Банкоматы: Америка восстала против "автоматических кассиров"

В нашу жизнь банкоматы ворвались всего несколько лет назад, и большинство пользующихся ими россиян еще не изжили в своих душах шок от первого столкновения с этими удивительными устройствами. Поэтому мы не вполне отдаем себе отчет, как с их помощью кое-кто на нас наживается. В США, где к банкоматам уже вполне привыкли и поэтому воспринимают их со здоровым потребительским цинизмом, в последние годы развернулась общественная кампания против необоснованных поборов, которым подвергаются клиенты "автоматических кассиров". Активисты этой кампании рассказывают интересные вещи и дают советы, полезные, в частности, и для гостящих за рубежом россиян.

В нашей стране почти каждому обладателю пластиковой карточки в процессе общения с банкоматами пришлось пережить два глубоких потрясения. Первое - это когда машина впервые выдает человеку деньги: пощелкал пальцем по клавишам - и они вылезают откуда ни возьмись! Второе потрясение - это когда машина впервые категорически отказывается давать деньги. Такие случаи регулярно имели место в течение всего периода рыночных реформ в России, а после массового банковского краха в августе прошлого года они приобрели масштабы эпидемии.

При таком обилии острых ощущений наш потребитель к банкомату испытывает некоторый почтительный трепет. Если машина работает, российский клиент не очень задумывается, во сколько ему обходится эта работа, и почему в разных банкоматах она для него стоит по-разному.

В Америке, где нет такого закона, правила или права, за соблюдение которого не боролась бы какая-нибудь общественная организация, на банкоматы ополчились такие могучие силы, как "Потребительская федерация Америки" (Consumer Federation of America) и "Исследовательские группы общественных интересов" (Public Interest Research Groups).

Нам кажется совершенно естественным, что банкоматы, принадлежащие одному банку, взимают по карточкам, выданным другим банком, более высокие комиссионные, чем по карточкам своего банка. Так уж у нас повелось с самого начала. Американцы, у которых это "начало" случилось на два десятка лет раньше, помнят, что повышенные комиссионные для "чужаков" существовали не всегда.

Комиссионные банкоматов - это дополнительная плата, которая взимается с клиентов, получающих наличные деньги через эти машины.

Предположим, что у вас есть карточка и счет в банке А (российском или иностранном - в данном случае неважно). А деньги по этой карточке вы хотите получить в банке Б.

"Ваш" банк, вероятно, возьмет с вас небольшую плату за снятие наличных с вашего счета. Скорее всего, она будет непосредственно списана с вашего счета. Но банк может взять ее и косвенно: например, установив повышенный минимум остатка на счете. Или ежемесячную плату за обслуживание. В общем, со своим банком вы так или иначе рассчитаетесь за оказанную услугу.

Почему вы платите банку за использование банкомата, который ему не принадлежит? Потому что сам банк платит владельцу аппарата за каждую совершенную с его помощью операцию. (В США такая плата составляет обычно $0,5, и еще символическая сумма уплачивается отдельно в пользу сети, в которую входит данный банкомат). Эти деньги предназначены на покрытие операционных расходов по эксплуатации банкомата. Банк, выдавший карточку, снимает их со счета клиента и перечисляет владельцу умной машины.

Многие из владельцев, однако, не довольствуются этой суммой, а вдобавок к ней взимают с клиента еще и отдельную плату, которая обычно в США равняется $1-1,5, но в некоторых случаях достигает и $7, и $10. Законодательного ограничения на размер таких поборов не существует. Иногда клиентам приходится отдавать владельцу банкомата до 10% суммы, которую они получают на руки.

Защитники прав американских потребителей особенно возмущены тем, что фактически клиента вынуждают делать два отдельных платежа за выполнение одной и той же операции.

До 1996 года правила банкоматных сетей в США категорически запрещали дополнительные комиссионные с "чужих" клиентов. Но с тех пор, как этот запрет был отменен, банки (прежде всего - крупные) наперегонки бросились вводить новые тарифы. Большинство банков устанавливают такие комиссионные только для клиентов других финансовых организаций, хотя бывают банкоматы, которые сдирают комиссию со всех без разбора. И сейчас не все банкоматы взимают комиссионные, но найти "бесплатный" банкомат становится все труднее.

Не всегда просто (а не зная в достаточной мере английского языка и вовсе трудно) понять, сколько именно придется вам заплатить за услуги банкомата. Формально правила крупных общенациональных банкоматных сетей в США требуют, чтобы условия обслуживания, в том числе тарифы, были ясно изложены два раза: на корпусе аппарата или возле него, а также на экране, через который клиент вводит команды в банкомат. На практике тарифы бывают выполнены очень мелким шрифтом и "спрятаны" среди всяких других надписей и рекламных объявлений на аппарате. А электронное объявление появляется на экране где-нибудь в самом конце "работы" с банкоматом: после того, как клиент ввел свои персональные данные, пароль, сумму, которую он желает снять, и психологически ему уже сложно "отыграть назад".

Любой попадающий в США обладатель российской пластиковой карточки для местных банкоматных сетей - "чужой клиент". Поэтому нашим туристам могут быть полезны рекомендации, которые дают американские борцы с "неразумными" комиссионными в этих сетях.

Ну, правда, первая из этих рекомендаций нам совсем не подходит. Старайтесь пользоваться банкоматом "своего" банка". Российские банки таких умных аппаратов за океаном, к сожалению, не держат.

Но вот другой, весьма практичный совет. Избегайте банкоматов, установленных в магазинах, отелях, казино, ресторанах и тому подобных заведениях, потому что именно в таких местах можно ожидать самых высоких комиссионных. Ищите "бесплатные" банкоматы. Их выдает надпись No Surcharge. Найти их, даже теоретически, можно не везде. Например, в штатах Северная Каролина, Вирджиния, Теннесси и Арканзас все 100% банкоматов - платные. В других частях США воспользоваться банковской машиной без дополнительной платы возможно, хотя шансы на успех в разных местах не одинаковы.

Комиссионные в американских банкоматах не зависят от объемов операции. Поэтому имеет смысл аккуратно планировать свои траты, пользоваться "автоматическими кассирами" как можно реже и снимать как можно больше наличных за раз.

Можно поэкспериментировать с альтернативными способами получения наличности. Самый остроумный из них - это прибегнуть к услугам торговой точки, принимающей расчеты по пластиковым карточкам. Если вы покупаете что-то в подобном заведении, то кассир, возможно, не откажется выдать вам некоторую сумму бумажными купюрами, припишет эту сумму к стоимости покупки и не возьмет комиссионных.

Другой вариант заключается в полном отказе от пластиковых карточек в пользу дорожных чеков. Ими можно расплатиться в крупных магазинах, как наличными деньгами, и их можно превратить в наличность в отелях и банках, причем комиссионные за такие операции традиционно ниже, чем за обслуживание пластиковых карточек.

Смотрите также
64535

Спецпредложения авиакомпаний

17.10 Finnair Москва - Нью-Йорк от 21 326 руб
12.10 Аэрофлот Москва - Майами от 27 621 руб
11.10 LOT Москва - Нью-Йорк от 28 416 руб
11.10 LOT Москва - Чикаго от 31 306 руб
04.10 Lufthansa Москва - Нью-Йорк от 22 361 руб
04.10 Lufthansa Москва - Лос-Анджелес от 24 253 руб
04.10 Lufthansa Москва - Вашингтон от 30 208 руб
04.10 Lufthansa Москва - Бостон от 31 425 руб
04.10 Lufthansa Москва - Чикаго от 31 899 руб
04.10 Lufthansa Москва - Атланта от 39 409 руб
Подпишись на нашу рассылку
и получи подарок!

Анонс самых интересных материалов

Мобильное приложение "Отели" сэкономит время и деньги

Какие продукты и почему отбирают у туристов?

Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы

8 правил выживания в постсоветском отеле

Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ

Таможенные правила ввоза алкоголя

Таможенные правила России

Виза в США - так ли это страшно?

Документы для биометрического паспорта