаменитая на весь мир энциклопедия Britannica. И, как подчеркнула специально для нас гид, здесь родился любимый всеми русскими национальный шотландский поэт Роберт Бернс. Всю дорогу мы слушали фольклорные песенки. Гид, истинная шотландка-патриотка, громко распевала, перекрывая своим голосом магнитофонную запись, песню об одном шотландском молодце в юбке: "Donald, where are your trousers?!" ("Дональд, где твои брюки?").

А после обзорной экскурсии все ринулись на Принцесс-стрит, главную магазинную улицу Эдинбурга с эксклюзивными бутиками и огромными универмагами.

Наконец приплыли в Англию. В Гулле переправляться на берег нам пришлось в спешке. Морской отлив здесь настолько сильный, что можно даже в боте сесть на мель. Отлив двигался от берега со скоростью горного потока. Все кончилось благополучно, да и не могло кончиться иначе.

Из Гулля отправились в Йорк (графство Йоркшир) - один из немногих английских городов, где сохранились постройки римлян, а также викингов. Здесь находится и самый большой кафедральный собор Великобритании. Он еще и самый "долгий": строить его начали еще в 1220 году, строили 250 лет и в конце концов построили.

С нашей "Швейцарией" мы расстались в Дувре. Зимой она отправится в 134-дневную кругосветку - по Индийскому океану в Восточную Азию, Австралию, Новую Зеландию, на Остров Пасхи, в Южную Америку - и снова в Европу.

Смотрите также

Спецпредложения авиакомпаний

21.03 Gulf Air Москва - Лондон от 75 893 руб
26.02 Turkish Airlines Москва - Лондон от 33 631 руб
Анонс самых интересных материалов

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта

Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах