Ваш ребенок хочет в Америку, Америка готова за это заплатить
Что необходимо знать каждому, кто решит поучаствовать в программе международных школьных обменов.
Каждый год в сентябре посольство США в Москве официально объявляет об открытии российско-американских образовательных программ на следующий учебный год. Выступая 12 сентября 2000 года на торжественной церемонии, посвященной старту программ 2001/2002 года, посол США в России г-н Джеймс Коллинз с гордостью сообщил, что на эти программы - а в них принимают участие школьники, студенты, аспиранты и молодые выпускники, школьные учителя и преподаватели вузов, ученые и исследователи - из американского бюджета выделено около тридцати миллионов долларов. При этом стать на время (от нескольких недель до года) жителями Штатов смогут 3 000 россиян. Самая массовая из этих программ программа обмена для российских школьников под названием "Флекс". Суть этой программы в том, что ученики 9 и 10 классов российских шкод, победившие в конкурсе, смогут абсолютно бесплатно на целый год отправиться в США - жить в обычных американских семьях и учиться в обычных государственных школах.
Немного истории
Идея международных обменов детьми родилась именно в США. Автор идеи - Американская полевая служба (American Field Service. AFS), добровольческая организация, во время Первой и Второй мировых войн спасавшая на полях сражений раненых, причем не только своих, но и вражеских. В 1947 году AFS впервые пригласила 51 школьника из 10 разных стран (среди которых были и Германия с Японией, совсем недавние враги!) на год в США. Вслед за AFS были созданы еще десятки некоммерческих неправительственных фондов, профессионально занимающихся международными школьными обменами. Их основатели - известные люди и даже президенты: Рональд Рейган (AISE, Американский фонд международных студенческих обменов), Роберт Кеннеди (AIFS, Американский институт международных исследований).
В 1982 году студенческие и школьные обмены получили правительственный статус: по поручению Конгресса программу разработало Информационное агентство США (USIA). А реально осуществляют обмены, как и раньше, фонды.
Сенатор Билл Бредли открыл Америку
В 1992 году по инициативе сенатора Билла Бредли, провозгласившего, что идеи демократии и свободной экономики в республиках бывшего Советского Союза могут быть по настоящему поняты только юными умами, была принята программа "Акт в поддержку свободы". Школьные обмены стали составной частью Акта. Программа целиком и полностью финансируется правительством США: участникам оплачивается дорога в США и обратно, медицинская страховка, выплачивается стипендия (100 дол. в месяц). Отбирают участников в открытом конкурсе, который проводится по всей России (в отдельные годы число российских городов, где проводился конкурс, доходило до 70). Участвовать в конкурсе могут ученики 9-х и 10-х классов. Главные критерии отбора - яркие лидерские качества, самостоятельность, коммуникабельность.
Конкурс проходит в 3 тура. На первом туре выдают список вопросов с вариантами ответов: надо выбрать правильный и поставить около него крестик. Тут главное - знание обиходной, бытовой лексики. На втором туре вопросы сложнее: кроме того, требуется написать несколько сочиненийэссе. Эти сочинения не похожи на те, что задают в школе, тут важно выразить свое собственное отношение к поставленному вопросу. По этим сочинениям судят о личности конкурсанта, его способности выжить - в непривычных условиях и несмотря на многочисленные трудности. Допущенным к третьему туру надо принести с собой заполненную дома анкету, принять участие в ролевых играх (проверяется коммуникабельность, умение работать в группе, быстро принимать решения), затем пройти личное интервью на русском (его проводят сотрудники российского Министерства образования) и английском (проводят американцы). Некоторое послабление делают ребятам из глубинки: им труднее выучить язык, там порой и учителей английского языка подолгу не бывает. Окончательное решение о том, кто из финалистов попадет в число участников программы, кто - в резерв, принимается в Вашингтоне и становится известным после 15 апреля.
Семья
От того, насколько школьник и принимающая семья - host family - подойдут друг другу, зависит успех программы. Подбором семьи занимаются американские фонды: педагоги и психологи разрабатывают подробные анкеты, чтобы выяснить, какие у будущего участника программы запросы и увлечения, где работают его родители, единственный ли он ребенок в семье и так далее. Американские семьи, принимающие "обменных" школьников, делают это абсолютно бескорыстно - им, по условиям программы, положены лишь некоторые налоговые льготы, а расходы на содержание ребенка явно выше. Движет этими семьями интерес к чужой культуре, а еще понятное, в общем-то, желание оказать комуто гостеприимство, покровительство. Дедушки и бабушки, семьи с маленькими и взрослыми детьми, родители-одиночки берутся за трудную задачу воспитания российского подростка и чаще всего справляются с ней. Хотя не без проблем - и вот почему. В больших годах Америки семью-волонтера сейчас уже найти нелегко, интерес к русским там поугас. Проще найти людей, готовых принять подростка из России, в деревнях и небольших городках, где население однородное и иностранцев, тем более русских, никто раньше и в глаза не видывал. А среди "обменных" школьников большинство, наоборот, - жители больших городов. И вот попадает наш ребенок в семью фермеров, в деревню, откуда "до цивилизации" - кино, дискотек, одноклассников - можно добраться только на машине. А водить машину участникам программы нельзя, даже если есть водительские права. Проходят первые две недели праздничного возбуждения после приезда, начинаются трудовые будни. Члены семьи все время чем-то заняты, да и о чем с ними говорить, непонятно. Скучно.
Бывает, американские "братья" и "сестры" (именно так они официально называются в обменных программах) ревнуют к иностранному школьнику, внезапно ставшему новым членом семьи, и всячески стараются осложнить ему и без того нелегкую жизнь.
Случаются и совсем нелепые ситуации. Американская семья пожаловалась, что приехавшая к ним из Красноярска девочка несколько раз просила дать ей спирта или водки, она- явная алкоголичка, ее надо немедленно отправить домой. Слава богу, координатор программы все выяснил и всех помирил. Оказывается, спирт был нужен, чтобы бороться с юношескими прыщиками, о существовании специальных лосьонов девочка просто не знала.
Что тут можно посоветовать? Школьнику - приложить максимум усилий, чтобы подружиться с приемными родителями, братьями и сестрами. Не замыкаться в себе. А еще - уважать традиции семьи и принятые в ней правила поведения. А родителям школьника (не американским приемным, а настоящим, российским) - набраться терпения. Если даже ребенок жалуется, что все вокруг злые, что в доме холодно и невозможно заснуть, а в школе одни дураки, не стоит сразу бить тревогу: скорее всего, он просто скучает по дому. Все постепенно утрясется. Если же "нашла коса на камень" и отношения с приемной семьей никак не складываются, нужно обратиться к региональному координатору. Его задача - разобраться в причинах конфликта и постараться все уладить. Он же (или региональный канцлер) может поменять школьнику семью. А может и отправить его домой - если решит, что причина конфликта именно в нем самом и смена семьи не исправит ситуацию.
Школа
Американская школа очень мало похожа на нашу. В России дети от 6 до 17 лет ходят в одну и ту же школу, а в США - в разные: сначала в младшую, потом в среднюю, потом в старшую - high school, которая охватывает четыре последних класса, с 9-го по 12-й, и куда, собственно, и попадают иностранцы, приехавшие по обмену. Занятия в американской школе начинаются рано, прогуливать и опаздывать нельзя. Американца за такое накажут, а "обменного школьника" за это, равно как и за списывание, могут сразу исключить из программы и отправить на родину. Перед началом уроков - что-то вроде пионерской линейки, на которой все салютуют флагу США. Воспитание гражданина великой страны, самостоятельной личности, осознающей себя частичкой единой американской нации, - стержневой момент всех американских школьных программ, под эту гребенку, естественно, попадают и "обменные" школьники.
Школьных программ в США много. Здесь нет (в отличие от России и большинства европейских стран) единого учебного плана. Обязательные предметы в старшей школе - математика (на выбор алгебра, геометрия или тригонометрия), один из предметов естественного цикла (физика, химия или биология), английский, иностранный язык (обычно испанский или французский ), история США. Еще хотя бы один предмет нужно "взять" по выбору: компьютер, экономика, английская либо мировая литература, фотография, рисование, хор, драма... Есть школы, где на выбор предлагается десятки курсов. Во многих школах предметы как обязательные, так и дополнительные, можно "брать" как на обычном, так и на более серьезном, "продвинутом" уровне. Поэтому класса в российском понимании (единого состава учеников на каждом уроке) в американской школе нет после утренней линейки одноклассники расходятся по разным аудиториям. Многие из российских детей, поучившихся в США, уверяют, что учиться там и легче, и интереснее - много компьютеров, всяких приборов для экспериментов, уроки часто проходят в виде дискуссий или игр. Но "обменным" школьникам важно сразу понять: американцам плохо учиться в школе можно, вам же - ни в коем случае нельзя. Неуспевающим назначат испытательный срок (от недели до месяца), чтобы подтянуться. Не получится - отправят домой. Так что, принимая решение о том, ехать или не ехать в США, и потом, выбирая школьные предметы, надо реально оценивать собственные силы.
Особенно поражает наших школьников в американской школе даже не салют флагу (и у нас такое было), не возможность выбрать интересные и полезные для будущей карьеры дисциплины (говорят, у нас такое скоро будет) , а то, что в США вместе учатся и здоровые дети, и инвалиды. Для инвалидов стараются создать все условия - специальный транспорт, парковки, туалеты. Более того, умственно отсталые дети ходят в обычные школы - конечно, для них есть специальные классы, но они вместе со всеми участвуют в жизни школы. Кстати, российские инвалиды по зрению, слуху и с нарушениями двигательных функций тоже могут принять участие в программе, для них тоже проводится конкурс.
Благотворительность входит в школьные программы всех штатов США. Каждый старшеклассник, чтобы получить диплом high school, обязан отработать минимум 100 часов на поприще благотворительности: в благотворительных столовых, в домах престарелых, помогая отстающим одноклассникам с уроками, разбирая школьный архив или убирая мусор вокруг школы - это кому что нравится и по силам.
По условиям программы, "обменные" школьники не имеют права работать, а стипендия - сотня долларов в месяц - для США деньги очень маленькие. Как правило, всегда удается найти какуюто подработку: беби-ситтерство, уроки русского языка или, например, математики, заказы на домашнюю выпечку. За такую работу принято платить наличными, да и настоящей работой это не считается, так что никаких законов школьник не нарушает, а деньги на карманные расходы, на школьные экскурсии - зарабатывает. Во многих школах есть центры, которые принимают заказы на такую работу.
Тем, кто не стал победителем, придется искать деньги
Кроме бесплатной программы, существуют и аналогичные платные (обычная цена - от 4000 до 8000 долларов за учебный год, учебный семестр стоит немного дешевле). Они проводятся теми же фондами и регламентируются теми же правилами. Набирают российских подростков на такие программы либо российские представительства американских фондов, либо российские образовательные агентства, сотрудничающие с этими фондами. У разных фондов свои преимущества. Скажем, масштаб и богатство таких фондов, как AFS, AIFS или Youth for Understanding, позволяют им иметь огромный выбор школ и принимающих семей по всей Америке, проводить для "обменных" школьников со всей планеты грандиозные встречи-форумы, иметь огромный штат региональных координаторов и канцлеров. Маленькие фонды обычно работают только в одном штате, лучше знают школы и семьи, с которыми они работают, и, скорее всего, внимательнее отнесутся к каждому конкретному ребенку. К тому же в небольших фондах пониже требования к уровню английского участников программы. Другое очень важное отличие - менее строгие требования к возрасту. В платной программе могут принять участие все, кто окажется не моложе 15 и не старше 18 лет (некоторые фонды поднимают верхнюю планку до 18,5 лет). Таким образом, программа открыта и для тех, кто уже получил аттестат зрелости. Руководители всех неправительственных фондов и образовательных фирм, с которыми беседовал ваш корреспондент, в один голос заявили, что обмены - самые трудные из всех образовательных программ, и чем взрослее ее участник, тем лучше. К тому же у выпускника российской школы, особенно если он неплохо учился и силен в английском, есть реальные шансы получить диплом американской школы - правилами это, правда, не предусмотрено, но на практике случается довольно часто. Часто удается сдать в США и сертификационные экзамены: по английскому языку (TOEFL) и академические (SAT1 и SAT2).
Виза
Студенты-иностранцы, отправляющиеся в США, - а студентами на Западе называют всех, кто учится, школьников в том числе, - чаще всего получают одну из двух виз: J1 или F1. J1 - это виза для тех, кто едет в США по различным программам культурного обмена, по ней едут и "обменные" школьники. J1 - одноразовая виза. Ее обладатель должен находиться в стране весь учебный год. А съездить на каникулы домой или в другую страну - нельзя, даже если очень хочется и есть на это деньги. Есть и другое ограничение. Участники обменов должны сразу же по окончании программы вернуться домой это правило установило USIA. В принципе, можно, еще находясь в США, попытаться изменить статус визы, то есть поменять обменную J1 на студенческую Р1 (она может быть и одноразовой, и многоразовой: кроме того, виза Р1 продляется до тех пор, пока иностранец учится в каком-либо учебном заведении).
Итак, что же, кроме удовлетворения понятного любопытства, дает человеку участие в программе? Только ли отличное знание английского? Нет, конечно. Во-первых, это возможность для подростка проверить себя и поверить в свои силы. В чужой стране, вдали от родителей он вынужден рассчитывать только на себя. Он учится аккуратно тратить деньги, ладить с людьми, сдерживать себя, самостоятельно искать выход из самых разных жизненных ситуаций. В результате ребенок становится взрослым, повидавшим мир человеком. Даже если это единственный результат затраченных усилий - уже немало.
Спецпредложения авиакомпаний
02.08 | Turkish Airlines | Казань - Вашингтон | от 60 852 руб |
02.08 | Turkish Airlines | Казань - Нью-Йорк | от 32 642 руб |
02.08 | Turkish Airlines | Казань - Нью-Йорк | от 61 279 руб |
02.08 | Turkish Airlines | Москва - Майами | от 32 493 руб |
02.08 | Turkish Airlines | Москва - Вашингтон | от 32 959 руб |
02.08 | Turkish Airlines | Москва - Нью-Йорк | от 28 767 руб |
26.07 | Turkish Airlines | Казань - Нью-Йорк | от 67 887 руб |
21.06 | Turkish Airlines | Казань - Вашингтон | от 60 630 руб |
Какие продукты и почему отбирают у туристов?
Как выбрать пляжный курорт в России: путеводитель, советы
8 правил выживания в постсоветском отеле
Страны безвизового или упрощённого въезда для граждан РФ
Таможенные правила ввоза алкоголя
Таможенные правила России
Виза в США - так ли это страшно?
Документы для биометрического паспорта
Как декларировать деньги в аэропорту и на других пограничных пунктах